Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Рецепты консультанта

Диагностика пневмонии у детей в домашних условиях

Диагностика пневмонии у детей в домашних условиях

Инкубационный период

Длительность инкубационного периода различна, зависит от возбудителя и организма человека (состояние иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний) и составляет от 1-3 дней при типичных формах и до 2-3 недель при пневмониях (воспаление легких), вызванных атипичными возбудителями (микоплазма, легионелла, хламидия).

Формы

Современная классификация пневмонии (воспаление легких):

диагностика пневмонии у детей в домашних условиях
  • Внебольничная пневмония (домашняя) – заражение произошло вне больничного учреждения:
  • типичная (у пациентов с отсутствием выраженных нарушений иммунитета)
  • у пациентов с выраженными нарушениями иммунитета (например, СПИД, другие иммунодефицитные состояния)
  • аспирационная пневмония – развивается при попадании в дыхательные пути частиц пищи, рвотных масс, инородных тел (чаще у лиц, находящихся в бессознательном состоянии: в алкогольном опьянении, в коме, под наркозом). Часто осложняется абсцессом легкого (ограниченный очаг воспаления легочной ткани с ее расплавлением и образованием полости, заполненной гнойными массами)
  • пневмония, вызванная атипичными возбудителями (микоплазма, легионелла, хламидия). Ее особенностями является появление симптомов, нетипичных для классического течения пневмонии (к традиционным жалобам присоединяются симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта: диарея (понос), рвота, поражение печени, боли в мышцах, суставах, головные боли, головокружение) и невозможность обнаружения данных возбудителей в анализе мокроты.
  • Нозокомиальная пневмония (госпитальная, внутрибольничная):
  • собственно нозокомиальная – при нахождении в стационаре не менее 48 часов
  • вентилятороассоциированная пневмония – у пациентов, находящихся на искусственной вентиляции легких
  • нозокомиальная пневмония у пациентов с выраженными нарушениями иммунитета (пересадка донорских органов, прием препаратов группы цитостатиков). 
  • Пневмония, связанная с оказанием медицинской помощи:
  • у лиц, проживающих в домах престарелых
  • у лиц, находящихся на длительном диализе (аппаратный способ очистки крови)
  • обработка раневой поверхности в домашних условиях.
  • Классификация по степени тяжести:

  • легкое течение
  • среднетяжелое течение
  • тяжелое течение.
  • Степень тяжести определяется врачом в зависимости от выраженности симптомов и объема поражения легочной ткани.

    Причины

    Пневмония возникает при попадании в ослабленный организм человека микроба, способного вызвать воспаление.

    диагностика пневмонии у детей в домашних условиях

    Пневмония у детей (классификация, диагностика)

    В настоящее время пневмония у детей является актуальной медико-социальной проблемой. Эпидемиология пневмоний на современном этапе характеризуется тенденцией к росту заболеваемости и летальности во всем мире.

    Пневмония – это острое инфекционно-воспалительное заболевание паренхимы легких, которое характеризуется инфильтративными изменениями легочной ткани и дыхательной недостаточностью.

    Острая пневмония у детей проявляется инфекционным поражением альвеол, которое сопровождается воспалительной инфильтрацией паренхимы (нейтрофилами, макрофагами, лимфоцитами и т.д.), а также экссудацией, водно-электролитными и другими метаболическими нарушениями с патологическими изменениями во всех органах и системах детского организма.

    Классификация.

    За происхождением:

  • Внебольничная (амбулаторная) – острая пневмония, которая возникает у ребенка в обычных домашних условиях
  • Нозокомиальная (госпитальная) – пневмония, которая развивается после 48 часов пребывания ребенка в стационаре, при условии отсутствия будь какой инфекции на момент поступления больного в стационар или на протяжении 48 часов после выписки
  • Вентиляционная – пневмония, развивается у больных, которым проводится искусственная вентиляция легких (ИВЛ). В зависимости от времени развития бывают: ранние (возникают впервые 4 сутки ИВЛ) и поздние (после 4 суток ИВЛ)
  •  Внутриутробная пневмония (врожденная) – пневмония, которая возникает впервые 72 часа жизни ребенка
  • Аспирационная пневмония, возникает у больных после эпизода массивной аспирации или у больных, которые имеют факторы риска для развития аспирации.
  • За клинико-рентгенологической формой:

  • Очаговая – вариант протекания, при котором воспалительные инфильтраты на рентгенограмме имеют вид мелких очагов
  • Сегментарная (моно- полисегментарная) – инфильтративная тень совпадает с анатомическими границами сегмента (или сегментов)
  • Лобарная (крупозная) – воспалительное поражение легочной ткани в области одной доли легких
  • Интерстициальная – поражение легких с преобладанием патологического процесса в интерстициальной ткани.
  • I степень - <50 балов, риск летальности - 0,1, амбулаторное лечение
  • II степень – 51-70 балов, риск летальности – 0,6, амбулаторное лечение
  • III степень – 71- 90 балов, риск летальности – 2,8, госпитализация
  • IV степень – 91-130 балов, риск летальности – 8,2, госпитализация
  • V степень - >130 балов, риск летальности – 29,2, госпитализация
  • Балы считаются по индексу тяжести:

  • Возраст:

    < 6 мес – (+25)

    > 6 мес -3 года – (+15)

    3-15 лет – (+10).
  • Сопутствующие заболевания:

    - врожденные пороки сердца – (+30)

    Пневмония у детей (разбор клинического случая)

    Л.Р. Шостакович-Корецкая, д.м.н. профессор, заведующая кафедрой факультетской педиатрии и детских инфекционных болезней Днепропетровской государственной медицинской академии | 27.03.2015

    Несмотря на успехи современной медицины, пневмония остается серьезной проблемой в мире и особенно актуальна для детей раннего возраста. По данным UNICEF (2006), от пневмонии ежегодно умирает 2 млн детей в возрасте до 5 лет.

    Согласно современным подходам к определению пневмонии, у детей, как и у взрослых, выделяют два основных вида пневмонии: внебольничную и госпитальную (нозокомиальную). Эта дифференциация чрезвычайно важна для выбора стартовой антибактериальной терапии.

    Успех антибактериальной терапии и исход пневмонии зависят от целого ряда факторов, поэтому педиатр при осмотре детей с симптомами острого респираторного заболевания должен ответить на целый ряд вопросов, чтобы правильно оценить как анамнестические, так и клинические, физикальные, лабораторные данные для безошибочного диагноза и проведения рациональной антибактериальной терапии.

    Цель лекции

    Показать на примере клинического разбора истории болезни современные подходы к диагностике, дифференциальной диагностике и лечению больных пневмонией.

    Презентация клинического случая

    • История болезни

    Девочка в возрасте 1 год и 9 мес поступила в клинику на 5-й день болезни.

    • Клиническая картина болезни

    – Повышение температуры тела до фебрильных цифр в течение 5 дней

    – сухой кашель приступообразного характера

    – беспокойство

    – рвота

    – послабление стула

    – при физикальном исследовании участковым врачем выявлены изменения в легких в виде асимметрии перкуторных и аускультативных звуков: ослабление дыхательных шумов (преимущественно слева), укорочение перкуторного звука.

    • История жизни

    – Девочка родилась доношенной, антенатальный и постнатальный анамнез не отягощены

    – искусственное вскармливание с 3-го месяца жизни

    – вакцинирована согласно календарю прививок

    – контакта с инфекционными больными не отмечалось.

    • Лечилась на дому участковым педиатром с диагнозом ОРВИ . подозрение на левостороннюю пневмонию:

    – от госпитализации мать ребенка отказалась

    – со 2-го дня болезни получала азитромицин, лазолван

    – продолжала кашлять, температура тела увеличилась до 39,5°С

    – доставлена в стационар на 5-й день болезни в связи с отсутствием эффекта от терапии.

    Комментарии по ведению пациента на догоспитальном этапе

    • В данном случае имеет место острое респираторное заболевание у ребенка раннего возраста с признаками поражения нижних дыхательных путей, а не элементарная острая респираторная вирусная инфекция (высокая температура в течение нескольких дней, интоксикационный синдром, кашель, асимметрия физикальных данных в легких).

    • Учитывая ранний возраст ребенка, была необходима госпитализация в стационар, а при несогласии родителей – организация соответствующего обследования (рентгенологического и лабораторного) для уточнения диагноза.

    • В отношении терапии: если врач предполагал наличие у ребенка ОРВИ, то не стоило назначать антибактериальную терапию, если же – пневмонию, то стартовый антибиотик с точки зрения как международных рекомендаций, так и протокола лечения пневмонии у детей МЗ Украины выбран неправильно: макролиды не являются стартовым антибиотиком для лечения пневмонии у детей раннего возраста [6, 15]. В данной ситуации наиболее целесообразным было бы назначение в качестве стартового антибиотика амоксициллина/клавуланата.

    Результаты физикального обследования в стационаре

    • Витальные функции

    – t тела – 39,2°С

    – частота сердечных сокращений (ЧСС)– 146 уд/мин

    – частота дыхания (ЧД) – 56 в минуту

    – артериальное давление (АД) – 100/65 мм рт. ст.

    • Обследование

    – сухой навязчивый приступообразный кашель

    – одышка смешанного характера с участием вспомогательной мускулатуры

    – аускультативно: ослабленное дыхание в нижних отделах, больше слева, там же выслушивались мелкопузырчатые влажные хрипы.

    • Предположительный диагноз после осмотра в стационаре: внебольничная левосторонняя пневмония.

    Насколько информативны клинические признаки для постановки диагноза пневмонии?

    Этот вопрос широко обсуждается мировой медицинской общественностью. По данным Американской академии семейной медицины [15] строгими предикторами пневмонии являются лихорадка и цианоз, а также более чем один из следующих признаков респираторного дистресса: тахипноэ, кашель, расширение крыльев носа, втяжение участков грудной клетки, ослабление дыхательных шумов. Пневмония должна предполагаться, если тахипноэ возникает у пациента младше 2 лет с температурой выше 38°С. В мировой практике для оценки тахипноэ наиболее широко используются критерии ВОЗ:

    • у детей 2-12 мес > 50 дыханий в мин

    • у детей 1-5 лет > 40 дыханий в мин

    • у детей старше 5 лет > 30 дыханий в мин.

    Пневмонический статус у детей раннего возраста:

    диагностика пневмонии у детей в домашних условиях

    – одышка без признаков бронхообструкции

    – дистантные хрипы при наличии синдрома бронхообструкции

    – бледность кожи с периоральным цианозом, который усиливается при возбуждении или кормлении.

    Объективное обследование:

    – при перкуссии грудной клетки – сокращения перкуторного звука над проекцией инфильтрации легочной ткани, на 3-5-й дни заболевания могут быть участки с тимпаническим оттенком

    – при аускультации легких – бронхиальное, ослабленное (над очагом инфильтрации) или жесткое дыхание, на 5-й день заболевания при рассасывании очагов воспаления появляются локализованные мелкопузырчатые и влажные крепитирующие хрипы, при слиянии очагов выслушиваются бронхиальное дыхание, мелкие и крепитирующие влажные хрипы.

    Общие симптомы:

    – кашель влажный или сухой малопродуктивный, часто (до появления кашля) в акте дыхания принимают участие вспомогательные мышцы (раздувание крыльев носа, инспираторное втягивание ямки над грудиной)

    – насморк

    – слабость, отсутствие аппетита, анорексия, отсутствие динамики веса

    – нарушение терморегуляции

    – проявления интоксикации разной степени выраженности.

    Оценивая клинические симптомы пациента при поступлении в стационар, можно сделать следующий комментарий по трактовке диагноза в стационаре.

    Нозологическая форма по МКБ-10: Пневмония J11-J18.

    Как лечить пневмонию у детей

    Первым делом стоит отметить, что прочтение данной статьи, как и любой другой на тему лечения пневмонии у детей, ни в коем случае не должно заменить вызов врача и не является руководством к самолечению.

    Очень важно, чтобы специалист провел диагностику, взял анализы, определил тип пневмонии (так как сам термин объединяет целую группу воспалительных процессов в легких) и назначил соответствующее лечение.

    Основная цель – устранить очаг воспаления, а также все симптомы, оказывающие негативное воздействие на детский организм. В любом случае вы должны быть готовы к тому, что без антибиотиков не обойтись. Дополнением к ним станут мукалтические средства, которые облегчат симптомы и будут способствовать отхождению мокроты. Кроме того, если у ребенка высокая температура (выше 38,5 градусов), будут назначены жаропонижающие препараты.

    Если возраст больного менее трех лет, нужно быть готовым к срочной госпитализации. Дыхательная система малышей еще плохо развита, и осложнения болезни могут быть непредсказуемыми (вплоть до остановки дыхания). Стационарное лечение может понадобиться и старшим детям, если у них ослаблена иммунная система или есть другие хронические заболевания.

    Если у ребенка диагностировали очаговую пневмонию . то ее лечение, как у взрослых, так и у детей зачастую успешно проводится и в домашних условиях. Этот вид пневмонии поражает не более 1 см слизистой оболочки легких.

    Лечение других видов острой пневмонии у детей – крупозной . сегментарной или деструктивной чаще требует стационара, т.к. заболевание охватывает большую площадь легких, а при деструктивной – сопровождается формированием абсцессов.

    Если ребенка отправили на лечение в больницу, вам остается только выбрать подходящее учреждение и ждать результатов. Мы рассмотрим, как помочь малышу, если врачи назначили ему уход в домашних условиях.

    Уход за больным дома

    Итак, какие рекомендации важно соблюдать во время лечения пневмонии у детей в домашних условиях:

  • составьте правильный рацион . Легкая, но питательная пища – очень важная часть лечения. Обогатите рацион ребенка нежирным мясом и разнообразными овощами и фруктами
  • соблюдайте питьевой режим . Высокая температура, сопутствующая пневмонии, обезвоживает организм малыша, поэтому очень важно, чтобы ребенок выпивал около 3 литров негазированной воды (лучше щелочной) в день. Если больной – грудничок, следите за тем, чтобы кроха употреблял не менее 150 мл грудного молока на каждый кг своего веса
  • вы должны приложить все усилия к соблюдению постельного режима . Следите за чистотой белья - во время спада температуры малыш будет активно потеть
  • поддерживайте оптимальную температуру воздуха в помещении - около 21 градуса. Регулярно проветривайте комнату . избегая сквозняков
  • выполняйте лечебную гимнастику . поворачивайте больного в постели. Это важно, чтобы у ребенка не образовалось плевральных спаек в результате лежания на одном бочке. Если болезнь длится более трех суток – подключайте дыхательную гимнастику. Положите ручки малыша на живот и попросите его делать глубокие вдохи – не менее 15 раз. Когда малыш пойдет на поправку, замените упражнение: нужно глубоко вдохнуть, медленно поднимая руки, а затем выдохнуть, опуская.
  • Будьте готовы к тому, что лечение займет, как минимум, месяц. Подойдите к вопросу со всей ответственностью: строго соблюдайте рекомендации врача и не ленитесь обращаться за помощью при первых же признаках респираторных заболеваний у маленьких детей. Болезнь легче предупредить!

    Источники:
    lookmedbook.ru, mykhas.ru, health-ua.com, my-sunshine.ru

    Следующие материалы:

    21 сентебря 2019 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения