Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » На приеме у педиатра

Элективный мутизм у детей коррекция

Элективный мутизм у детей коррекция

Песочная терапия в психокоррекции при функциональном (элективном) мутизме (заметка из опыта работы)

От автора: Заметка из собственной практики. Публикуется впервые. В статье использованы материалы научно-практического исследования по данной проблеме Добридень И. Н.

Вчера песочная терапия позволила установить контакт с ребёнком страдающим функциональным мутизмом. Работали в режиме молчания (как одно из необходимых правил). После работы в психологической песочнице (а поставленная цель деятельности в песочнице-это диагностика коммуникации, моторики, социальных границ ребенка), ребенок стал контактировать глаза в глаза, моторика рук стала более активной (моторный ступор уменьшился). И уже после этого стало возможным порисовать боюськи и даже сделать рефлексию эмоций, после занятия, с помощью метафорических карт. Я рада. Есть контакт-будем продвигаться дальше!

P.S. сюжет песочной композиции-составлен мной. Мне важно было мотивировать ребенка на контакт со мной, выкладывая совместно узор из ракушек и кристалликов.

Ну и плюс мандала-отлично гармонизирует эмоциональное состояние, а в песочнице заземлила, придав ребенку уверенности в себе. Также там есть и семья ракушек.

Карта выбрана ребёнком самостоятельно и поставлена им в песочницу, и кстати ближе к месту где сидел психолог. Что мной оценивается, как и положительная рефлексия контакта ребенка со мной.

Мутизм (лат. Mutus - немота) - невозможность говорить при сохранности речевого аппарата.

Наиболее частой причиной возникновения мутизма являются психические травмы, играющие роль сверхсильного раздражителя для ослабленных клеток коры головного мозга.

Следует различать функциональный мутизм (истерический, возникающий на фоне психотравмы или как ещё определяют элективный, избирательный мутизм) и органический (органические нарушения функций головного мозга).

Элективный мутизм - нарушение, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, и проявляющееся в сознательном избегании речевого общения при преимущественной сохранности речевой функции в ситуациях, являющихся для ребенка психотравмирующими. Впервые об элективном мутизме было сообщено A. Kussmaul в 1877 году, который описал 3 случая того, что он назвал добровольной афазией (aphasia voluntaria).

Функциональный, элективный мутизм - обратим. Страдающие истерическим мутизмом не могут говорить шепотом, хотя движения губ и языка у них полностью сохранены. Они хорошо понимают устную и письменную речь, могут писать, не делая при этом никаких попыток произнести хотя бы какие-нибудь звуки. Контакт с окружающими такие больные поддерживают при помощи жестов и мимики. При объективном исследовании часто выявляют анестезию или гипестезию мягкого неба и глотки, языка и губ. Пациенты с истерическим мутизмом не выглядят огорченными имеющимся у них расстройством, что резко отличает их от больных с органическими расстройствами речи. Трудности дифференциальной диагностики с органическими расстройствами усугубляются в случае развития невротических нарушений на основе существующих органических симптомов. Если, наряду с неспособностью говорить, выявляется полная потеря слуха с сохранением способности пациента изъясняться посредством письма, говорят о сурдомутизме (лат. surdus - глухой, mutus - немота) - глухонемоте. Мутизм, кроме того, может встречаться при психических расстройствах - депрессивном, кататоническом и психогенном ступоре, при грубых апато-абулических расстройствах.

Необходимо отличать функциональный мутизм от органического, или т.н. акинетического мутизма. Этим термином обозначают особое состояние, проявляющееся в отсутствии активных движений и речи вследствие поражения (травма, инсульт, опухоль) активирующих отделов ретикулярной формации, расположенной в оральной части ствола мозга, при сохранности сознания. Клинические проявления данного синдрома расматривают как максимально выраженную недостаточность побуждения к речи.

Лечение. Истерический мутизм носит функциональный, обратимый характер, т.к. обусловлен запредельным торможением нейронов речевых центров. Психотравма, сильный стресс могут не только вызвать истерический мутизм, но и снять его. Для лечения истерического мутизма применяют психолого-педагогическую психокоррекцию, психотерапию, медикаментозное лечение (консультации невропатолога).

В отечественной литературе чаще всего встречаются термины избирательный мутизм и элективный мутизм. Также употребляются сочетания ребенок-мутист, мутичный ребенок, ребенок, страдающий элективным мутизмом.

Психолого-педагогическая помощь детям с элективным мутизмом, учитывая то, что их настоящее неблагополучие уходит корнями в дефицитарность развития в прошлом и делает проблематичным будущее, должна осуществляться в трех пространственно-временных измерениях (по Добридень И. М.):

1. тогда и там - за счет позитивного регресса к более ранним формам общения и взаимодействия

2. сейчас и здесь - в виде решения актуальных внутренних и межличностных конфликтов, мотивации отказа от привычных поведенческих стереотипов и овладения адекватными способами адаптации

3. вскоре и вблизи - возвышение самосознания и формирование потребностей в соответствии с индивидуально-личностной зоной ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).

Основные принципы психолого-педагогической коррекции элективного мутизма у детей (по Добридень И. М.) :

Семейно-групповой характер работы, при котором неотъемлемым является участие обоих родителей, особенно отцов.

1. Наглядно-чувственная диагностика проблем ребенка для него самого и его семьи с целью повышения их ответственности за их решение.

2. Эмоционально-стрессовый характер психокоррекционного процесса, во время которого максимальная экспрессивность психотравмирующего переживания сочетается со стремлением получить положительные эмоции, ощутить себя совершающим подвиг (смелости, уверенности, собранности и проч.).

3. Сочетание группового характера психолого-педагогической работы с индивидуализацией задач посредством применения бихевиоральной системы поощряющих, вдохновляющих, принуждающих и наказывающих стимулов и составления лестницы проблемного поведения ребенка, что позволяет преодолеть деструктивное поведение, страхи и закрепить адекватные поведенческие модели.

Активизация невербальных форм общения (режим молчания, психогимнастика и проч.), как фактор, стимулирующий оживление и доразвитие вербальных способов коммуникации и превращения речевого взаимодействия из избегаемого врага в желанного друга.

Комплексная система психолого-педагогической коррекции элективного мутизма состоит из трех этапов, объединенных идейно и тематически:

1. Подготовительный этап (индивидуальные занятия с семьей 1-3 раза в неделю по 1-1,5 часа).

2. Коррекционный этап (непосредственно коррекционная программа 1-3 в неделю, режим по состоянию ребенка)

3. Адаптационный этап (индивидуальные занятия 1-2 раза в месяц).

Логопедическое сопровождение ребёнка, страдающего элективным мутизмом (А. Б. Ларина)

Ценности современного образования в интересах личности, общества, государства // Материалы XIII международной научно-практической конференции. Калининград, 2013 г.

ГБС(К)ОУ «Школа-интернат», Калининград

Логопедическое сопровождение ребёнка, страдающего элективным мутизмом

В логопедической практике выстраивание программы сопровождения учащихся с элективным мутизмом требует анализа материалов работы разных специалистов. В психолого-педагогической литературе исследований проявлений элективного мутизма в условиях обучения в общеобразовательном учреждении практически не представлено. Изучение элективного мутизма проводится в основном в рамках психиатрии и патопсихологии.

Н.К. Кириллиной, Ю.С. Шевченко, мутизм определяется как полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими, при котором сохраняется способность к воспроизведению и пониманию речи [2]. Исследователи [2] разграничивают тотальный и парциальный (элективный) мутизм. В настоящий момент проблема сопровождения детей с элективным мутизмом мало разработана. Кроме того, выявлено, но не решено множество проблем в рамках медицинского сопровождения элективного мутизма у детей. Например, Н.К. Кириллиной, Ю.С. Шевченко выделяются среди прочих проблем: длительность коррекционного воздействия до нескольких лет, низкая мотивация коррекции мутизма (у родителей и ребенка), что влечёт за собой сложности включения семьи в процессе коррекции отсутствие длительного исследования элективного мутизма и др.[1, 2, 5, 6]. Первоначальная помощь детям с элективным мутизмом оказывается психотерапевтическими методами и медикаментозным лечением. В психотерапии элективного мутизма представлены поведенческое и психодинамическое направления. В психодинамической теории элективный мутизм характеризуется как проявление психоаналитических конфликтов. Следовательно, лечение должно концентрироваться на разрешении выявленных конфликтов [1]. В комбинации с другими видами терапии используются логотерапия, арттерапия, семейная терапия, групповая терапия, терапия на дому. По-мнению Н.К. Кириллиной, Ю.С. Шевченко, в настоящее время поведенческая (бихевиоральная) терапия даёт лучшие результаты. Описаны способы установления невербального и вербального контакта, использование таких средств, которые дают возможность осуществлять общение контакта «глаза в глаза» (телефон, игрушка, маска, ширма). Рассмотрим предложенную И.В. Добридень методику [4], которая опирается на принципы онтогенетически-ориентированной психотерапии. Основная идея этого направления - гармонизировать личностные структуры ребенка, семейные взаимоотношения и решить актуальные психотравмирующие проблемы путём сочетания ранних, неречевых форм общения с активным включением в соответсвующую возрасту деятельность. Автор [4] выделяет позиции психолого-педагогической коррекции элективного мутизма: участие обоих родителей в занятиях опора на принцип возврата к ранним формам общения моделирование ситуаций речевой активности сочетание коррекции общения и поведения привлечение детского коллектива к занятиям интегративный подход к коррекции. Представим этапы реализации программы логопедического сопровождения обучающегося, построенной на основе описанного выше материала. Первый этап – подготовительный. Основная задача: установление невербального контакта. На этом этапе предусматривается: 1. Выполнение заданий в группе учащихся от двух до четырёх человек (артикуляционные и дыхательные упражнения, дидактические игры). Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 2. Выполнение заданий в паре с учеником из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 3. Выполнение заданий в группе (4 человека) с учениками из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. Второй этап – стимуляция произнесения отдельных звуков и слов: 1. Вызывание звуков в ходе выполнения индивидуальных заданий совместно с учителем-логопедом. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 2. Выполнение заданий в паре с учеником из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. 3. Выполнение заданий в группе (4 человека) с учениками из своего класса. Закрепление реакций на вопросы: кивок, качание головой, поднятие руки, указание пальцем. Подкрепление действия словесными приёмами. Третий этап – закрепление коммуникативных умений и навыков. В ходе реализации программы использовались методы моделирования положительных ситуаций: метод создания ситуаций, стимулирующих речь, метод смягчения ситуации, в которой у ребёнка отсутствует речь приём положительного подкрепления. Наблюдения за ребёнком в ходе реализации программы сопровождения показали положительную динамику, при этом необходимо отметить повышение результативности обучения на фоне медикаментозного лечения.

Список использованной литературы

1. Кириллина Н.К. Шевченко Ю.С. Лечение элективного мутизма у детей: современное состояние вопроса. Российская медицинская академия последипломного образования // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2002. № 3. С. 42-50. URL: www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/text/kirill01.pdf. (дата обращения 01.12.2012).

2. Кириллина Н.К. Шевченко Ю.С. Захаров Н.П. Красноречивое молчание. Изд-во Речь, 2007. URL: http://mutism.ru/info (дата обращения 01.12.2012).

3. Психолого-педагогическая коррекция элективного мутизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста URL: http://zexy-999.ru/item/items8480529.html (дата обращения 01.12.2012).

4. Шевченко Ю.С. Кириллина Н.К. Добридень И.В. Актуальные аспекты и методы изучения элективного мутизма. Материалы конференции по актуальным вопросам детско-подростковой психиатрии и психотерапии. Минск, 2000. С. 65.

5. Шевченко Ю.С. Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. Методическое пособие. Изд. БГПИ. Балашов, 1998. 56 с.

Как преодолеть мутизм у детей

Мутизм у детей — обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого».

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

Содержание

Виды

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.

Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость
  • склонность к изоляции от окружающих
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию
  • тревога при обращении к нему лично
  • задержка умственного развития
  • нарушения или дефекты речевого развития
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.
  • Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:

  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми
  • погружённость « в себя»
  • отсутствие потребности в общении
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).
  • Истерический

    Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

    Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями (энкопрез, энурез).

    Сурдомутизм

    Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

    Акинетический

    Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

    Апаллический

    Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

    Симптомы

    Для всех видов мутизма характерны симптомы:

  • отсутствие речи при определённых обстоятельствах
  • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего
  • сохранение эмоциональной окраски
  • сохранение активных двигательных функций
  • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.
  • Лечение

    Препараты

    Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись. то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

    Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

    Психотерапия

    Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

    элективный мутизм у детей коррекция

    Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

    Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

    Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).

    Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда — поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

    Прогноз

    Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

    Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

    Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, неврозы, навязчивые состояния, психические расстройства).

    Профилактика

  • При возникновении молчаливости следует обратиться к специалисту не позднее двух месяцев от начала возникновения проблем.
  • Важно внимание учителя или воспитателя к поведению каждого ребёнка, умение установить индивидуальный контакт с каждым подопечным.
  • Найти индивидуальный поход к тревожному ребёнку родителям и учителям, сочетающий в себе доброжелательность и твёрдость.
  • Крайне важна правильная позиция родителей ребёнка. Они должны избегать конфликтов в семье, всячески поощрять попытки ребёнка преодолеть барьер общения и начать разговаривать.
  • Ваш отзыв/оценка:

    8 Пожалуйста оцените статью

    Сейчас на статью оставлено число отзывов: 8 . средняя оценка: 4,63 из 5

    Мутизм элективный

    Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

    Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

    Предметная область

    Предметная область:

    f94.0 элективный мутизм Состояние, которое характеризуется выраженной, эмоционально обусловленной.

    элективный (избирательный) мутизм МКБ 309.8) состояние, обнаруживаемое у детей, которые могут говорить и понимать речь, но.

    элективный (избирательный) мутизм (мкб 309.8) состояние, обнаруживаемое у детей, которые могут говорить и понимать речь, но несмотря на.

    f94.0 элективный мутизм. Примечание: также называется селективным мутизмом. А. Речевые экспрессия и.

    Источники:
    m.b17.ru, www.klg-int.edusite.ru, lecheniedetej.ru, vocabulary.ru

    Следующие материалы:

    13 декабря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения