Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Выздоровление малышей

Условия способствующие развитию близорукости у детей

Что приводит к развитию близорукости

К развитию близорукости приводит длительная зрительная работа без отдыха с мелкими объектами. Близорукость также развивается при низкой или контрастной освещенности. Так, например, недопустимо чтение и письмо при слабой и местной освещенности, когда освещается только лист бумаги или страница книги. Контраст света и тени приводит к переутомлению глаз, что проявляется резью в глазах. Такие условия, способствует развитию постоянного спазма аккомодации и появлению близорукости.

Вредно для зрения чтение или письмо при прямом солнечном свете, при котором создается слепящий эффект.

Негативно сказывается на зрение чтение лежа при подвижной или близко расположенной к глазам книге. Вредно читать в транспорте, т.к. из-за тряски книгу также невозможно держать на одинаковом расстоянии от лица. В этих случаях аккомодационная мышца из-за непрерывной работы перенапрягается, что создает условия для развития близорукости.

Близорукость обычно начинает развиваться в школьные годы. Чаще всего - у учащихся старших классов в связи с повышенной нагрузкой на зрение во время учебы, а также длительного времяпрепровождения за компьютером.

"Что приводит к развитию близорукости" и другие статьи из раздела Близорукость

условия способствующие развитию близорукости у детей

Факторы, способствующие прогрессированию близорукости

Прогрессирующая близорукость . или миопия, является заболеванием, которое вызывает дегенеративные изменения практически во всех оболочках глазного яблока.

условия способствующие развитию близорукости у детей

В наше время миопию рассматривают как одну из важнейших социально-биологических проблем. И не только и даже не столько потому, что она представляет собой наименее удобную клиническую рефракцию (по крайней мере, в молодом и достаточно зрелом возрасте), служащую у современного человека самой частой причиной снижения зрения вдаль, но еще больше потому, что миопия находится в ряду главных причин инвалидности по зрению (по разным авторам, до 20-25 и даже 28%).

Разумеется далеко не всякая прогрессирующая близорукость представляет собой опасность для необратимого снижения зрения, а лишь незначительная часть ее. Все зависит от степени прогрессирования миопии.

Термин "миопия" принадлежит Аристотелю и обусловлен часто наблюдающимися у близоруких миопсисом (сужением глазной щели, прищуриванием), к которому прибегают близорукие с целью уменьшения кругов светорассеивания на сетчатке, мешающих ясности зрения.

Частота близорукости среди детей значительно варьирует, как в разных государствах мира, так и часто в пределах одной и той же страны. По нашей стране такие колебания у школьников составляют цифры от 2,3 до 13,8%, а среди выпускников средних школ - от 3,5 до 32,2%.

Установлено увеличение числа близоруких в северных широтах по сравнению с южными и меньшее распространение миопии среди детей сельской местности по сравнению с городской. Объяснение указанным фактам можно, по-видимому, найти в особенностях светового режима, условиях питания, времени пребывания детей на свежем воздухе, в степени зрительной нагрузки (которой придается особое значение, о чем пойдет речь ниже), в занятиях физическим трудом, в закаливании организма и т.д.

Комплексное изучение состояния здоровья детей показало также, что на развитие близорукости оказывают влияние эндокринные факторы (в частности половое созревание) и многие заболевания, особенно хронические. Есть, например, сообщение (Н.И.Усов), согласно которому у детей, перенесших рахит, миопия встречалась в 5 раз чаще, чем у здоровых.

Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. Соответственно миопию разделяют на слабую (до 3,0 дптр включительно), среднюю (от 3,25 до 6,0 дптр) и высокую (больше 6,0 дптр). Последняя может достигать весьма значительных величин: 15, 20, 30 и более дптр.

Близорукие люди нуждаются в очках для дали, а многие и для близи: когда миопия превышает 6-8 и более дптр. Но очки, увы, не всегда корригируют зрение до высокого уровня, что связано с дистрофическими и др. изменениями в оболочках близорукого глаза.

Отсюда возникли термины "осложненная" и "злокачественная" близорукость. Иными словами, миопия может быть не только видом клинической рефракции, как она рассматривалась в соответствующей главе, но и патологией органа зрения. С этих позиций целесообразнее называть близорукость с изменелями оболочек глаза миопической болезнью. Хотя и такой термин условен, так как в основе миопии лежат, по нашему мнению, нарушения трофики тканей, ведущие глаз к растяжению во всех направлениях, при котором сам рост миопической рефракции служит не более чем симптомом дегенерации очень важным в функциональном отношении, но все-таки лишь симптомом.

Доля миопической болезни среди близоруких составляет вряд ли более 9-10% называется даже цифра 6%.

Вместе с тем укажем, что вопрос о рассмотрении миопии с разным течением - как болезни и как вида рефракции - остается не решенным окончательно: имеются исследователи, рассматривающие обе формы близорукости как проявление единого процесса.

B. Г. Aбpaмoв

Заболевания глаз у детей, подробнее.

Причины развития близорукости у детей

В настоящее время можно считать несомненным, что причиной развития близорукости являются два основных фактора: наследственность и условия внешней среды. На разных этапах развития учения о близорукости ведущая или даже исключительная роль в качестве причины близорукости приписывалась то одному, то другому из упомянутых факторов.

До 70-х годов прошлого века причиной близорукости считалась наследственность. И, действительно, во многих случаях клиническими наблюдениями было установлено, что близорукость, главным образом высокая, прогрессирующая и злокачественная, имеет выраженный семейно-наследственный характер и наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, а также по восходящей и нисходящей линии - у родителей и их потомства.

С 70-80-х годов прошлого столетия, когда в результате массовых исследований рефракции у учащихся гигиенистами и офтальмологами было установлено, что близорукость ("школьная") развивается у детей преимущественно в период школьного обучения, ведущую роль в ее происхождении на протяжении последующих нескольких десятилетий стали приписывать неблагоприятным факторам внешней среды. Среди них: усиленная зрительная работа на близком расстоянии плохое освещение недостаточная величина и плохое качество шрифта учебников наклон букв при письме общее переутомление общие заболевания, в особенности инфекционные неправильная посадка учеников другие факторы, способствующие приближению глаз к рассматриваемому предмету и напряжению аккомодации и конвергенции. При этом наследственности стали отводить второстепенную роль и даже игнорировать ее значение. Исходя из этих представлений, были разработаны основы школьной гигиены, сохраняющие свое значение до настоящего времени.

После появления в свет в 1913 г. книги Steiger с разработанной им наследственно-биологической теорией происхождения сферических рефракций внимание офтальмологов было вновь привлечено на несколько десятилетий к фактору наследственности, которую стали рассматривать единственным причинным фактором развития рефракции. При этом значение средовых факторов на формирование рефракции стали полностью отрицать. До настоящего времени имеются отдельные видные представители офтальмологии, придерживающиеся таких взглядов.

Благодаря большим успехам в изучении наследственности в последние годы взгляд на роль наследственных и средовых факторов изменился. В настоящее время, по-видимому, не имеется офтальмологов, отрицающих роль наследственности в происхождении рефракции глаз. В то же время с несомненностью доказано влияние средовых факторов на реализацию наследственно обусловленных признаков. На этом влиянии, в частности, настаивают и видные отечественные исследователи наследственности человека (С.Н. Давиденков, В.П. Эфроимсон и др.).

Одним из важнейших факторов, установленных Е.Ж. Троном, является то обстоятельство, что с возрастом оптические элементы глаза изменяются не независимо друг от друга, а взаимно влияют друг на друга таким образом, что более сильная рефракция преломляющих сред и поверхностей глаза имеет тенденцию сочетаться с более короткой осью глаза, а более слабая их рефракция - с более длинной осью. Этот процесс корреляции способствует эмметропизации рефракции и его следует, по-видимому, рассматривать как акт приспособления к условиям внешней среды.

Однако вопрос о том, в чем именно заключается механизм воздействия средовых факторов на рефракцию глаза, в частности на развитие близорукости, до сих пор не может считаться разрешенным.

Многочисленные предположения в этом отношении, делавшиеся на протяжении последних 100 лет, в большинстве своем не выдержали испытания временем.

Наиболее вероятными из факторов внешней среды, способствующих развитию близорукости, являются, по-видимому, следующие.

Необратимые изменения хрусталиков с усилением их рефракции, развивающиеся, по мнению многих, на почве длительного напряжения аккомодации при зрительной работе на близком расстоянии, играют большую роль в происхождении школьной близорукости.

Несомненное повышение внутриглазного давления под влиянием сокращения наружных мышц глаза при конвергенции может способствовать удлинению оси глаза и развитию осевой близорукости.

Толчкообразные боковые движения глаз в процессе чтения при переводе взора с одного слога на другой и в особенности с одной строки на другую сопровождаются кратковременными ударами инертной внутриглазной жидкости по задней стенке глазного яблока. Эти удары способствуют растяжению стенок глазного яблока, удлинению его оси и развитию близорукости. Живая сила этих ударов тем больше, чем ближе к глазу находится читаемый текст.

Врожденная или приобретенная при общих заболеваниях слабость и неустойчивость склеры наиболее легко способствуют ее растяжению, удлинению оси глаза и развитию близорукости. Большое значение этого причинного фактора в происхождении близорукости особенно подчеркивается В. П. Филатовым и его школой.

Л.А. Дымшиц

Причины развития близорукости у детей статья из раздела Детская офтальмология

Дополнительная информация:

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Какая группа здоровья является группой риска:

1) первая

2) вторая

3) третья

4) четвертая»

5) пятая.

Каких детей Вы отнесете к 1 группе здоровья:

условия способствующие развитию близорукости у детей

а) здоровых с функциональными и некоторыми морфологическими отклонения­ми, с функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний

б) страдающих частыми острыми заболеваниями и имеющих нарушение зрения средней степени

в) детей, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевших или ред­ко болевших за период наблюдения

г) детей, имеющих нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

Правильный ответ: (в,г)

Что понимают под физическим развитием?

1) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих его рост и развитие на каждом возрастном этапе

2) комплекс морфологических свойств организма, характеризующих его рост и развитие на каждом возрастном этапе

Правильный ответ:(1)

Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на физическое развитие:

а) алкоголизм и наркомания родителей

б) недостаточное и неполноценное питание

в) хронические заболевания

г) занятия физической культурой

д) неблагоприятные социальные условия.

Выберите правильную комбинацию ответов:

Источники:
www.glazmed.ru, www.glazmed.ru, www.myglaz.ru, studopedia.info

Следующие материалы:

27 мая 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения