Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Выздоровление малышей

Логопедическая работа с детьми зпр

Логопедическая работа с детьми зпр

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР.

Читайте также:

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:

• развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения

• развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти

• формирование пространственных представлений

логопедическая работа с детьми зпр

• развитие слухового восприятия, внимания, памяти

• коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики

• коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова

• развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами)

логопедическая работа с детьми зпр

• формирование морфологической и синтаксической системы языка

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

• формирование анализа структуры предложений

• развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Выводы и проблемы

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Наблюдательный специалист всегда обратит внимание на соответствие или несоответствие между речевым и умственным развитием в каждом отдельном случае.

Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления, ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Для развития каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии с педагогом.

Дети с задержкой психического развития (особенно относительно раннего возраста) плохо подражают действиям взрослого, их внимание трудно привлечь и удержать, для них свойственно снижение ориентировочно-познавательной деятельности. Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но возможность ребенка пользоваться фразовой речью крайне ограничена. Понимание простых инструкций нередко нарушено.

Все это говорит о необходимости ранней коррекции речевых нарушений. Уровень речевого развития, поступающих в реабилитационный центр детей может быть разным даже в пределах одной возрастной группы — от легкой задержки темпов до грубой задержки психо-речевого развития. Коррекционно-реабилитационный курс составляет четыре недели с возможностью продления до трех месяцев. Особенностями данного курса являются:

1) Взаимосвязь обследования и коррекционной работы. В течение всего курса выясняется уровень общего и речевого развития ребенка, его индивидуальные особенности, определяются основные направления коррекционно- логопедической работы, вырабатывается блок рекомендаций для родителей и специалистов.

2) Создание «стрессовой ситуации». Во время курса реабилитации ребенок попадает в непривычные условия: он получает большой поток информации, и массу новых впечатлений. В коррекционном процессе одновременно участвуют специалисты разных направлений: медицинские работники, логопеды, психологи, дефектологи. Это приводит к созданию своеобразной стрессовой ситуации для ребенка, которая может послужить толчком в его дальнейшем развитии.

В связи с вышесказанным работа специалистов-логопедов реабилитационного центра строится следующим образом.

В первый день курса собирается анамнез, изучаются истории болезни детей, проводится совместное собеседование логопеда с родителями каждого ребенка, осуществляется наблюдение за детьми во время игр в логопедическом кабинете.

В дальнейшем, при работе с детьми раннего возраста, поступившими на реабилитацию в отделение коррекционной педагогики, перед логопедом в зависимости от уровня общего и речевого развития детей ставятся следующие задачи:

1) Развитие понимания обращенной речи, понимание простейших инструкций, обогащение пассивного словаря.

2) Стимуляция вербальной активности ребенка — создание у него потребности пользоваться речью, формирование физиологических эхолалий и лепетных слов.

3) Нормализация тонуса мышц и моторики

4) артикуляционного аппарата.

5) Развитие речевого дыхания.

6) Развитие мелкой моторики.

Эти задачи решаются на занятиях в кабинете логопеда, психолога, дефектолога в сенсорной комнате, на музыкальных занятиях, на занятиях по изодеятельности и трудотерапии.

Основной формой коррекционного процесса по решению этих задач являются занятия по развитию речи.

На практике это означает:

1) Развитие понимания обращенной речи, понимание простейших инструкций, обогащение пассивного словаря.

Работа начинается с обыгрывания одной — двух игрушек. На начальном этапе ребенка обучают выполнению нескольких простых инструкций педагога.

Перед ребенком ставятся две игрушки (желательно знакомые). Например, мишка и собачка. Педагог обыгрывает их — «Мишка танцует», «Мишка спит, покачай его!», «Спрячь мишку!», «Пожалей мишку!». То же самое с другой игрушкой. Сначала все действия с игрушками производятся сопряженно, затем по подражанию. Цель этого этапа — выполнение ребенком словесной инструкции педагога: «Как мишка танцует, а как собачка&le», «Покачай собачку!», «Спрячь мишку!». На это может уйти не одна неделя, стоит набраться терпения. У детей с задержкой психического развития пройденный материал плохо закрепляется, поэтому необходимы регулярные повторения, возвращения на шаг назад.

На следующем этапе увеличивается количество игрушек, добавляются новые действия с ними, усложняются инструкции и способы их предъявления.

Обучение ребенка новым действиям с игрушками происходит следующим образом. Перед ребенком кладется ложка и дается инструкция — «Покорми куклу (мишку)». Сначала «кормит» взрослый, беря руку ребенка в свою, далее действие выполняется по подражанию и словесной инструкции. То же самое с расческой — просим «причесать» куклу, мишку. Затем перед ребенком кладется ложка, расческа, ставятся игрушки, и даются инструкции: «Покорми мишку!», «Причеши куклу!». Ребенок должен правильно выбрать орудие действия и объект. В дальнейшем добавляются машинка — «Покатай!», кроватка — «Покачай!», увеличивается количество игрушек.

Для закрепления этих знаний, ребенку для самостоятельной игры оставляют только эти игрушки. Взрослый подходит время от времени и напоминает, как покатать игрушки, покормить, следит, чтобы предметы использовались по назначению.

Необходимо расширять пассивный словарь не только количественно, но и качественно. Очень часто у малышей слово- название закрепляется только за одним предметом. Чтобы этого не произошло, к одному слову подбирается несколько предметов, игрушек, картинок. Обращается внимание на эти предметы не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время бытовой деятельности, прогулок.

Так же на занятиях даются основные понятия — размер, количество, цвет, форма. Ребенку дается задание на сортировку предметов по одному из признаков, взрослый просит выбрать предметы с данным признаком из большого количества. Необходимо помнить, что обязательно во всех этих заданиях должен присутствовать игровой момент, иначе ребенок откажется выполнять задание. Например, при сортировке по цвету нельзя просить ребенка просто разложить материал, можно предложить «подарить подарки» — малышу красные, а мишке желтые.

2) Стимуляция вербальной активности ребенка — создание у него потребности пользоваться речью, формирование физиологических эхолалий и лепетных слов.

Стоит отметить, что задачи по развитию речи решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Например, во время пассивной артикуляционной гимнастики, педагог, вытягивая губы ребенка в «трубочку», сам произносит звук «у», утрируя артикуляцию. Так же поступает со звуками «и» (улыбка), «а» (широко открытый рот). Желательно также использовать меры, компенсирующие сниженные возможности кратковременной слухо-речевой памяти, обращаясь к визуальным формам (зрительные символы звуков Рис. 1).

Рис. 1. Зрительные символы гласных звуков (обозначаются красным цветом)

Этим приемом достигается взаимодействие сразу трех анализаторов: ребенок чувствует артикуляционный уклад, видит его у педагога и на картинке, слышит произносимый при этом укладе звук. Довольно быстро дети пытаются сами повторять эти звуки.

Для активизации речи ребенка необходимо поддерживать его лепет, вступать с ним в своеобразный «диалог», повторять за Малышом слоги, звуки. Рекомендуем следующее упражнение — взрослый сидит перед ребенком за столиком. Сначала взрослый стучит по столу рукой, произнося довольно громко: «Та-та-та!», затем ребенок. В этот же период, как показывает опыт нашей работы, следует подключать зрительные символы согласных звуков изолированно (Рис. 2,) и в сочетании с гласными звуками (Рис. 3). [6]

Рис. 2. Зрительные символы согласных звуков (обозначаются синим цветом)

Рис. 3. Вызов звуков с опорой на зрительный образ, сочетание звуков СГ

Примерное планирование развития речи детей с системными нарушениями (безречевые дети)

- Вызов звуков с опорой на зрительный образ, сочетание звуков: Г, С, ГС, СГ, СГС, ГСГ (Г — гласный звук, С — согласный звук.).

- Вызов лепетных слов, звукоподражаний.

- Воспроизведение слоговых сочетаний с общими согласными и разными гласными звуками (ТА — ТО — ТУ, ТЫ — ТЭ ПА — ПО — ПУ — ПЫ — ПЭ).

- Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками (ТА — КА — ПА МА — НА — ВА).

- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости (ПА — БА ТА — ДА КА — ГА).

- Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (ПА — ПТА НА — ПНА ВА — КВА).

- Работа над глаголами «Дай», «На». Работа над фразой (глагол + звукоподражание: «Дай ам-ам», «На ту-ту».

- Работа над произнесением слов из двух-одного слогов (начинается с отработки имён, где последующее слово отличается от предыдущего одним-двумя звуками: Аня — Ваня — Таня — Тоня — Соня — Саня — Даня — Дина — Дима — Тима — Аня — Аля — Оля — Коля — Толя.

- Работа над словами-указателями «Это», «Тут», «Вот», «Там».

- Работа над фразой: «Тут Мама», «Это Папа».

- Работа над глаголами в повелительном наклонении (одно-, двухсложные): пой, пей, спи, дуй, дай, сядь, иди, неси, купи, пиши.

- Работа над фразой (существительное + глагол): «Мама, иди», «Папа, дай».

- Инсценировка адаптированных сказок «Теремок», «Репка».

- Чтение адаптированных стихов:

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР

Подобные документы

Адаптация детей к школе. Особенности детей с задержкой психического развития. Адаптация к школе детей с задержкой психического развития. Понятие школьной дезадаптации. Основные направления работы с детьми с трудностями в обучении при адаптации к школе.

курсовая работа

Психологическая характеристика детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Подросток с задержкой психического развития в системе детско-родительских отношений. Анализ взаимозависимости родителей и детей с задержкой развития.

курсовая работа

Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Анализ внимания у детей с проблемами в развитии. Экспериментальное исследование развития внимания у старших дошкольников с нарушениями речи. Коррекционная работа по развитию внимания.

дипломная работа

Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности. Закономерности, причины и характеристика задержки развития речи у детей, их логопедическое обследование. Методики исследования уровня речи. Опытная работа по развитию речи у младших школьников.

дипломная работа

Особенности личности у детей с задержкой психического развития, развитие мышления детей. Практические рекомендации по разработке психокоррекционных программ по развитию мышления детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

дипломная работа

Характеристика нарушения нормального темпа психического развития, когда ребенок школьного возраста продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Исследование диагностики связной письменной речи у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа

Индивидуальные особенности мышления и восприятия. Анализ феномена речи как психического процесса. Исследование развития и взаимосвязи речи и мышления у детей дошкольного возраста на примере МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18" г. Курска.

курсовая работа

Понятие речевого нарушения. Классификация речевых нарушений. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система логопедической помощи. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

реферат

Понятие, структура и предпосылки развития способностей их количественная и качественная характеристика. Активности и саморегуляция как основные психологические особенности одаренных детей. Принципы работы педагога и психолога с талантливыми детьми.

контрольная работа

Развитие речи и ее влияние на мышление. Этапы развития мышления ребенка. Основные понятия и принципы интеллектуального развития. Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже, эгоцентризм детского мышления. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру.

контрольная работа

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста в норме. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.

курсовая работа

Общая характеристика сюжетно-ролевой игры в психолого-педагогических исследованиях. Особенности игровой деятельности у старших дошкольников. Роль свободной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми с задержкой психического развития.

дипломная работа

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Упражнения на развитие внимания. Диагностика школьной зрелости у ребенка. Методы диагностики восприятия и воображения.

дипломная работа

Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития ребенка. Развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста и старшего дошкольного с задержкой психического развития. Процесс формирования умственных действий по Гальперину.

дипломная работа

Типы родительского отношения к детям, имеющим задержку развития речи. Этапы интеллектуального развития ребенка с ОНР в дошкольном возрасте. Разработка программы игротепаревтической коррекции межличностных отношений для семей с особенными детьми.

дипломная работа

Характеристика речи как психического познавательного процесса. Исследование психологических особенностей развития речи и мышления у детей дошкольного возраста. Проблема возрастной эволюции речевой и мыслительной деятельности ребенка в учении Ж. Пиаже.

курсовая работа

Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.

дипломная работа

Исследование отечественными и зарубежными учеными особенностей и проблем детей с задержкой психического развития (ЗПР). Характеристика клинических вариантов ЗПР. Психологические методы и технология диагностики уровня обучаемости и мышления ребенка с ЗПР.

реферат

Помощь детям с речевыми нарушениями. Изучение, предупреждение и коррекция речевых нарушений у детей. Нарушение устной и письменной речи. Органы чувств (анализаторы) - слуховой, речедвигательный. Система логопедической помощи детям с нарушением речи.

контрольная работа

Развитие речи у дошкольников, его связь с предметной деятельностью ребенка. Этапы развития речи детей раннего возраста. Усвоение языка и индивидуальное развитие с точки зрения психологических механизмов. Возрастание понимания речи по объему и качеству.

Предметный каталог

Проблема для обсуждения: Что необходимо сделать для успешной помощи детям с ЗПР?

Предложения: Для успешной логопедической помощи необходимо знать психолого -педагогическую характеристику ребенка с ЗПР.

Введение: Для выбора темы послужило то, что недостаточно практического материала в логопедической помощи детям с ЗПР. Полезны будут для воспитателей и дефектологов детского сада. Преимущественно идет литература для работы с детьми с интеллектом нормы, а для детей с задержкой практической литературы не достаточно.

Всесторонее обследование психических функций внимания, восприятия, мышления, воображения и речевое развитие ребенка. Могу использовать в своей работе.

МАМАЙЧУК И.И. ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекциинные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития

КАТАЕВА А.А.-СТРЕБЕЛЕВА Е.А. ДОШКОЛЬНАЯ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА

Учебное пособие создано на основе обобщения практического опыта работы с детьми, с учетом современных подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта, анализа этапов становления дошкольной олигофренопедагогики в России.

ЕКЖАНОВА Е.А. СТРЕБЕЛЕВА Е.А. КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

логопедическая работа с детьми зпр

Личность ребенка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.

Эту литературу можно использовать в своей работе, можно рекомендовать воспитателям и родителям.

3. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/osobennosti_logopedicheskoy_raboti_s_detmi_s_zpr.html. Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР

Воспитание и обучение детей, страдающих теми или иными дефектами речи, оказывается особенно важным. Как воспитание таких детей, так и их перевоспитание требуют от логопеда знания закономерностей развития речи, а также развития тех процессов, которые тесно связаны с речью. Именно на основе закономерностей (физиологических и психологических ) строятся специальные методы логопедического воздействия.

4. http://masyanya-188.ucoz.ru/load/v_pomoshh_studentam_zaochnikam/kursovye. особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, Эта статья может быть использована как в работе, так и в консультациях с родителями, учителями-логопедами и учителями-дефектологами.

5. http://www.pedlib.ru/Books/4/0275/4_0275-26.shtml Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР . Основные принципы логопедической работы, развитие и характеристика речи детей. Особенности логопедической работы с детьми, которые страдают задержкой психического развития. Аспекты соотношения речи и мышления на последующих этапах развития ребенка.

Особенности логопедической работы при ЗПР. В данной статье дается к лассификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений, о сновные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

Источники:
lektsii.net, www.moluch.ru, allbest.ru, www.openclass.ru

Следующие материалы:

27 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения