Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Советы врача

Игры для детей с зпр на развитие памяти

Игры для детей с зпр на развитие памяти

Особенности развития памяти у детей с ЗПР

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Ввиду того что программа специальных учебных заведений для детей с ЗПР предусматривает получение ими образования в объеме средней общеобразовательной школы, создание системы коррекционного обучения для таких учащихся обязательно предполагает тщательное изучение своеобразия их памяти, а также путей и методов ее совершенствования.

Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.

Анализ структуры мнемической деятельности ребенка позволяет выделить ряд различных по сложности, назначению и уровню развития видов и форм памяти. Среди них к онтогенетически ранним относится непроизвольная память. Она преобладает у дошкольников и в начале младшего школьного возраста и продолжает занимать важное место в более поздний период. Исследования П.И. Зинченко и Л.Л. Смирнова позволили вскрыть некоторые условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания. По отношению к объектам активной мыслительной деятельности его эффективность может не только сравняться с произвольным, по и превзойти его. Теоретические работы этих исследователей послужили основой для разработки новой методики обучения, дающего возможность опираться преимущественно на непроизвольную память. Наблюдения педагогов и родителей за детьми с ЗПР, а также специальные психологические исследования указывают на недостатки в развитии их непроизвольной памяти. Многое из того, что нормально развивающиеся дети запоминают легко, как бы само собой, вызывает значительные усилия у их отстающих сверстников и требует специально организованной работы с ними.

Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Одна из применявшихся в работе экспериментальных методик предусматривала использование задания, цель которого состояла в раскладывании картинок с изображениями предметов на группы в соответствии с начальной буквой названия этих предметов. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неодинаковой продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на определенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву.

В исследовании П.Г. Поддубной (1976) изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Между первоклассниками с задержкой психического развития и детьми, обучающимися в I классе массовой школы, выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точности и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,6 раза. Более того, дети с задержкой развития запоминали даже хуже нормально развивающихся дошкольников, хотя возрастная разница между ними составляла 2-3 года. Характерно, что дети, проявлявшие наибольшую активность при подборе картинок и слов, добивались наилучших результатов. Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.

Изучение памяти у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)

Подобные документы

Понятие памяти и становление её видов в ходе онтогенеза человека. Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание как основные функциями памяти, ее взаимосвязь с другими психическими процессами. Особенности развития зрительной памяти дошкольников.

Теоретические основы исследования развития памяти и анализ её особенностей у детей с задержанным психическим развитием. Составление методики и разработка коррекционной работы по развитию памяти у детей с ЗРП. Применение системы игр для развития памяти.

дипломная работа

Память с точки зрения психолога. Развитие и совершенствование памяти. Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Физиологические основы памяти. Двигательная, образная, эмоциональная память.

Общая характеристика процессов памяти. Виды памяти. Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности. Многообразные процессы памяти. Процесс первичного закрепления материала. Запоминание, воспроизведение, узнавание.

лекция

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности использования дидактической игры для коррекции их памяти. Работа педагога-психолога в данной сфере, ее практическая апробация и оценка эффективности в школе.

Психолого-педагогические и нейрофизиологические аспекты изучения памяти. Развитие памяти у детей с нормальным психическим развитием и с задержкой психического развития. Использование дидактических игр для развития произвольной памяти у детей с ЗПР.

дипломная работа

История развития психологии памяти и экспериментальные исследования. Органические основы памяти. Характеристика процессов запоминания, сохранения, забывания, узнавания и воспроизведения. Эйдетизм как явление исключительной, феноменальной памяти.

реферат

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) как условие полноценного обучения. Психолого-педагогические условия развития памяти. Создание ассоциативных связей с помощью принципов запоминания. Опытно-экспериментальная работа.

дипломная работа

Определение памяти и её физиологический механизм. Влияние различных видов деятельности на запоминание. Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте. Факторы, влияющие на развитие памяти школьника. Упражнения для развития памяти.

реферат

Общее представление о памяти. Основные виды памяти, их характеристика. Особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте. Классификация видов памяти по характеру психической активности. Преобладание непроизвольного запоминания над произвольным.

Общее понятие памяти и ее виды. Характеристика ее основных процессов. Особенности развития памяти у дошкольников. Анализ процесса запоминания информации у детей. Упражнения, направленные на развитие памяти. Сущность механического и смыслового запоминания.

дипломная работа

Характеристика памяти, ее видов и процессов. Проблема забывания в психологии памяти. Значение и место памяти в обучении, познавательной деятельности. Возможности развития памяти в ходе обучения. Экспериментальные методы изучения памяти в психологии.

дипломная работа

Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

Сохранение и воспроизведение различных впечатлений. Сущность нарушений памяти. Нарушения запоминания, хранения, забывания и воспроизведения различных сведений и личного опыта. Количественные нарушения памяти. Динамика проявлений расстройств памяти.

презентация

Классические и современные теории памяти, ее основные виды и типы. Процессы и механизмы памяти, анализ индивидуальных особенностей ее развития. Специальные упражнения, направленные на развитие памяти. Повторение как средство, обеспечивающее запоминание.

реферат

Сущность памяти, ее классификация и разновидности по различным признакам. Процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Социально-психологические характеристики преступной группы. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

контрольная работа

Показатели взаимодействия процессов памяти. Физиологические основы процессов памяти. Экспериментальное исследование особенностей произвольного осмысленного запоминания и общей продуктивности памяти учащихся в процессе учебной деятельности, ее коррекция.

дипломная работа

Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение как одно из удивительных свойств мозга. Механизм действия памяти человека. Основные виды памяти, отклонения в ее функционировании и патологии. Методики улучшения запоминания информации.

Теории изучения памяти в отечественной и зарубежной психологии. Характеристика процессов памяти. Индивидуально-типологические особенности, специфические виды, формирование и развитие памяти. Экспериментальное изучение различных видов образной памяти.

игры для детей с зпр на развитие памяти

Этапы развития восприятия, памяти и мышления у детей младшего школьного возраста. Диагностика психического развития детей 6-9 лет. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению особенностей познавательных процессов на примере типов памяти.

Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР

Подобные документы

Теоретические основы исследования развития памяти и анализ её особенностей у детей с задержанным психическим развитием. Составление методики и разработка коррекционной работы по развитию памяти у детей с ЗРП. Применение системы игр для развития памяти.

дипломная работа

Анализ проблемы развития произвольной памяти. Развитие памяти дошкольника. Этапы овладение произвольными формами памяти. Становление произвольной памяти. Краткие выводы по теоретической части. Исследование развития памяти дошкольников.

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности использования дидактической игры для коррекции их памяти. Работа педагога-психолога в данной сфере, ее практическая апробация и оценка эффективности в школе.

Особенности развития произвольной памяти у детей в процессе онтогенеза и при отклонениях в речевом развитии. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи, игровые упражнения.

Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.

Методика экспериментального изучения уровня развития произвольной образной памяти у детей 5-7 лет детского сада "Кораблик" города Чебоксары, ее результаты. Распределение дошкольников по уровням развития зрительной памяти по методике "Запомни рисунок".

Теоретические подходы к изучению высших форм памяти человека, закономерности развития в детстве. Экспериментальное изучение развития высших форм памяти у дошкольников. Главные задачи методики "Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти".

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи. Психолого-педагогические условия ее формирования. Особенности изучения уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи.

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) как условие полноценного обучения. Психолого-педагогические условия развития памяти. Создание ассоциативных связей с помощью принципов запоминания. Опытно-экспериментальная работа.

дипломная работа

Особенности и пути развития памяти у детей дошкольного возраста с нормальным слухом и с его нарушением. Методика исследования различий в развитии памяти данных категорий детей (анализ способностей устанавливать опосредованные связи и их воспроизводить).

Память и ее развитие у детей в дошкольном возрасте. Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи. Диагностический комплекс изучения особенностей развития памяти у детей с ОНР. Детальна характеристика онтогенеза памяти.

Выявление особенностей развития произвольной и непроизвольной памяти старших дошкольников. Рассмотрение видов памяти по характеру психической активности и использовании средств запоминания у детей. Анализ результатов исследования среди дошкольников.

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Особенности развития памяти в раннем детстве. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка. Диагностические методики обследования памяти у детей 1-3 лет.

дипломная работа

Проблема развития памяти, познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития. Развитие памяти у детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении: организация исследования.

Проблема развития памяти и ее индивидуальных различий. Подходы к изучению памяти в психолого-педагогической литературе. Процессы и виды памяти. Психологическая характеристика младших школьников с нарушением зрения, основные проблемы развития памяти у них.

Понятие словесной памяти в психологии. Особенности и средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста. Экспериментально–опытная работа по эффективности использования игры как средства развития словесной памяти у младших школьников.

Понятие памяти и особенности её развития в онтогенезе, особенности и пути ее развития у детей с общим недоразвитием речи. Сравнительный анализ памяти детей дошкольного возраста с нормальным онтогенезом и детей с общим недоразвитием речи, выводы.

дипломная работа

игры для детей с зпр на развитие памяти

Сущность феномена памяти и его исследование в современной психологии. Особенности развития памяти у детей с нарушениями слуха и со слухом в норме. Разработка и проведение эксперимента по развитию памяти у детей с нарушением слуха, его результаты.

Психические особенности развития детей дошкольного возраста. Методики для психодиагностики характеристик памяти человека: узнавания, воспроизведения и запоминания (объем кратковременной зрительной и слуховой памяти), заучивания. Приемы развития памяти.

Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти, психологические теории. Особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте. Показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы. Формы запоминания и воспроизведения.

Болонана В.В. Дугинова Е.А. Еремина И.А. (сост.) Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ DOC

Электронный методический сборник для педагогов. – г. о. Новокуйбышевск, 2010 - 203 стр.

Электронный методический сборник для педагогов, в котором представлена разнообразная информация, касающаяся обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный номер электронного сборника посвящен вопросам развития таких высших психических функций как память и мышление. Вы сможете ознакомиться с особенностями развития этих ВПФ у детей с различными нарушениями. В сборнике также представлены игры, способствующие развитию памяти, мышления у детей разных возрастных категорий.

Сотрудники Территориального агентства специального образования (ТАСО) готовы предоставить для Вас широкий спектр услуг в области сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши методисты оказывают помощь в подборе методической литературы, наглядных пособий для детей с ОВЗ. Будем рады сотрудничеству с Вами!

Теоретические основы развития памяти и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Память. Виды памяти. Функции и виды памяти. Возрастные особенности развития памяти в норме.

Особенности памяти у детей с ЗПР. Своеобразие памяти при разных формах ЗПР.

Как развивается память у ребенка с нарушениями зрения. Особенности видов памяти у детей с нарушенным зрением.

Особенности памяти у детей с нарушениями слуха. Особенности памяти у глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возрастов.

Особенности памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Специфика развития памяти у детей с различными формами ДЦП.

Особенности памяти у детей с нарушениями интеллекта. Специфика развития памяти умственно отсталых детей.

Особенности памяти у детей с нарушениями речи. Состояние памяти у детей с речевой патологией.

Мышление и его виды. Операции мышления и его развитие в норме.

Особенности мышления у детей с нарушениями речи. Специфика развития мышления у детей с системными речевыми расстройствами.

Особенности мышления у детей с ДЦП. Специфика мыслительной деятельности у детей с ДЦП.

Особенности мышления у детей с нарушениями интеллекта. Характерные особенности познавательных процессов у детей с умственной отсталостью.

Особенности мышления у детей с нарушениями слуха. Сравнение развития мыслительной деятельности у детей с нарушениями слуха и нормально развивающихся сверстников.

Особенности мышления у детей с нарушениями зрения. Особенности видов мышления у детей с нарушениями зрения.

Особенности мышления у детей с ЗПР. Общие недостатки мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития. Рекомендации педагогам по работе с детьми данной категории.

Технологии развития памяти и мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья .

Рекомендации по развитию памяти у детей с ЗПР. Мнемотехнические приёмы, направленные на стимуляцию и оптимизацию процессов памяти.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Задания, направленные на развитие визуальной, аудиальной, тактильной памяти у младших школьников.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Выполняя данные задания, у детей дошкольного возраста развивается память.

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста. Задания для развития зрительной, слуховой памяти у детей дошкольного возраста.

Приемы, помогающие запоминанию детям дошкольного возраста». Задания для развития различных видов памяти у дошкольников.

Игры для развития памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения для тренировки слуховой, зрительной, двигательной памяти у школьников.

Игры, задания и упражнения для развития памяти у подростков.

Игры для развития памяти у детей подросткового возраста. Задания для развития гибкости и надежности памяти.

Рекомендации по развитию мышления у детей с ЗПР. Игра способствует развитию речи, наблюдательности дошкольников.

Развитие мышления у дошкольников. Упражнения активизируют мыслительную деятельность, способствуют развитию всех мыслительных операций.

Развитие мышления у младших школьников с ЗПР. Задания, направленные на развитие логического мышления у детей 7-10 лет.

Развитие мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста. Упражнения тренируют мышление методом конструирования.

Развитие мышления у младших школьников с ОНР. Упражнения позволяют детям тренировать словесно-логическое, наглядно-образное мышление.

Методы и приемы развития словесно-логического мышления учащихся с речевой патологией. Упражнения для тренировки мышления у детей младшего школьного возраста.

Игры, направленные на развитие мышления у детей с умственной отсталостью. Упражнения позволяют детям дошкольного возраста научиться обобщать, классифицировать.

Игры для развития мышления у дошкольников с нарушениями слуха. Игры способствуют развитию операций мышления.

Развитие мышления на уроках русского языка. Упражнения помогают учащимся отрабатывать разные отношения между понятиями.

Из опыта работы педагогов .

Из опыта работы педагога-психолога МДОУ № 39 Емельяновой Е.С. Развитие памяти и мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь».

Из опыта работы педагога-психолога Ночевкиной М.А. и учителя-логопеда Овчинниковой Т.Н. МДОУ №

30. Развитие памяти и мышления у детей дошкольного возраста с ОНР.

Список литературы.

игры для детей с зпр на развитие памяти

Ю.К. Пугач Развитие памяти. Система приемов. В книге представлены различные приемы по развитию памяти.

Источники:
www.expertpsyhology.ru, allbest.ru, allbest.ru, www.twirpx.com

Следующие материалы:

12 декабря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения