Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Что рекомендуют доктора

Конспект занятия для детей с дизартрией

Конспект занятия для детей с дизартрией

Структура логопедического занятия при дизартрии

Тема: звук «С».

Цели. образовательные, коррекционные, воспитательные.

Оборудование .

Ход занятия

  1. Организационный момент с психотерапией.
  2. Общее расслабление.
  3. Развитие общей моторики.
  4. Развитие мелкой моторики.
  5. Массаж лица.
  6. Развитие мимических мышц.
  7. Развитие артикуляционной моторики.
  8. Работа над развитием дыхания и голоса.
  9. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
  10. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог занятия.
  13. Оценка работы детей на занятии.

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

Видео

Дисграфия

Дифференциация звуков

Доска объявлений

Графомоторика

Игры

Конспекты групповые

Конспекты индивидуальные

Литература по дефектологии

Логопед

Логопедические тетради

Логопедический массаж

Мелкая моторика

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком средней логопедической группы с дизартрией

Тема: «Автоматизация звука «З»

Цель: автоматизация звука «З» изолировано, в слогах и словах.

Речевые задачи:

• закреплять знания об артикуляционных особенностях звука «з»

• закреплять умение правильно произносить звук «з»

• автоматизировать звук «з» изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционные задачи:

• развивать фонематические процессы

• коррекция речевого дыхания

• коррекция общей и мелкой моторики

• коррекция артикуляционных нарушений

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к занятию

• воспитывать усидчивость

• воспитывать навыки самоконтроля.

Оборудование: Кукла Золушка, зеркало, картинка с буквой З, разрезные картинки (платье, колокольчик, предметные картинки.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам придет необычная гостья, догадайся, из какой она сказки? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок? ” (Золушка).

2. Овладение навыками релаксации

Когда Золушка шла к нам в садик, она замерзла. Покажи, как она замерзла – (съежится, напрячься). Отогрелась в садике – расслабилась.

3. Мимическая гимнастика

Вспомни сказку и покажи, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, а теперь покажи, как она обрадовалась, когда крестная подарила ей платье и туфельки.

4. Развитие общей моторики

Какой первый звук в имени нашей гостьи? («З») Сейчас мы с тобой пойдем в гости к Золушке, а звук «з» поможет нам выполнить задания злой мачехи, что бы золушка смогла попасть на бал. Только давай для начала немного разомнемся.

Упражнение «Зайка»

Зайка шёл,

Зайка шёл,

Капусту нашел, сел, поел

И опять пошёл.

Зайка шёл, зайка шёл,

Морковку нашёл, сел, поел

И опять пошёл.

(Имитировать движение ходьбы, приседание, показать, как ест зайчик) .

5. Массаж. Артикуляционная гимнастика.

Массаж лица и языка по основным линиям.

А теперь возьми зеркало, выполним несколько упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Погладим зубки», «Язычок силач», «Горка», «Комарик».

6. Работа над дыханием

Вот мы и подошли к замку, посмотри какие тучи над ним. Давай их сдуем.

7. Автоматизация звука в изолированном виде

Ой, к нам прилетел на помощь комарик, послушай, как он говорит «З-З-З-З-З». А теперь попробуй сама сказать как комарик (повторяет «з-з-з») .

8. Акустико-артикуляционная характеристика

Скажи, в каком положении находятся губки, когда мы произносим звук з?

А где у нас язычок, зубки. Что с горлышком?

Губы в улыбке, язычок на нижних зубках, между зубками щель. Горлышко поет песенку комара.

Звук «З» согласный, звонкий, твердый.

9. Связь звука с буквой

На эту букву посмотри

она совсем, как цифра… три. (Показ картинки с буквой)

На что еще похожа буква З? Нарисуй ее в воздухе.

10. Развитие мелкой моторики

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то разрезал ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке зашить платье. (Собирает картинку разрезанного платья.)

11. Работа над голосом

Когда Золушка танцует, то каблучки ее стучат громко: «ЗА-ЗА-ЗА» А когда она проходит мимо комнаты злой мачехи, каблучки стучат тихо: «за-за-за».

(Произносит слоги сначала громко, а затем тихо: - ЗА-ЗА-ЗА! - за-за-за.)

12. Развитие фонематического слуха

Задание злой мачехи заключается в том, что тебе необходимо позвонить в колокольчик, как только услышишь звук «З» Игра «Поймай звук».

13. Автоматизация звука в слогах

Мы выполнили задание мачехи и от радости Золушка запела:

За-за-за Зо-зо-зо Зу-зу-зу

Аз-аз-аз Оз-оз-оз Уз-уз-уз

Давай ей подпоем.

14. Автоматизация звука в словах

А вот еще одно задание злой мачехи. Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано

Ваза, береза, замок, звезда, зонт, заяц, роза, забор.

15. Развитие фонематического восприятия

паровоЗ - ПаровоЗЫ,

мороЗ - мороЗЫ,

расскаЗ – расскаЗы.

конспект занятия для детей с дизартрией

16. Формирование лексико-грамматического строя речи

И последнее задание мачехи: скажи ласково.

зайка - заинька зонт - зонтик

зуб – зубик таз – тазик

Покажи, какое настроение у Золушки сейчас. Скажи, какой звук помог справиться с заданиями злой мачехи?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуальная КРД дошкольника со стёртой формой дизартрии.

Автоматизация звука [Л].

(2-й год обучения).

Подготовила: учитель-логопед

МАДОУ д/с № 87г. Белгорода В.В. Дубенцова.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать звук [л] в слогах, словах, словосочетаниях

- уточнить артикуляцию и характеристику звука [л]

- формировать умение согласовывать имя существительное с числительным

- формировать умение согласовывать прилагательные с существительным

Коррекционно-развивающие:

- развитие артикуляционной моторики

- развитие мимических мышц лица

- развитие фонематического слуха и восприятия

- обогащение и накопление словаря.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий

- воспитывать у ребёнка самоконтроль за своей речью.

Оборудование:

Картинки со звуком [л], мячики и колечки суджок, логопедическое лото с сюжетными картинками, пособие «Звуковые домики», дыхательный тренажер «Дует ветерок», изготовленный своими руками, игрушка-пирамидка для произнесения слогов, корригирующая дорожка, картинки с цифрами, «сухой бассейн» с мелкими предметами и двумя разборными игрушками-лего со звуком [л], разноцветные кружочки для выкладывания образа буквы Л.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

конспект занятия для детей с дизартрией

Логопед ( далее Л. ). Здравствуй, Стёпа! Вот и настал новый день. Давай улыбнёмся друг другу! А теперь посмотри за окном какое время года?

Стёпа( далее С. ). Осень.

Л. Какой день- пасмурный или ясный?

С. Пасмурный.

Л. Когда пасмурный день, настроение у нас какое? А когда ясный день, какое настроение? Покажи.

С. Когда пасмурный день, настроение не весёлое, грустное. Когда ясный день, настроение весёлое, радостное. ( Ребёнок показывает мимикой лица настроение ).

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [л].

Л. Стёпа, давай вспомним с тобой как работают губы, язычок при правильном произнесении звука.

Л. С. Губы в улыбке, кончик язычка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами. Звук [л]- согласный, твердый, звонкий.

Л. Стёпа, покажи, в каком домике живёт буковка л? Почему?

С. буковка Л живёт в синем домике, потому что она согласная, твёрдая.

3. Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок».

Ребёнок выполняет упражнения «Крылатые качели», «Часики», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Индюк», «Чашечка», «Грибочек».

4. Дыхательная гимнастика «Дует ветерок».

5. Пальчиковая гимнастика «Колючий ёжик».

Пальчиковый су-джок массаж «Колючий ёжик»:

Л. С. Бежит ёжик по дорожке, у него большие ножки.

(ребёнок проговаривает стихотворение одновременно катая по ладошке су-джок-шарик).

6. Игра «Пирамидка и слоги».

Л. Собери пирамидку - повтори открытые слоги:

картинки собирают,

1, 2, 3, – все слова ты повтори!

По ковру разложены картинки со звуком [Л], под картинкой цифры(1, 2, 3, 4, 7 и т. д.).

Задание:

Назвать картинку, чётко произнести слово со звуком [Л].

Произнести слово нужно соответственно цифре (цифра 3 – произнести 3 раза).

С: Один ЛОСЬ ЛОСЬ. Два ЯБЛОКА ЯБЛОКО, ЯБЛОКО. Три СЛОНА СЛОН, СЛОН, СЛОН.

Л. Молодец! Ты постарался!

9. Игра «Кто что делал?» (формирование глагольного словаря)

Ребёнок на логопедическом лото раскладывает и называет картинки.

С. Уснул, побежал, упал, написала, поехала.

10. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Ребёнок перекатывает мяч логопеду, называя противоположное слово и четко проговаривая звук Л ( тонкий-тоЛстый, горячий-хоЛодный, сытый-гоЛодный, лёгкий-тяжёЛый, сильный-сЛабый ).

Л. трусливый.

С. смеЛый.

11. Игра «Сухой бассейн».

Л. Перед тобой сухой бассейн. Найти в нём животных, название которых начинается со звука Л, собери его и назови. (ребёнок находит игрушки, собирает и называет ).

С. Это Лошадки.

Л. Сколько лошадок ты нашёл и собрал?

С. Две Лошадки.

Л. Умница!

12. Игра «Выложи буковку».

Л. Правильно, молодец, Стёпа! За твои старания я подарю тебе наклейку.

Особенности успешной работы с дошкольниками со стертой формой дизартрии. Конспект логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков [с], [ш]

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка. Что, в свою очередь, отражается на формировании и развитии всей языковой личности ребенка, затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, взаимосвязь нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукопроизношения, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии.

Поэтому продумывание занятий для детей со стертой формой дизартрии имеет существенное значение в коррекционно-логопедическом воздействии. И должны отличаться от структуры занятий для детей с дислалиями. При работе с детьми со стертой домой дизартрии необходимо учитывать следующие аспекты.

При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи (задания №1,2). Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов. Выработать контроль за положением рта, нам помогают карточки (задание №3), т. к. дети со стертой формой дизартрии испытывают трудность в удержании артикуляционных укладов и слабость их ощущений.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных компонентов: звукопроизношения и просодики(задание №. 4) Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой домой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Об этом важном аспекте забывают логопеды и работают лишь над исправлением звуков, а не над развитием эмоций. Задание №6 включает в себя изображения “Съедобных человечков” с разными эмоциями и выполняет при этом основную задачу- дифференциацию звуков, вызывая у детей веселый настрой на выполнение задания.

Трудность в преодолении автоматизации звуков в слогах (задание №5) опираемся на фонетическую ритмику. Ребята её очень любят, и проходит она очень весело. А совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которая свойственна детям с дизартриями. Раскованность и непринужденность, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

конспект занятия для детей с дизартрией

Артикуляторные затруднения оказывают влияние на восприятие всей звуковой системы, и это свидетельствует о том, что у детей со стертой домой дизартрии имеются и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового воспроизведения (задание №7).

Познавательные ситуации, где общение строится в ходе “игры-путешествия” тренируют у ребенка гибкость усвоения информации о языковой действительности – легкость перехода от одного термина к другому, включая его в процесс адаптации.

Задача для детей: разгадать тайну двух замков.

Цели занятия:
  • совершенствовать внимание, память, мышление
  • развивать фонематический слух
  • формировать кинестетические основы движений рук
  • формировать кинестетические основы артикуляторных движений
  • развивать восприятие ритма, высоты голоса
  • упражнять в дифференциации интонационной структуры словосочетаний
  • закрепить артикуляционные уклады звуков
  • закрепить навык правильного произношения звуков с и ш
  • продолжать дифференциацию звуков с и ш в словах и фразах
  • 1. Игра: “Повтори – не ошибись!” необходимо укрепить руки для путешествия к замкам. Упражнения для рук по развитию одновременно организованных движений:
  • одновременно изменять положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами, ладошкой вниз)
  • одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной сжаты в кулак. другой – указательный и большой пальцы соединены в кольцо
  • одновременно изменять положение рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами стоит на ребре)
  • одновременно изменять положение рук (одна лежит на столе распрямленными пальцами, а другая приподнята под углом 45 градусов)
  • Игра “Угадай, чей замок?” Закрепление артикуляционного уклада звуков С-Ш. Появляются перед замком по три карточки.

    Источники:
    logoped18.ru, www.maam.ru, nsportal.ru, festival.1september.ru

    Следующие материалы:

    16 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения