Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Советы из интернета

Рекомендации учителям гиперактивных детей

Рекомендации учителям гиперактивных детей

Гиперактивные дети и школа

Слишком активные дети. или дети "с моторчиком". Обычно до детского сада родители не считают поведение своих детей гиперактивным и требующим особого внимания. Когда ребёнок поступает в детский садик и начинает "мешать" другим детям - родители слышат слова "гиперактивность" со стороны. И только при поступлении ребёнка в школу, родители понимают, что ничего не делать нельзя. Ребёнку надо как-то помогать! Так бывает не всегда, но в основном.

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

- Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

- Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

- Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

- Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

- Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

- С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

- Неумение играть тихо, спокойно.

- Болтливость.

- Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

- Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

- Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

- Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).

Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

"Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля."

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М. 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.)

- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного)

- генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер)

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС)

- пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)

- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Рекомендации родителям:

• В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

• Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

• Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

• Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

• Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Учителям рекомендуется:

- работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности

- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение

- во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски

- предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения

- учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку

- научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем

- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске

- на определенный отрезок времени давать только одно задание

- дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы

- во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля) 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Рекомендации учителю по работе с гиперактивными учащимися

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - этонаиболее распространенная форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Проявляется двигательной расторможенностью, импульсивностью поведения, расстройством внимания, а также легкой недостаточностью координации движений и нарушением мелкой моторики. Синдром выявляется с первых дней жизни ребёнка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям, плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены.

По исследованиям ученых за последние годы количество детей с СДВГ выросло от 3% до 5%. Это явление отмечено во всем мире, так, например, по данным Ассоциации психиатров Америки дети с СДВГ составляют 5%.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью имеют немного сниженный, нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими, дети имеют высокую степень риска по социальной дезадаптации.

Также у гиперактивных детей отмечаются нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-лакомоторной недостаточностью. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.

В большинстве случаев первые проявления гиперактивности возникают у детей в возрасте 5-7 лет. Пик проявления СДВГ - 6-7 лет. Поведенческие особенности отмечаются у 69,7% случаев гиперактивности, невротические привычки - в 62,3%, также отмечается наличие тиков, назойливых движений, двигательной активности, неловкости и т.д. Дети с СДВГ, помимо трудностей в обучении, имеют проблемы во взаимоотношениях с окружающими. В подростковом возрасте синдром приводит к стойкому нарушению поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркомании. Поэтому детям уже в раннем возрасте необходима своевременная социально- психологическая, педагогическая помощь, направленная на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.

Гендерная направленность синдрома заключается в том, что среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20-25-летних - 1:2 с преобладанием девушек.

В городе Краснодаре проживает более 145000 детей. По оценкам кафедры адаптивной физической культуры Кубанского государственного университета физкультуры, спорта и туризма (КГУФСТ) от 6 до 12 процентов детей 5-11 лет в каждой школе страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Коррекция СДВГ всегда комплексная и включает методы модификации поведения, психотерапию, психолого-педагогическую коррекцию и лечение.

Поскольку наибольшие сложности дети с СДВГ испытывают в школе, к организации помощи им необходимо привлечь не только его родителей, членов семьи, но и педагогов. Выполнение ряда рекомендаций позволяет учителю нормализовать поведение ученика, и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

для выявления синдрома дефицита внимания у детей

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те пункты, которые характеризуют поведение ученика:

· наблюдаются беспокойные движения в стопах

· не умеет сидеть спокойно на месте, когда это требуется

· легко отвлекается на посторонние стимулы

· нетерпелив, не умеет дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и др.)

· не умеет сосредоточиться: на вопросы отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца

· болтлив

· испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий

· с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр

· часто переходит от одного незавершенного действия к другому

· не умеет играть тихо, спокойно

· мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей)

· нередко складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

· часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, карандаши, книги, одежда и др.)

· способен совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, на дорогу не оглядываясь по сторонам или др.).

Оценка результата: основанием для диагноза синдрома дефицита внимания является наличие у ребенка 8 из 14 симптомов, которые наблюдаются в течение последних шести месяцев.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

1. Ребенок должен занимать первую парту в центре класса (для лучшего контакта с учителем).

2. По возможности игнорировать вызывающие поступки учащегося с СДВГ и поощрять его хорошее поведение.

3. Учебные занятия строить по четко распланированному стереотипному распорядку.

4. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

5. На определенный отрезок времени давать только одно задание.

6. Дозировать ученику выполнение большого задания и периодически контролировать ход работы над каждой из частей.

7. Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

8. Побуждать ребенка к планированию, задавая ему вопрос, какие этапы нужно пройти, чтобы решить задачу.

9. Нужно учить ребенка планировать не только умственные, но и бытовые действия, в т. ч. правила безопасного обращения с бытовыми приборами, правила поведения на дороге и пр.

10. Чтобы добиться компенсации дефекта памяти рекомендуется учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать разнообразные ассоциации.

11. Ввиду высокой возбудимости детей с СДВГ необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешенных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.

Материал подготовилаФедоркова И.В.

педагог-психолог

первой квалификационной

категории МБОУ ЦДК Детство

Страница обновлена 17.04.2012

Практические рекомендации учителям гиперактивного ребёнка

1. Изменение окружения .

- изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

- работу с гиперактивным ребёнком стройте индивидуально. Гиперактивный ребёнок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски.

- оптимальное место в классе для гиперактивного ребёнка - первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду

- измените режим урока с включением физкультминуток

-разрешайте гиперактивному ребёнку через каждые 20 минут вставать и ходить в коне класса

- предоставьте ребёнку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения

- направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

2 . Создание положительной мотивации на успех:

-введите знаковую систему оценивания

-чаще хвалите ребёнка

Расписание уроков должно быть постоянным

- избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ

- вводите проблемное обучение

- используйте на уроке элементы игры и соревнования

- давайте задания в соответствии со способностями ребёнка

- большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждого из них

- создайте ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои смольные качества и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний

- научите ребёнка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных

-игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные

- стройте процесс обучения на положительных эмоциях

- помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломать его!

3. Коррекция негативных форм поведения:

- способствуйте снятию агрессии

- обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения

- регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

4. Регулирование ожиданий:

- объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы

- объясняйте родителям, что улучшение состояние ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на троих детях, которые нарушили дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: Я одобряю тебя, Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжение первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.

Помните, что гиперактивность это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми, самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, наоборот ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

(И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова)

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим занятия — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время занятия попросите его вымыть доску, собрать тетради и т. д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях ДОУ и коллективе — воспитывайте навыки работы, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

Источники:
kids.to-var.com, cdk-detstvo.centerstart.ru, stimul-tmr.edu.yar.ru, www.ds-484.nios.ru

Следующие материалы:

28 марта 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения