Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Отвечаем на письма

Речевая задержка у ребенка лечение

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей - это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо.

Термин задержка речевого развития у детей широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то что ЗРР у детей - очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.

Диагноз ЗРР ставится детям до 3-х лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы

Диагноз ЗРР ставится на основании комплексного обследования невропатологом, логопедом и психологом.

Чаще всего такой диагноз ставится, когда время уже упущено, поэтому родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка уже с самого раннего возраста.

Задержка речевого развития у детей формируется, если:

  • С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости
  • Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной развития задержки речевого развития у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни
  • У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других
  • О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

  • Младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного м-м-м
  • 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем
  • В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.
  • 1,5-2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: открой рот, возьми ложку
  • 2-3 года - период произнесения отдельных слов и целых фраз
  • к 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно
  • Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у детей - это детский психолог.

    Для того чтобы предотвратить появление задержки речевого развития у детей, с малышом нужно постоянно разговаривать. Комментируйте каждое свое действие, объясняйте происходящие вокруг события.

    Определить ЗРР у детей можно лишь в то время, когда ребенок уже должен разговаривать, то есть к 3-4 годам. Время к тому моменту уже упущено, потому пускать решение проблемы на самотек преступно. Если у ребенка есть показания, которые способствуют развитию задержки речи, усиленно заниматься с ребенком следует на самых ранних периодах.

    Сам диагноз ЗРР в психиатрии ставится на основе выводов невропатолога, психолога и логопеда, однако, задержка психо-речевого развития - это лишь запись в карточке, а что же происходит с ребенком на самом деле?

    Лечение задержки речевого развития следует начать с изучения причины ее возникновения.

    Лечение ЗРР у детей проводится опытным специалистом - детским психологом или психоаналитиком.

    Если задержка речевого развития у детей стала следствием психологических проблем (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре), то лучшим методом лечения ЗРР будет дополнительная стимуляция речи.

    Работа с психоаналитиком должна побудить ребенка к общению через речь. Подобные занятия особенно важны с аутичными детьми, страдающими задержкой психо речевого развития. Их внутренний мир очень сложно постичь даже подготовленным людям.

    Лечение ЗРР - сложный процесс, но вполне успешный при соблюдении некоторых условий, главным из которых является заинтересованность родителей.

    Если вовремя не приняться за лечение ЗРР у детей, это может привести к выраженному отставанию развития ребенка, в таком случае ребенок будет вынужден отправиться для обучения в спецшколу.

    Задержка речевого развития у детей: симптомы и лечение

    Что такое задержка речевого развития у детей и как она выявляется, должен представлять каждый родитель. Чем раньше заболевание будет диагностировано, тем успешнее пойдёт лечение и тем оптимистичнее будут прогнозы на будущее развитие малыша.

    ЗРР — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.

    Причины задержки речевого развития

    Такое серьёзное заболевание само не возникает: существуют причины задержки речевого развития, определяемые различными отклонениями. Это могут быть:

  • патологии внутриутробного развития
  • родовые травмы
  • повышенное внутричерепное давление у ребенка
  • дислексия в результате генетической предрасположенности
  • психические расстройства
  • физические травмы
  • снижение слуха
  • заболевания головного мозга
  • недоразвитость мускулов рта и лица.
  • Если причины задержки речевого развития остаются невыясненными, это затрудняет курс лечения, так как провоцирующий фактор при этом продолжает работать. Поэтому ребёнку с ЗРР необходимо комплексное обследование. Только так врачи могут поставить чёткий диагноз. Но как выявить заболевание на ранних этапах?

    Симптомы ЗРР

    Существуют определённые симптомы и признаки задержки речевого развития, которые можно выявить уже в самом раннем возрасте. Для этого родителям рекомендуется ознакомиться с возрастными нормативами развития речи:

  • 4 месяца . активная реакция на обращение взрослых — улыбка, плач, агукание
  • 9–12 месяцев . попытки выговорить простые буквенные сочетания (на-на-на, ба-ба-ба и др.)
  • 12–18 месяцев . реакция на имена родных и слова, которые обозначают окружающие предметы
  • 1,5–2 года . самостоятельное составление простых словосочетаний и предложений (подлежащее + сказуемое), выполнение простых просьб («дай мячик», «принеси мишку» и др.)
  • 3–4 года . самостоятельное построение мини-предложений, чёткое, без дефектов произношение слов.
  • При обнаружении отклонений от указанных возрастных норм, это верный признак задержки речевого развития, с которым нужно обязательно обратиться к специалисту — психологу, неврологу, логопеду. Только они могут точно определить, стоит ли беспокоиться, и дадут профессиональные советы по лечению и профилактике заболевания.

    Диагностика

    Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:

  • сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы
  • проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых)
  • беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними
  • определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения
  • сравнение воспроизведения и понимания речи
  • выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.
  • Диагностика ЗРР предполагает выяснение причин задержки, а для этого необходимо пройти таких специалистов, как невропатолог, логопед, психиатр, детский психолог. В ряде случаев требуются анализы работы головного мозга — ЭКГ, МРТ, ЭХО-ЭГ и пр.

    Лечение задержки речевого развития

    При своевременном выявлении (до двух лет) лечение задержки речевого развития при совместных усилиях родителей и лечащего врача заканчивается успешно. Ошибочно считать, что при этом будет достаточно логопедических занятий. Данный специалист может ставить произношение букв и звуков, тогда как коррекция подразумевает комплексное лечение у различных специалистов.

    При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.

    Магнитотерапия и электрорефлексотерапия выборочно восстанавливают работу центров головного мозга, которые отвечают за дикцию, речевую активность, словарный запас, интеллектуальные способности. Однако у электрорефлексотерапии немало противопоказаний: судорожный синдром, эпилепсия, психические расстройства.

    Индивидуально для каждого ребёнка могут быть выбраны дельфинотерапия или иппотерапия .

    Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.

    При задержке речевого развития у детей логопедический массаж — очень эффективная процедура, когда специалист воздействует на определённые точки языка, губ, щёк, рук, мочек ушей. В зависимости от индивидуальных показателей, могут назначить зондовый массаж Новиковой, массаж по Краузе, Дьяковой, Приходько.

    Дефектолог и родители дома должны выполнять с ребёнком игровые упражнения, направленные на развитие лицевых мышц, подвижности языка, слухового аппарата. Песенки, звукоподражания, сказкотерапия, скороговорки, артикуляционная гимнастика для лица, упражнения для мелкой моторики рук — разработок очень много, ими нужно пользоваться, выбирать по совету специалистов и регулярно заниматься с малышом.

    Родители при этом не должны оставаться в стороне и возлагать все надежды только на врачей. С таким ребёнком нужно заниматься не только ежедневно, а ежечасно, что требует немало времени и сил.

    Последствия заболевания

    Последствия задержки речевого развития могут быть следующими:

  • отставание от сверстников в интеллектуальном и психическом развитии
  • увеличение этой разницы с годами
  • трудности при обучении в школе: нередко встаёт вопрос о переводе ребёнка в коррекционную (вспомогательную) школу.
  • Гораздо легче предупредить заболевание, чем вылечить его. Поэтому родителям нужно как можно больше общаться с ребёнком уже с внутриутробного развития. Разговаривайте с ним, слушайте его, интересуйтесь его внутренним миром — дети, растущие в любви и заботе, редко испытывают трудности с развитием речи.

    Обучение ребенка с темповой задержкой развития речи

    Ориентируясь на нормы развития языка у детей с темповой задержкой речевого развития происходит простая временная задержка речи по сравнению со сверстниками, которая корректируется логопедами нашего центра. Темповую задержку речевого развития характеризуют:

    1. Хорошее понимание обращенной речи. Предложите вашему малышу несколько заданий, которые покажут вам то, как он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Иди ко мне на ручки.
  • Дай мне мячик.
  • Принеси мне мишку.
  • Возьми мишку и посади его на стульчик.
  • Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу.
  • Показателем понимания речи является в числе прочего, стойкая реакция на собственное имя. Ребенок поворачивает голову, когда вы его зовете шепотом, из - за спины, закрывая губы листком бумаги. В 3 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:

  • Посади куклу на стул, под стул, около стула, спрячь куклу за стулом.
  • Возьми книгу, подойди к столу и положи книгу на стол.
  • Принеси маме папину рубашку.
  • Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку.
  • 2. Хорошее слуховое внимание. Ребенок узнает и различает звуки окружающей среды, бытовые шумы (пение птиц, гудение автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), определяет направление источника звучания. Малыш различает голоса людей, звукоподражания животных, показывает на картинке предмет, название которого вы называете.

    3. Отсутствие тяжелых вредоносных факторов в сведениях о развитии ребенка. Причинами темповой задержки речевого развития у детей (ТЗРР) чаще всего бывают соматические заболевания и ослабленность ребенка, частые госпитализации, неправильные методы воспитания в семье.

    4. Хорошее познавательное развитие. Ребенок любознателен и проявляет интерес к предметам и явлениям окружающего мира. Поскольку такой ребенок не может получить интересующую его информацию с помощью вопроса, он делает это любыми другими доступными ему способами:

  • подводит взрослого к интересующему его предмету
  • показывает на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируя свою заинтересованность
  • 5. Использование других способов общения. Такой ребенок хочет общаться с окружающими и придумывает доступные для него способы общения и привлечения внимания к себе:

  • тянет взрослых за одежду
  • поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету
  • использует доступные ему вокализации, а также жесты, мимику и интонацию.
  • Дети с задержкой речевого развития могут начать говорить спонтанно, без специального обучения и в дальнейшем речь таких детей развивается нормально. Специалисты знают, что некоторые дети с темповой задержкой речевого развития совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Этот скачок чаще всего происходит в летний период, когда организм ребенка крепнет.

    Тем не менее, многим детям с темповой задержкой развития речи необходим пусковой толчок, коррекция, для того, чтобы они начали говорить. Таким толчком может послужить посещение игровых занятий в группе со сверстниками, которые пользуются словесной речью, занятий по развитию речи у логопеда.

    Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Проконсультируйтесь со специалистами нашего центра, которые имеют богатый опыт в лечении задержки речевого развития у детей. Коррекция задержки речевого развития - длительная задача, озаботиться решением которой лучше сразу.

    Медицинский центр Саратов-ДЭНС

    Задержка речевого разв ития (ЗРР). Лечение.

    Результат удивит Вашего логопеда!

    В последние годы все больше предметом жалоб родителей и педагогов становится задержка речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире.

    Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают задержкой речевого развития. В середине 70-х годов XX века задержка развития речи у ребенка наблюдалась только среди 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число случаев задержки речевого развития у ребенка возросло более чем в 6 раз.

    Лечение задержки речевого развития у ребенка – процесс крайне непростой, ответственный и крайне трудоёмкий. Обратившись в медицинский центр "Саратов-ДЭНС» с вопросом о лечении ребенка, Вы значительно облегчите жизнь себе и ребенку. Лечение такой патологии, как задержка речевого развития в нашем центре дает отличные результаты, т. к. основана на микротоковой электрорефлексотерапии.

    речевая задержка у ребенка лечение

    Квалифицированные высококлассные педиатры ответят Вам на любой вопрос о здоровье ребенка, помогут не допустить ошибку в лечении детей, вовремя предотвратить осложнение, выбрать правильную стратегию лечения ребенка. В профессии педиатра, в деле лечения детей особенно важен профессионализм и высокая ответственность.

    Умело используя методики микротоковой электрорефлексотерапии, врачи МЦ мягко и очень физиологично влияют на активность речевых центров коры головного мозга и проводящих путей от органов речи до речевых центров головного мозга, а также улучшают работу самих органов речи, включая в работу специальные проекционные рефлексогенные речевые зоны коры мозга и биологически активные точки.

    Таким образом, в процессе лечения у ребенка формируется база новых возможностей по речевому развитию. Логопеды, которые занимаются с нашими пациентами, отмечают значительное ускорение прогресса у своих подопечных на фоне лечения. Дети охотнее занимаются, становятся более внимательными и усидчивыми, лучше и быстрее выполняют задания.

    речевая задержка у ребенка лечение

    Уже на первом курсе у ребенка заметно улучшается развитие речи . появляются новые звуки, слова, фразы, улучшается звукопроизношение, ребенок охотнее общается с окружающими, вместе с врачами и родителями радуясь своим новым возможностям и тому, что его наконец-то начали понимать! Результат у каждого пациента оценивается по 100-балльной шкале оценки психо-речевого развития, по статистике центра, улучшение даже за один курс лечения может составить от 20 до 65 % . Безусловно, дорогие родители, важно помнить, что, чем раньше начато лечение, тем быстрее и полнее будет результат. Не ждите: может, заговорит сам. Не упускайте драгоценное время! Приводите Вашего ребенка на лечение к специалистам! Регистратура 43-79-53. Звоните, записывайтесь на консультацию к врачу-специалисту.

    ДЛЯ СПРАВКИ.

    Первые слова ребенок произносит на 10-11 месяце жизни. К году большинство детей произносит 10-12 слов. Первые слова просты: мама, папа, баба, дядя, ав-ав). До полутора лет словарный запас обогащается всего на 20-30 слов, но бурно развивается сенсорная речь. Малыш понимает уже целые предложения, с удовольствием слушает простые сказки. С 18 месяцев до 2-х лет — период вопросов «что это?».

    Скачок в развитии моторной речи происходит во втором полугодии второго года. Улучшается произношение, четкость речи, словарный запас вырастает до 200-300 слов. Ребенок говорит простыми предложениями из 2-3 слов, а к концу второго года жизни — из 3-4 слов с элементами грамматики. С этого возраста, т.е. С 3-х лет начинается формирование суждений и речь занимает ведущее место в общении ребенка с окружающими.

    Признаки задержки речевого развития у ребенка.

  • В 10 месяцев ребенок не реагирует на свое имя.
  • В 15-16 месяцев не понимает таких слов, как «бай-бай», « бутылочка» и не реагирует на них.
  • В 18-20 месяцев ребенок говорит менее 10 простых слов.
  • В 21-22 месяца малыш не реагирует на простые распоряжения, такие, как «сядь», «встань», «иди ко мне».
  • речевая задержка у ребенка лечение

    Если 2-х летний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы, из двух-трех слов не может показать изображения на картинке (не показывает мишку, лес, машину, куклу на картинке). Если у ребенка наблюдается неестественный жаргон или эхолалия, он не может указать на части тела, например, нос, рот, глаза, уши.

    Если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4х слов, путает понятия «верх»-«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»), не задает простых вопросов и речь ребенка непонятна посторонним.

    Это тревожные сигналы (у ребенка налицо задержка психоречевого развития), которые должны насторожить родителей. Тут без помощи специалистов не обойтись. Замечательно, если с ребенком и родителями согласованно работают грамотный детский врач, психолог (психиатр), массажист.

    Лечение ЗРР у детей (задержки речевого развития) надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное наверстывать сложнее. Отсутствие помощи в раннем возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Более эффективно можно управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, когда у ребенка должны появиться лепетные слова. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5-и лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции.

    Рекомендации родителям: Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.

    В медицинском центре хорошо справляются с проблемой задержки речевого развития и другими проблемами детского возраста, умело сочетая безопасный и безболезненный метод электрорефлексотерапии, медикаментозную коррекцию и массаж. У нас ведут прием педиатр, детский невролог, детский психиатр.

    Мечта любой мамы - найти для своего малыша врача, к которому можно обратиться за помощью в любое время. Только он тут же откликнется и даст единственно верный совет, чтобы вместе с родителями разделить все заботы о здоровье их драгоценного чада. Вы скажите, что таких докторов мало, и что у нас их нет, и ошибетесь. Такие доктора работают в медицинском центре «Саратов-ДЭНС».Не теряйте драгоценное время, приходите и мы вам поможем. Медицинский центр находится по адресу: ул. Посадского,180/198. Телефон регистратуры: 43-79-53

    ЗВОНИТЕ: (8452) 43-79-53

    Источники:
    lecheniedcp.ru, www.vse-pro-detey.ru, www.logopedprofi.ru, saratov-dens.ru

    Следующие материалы:

    26 июня 2019 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения