Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Практика и отзывы

Организации помощи детям аутистам

Организации помощи детям аутистам

Аутизм, аутичные дети, помощь аутичным детям, общество помощи аутичным детям

Добро пожаловать на сайт Брянской региональной общественной организации Общество помощи аутичным детям . Наш сайт посвящен Особым детям, детям дождя, детям - аутистам.

В настоящее время в мире отмечено почти 70 миллионов человек, болеющих аутизмом. Здесь мы вместе с Вами, попробуем разобраться, что такое аутизм, специфика психического развития человека или серьезный недуг? Каковы причины аутизма и чем его лечить? Кто такие аутисты, в каком мире они живут, и почему большинство аутистов - мальчики? И почему аутизм - самая таинственная загадка третьего тысячелетия?

Среди аутистов – талантливые, способные, одаренные люди. Многие гениальные личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Билл Гейтс, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл, Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Микеланджело, и др.

Но самореализованных гениев, к сожалению, в наше время - не хватает: им не достает нормализации мировосприятия окружающего мира и социальной адаптации.

В нашей стране практически нет специалистов, диагностических и реабилитационных центров, детских садов, школ, нет даже статистики этого заболевания. Но если нет статистики, это не значит, что нет проблемы!

Мы создали Общество помощи аутичным детям . чтобы помочь детям и их родителям разрушить стену непонимания, разделяющую наши миры.

Ведь только вместе с Вами-мы действительно поможем нашим детям обрести уверенность в завтрашнем дне и сделать их счастливее!

Правительство создаст центр по организации работы с детьми с аутизмом

© Фото: предоставлено центром "Синяя птица"

МОСКВА, 22 апр - РИА Новости. Правительство РФ с 2016 года начнет создание федерального центра по подготовке специалистов и программ по вопросам работы с детьми-аутистами.

Об этом газете "Известия " рассказал замминистра образования и науки Вениамин Каганов. По его словам, в задачи центра также войдет проведение анализа разных подходов и технологий психолого-педагогического и социального сопровождения детей-аутистов, разработка и внедрение инновационных методов и технологий в работе с такими детьми и оказание консультативной помощи семьям с детьми-аутистами. Как сообщил изданию Каганов, создание центра будет проходить в рамках продлеваемой до 2020 года госпрограммы "Доступная среда", которая сейчас проходит согласование.

"РАС (расстройства аутистического спектра - ред.) - это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Сейчас в систему образования (различные образовательные организации, в том числе специальные/коррекционные образовательные организации, центры психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения) включено около 8 тысяч детей с РАС", - цитирует издание Каганова.

Замминистра сообщил газете, что одним из приоритетных направлений в организации обучения детей с РАС является интегрированное инклюзивное обучение. Однако обеспечение полноценной реализации этих форм обучения возможно только при своевременном выявлении и оказании ранней коррекционной помощи, подготовке квалифицированных специалистов, обеспечении полноценного психологического, медицинского и педагогического сопровождения таких детей.

© РИА Новости. Мария Алексеева

Костромской реабилитационный центр для детей аутистов

13 сентября 2012

С детьми аутистами сложно жить в быту, потому что их непросто социализировать. С ними постоянно нужно находиться рядом, смотреть, чтобы они не причинили себе или окружающим вреда. Это очень особенные дети. Поэтому их никогда не возьмут в обычный детский садик или в школу. Специалисты Костромского реабилитационного центра делают все, чтобы научить таких детей элементарным бытовым навыкам. Поддерживают их родителей, не дают им опустить руки. Одним из проблемных моментов остается и летний отдых — таких детей не отдашь в обычный детский лагерь. Уже третье лето, благодаря финансовой поддержке Андрея и Виктора, сотрудникам центра удается организовать летний отдых для таких детей и их родителей. Директор центра Анна Смолякова рассказала нам, как у них прошло это лето:

В деревню мы приехали 8 июля малым составом, чтобы к приезду детей и родителей подготовить все в домике: привезли продукты, игрушки, помыли посуду, приготовили еду. Утром 9 июля к нам приехали дети и родители. У кого-то уже был опыт участия в таком лагере, кто-то приехал впервые. Утром встаем кто во сколько. По очереди готовим, моем посуду, ходим за водой. Все это делаем вместе с детьми. Если детей не привлекать к деятельности, то каждый будет заниматься своими любимыми делами. Например, Андрюша целыми днями будет таскать гвозди и молоток, а Алена валяться на кровати и смотреть каталоги «Лего». Мы лепили из глины, рисовали на камнях, играли с водой, бегали и дурачились. Погода была солнечная, и каждый день мы ходили купаться и загорать. Ездили в Плес — город находится на другом берегу Волги, и мы переправлялись на лодке. Конечно, больше всего эмоций у детей от поездки на лодке. В Плесе гуляли, много ходили, прокатились на электрокаре. В последний день решили сходить в мини-поход- пикник. В полноценный поход не решились идти из-за жары. Но прогулка вышла веселая и тяжелая. Рядом базируется конный лагерь, и мы вместе с детьми каждый год ходим кормить лошадей. В этом году в конном лагере были пони. И нам разрешили не только покормить и погладить лошадей, но и посидеть в седле и полежать на спине пони. В деревне всем хорошо, так как принимают друг друга такими, какие есть. Можно и по-доброму посмеяться над чудачествами детей, можно и поругать, и поругаться. Это как в большой семье, как в нашей обычной жизни, только в маленьком пространстве. Мы хотели проводить лагерь, жить там, на маленькой земле, в деревне, которая нас объединяет и помогает почувствовать поддержку друг друга, почувствовать, чем живут семьи, в которых воспитываются дети c особым развитием, и по-настоящему полюбить этих непростых детей.

3 июля 2007

Сегодня директор фонда ездила в Костромской реабилитационный центр для детей аутистов и передала деньги и вещи, собранные для центра.

Работники центра — шесть женщин — работают практически бесплатно, на одном энтузиазме. Люди, благодаря которым дети с ограниченными возможностями имеют нормальные условия для развития, сами живут за чертой бедности. Фонд обратился за помощью к состоятельным москвичкам и собрал для сотрудниц центра хорошую модную одежду. Девушки очень радовались обновкам! Спасибо всем, кто помогал.

Благодарим Андрея за пожертвованные 36 000 рублей для сотрудниц центра. В ближайшие полгода они будут получать ежемесячные премии из этих денег — около 1000 рублей на человека. Большое спасибо!

Одна из сотрудниц центра ждет ребенка, он должен родиться в конце июля. Из денег, переданных Андреем, были закуплены средства гигиены для новорожденных на 1200 руб.

Ульяна закупила для детей, занимающихся в центре, большое количество разнообразных музыкальных игрушек — поющих и танцующих животных. Спасибо большое!

«Ситуация с аутистами у нас просто пещерная»

До недавнего времени большинство россиян мало что знали об аутизме. В лучшем случае смотрели фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом. Но после того, как из нижегородского кафе выгнали больную аутизмом сестру Натальи Водяновой, проблемы людей с особенностями развития оказались в центре общественного внимания. Выяснилось, что мы по-прежнему очень мало знаем о том, как живут и как общаются с миром те, кого мы не всегда можем понять. Что такое аутизм? Почему не надо бояться аутистов и как не навредить им? Ответы на эти и другие вопросы — в монологе матери ребенка-аутиста, президента «Центра проблем аутизма» Екатерины Мень.

Аутизм — это такая триада нарушений. У человека с этим заболеванием искажена обработка сенсорной информации. Это значит, что вся система чувств действует со сбоем. Но именно эта система позволяет людям приспособиться к окружающему миру. Человек живет с осознанием того, что такое теплое, красное, квадратное и так далее. Мир подает нам сигналы через систему чувств. У аутиста обработка этой информации происходит немного по-другому. Он гиперчувствителен к тому, что мы не видим и не слышим, при этом может полностью игнорировать то, что нам бросается в глаза.

Из-за этой особенности возникают искажения в развитии психических функций, в том числе речевых, коммуникационных. Среди аутистов встречаются и те, кто может разговаривать, но проблемы в социальном взаимодействии есть всегда. Они не знают, зачем нужно говорить, когда говорить, что за этим последует. Отсюда неумение строить социальные связи и правильно оценивать социальные риски. Аутист не понимает принятых в обществе правил и неозвученных сигналов. У него все это вызывает сложности. Он встраивается в мир, созданный не для него. Пытается хоть как-то к нему адаптироваться. С этим связана тяга к упорядочиванию вещей. Благодаря некой структуре у аутиста создается ощущение контроля над ситуацией. Все люди до определенной степени любят порядок и кладут вещи в определенное место, чтобы впоследствии их не искать. У аутистов это доведено до крайности. Они стараются структурировать все свои движения, маршруты, чтобы обрести чувство безопасности. Но со стороны может показаться, что аутист ведет себя как невоспитанный ребенок.

Аутисты развиваются асинхронно. Что-то у них развивается до небес, а что-то остается на уровне пятилетнего ребенка. Разговоры о гениальности аутистов серьезно преувеличены. Одаренных среди них примерно столько же, как и среди обычных детей. Но из-за недостатка социальных навыков многие интеллектуально развитые аутисты не могут найти работу. Хотя бы потому, что доехать до нее и свыкнуться с коллегами — это большая проблема.

Аутистам непросто жить в реальности, мало учитывающей их особенности. Чтобы приспособиться, они вырабатывают определенные формы поведения. Например, если у аутиста есть телесная недостаточность, он ее компенсирует какими-то лишними движениями — прыжками, взмахами рук. Из-за недостаточности аудиоканала они могут гудеть, бубнить что-то себе под нос, издавать какие-то звуки, чтобы проверять, на месте ли у них уши. Со стороны это всегда выглядит достаточно странно, но они так успокаиваются и приводят себя к какому-то балансу. Тут нет ни для кого никакой угрозы.

Единственный, кому аутист способен причинить вред, — это он сам. Иногда аутисты специально причиняют себе боль, но это обычно связано не с аутизмом, а с сопутствующими соматическими заболеваниями. Обычно таким образом человек пытается указать на то, что у него что-то болит. Он может начать бить себя или кататься по полу. Просто потому что у него, например, в ухе стреляет, а рассказать об этом он не может и ищет другие способы подать сигнал. На самом деле многие аутисты недообследованы. Элементарные болезни просматривались врачами или списывались на аутизм. В общественном совете при Минздраве мы сейчас занимаемся разработкой концепции организации медицинской помощи аутистам.

Когда моему ребенку поставили диагноз, я не имела никакой возможности получить в нашей стране то, что ему нужно. К сожалению, ушли годы на то, чтобы это понять. Потом я решила привезти из США метод AБA. Он заключается в вовлечении аутиста в опыт, которого он избегает. В том числе путем взаимодействия, имитации, повторения, перехода от элементарных социальных взаимодействий к более сложным. Это все реально лечит аутиста, потому что перестраивает ему сознание. Так мы пытаемся исправить некоторые функции, искаженные его мозгом. Известный эксперт по поведению животных, профессор, автор нескольких книг Тэмпл Грандин сама страдает аутизмом. И она сравнивала наше сознание с домом в несколько этажей, каждый из которых ответственен за свои функции. В голове аутиста с этими этажами все в порядке, но сломан лифт. Наша задача состоит в том, чтобы наладить взаимодействие хотя бы между некоторыми этажами. Обучение позволяет чинить этот лифт. По крайней мере, наладить движение между подвалом и пятым этажом.

Научно доказано, что аутизм не лечится медикаментозными методами. Никакие таблетки и операции не помогут. Аутизм может только корректироваться через обучение. Основные методы — педагогические. Коррекция осуществляется несколькими способами. Один из наиболее эффективных — поведенческий подход. В рамках этого подхода есть множество методик и техник. Проблема лишь в том, что развивалось это все не в СССР и не в России. В психологическом образовании у нас не было никаких задатков для того, чтобы появились такие специалисты. В 2010 году мы начали нашу образовательную программу по обучению специалистов этому методу. Но нельзя просто взять американский велосипед и поставить на российские дороги. Мы разобрали его на части и заново собрали. Какие-то детали пришлось заменить, а какие-то выбросить. Теперь это российская модель, учитывающая все наши особенности, в том числе законодательства. Это была моя невероятная авантюра. Если бы я знала все сложности, что ждали меня впереди, может быть, я бы за это и не взялась. Но у меня было очень мощное материнское желание, чтобы с ребенком занимались так, как должны заниматься с ребенком-аутистом. Из этого и выросла наша организация.

Аутисты достаточно обучаемы, но этот процесс подчинен определенной логике. Ее нужно насаждать в первую очередь среди педагогов. Если помогать ребенку-аутисту учиться с очень раннего детства, то он сильно преобразится. Это кардинально изменит его качество жизни, даже если он не придет в норму. А если этого не делать, мы обрекаем ребенка на глубокую инвалидность, пожизненную. Тут пан или пропал. Мы знаем, что есть методы, способные исправить даже глубоких аутистов, качественно их подтянуть. Но в стране пока нет возможности, чтобы каждый ребенок попадал в правильную систему — систему коррекции и обучения. Наша система психиатрической помощи им ничего не дает. В лучшем случае — не навредит.

Ситуация со взрослыми аутистами у нас просто пещерная. Эти люди выросли в совершенно мракобесной обстановке непонимания их состояния. Как правило, в результате такого «лечения» их не столько исправляли, сколько портили. Многие находятся в психоневрологических интернатах, абсолютно беспомощные. Взрослый аутизм вытекает из детства. Поэтому сегодня есть две задачи: создавать различные формы включения в социум аутичных взрослых, в зависимости от их возможностей, и работать с детьми, чтобы максимально упрощать их состояние к взрослому возрасту.

Мы развиваем программу школьного инклюзивного образования, когда аутисты учатся в обычном классе. Причем мы изначально брали детей достаточно сложных, не говорящих. Тех, у кого нарушены базовые навыки, необходимые в школе. Они такие антишкольники по складу ума. В первую группу мы набрали четырех человек, и они обучаются уже три года. В прошлом году мы привели маленьких аутистов в детский сад, где они находятся с обычными детьми. Это абсолютно отработанная модель. Вскоре мы начнем в различных регионах обучать специалистов работать с детьми-аутистами. У каждого из этих детей есть тьютор, который за ними следит. Например, если ребенок не может сидеть дольше 15 минут, на 16-й его уводят в отдельную комнату, и там с ним занимаются. Все это имеет смысл потому, что ребенок будет образован в той мере, в какой это возможно, и он может получить профессию, пусть даже базовую и рабочую.

Многие считают, что при таком обучении кто-то может пострадать. Это не так. Если методика подобрана верно, нет никакой опасности ни для самого аутиста, ни для других учеников. А ребенок учится находиться в нормальной, естественной среде. Здесь должны работать педагоги, знающие, как снимать барьеры, которые стоят на пути аутиста. Но если этого нет, такого ребенка нельзя брать в школу, так же как нельзя брать инвалида-колясочника в школу, где нет пандуса.

И еще один очень важный момент. Когда нормальные дети с первого класса учатся с аутистами, то они не напрягаются по этому поводу. У них нет никакой причины для недовольства. Если сразу снимаются все предубеждения, то выясняется, что невозможность совместного обучения — это миф, за который цепляются сторонники сегрегационного образования. А если в школе, как и в обществе, в принципе возможна травля, то объект найдется всегда.

Анастасия Чеповская

Это интересно Я рекомендую Твитнуть Поделиться

Другие материалы рубрики

Источники:
www.autist32.ru, m.ria.ru, www.pomogi.org, m.lenta.ru

Следующие материалы:

26 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения