Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Лечение и профилактика

Расстройство аутического спектра у детей

Расстройство аутического спектра у детей

Ответы на некоторые из часто задаваемых вопросов о РАС

Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?

Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Винг, 1996). Следующее описание "триады нарушений" адаптировано из Джордана (1997):

Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

К примеру: может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.

Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

К примеру: может не развить речь может использовать речь только для описания нужд может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием может быть крайне буквальным в интерпретации речи может не распознавать интонации речи других может говорить монотонно может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.

Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

К примеру: может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении может следовать набору схем ритуалов может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть могут отсутствовать богатые воображением игры может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.

В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности сопротивления изменениям перенесения навыков из одного окружения в другое ранимости обработки сенсорной информации бедности диеты и/или еды координации сна приведения себя в порядок организации и планирования.

В чём различие между [классическим] аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?

Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки. Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.

Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.

В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты) социальную нечувствительность специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.

Мой ребёнок иногда закрывает уши/прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам

Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.

Обычные признаки включают: хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло/холод/боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.

Что такое центральное согласование?

Центральное согласование — существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.

Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например: затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей затруднения с пониманием событий знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления настаивание на однообразии сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.

Что такое модель психического?

К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.

Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

К примеру: неспособность предсказывать поведение других неспособность понимать планы других на будущее неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других не отвечание при разговоре следование собственной последовательности операций.

Что такое функции программирования и контроля?

Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга. Они включают такую деятельность как: планирование достижения цели придерживание стратегии достижения этой цели отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.

Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей планирования определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи) последовательных размышлений импульсивности.

Что вызывает расстройства аутического спектра?

Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М. 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности/родов быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).

Можно ли вылечить РАС?

РАС — первазивное нарушение развития это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.

Какие преимущества есть у людей с РАС?

Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали являются конкретными и логичными мыслителями очевидно честны прекрасные визуальные ученики перфекционисты обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности "саванта".

Расстройства аутистического спектра

Органический (соматогенный) аутизм - синдром РДА, как последствие раннего органического поражения головного мозга. Характерно:

1). Проявления психоорганического синдрома (снижение памяти, интеллекта, недержание аффекта):

- психическая инертность,

- невысокий уровень памяти,

- моторная недостаточность.

2). Рассеянная неврологическая симптоматика.

3). Признаки гидроцефалии.

4). Изменения ЭЭГ по органическому типу.

5). Эпизодические судорожные припадки.

6). Отставание в интеллектуальном и речевом развитии.

4. Психогенный аутизм - возникает у детей раннего возраста (до 3-4 лет) в связи с эмоциональной депривацией, чаще обусловленной отрывом от матери и другого близкого лица. Характерны:

1). Нарушение контакта с окружающими.

2). Эмоциональная индифферентность, пассивность, безучастность.

3). Отсутствие дифференцированных эмоций.

4). Задержка развития речи и психомоторики.

расстройство аутического спектра у детей

5). Психогенный аутизм подвергается быстрому обратному развитию при нормализации условий воспитания. Но при пребывании ребенка в неблагоприятных условиях воспитания в течение первых 3-х лет жизни аутистическое поведение и нарушение психического и речевого развития могут становиться устойчивыми и мало отличисыми от других вариантов РДА.

5. Аутизм в рамках шизофрении (атипичный, по МКБ-10).

1). Основа отгороженности от внешнего мира и слабости контакта с окружающими при шизофрении - диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний, патологических фантазий, рудиментарных бредовых образований, галлюцинаторных и псевдогаллюцинаторных и др. психопатологических продуктивных феноменов. При непроцессуальном РДА причина отгороженности - отсутствие потребности в контактах, слабость эмоционального резонанса, обусловленные недостаточностью сферы инстинктов.

2). При шизофрении поведение детей отличается причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. При малой контактности, отгороженности с близкими, дети могут быть общительными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними (&ldquoаутизм наизнанку&rdquo).

3). Отмечается вычурность, паралогичность, разорванность мышления (&ldquoПерчатки холодные. Попробую их ложкой&rdquo).

4). Однообразное, вялое поведение может временами прерываться немотивированными агрессивными поступками, разрушением предметов, игрушек. Сочетание аутизма с диссоциированным поведением называется &ldquoдиссоциативным аутизмом&rdquo.

5). При шизофрении аутизм часто связан с продуктивной психопатологической симптоматикой. Дети избегают контактов в связи с разнообразными страхами, часто рудиментарно-бредовыми (боязнь теней, страх, что кто-то ударит), а также в связи с уходом в мир фантазий, игровым перевоплощением (в животное, машину) как проявлением деперсонализации, отвлечением от реальности псевдогаллюцинаторными переживаниями, состояниями кататонического субступора и депрессией - &ldquoпродуктивный аутизм&rdquo.

6). Возникновению аутизма предшествует хотя бы кратковременный период нормального психического развития.

7). Признаки прогредиентности при шизофрении в виде нарастания психического дефекта:

- выраженная вялость, аспонтанность,

- эмоциональное снижение,

- распад речи,

- регрессия поведения с утратой ранее приобретенных навыков.

6. У большой группы детей с патологией хромосомного и обменного происхождения в клинической картине обнаруживаются аутистическиподобные синдромы . Аутизм этого типа (согласно МКБ-10) определен как атипичный. К этой группе относятся: синдром ломкой (фрагильной) Х-хромосомы с аутистическиподобным синдромом (синдром Мартина-Белл),фенилкетонурия с аутистическиподобным синдромом, туберозный склероз с аутистическиподобным синдромом, синдром Дауна с аутистическиподобным синдромом, синдром Ретта. Общим для всех этих состояний будет то, что при них будут представлены не все симптомы (феномены), свойственные классическому аутизму и обязательно будут присутствовать знаки дисгенеза, характерные для основной патологии.

Михайлова Н.В.

Использовалась следующая литература: Башина В.М. Аутизм в детстве. - Москва. - &ldquoМедицина&rdquo. - 1999г. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. - Москва. - &ldquoМедицина&rdquo. - 1995г. Никольская О.С. Баенская Е.Р. Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - Москва. - &ldquoТеревинф&rdquo. - 1997г.

Поведение

К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Аутизм часто сочетается с другими нарушениями. Значительная часть людей с РАС (от 25 до 50%) имеют сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

К подростковому возрасту примерно у 10–30% детей с аутизмом развивается эпилепсия. У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и других наук. Некоторые люди с аутизмом находят себя в искусстве благодаря своему необычному взгляду на мир. Вопреки распространенному мифу, люди с аутизмом не стремятся жить в собственном мире, наоборот, многие очень заинтересованы в общении с другими, способны устанавливать глубокие эмоциональные связи с важными для них людьми, однако не имеют достаточных навыков для того чтобы общаться так, как это делают их сверстники.

Каждый человек с аутизмом уникален в своих проявлениях, и порой на первый взгляд сложно понять, что объединяет людей с расстройствами аутистического спектра. Некоторые (около 20–25%) так и не начинают говорить и общаются, используя альтернативные способы коммуникации (жесты, обмен карточками или письменный текст). Во взрослом возрасте им может требоваться много поддержки и заботы, они не могут жить самостоятельно. У других людей с аутизмом развивается речь и другие навыки социального взаимодействия, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения и работать.

расстройство аутического спектра у детей

КОАЛИЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с решением представителей родительских общественных организаций - участников международной научно-практической конференции «Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам с расстройствами аутистического спектра». проходившей в Москве 1-3 октября 2009 г. в Российской Федерации создана Коалиция общественных организаций родителей детей с расстройствами аутистического спектра.

Решение общественных организаций обусловлено:

• отсутствием государственной системы помощи детям с аутизмом,

• некоординированностью и недостаточностью усилий различных государственных ведомств и общественных организаций

• выраженной недооценкой социальной значимости проблемы аутизма государством и обществом.

Среди проблем семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, наиболее часто встречаются следующие:

1. Отношение родителей к диагнозу «аутизм» (или другим диагнозам из РАС) у их ребёнка формируется искажённым как следствие влияния множества разноплановых мнений об аутизме, его природе, прогнозе и т.д. почерпнутых из различных источников (специалисты, СМИ, литература, знакомые и т.д.). Прежде чем родители научатся разбираться в том, что действительно необходимо, упускается много времени

2. Взаимодействие родителей и специалистов очень часто складывается сложно, без должного уровня взаимного доверия: то, что хочет получить родитель, то, что может предложить специалист, и то, что нужно ребёнку – все эти моменты не всегда совпадают ни между собой, ни с реальными возможностями теории и практики. Главная причина такой ситуации – недостаточно глубокое или искажённое понимание аутизма, его природы, проявлений, возможностей коррекции РАС

3. Недостаточное знание законов, прав и льгот для семей, воспитывающих детей-инвалидов: родителям трудно разобраться без помощи специалистов в различных организационно-правовых вопросах, таких как: оформление инвалидности, составление ИПР, получение льготных лекарств, компенсации за услуги, которые невозможно получить в учреждениях образования и социальной защиты, и многое другое

4. Недостаточно чёткое понимание родителями ответственности, перед ребёнком, своих обязанностей перед ним. Нередко преобладает стремление переложить все заботы на специалистов и государство, но это не всегда патернализм и иждивенчество: часто получить навыки воспитания и обучения своего ребёнка, помощь и поддержку просто негде.

Для того, чтобы помочь семье справиться с обозначенными проблемами, участники Коалиции считают важным для родителей:

• овладеть необходимым объёмом знаний по проблеме РАС и их коррекции

• учится приёмам и методам воспитания и обучения своих детей

• строить отношения со специалистами на основе партнерства и взаимного доверия

• осуществлять активную защиту прав своих детей и членов семьи всеми разрешенными законом способами, включая обращение в прокуратуру, суд и др. инстанции, пользуясь поддержкой общественных организаций

• поддерживать толерантность во взаимоотношениях между всеми членами семьи ребенка с аутизмом и в обществе

• осуществлять обмен опытом между семьями с аутичными детьми.

Среди проблем общественных организаций, оказывающих помощь людям с аутизмом, участники Коалиции отмечают следующие:

1. Отсутствие во многих регионах общественных организаций, занимающихся проблемами детей и взрослых с аутизмом

2. Недостаточность контактов между региональными организациями

3. Отсутствие консолидированных действий общественных организаций, направленных на решение актуальных вопросов оказания помощи людям с РАС на федеральном и региональном уровнях.

Для решения указанных проблем, общественные организации, занимающиеся проблемами детей и взрослых с аутизмом в регионах РФ, объединились в коалицию, с целью создания Российской аутистической ассоциации.

Приоритетными задачами Коалиции являются:

1. Конструктивное взаимодействие с государственными структурами, бизнесом, учреждениями и общественными организациями.

2. Правозащитная деятельность

3. Организация обучения родителей:

• основам знаний по проблеме РАС и их коррекции,

• приемам и методам воспитания и обучения их детей,

• понимать свою ответственность и обязанности по отношению к своим детям,

• юридически грамотно и последовательно защищать их права и достоинство

4. Создание единого, общедоступного банка данных организаций и учреждений, оказывающих помощь лицам с РАС в различных регионах РФ.

5. Обмен опытом и другие формы сотрудничества между общественными организациями (в том числе зарубежными)

6. Содействие развитию добровольного труда в сфере оказания помощи людям с РАС и их семьям

7. Содействие научно обоснованному и корректному освещению проблемы РАС и их коррекции в прессе, на телевидении, радио и в Интернете, формирование толерантного и благоприятного общественного мнения к детям и взрослым с аутизмом.

расстройство аутического спектра у детей

С целью координации действий участников Коалиции, общим голосованием выбран ответственный координатор в лице Пермского общества помощи аутичным детям г. Пермь.

Пермская региональная общественная благотворительная организация «ОБЩЕСТВО ПОМОЩИ АУТИЧНЫМ ДЕТЯМ»

614022, Россия, г. Пермь, ул. Сивкова, 14 Контактный тел. 8-912-985-64-54

Председатель Совета: Корелина Юлия Валентиновна

Официальным источником информации о деятельности Коалиции, является интернет-сайт: WWW.AUTISMINRUSSIA.RU

Источники:
www.aspergers.ru, autismhelp.ru, xn----7sbqgez1bcecc.xn--p1ai, www.autisminrussia.ru

Следующие материалы:

12 августа 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения