Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Рецепты консультанта

Маленький запас зрения у ребенка

Маленький запас зрения у ребенка

Почему одного глаза? если только одного, то это действительно плохо. Надо уточнить именно этот момент. Не так плох маленький запас, как плох разный запас. Мозг отключит один глаз, что приведет к его слепоте. Это называется амблиопия, почитайте. Вы все правильно поняли?

Теперь про запас. В норме у ребенка 7-ми лет он равен нулю, т.е. нет ни дальнозоркости (плюсовой рефракции), ни близорукости (минусовой рефракции). В пожилом возрасте люди, не имевшие проблем со зрением получают возрастную дальнозоркость и все поголовно начинают читать в очках, если была близорукость у человека, то ношение очков для чтения отодвигается на многие годы.

Ребенок в норме рождается с возрастной дальнозоркостью, с плюсовым запасом, в норме ок +3, но не это так важно, а важно то, чтобы он был одинаков. БОльший плюс может вызывать косоглазие, потому таким детям необходима коррекция зрения еще до года, ношение очков, есть так же нюансы с игрушками, книжками, раскрасками и т.д.

Если ребенок рождается с меньшим плюсом, то есть вероятность, что к 7-ми годам у него не будет нуля, а будет минус, т.е. близорукость. Что надо знать. необходимо наблюдаться у хорошего окулиста чаще, чем обычным детям с нормой, необходимо соблюдать зрительный режим - телевизор как можно позже и реже, никакого компьютера до школы, никаких книг с мелкими рисунками и просвечивающимися страницами, читать рано категорически нельзя, следить за освещением, следить за тем, как ребенок смотрит телевизор - высота посадки ребенка, расстояние до ТВ и угол просмотра, в школе первы 2 парты. Хорошо ходить в бассейн.

Но, совершенно не обязательно, что будет минус, если запас при рождении был +1, а не +3, например. Вам никто не сможет ничего гарантировать, упадет зрение или нет.

Уточните у доктора на счет одного глаза, я бы беспокоилась именно об этом.

ЗЫ у моего старшего ребенка запас держится на месте ок нуля уже 3 с лишним года, до 7 лет еще 2 года. Так что, не все так уж и плохо :)

Кто в группе риска

Что повышает риск появления близорукости?

Наследственность. У детей, чьи родители близоруки, вероятность снижения остроты зрения на 40-60% больше, чем у тех, чьи родители видят хорошо.

Отсутствие возрастного запаса дальнозоркости. Младенцы рождаются дальнозоркими. Оптическая сила глаза у них в норме должна быть примерно +3 диоптрии. Постепенно дальнозоркость уменьшается, к 7 годам она чуть больше единицы, к 14, когда заканчивается рост глазного яблока, дальнозоркость равна 0,5 диоптрии или вовсе исчезает. Это в норме. Но если у малыша дальнозоркость маленькая, уже ясно, что он - кандидат на то, чтобы вскоре стать близоруким.

маленький запас зрения у ребенка

Слабость цилиарной мышцы, которая изменяет форму хрусталика. В зависимости от того, куда мы смотрим: на близко расположенные предметы или вдаль, хрусталик - природная линза в эластичной капсуле - делается более плоским или более выпуклым, для того чтобы лучи, попадающие в глаз, фокусировались точно на сетчатке и изображение окружающего мира получалось четким. Растягивает хрусталик мышца, которая должна хорошо то напрягаться, то расслабляться. Если мышца не справляется со своей работой, хрусталик не в состоянии принять нужную форму, лучи фокусируются за сетчаткой, и ребенок видит плохо. Слабость цилиарной мышцы повышает риск развития близорукости в 10 раз!

Если у вас близорукость, если во время диспансеризации, которая проводится в год перед поступлением в детский сад или записью в школу, у вашего малыша обнаружили малый запас дальнозоркости, знайте, сохранением его зрения надо заниматься специально.

Плюс на минус

Метод, который придумали наши ученые, опирается на эксперименты их зарубежных коллег. Те, чтобы понять, как развивается близорукость, искусственно формировали ее у различных животных, от цыплят до обезьян. Например, надевали на цыплят очки с минусовыми стеклами и таким образом делали их глаза временно плохо видящими. Лучи в глазах цыплят теперь фокусировались за сетчаткой, предметы, расположенные вдали, цыплята видели нечетко, и тогда их глаза, чтобы приспособиться, начинали&hellip интенсивно расти и отодвигать сетчатку. Через 2-3 недели очки с цыплят снимали, и оказывалось, что их глазные яблоки стали крупнее, а глаза - близорукими. А если на цыплят во время эксперимента надевали плюсовые очки, лучи фокусировались перед сетчаткой, глаз переставал расти и оставался дальнозорким.

Этот эффект решили использовать наши ученые. Они отобрали детей из группы риска, запас дальнозоркости у которых был не по возрасту маленький, и надели на них&hellip плюсовые очки. Те, которые носят дальнозоркие люди. Надели для постоянного ношения. До этого никто из офтальмологов таких советов своим пациентам не давал. Могли рекомендовать детям с близорукостью в ранней стадии читать в плюсовых очках, чтобы разгрузить цилиарную мышцу, помочь ей расслабиться. Но тут плюсовые очки выполняют другую задачу: они не позволяют глазному яблоку расти и вместе с ростом отодвигать от хрусталика сетчатку.

Сначала дети в очках видели плохо, потом их глаза приспособились. И вот прошло семь лет - и ни у одного из них близорукость не развилась. Конечно, им пришлось до 13-14 лет походить в очках, зато они избежали близорукости, которую вылечить уже никак нельзя, и, самое главное, избежали ее возможных осложнений.

Домашними средствами

Этот метод лечения, высоко оцененный врачами других стран, пока не массовый, он применяется только в Институте им. Гельмгольца. Однако есть немало простых способов профилактики близорукости, которыми можно пользоваться дома. И начинать нужно как можно раньше, пока еще глаз у ребенка не вырос.

маленький запас зрения у ребенка

Каждый день надо выполнять специальные упражнения, тренирующие цилиарную мышцу.

Ребенку надо как можно больше гулять, чтобы глаза имели возможность смотреть вдаль.

Для сохранения зрения очень полезна двигательная активность. Лучшие виды спорта - плавание, теннис, бадминтон, которые тренируют мышцы глаз и улучшают кровообращение в глазах. (Кровообращение в глазных яблоках улучшается, только если физические упражнения выполняются не менее получаса.) Полезен также лечебный массаж воротниковой зоны.

Для глаз нужны витамины: А (печень, морковь), С (цитрусовые, черная смородина), D (рыбий жир), Е (орехи, семечки). Склеру - наружную оболочку глаза - укрепляет кальций (он есть в молочных продуктах). А недавно ученые выяснили, что при близорукости в склере наблюдается нехватка цинка, магния и железа. Значит, ребенку, склонному к близорукости, полезны комплексы витаминов с минералами. Для нормализации обменных процессов в тканях глаза нужны флавоноиды (черника, красный перец) и антиоксиданты (аскорбинка, орехи).

Не всегда удается этими методами профилактики не допустить развития близорукости, но отдалить ее появление на два - три - пять лет - значит уже получить очень хороший результат.

Практика

Тренируем глазную мышцу

Упражнение Метка на стекле. Из тетрадного листа вырезать клеточку, внутри нее черной ручкой написать букву с высотой в 2 мм и приклеить клетку к оконному стеклу на уровне глаз. Встать на расстоянии 30 см от метки и смотреть двумя глазами то на метку, то через окно вдаль на какой-либо предмет по линии взора. Разглядывать предметы подолгу не надо: увидел четко - перевел взгляд. Заниматься этой гимнастикой надо сначала две минуты, постепенно прибавляя ко времени занятий по 1 минуте, и довести его до 7 минут. И так каждый день.

Упражнение Ракетка + очки. Вырезать из картона ракетку размером с теннисную. Сделать в ней горизонтальную щель, в щель вставить линейку длиной 60 см. Получился прибор: в одной руке - линейка, в другой - ракетка, которая ходит взад-вперед по линейке. На высоте 2 см над щелью надо написать букву с диаметром 2 мм. Еще нужны плюсовые очки любой центровки стекол (она в данном случае не важна), хоть бабушкины, хоть купленные в аптеке. Главное, чтобы стекла были +3, если у ребенка еще нет близорукости, а если она уже начала развиваться, к диоптриям его очков надо прибавить +3. Например, если ребенку выписали для дали очки -1, для упражнений нужны очки +2.

Нанижите ракетку на линейку, завяжите один глаз ребенка пиратской повязкой, на другой наденьте плюсовые очки, установите ракетку в таком положении, чтобы ребенок открытым глазом хорошо видел букву с. Теперь медленно приближайте ракетку к глазу до тех пор, пока ребенок четко видит букву. Как только буква расплылась, ракетку медленно отодвигайте до тех пор, пока буква не расплывется и вдали. Так приближайте и удаляйте метку по 5 минут для каждого глаза.

Упражнение надо выполнять каждый день, лучше вечером, когда работа, напрягающая глаза - приготовление уроков, чтение или рисование, - уже закончена.

Как предупредить глазные болезни у детей? Рассказывает врач-офтальмолог

Как часто нужно посещать офтальмолога? Что делать, если у ребенка закисают глазки? Детское косоглазие - насколько оно опасно.

На эти и другие вопросы отвечает детский врач-офтальмолог Наталья Пиотровская .

АиФ: - Один зрачок шире другого - с чем такое отклонение может быть вызвано?

Наталья Пиотровская: - Разница в зрачках должна насторожить родителей. Необходимо в первую очередь пройти осмотр у неоофтальмолога и невролога, потому что разница в зрачках может говорить о том, что есть проблемы в головном мозге. Если с неврологической стороны проблем нет, сделана компьютерная томография, проведено полное обследование и никакой патологии не выявлено, тогда это может быть вариантом нормы.

Бывает врожденная разница увеличения зрачка. Если ребенка это никак не беспокоит, то это и не лечится. Со временем это у детей становится более заметно, потому что у детей зрачки сами по себе шире, чем у взрослых. К старости зрачки становятся узкими, поэтому это уже не так заметно. Больше заметно в темном помещении, когда зрачки физиологически расширяются, особенно если всматриваться в глаза. Если ребенок дожил до 10 лет, и вы этого не замечали, значит неврологически все в порядке и можно не беспокоиться.

АиФ: - Детское косоглазие - что делать и насколько это опасно?

Н.П. - Косоглазие до полугода не считается патологией, потому что сетчатка дозревает после родов. Сетчатка - орган светочувствительный, когда ребенок рождается, у него такого ясного зрения, как у нас, нет. Сетчатка, зрительные пути, анализатор в коре головного мозга формируются после родов, поэтому глаза могут косить. В три месяца это вообще не является патологией. Если неврологически ребенок здоровый, нет родовых травм или сочетанной патологии, ДЦП и прочего, то все может нормализоваться. В год ребенка всегда смотрят широким зрачком, определяют преломляющую силу глаза, так называемую рефракцию, какой у ребенка запас по зрению. В год, как правило, косоглазия уже быть не должно. Если косоглазие возникает из-за оптической силы глаза, оно проявляется гораздо позже, после двух-трех лет.

Профилактика и уход

АиФ: - Когда именно рекомендуется новорожденного ребенка показывать офтальмологу?

Н.П. - Новорожденных всегда смотрит в роддоме офтальмолог. Если нет никаких жалоб, смотрят в месяц, в три месяца, в полгода и в год. Если есть проблемы, то стоит сходить к грамотному врачу.

Если нет никаких проблем, то в год мы расширяем зрачок и смотрим преломляющую силу глаза, определяем так называемый запас по зрению. Дети должны быть дальнозоркими, то есть у них плюсовая рефракция. У детей глаз короткий, поэтому этот запас в год должен быть в норме до плюс 2,5-3. Если изначально запас в размере глаза и диоптриях, допустим, плюс 0,5, то естественно глаз будет расти, и этот плюс исчерпается раньше. 0 достигается в трехлетнем возрасте, дальше пойдет уже в минус. Если изначально плюсовой запас маленький, то ребенок в группе риска по близорукости. Но это не всегда так. Бывает, что он маленький в год, маленький перед школой, всю школу - маленький, а у ребенка - прекрасное зрение.

АиФ: - Если у ребенка закисают глазки - что делать?

Н.П. - Непроходимость слезно-носового канала проявляется закисанием глаз у кого-то в неделю-две, у кого-то чуть позже, в зависимости от того, насколько сильное сужение и насколько хорошо мама ухаживает за глазами ребенка. Если она хорошо и активно их промывает, то может и позже возникнуть.

На начальном этапе назначают антисептические капли и массаж слезного мешочка для того, чтобы устранить эту непроходимость, потому что, как правило, примерно 10% новорожденных рождаются с закрытием слезно-носового протока. В норме он должен открываться к десятой недели внутриутробного развития ребенка, но бывает, что это пленочка (рудиментарная мембрана) не рассасывается к моменту родов, а рассасывается уже после. Или в носо-слезном канале есть сгусток в виде слизи, который тоже после родов может раствориться. Если такого не происходит, потому что иногда причиной является не эта пробочка желатинообразная, а какие-то более грубые изменения, спайки или более анатомически узкие носо-слезные каналы, тогда необходимо делать зондирование носо-слезного канала.

Если до полутора месяцев такое состояние не проходит, то тянуть дольше не нужно, нужно идти на зондирование. Зондирование рекомендуют делать до трехмесячного возраста с хорошим прогнозом. Чем дольше тянут, тем более запущенной становится непроходимость, и дальнейший прогноз хуже - требуются и повторные зондирования, и промывания, и атония слезных путей. В дальнейшем эти проблемы могут сохраняться всю жизнь и ограничивать выбор профессии. Иногда приходят родители с ребенком шести месяцев и говорят: Нам сказали, что оно само рассосется до года.

Но ведь чем меньше ребенок, тем проще проходит операция под местной анестезией - капельки закапали, зондом прошли слезные пути, промыли. И в дальнейшем, скорее всего, повторного зондирования не потребуется. Если ждут много месяцев, то воспалительный процесс уже длительный, ребенок большой, держать его сложно, уже требуется седация, а значит - стационар.

Наследственность

Статья по теме

АиФ: - Такая болезнь, как катаракта, передается по наследству?

Резерв (запас) аккомодации

Резерв аккомодации - это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи. Для чего нам надо об этом знать? Дело в том, что глаза могут долго без напряжения работать только в том случае, когда запас аккомодации в два раза больше затраченной части. С помощью определенных упражнений, описанных в этой статье, запас аккомодации можно натренировать.

В статье «Аккомодация по гельмгольцу» мы познакомились с понятиями «Положительная и отрицательная части относительной аккомодации».

Повторю:

Относительную аккомодацию принято всегда характеризовать объемом. И измеряют ее в диоптриях - с помощью пробных линз из набора. В относительной аккомодации выделяют две части: положительную и отрицательную.

Отрицательная часть - эта та аккомодация, которую мы затратили, чтобы четко увидеть какой-либо предмет, ее мы определяем методом нейтрализации положительными стеклами: смотрим на какой-нибудь предмет и приставляем к глазам положительные стекла, усиливая их до тех пор, пока предмет не начнет расплываться. Сила стекол, при которых предмет еще виден четко, покажет объем затраченной аккомодации.

Положительная часть - это запас аккомодации, то есть та величина, на которую ресничная мышца еще способна сократиться, другими словами, резерв. Определяют ее аналогично отрицательной части, только приставляют к глазам отрицательные линзы.

Резерв аккомодации - это сила аккомодации, оставшаяся в запасе, не востребованная при работе вблизи.

маленький запас зрения у ребенка

Для чего нам надо об этом знать?

Дело в том, что глаза могут долго без напряжения работать только в том случае, когда запас аккомодации в два раза больше затраченной части. Это значит, что при напряженной аккомодации в резерве должно оставаться в два раза больше, чем мы напрягли, чтобы глаза не уставали. Вот это, на мой взгляд, самое главное в оптометрии. Пример: скажем, Вы можете оторвать от пола груз весом в 40 кг, а пронести хотя бы метр Вы его сможете? А 10 кг Вы сможете носить полдня без каких-либо особых проблем. Так и с аккомодацией. Чтобы долго читать или сидеть перед компьютером без проблем, запас аккомодации (резерв) должен быть в два раза больше, чем затраченная часть. Этот запас бывает максимальным в 15 лет - 5 диоптрий, дальше он постепенно снижается.

Давайте немного посчитаем. Обычно ближайшая точка ясного зрения у эмметропа - где-то 10 см перед глазом. Следовательно, полый объем относительной аккомодации - 10,0 Д. Если держать книгу на расстоянии 30 см, затрачивается 3,5 Д (я округляю), в резерве 6,5 Д. Соотношение 1:2 сохранено, читать можно сколько угодно долго. Вот поэтому рекомендуется держать книгу не ближе 30 см к глазам. Ближе - уже напряг. Кстати, доказано, что близорукость у первоклашек начинается с низкого наклона головы. Опубликована статья Аветисова Э.С. с соавт. в которой с математическими выкладками доказано, что есть группа детей, которым комфортнее работать, низко наклонившись над столом (что называется, носом), несмотря на перенапряжение аккомодации. Поэтому у них развивается близорукость. И ругать таких детей бесполезно, они сами не замечают, как голова опускается. Могу поделиться опытом: я учу детей подпирать голову рукой. Все учителя учат детей одной ладошкой придерживать тетрадь, а другой писать, и ругают их когда они голову подпирают. А я учу с точностью до наоборот. Локоть ставим на тетрадь, чтобы ее придерживать, ладошку под подбородок, другой рукой пишем. В итоге ребенок не может опустить голову - локоть удерживает, перенапряжения аккомодации нет.

Запас аккомодации всегда надо учитывать, когда мы подбираем очки. А теперь вопрос: как часто окулисты это делают? Правильно! Вот почему близорукость прогрессирует, вот почему очки не подходят, вот почему без очков видно плохо, а в очках начинает болеть голова.

В идеале каждому ребенку перед школой нужно определять запас аккомодации, и если он ниже нормы - дать слабые очки для чтения одновременно с тренировкой ресничной мышцы.

Когда я начала проверять запас аккомодации первоклашкам - я была удивлена, как много среди них с нулевым запасом. Только представьте себе - резерва нет вообще, ресничная мышца работает с полной выкладкой, как если бы заставили штангу с собой таскать. Отсюда и близорукость начинается. А сейчас еще компьютер проблем добавляет, поэтому какой-то всплеск близорукости у школьников.

Когда подбираем очки близоруким, надо обязательно в очках для дали определить запас аккомодации. Если он ниже нормы - человек в этих очках не сможет работать на близком расстоянии, пойдет перегрузка ресничной мышцы. Результат – прогрессирование близорукости.

При скрытой дальнозоркости, когда есть привычный тонус аккомодации, удерживающий фокус на сетчатке при взгляде вдаль, надо без очков определить запас аккомодации, чтобы убедиться, что очки для чтения не нужны, иначе гарантированы головные боли, тяжесть в глазах и надбровных дугах, расплывание текста.

Кстати, на практике я отрицательную часть аккомодации определяют редко. В основном ориентируюсь на возрастную норму запаса аккомодации. В 7 лет запас аккомодации должен быть не меньше 3 Д, в 11 лет - не меньше 4 Д, в 15 лет - 5 Д. Это максимум, дальше где-то с 18-20 лет запас аккомодации начинает постепенно снижаться за счет потери эластичности хрусталика, но это уже другая история.

И в заключение - закономерный вопрос: можно ли увеличить запас аккомодации? Ответ категорически утвердительный - можно! И нужно! Делается это элементарно: ежедневными упражнениями. При ежедневных тренировках запас аккомодации за 2 месяца можно нарастить до 6-7 Д, у моих пациентов я это наблюдала. Если у моего близорукого пациента в очках запас аккомодации не меньше 5 Д, я выписываю ему очки в карман: хочешь - носи, не хочешь - не носи, но только будь добр ежедневно утром и вечером в очках делать упражнения! Близорукость в таких случаях не прогрессирует - проверено!

Моя методика упражнений: находим комнату или коридор не меньше 5 м длиной, вешаем на торцевую стену какой-нибудь ориентир (часы, картину, ставим скульптуру – все равно, лишь бы глазу было за что зацепиться), садимся у противоположной стены и берем в руки книгу. Теперь читаем 2-3 слова, смотрим на противоположную стену, опять читаем, опять на стену - 5 минут утром и вечером. Необходимое условие - упражнения делать в очках для дали. Детей надо обязательно заставлять читать вслух, только так можно проконтролировать, что они действительно фокусируются на тексте. Дети очень умный народ, когда разрешаешь им читать про себя, они перестают напрягать ресничную мышцу, а потом родители удивляются, почему толку от тренировок нет.

Моим детям назначали в свое время аналогичные упражнения с меткой на стекле (смотрим на метку - за стекло - на метку). Это общепринятая методика, разработанная в отделе охраны зрения института им. Гельмгольца. В таком варианте я организовать упражнения не смогла: утром некогда, все бегом, еле успеваешь накормить их в обед без меня они эти упражнения не делали а когда я приходила с работы, за окном уже темно - нет ориентиров. Так что моя методика выстрадана. Пока я сообразила, что можно тренироваться в комнатных условиях - у старшей близорукость выросла на 1 Д. Зато потом запас вырос до 7 Д, я перестала контролировать, носит ли она очки и до конца школы у нас эта 1 Д сохранилась!

Старшим детям-пациентам я даже разрешаю не выделять фиксированное время для тренировок. Эти тренировки можно делать в течение дня, когда появляется свободное время. Например, едешь в маршрутке - сядь у окна и тренируйся (на стекло - за стекло) разговариваешь с подругой - незаметно тренируйся (на ее лицо - за ее лицо), ждешь автобус - тренируйся (на свою руку - вдаль, поискал номер автобуса) и т.д. Такие постоянные тренировки, когда вспомнишь, дают больше эффекта, чем два раза в день по пять минут.

И еще я заметила: у близоруких даже когда достигнут хороший запас аккомодации, если прекратить тренировки - он неизбежно снижается. Тренироваться приходится каждый день! Но зато близорукость не прогрессирует.

Поделитесь информацией в своем блоге, в соц. сети. со своими посетителями!

Смотрите также:

  • Об остроте зрения в очках и без очков - от чего зависит острота зрения в очках и без очков, мифы и ошибки, адаптация глаз к отсутствию очков, от чего зависит острота зрения, нужно ли носить очки или нет
  • Аккомодация по Гельмгольцу - что такое аккомодация, анатомия, физиология,механизм аккомодации по Гельмгольцу
  • Об остроте зрения в очках и без очков - от чего зависит острота зрения в очках и без очков, мифы и ошибки, адаптация глаз к отсутствию очков, от чего зависит острота зрения, нужно ли носить очки или нет
  • Что видно сквозь разбитые очки или как сохранить зрение, не впадая в крайность? - распространенность заболеваний глаз в прошлом и сегодня, есть ли польза в гимнастике для глаз, мнение врача о системах Бейтса, Норбекова и других
  • Оптометрия. все статьи
  • Источники:
    2009-2012.littleone.ru, www.aif.ru, www.aif.ru, www.medicinform.net

    Следующие материалы:

    16 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения