Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Справочник

Поведенческие расстройства у детей диагностика психопрофилактика и коррекция

Поведенческие расстройства у детей диагностика психопрофилактика и коррекция

Не удается найти требуемую страницу

Запрошенная страница удалена, переименована или временно недоступна.

Попробуйте выполнить следующее.

  • Убедитесь, что отображаемый в адресной строке обозревателя адрес веб-узла написан правильно и не содержит ошибок форматирования.
  • Если вы попали на эту страницу, выбрав ссылку, то свяжитесь с администратором веб-узла и предупредите его о неправильно форматированной ссылке.
  • Нажмите кнопку Назад. чтобы проверить другую ссылку.
  • HTTP Error 404 - File or directory not found.

    Internet Information Services (IIS)

    Технические сведения (для сотрудников службы поддержки)

  • Проведите поиск по ключевым словам HTTP и 404 на веб-узле технической поддержки корпорации Microsoft .
  • Изучите разделы под названием Установка веб-узла . Решение задач администрирования и О специальных сообщениях об ошибках . которые содержатся в Справке IIS . Справка IIS доступна в программе «Диспетчер IIS» (inetmgr).
  • Методы диагностики и коррекции нарушений поведения и психических расстройств у детей

    Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

    Полнотекст

    Актуальность методов диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения детей обусловлена в первую очередь, потребностями теории и практики. Практическая сторона проблемы исходит из статистики: значительное увеличение числа девиаций в молодежной среде с неизбежностью влечет за собой рост заболеваемости, травматизации и суицидальных попыток, вовлечения в различные виды криминальной деятельности. Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности.

    С научной точки зрения вызывает интерес влияния того или иного способа диагностики, профилактики и коррекции девиантного поведения .

    Наш социально-реабилитационный центр обслуживает категорию детей в возрасте от 3 до 18 лет попавших в тяжёлую жизненную ситуацию. Под тяжёлой жизненной ситуацией подразумевается ситуация, с которой ребенок не может справиться без помощи взрослого или специалиста (например: конфликт в семье, конфликт в школе и т.п.)

    Отделение в котором я осуществляю свою работу называется: Отделение дневного пребывания. Основной целью нашего отделения является: оказание реабилитационной помощи, услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, без отрыва ребёнка из семьи и привычного ему социального окружения, а также профилактика безнадзорности, беспризорности, социальной дезадаптации, правонарушений несовершеннолетних, а так же нормализация детско-родительских отношений.

    В отделении большую часть воспитанников составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста.

    В связи с возрастной категорией выбраны особые доступные для малышей методы диагностики и коррекции поведения. Для этих целей мною, как специалистом была разработана программа коррекции поведения «Театр кукол». Она выполняет 3 жизненно важные функции: диагностическую, терапевтическую, развивающую.

    Используемые в данной программе методы диагностики являются проективными а приемы работы с куклой направлены коррекцию эмоционального состояния детей. Проективные методики дают возможность оценить эмоциональное состояние ребенка, состояние психических процессов, умственно развитие. При этом сохраняется основной принцип работы: Создание атмосферы безопасности для ребенка. Специально подобраммые задания выполняющие роль диагностических методик позволяет раскрыть внутреннее отношение ребёнка к ряду типичных жизненных ситуаций, дают информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми в семье, детском дошкольном и школьном коллективе.

    Анализируя получаемые данные, представляется правомерным сделать вывод о том, что осложнения психического и личностного развития воспитанников, обусловлены двумя факторами: ошибками воспитания и особенностями нервной системы. Как правило эти два фактора выступают одновременно, совершенно очевидно, что понять своеобразие каждого конкретного случая развития тех или иных отклонений ребёнка невозможно без анализа «почвы», на которой возникает комплекс поведенческих и эмоциональных проблем.

    Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с воспитанниками направлена на формирование способностей детей и подростков к саморегуляции, самопознанию, жизненному самоопределению, овладению навыком анализа возникновения и разрешение конфликтных ситуаций (изучению ситуаций способствующих происхождению причин возникновения эмоционального, внутри - личностного и межличностного конфликта).

    Использование ролевой игры в репертуаре психотерапии- часть более широкого спектра техник, которые достаточно условно можно назвать «игровой психотерапией», так как ролевые игры помогали человеку выжить среди непознанного пространства, реализовывать потребность в контроле над силами, которые оказывали влияние на его жизнь.

    Задачей ролевой игры совершенно необязательно является достижение какой-либо цели, а в некоторых играх такой цели вообще нет.

    Главной задачей может стать личностное развитие персонажа, обыгрывание и осознание своих чувств, мотивов поведения, или исследование мира.

    Таким приёмом может выступить куклотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, а так же игры с участием песка и воды.

    Естественной средой воспитания ребёнка является семья, поэтому очевидно то, что поведенческие расстройства находятся в тесной связи с нарушениями процесса правильного выполнения членами семьи своих ролей. Влияние родителей является самым значимым и сильным, а следовательно, и наиболее глубоким и устойчивым. Поэтому аномалии отношений в семье делают ребёнка более восприимчивым к отрицательным воздействиям более широкого социального окружения. Вопрос о нарушениях отношений между родителями и их детьми непосредственно касается не только проблем детских неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском и в подростковом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связанны с наличием у самих родителей невротических и личностных нарушений. Недостаточная взрослость или невротические проявления родителей могут стать причиной отклонений в надлежащем выполнении их обязательств перед детьми. Причинами неадекватных детско – родительских отношений могут быть усвоенные в детстве (родителями) ошибочные стереотипы воспитания.

    Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации крайне важны. Запаздывание с подобной работой приводит к тому, что негативное воздействие длительной эмоциональной дезадаптации на организм и психику ребенка может привести к серьезным нарушениям в развитии, к формированию устойчиво-дезадаптивных патологических черт характера.

    Девиантное поведение подростков: профилактика, диагностика, коррекция

    В подростковом возрасте ребенок превращается во взрослого человека. Социальное и психическое становление происходит на фоне полового созревания. В связи с этим все подростки в той или иной степени испытывают психический дискомфорт, который вызывает негативные эмоциональные и поведенческие реакции. Часто поведение подростков становится проблемой для родителей, педагогов или сверстников. В этом случае говорят о поведенческих девиациях или отклонениях от общественных норм. Когда родителям необходимо думать об обращении к детским и подростковым психологам. как предупреждать и корректировать поведенческие отклонения? Давайте разбираться.

    Поведение людей регулируется их внутренними убеждениями и общественными правилами. Например, взрослый человек здоровается с соседями, не выбрасывает мусор из окна и не курит в общественном транспорте, так как имеет определенные убеждения и усвоил социальные нормы поведения. Как отмечалось выше, в подростковом возрасте происходит психическое и общественное становление ребенка. Он может нарушать те или иные социальные нормы, так как еще их не усвоил. Но часто подростки сознательно и целенаправленно нарушают общественные правила поведения. Например, они знают, что нельзя курить или уходить с уроков, но делают это. В этом случае речь идет о девиантном поведении (от латинского deviatio - отклонение).

    Диагностика девиантного поведения в подростковом возрасте

    Чтобы заметить признаки поведенческих девиаций, не нужно иметь специальной подготовки. К ним относятся нарушения общественных норм поведения, на которые подросток идет осознанно. Типичными примерами девиантного поведения в подростковом возрасте являются:

    Курение, употребление алкоголя или наркотических веществ.

    Уход из дома, бродяжничество.

    Систематические прогулы в школе.

    Противоправное поведение подростков, включая кражи, грабеж, хулиганство и т.п.

    Внимательные родители и педагоги иногда замечают признаки развивающихся девиаций до появления выраженных поведенческих отклонений. К ним относятся частые гиперэмоциональные реакции (например, истерики, сильные обиды), беспричинная агрессия, нежелание подростка контактировать с родителями и педагогами. Заподозрив у ребенка девиантное поведение, обратитесь к профессиональным психологам для проведения диагностики и коррекции.

    Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков

    В большинстве случаев для коррекции девиаций у подростков достаточно целенаправленного воспитательного воздействия в семье и в учебном заведении. Однако план коррекционных мероприятий составляется во время консультации детского и подросткового психолога. В некоторых ситуациях ребенку необходима длительная профессиональная коррекция и психотерапия. К таким случаям относятся любое противоправное поведение, угроза формирования алкогольной или наркотической зависимости, суицидальные попытки, неспособность подростка адаптироваться к общественным нормам.

    Что могут сделать для профилактики подростковых девиаций родители? Во-первых, соблюдайте рекомендации педагогов и психологов и учитывайте особенности психологии подростков. оценивая развитие своего ребенка и воспитывая его. Во-вторых, создавайте условия для здорового развития социальных связей подростка. Для этого предложите ребенку выбрать интересную для него физкультурно-спортивную секцию, организуйте досуговые мероприятия, постарайтесь привить ребенку интерес к полезной для него деятельности. В-третьих, обсуждайте с подростком интересующие его вопросы и уделяйте внимание поведенческим проблемам. Постарайтесь понять, почему ребенок, например, стремится прогулять урок или проявляет интерес к сигаретам.

    Помните, обращение к подростковому психологу не означает, что ваш ребенок ненормальный или нуждается в лечении. Все подростки склонны к девиантному поведению, однако в большинстве случаев оно быстро корректируется родителями и педагогами после консультации профессионала. Задавайте вопросы экспертам портала Семейная вселенная. это поможет вам уберечь подростка от серьезных поведенческих расстройств.

    Профилактика и коррекция cиндрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей

    О.В. Гончарова, доктор медицинских наук, педиатр-врач восстановительной медицины, главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

    E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

    К числу наиболее распространенных болезней у детей относится синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), о чем свидетельствуют эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира. Анализ литературы выявил широкую вариабельность данных по распространённости СДВГ: в США эти цифры колеблются от 4 до 13% [10], в Великобритании - 1-3% [21], Германии - 9-18% [12], Италии - 3-10% [16], Чехословакии - 2-12% [9], Китае - 1-13% [20], в России (г.Москва и Московская обл.) - 15-28% [5, 6]. Такой широкий диапазон колебаний цифр обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов СДВГ. Американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию психиатрических болезней (DSM - Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), в Европе и Великобритании принята Международная классификация болезней (ICD - International Classification of Diseases) с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространённость синдрома. СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек [9].

    Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Из-за клинической гетерогенности терминологию синдрома многократно меняли. Согласно последней редакции Международной классификации болезней - ICD-10 (1992), выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» - СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ.

    Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается». У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии. Школьные нагрузки часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации. Проявления СДВГ многообразны и этот список можно продолжать и дальше (по данным литературы, отмечается до 100 особенностей). Прогноз заболевания зависит от выраженности симптомов, своевременной постановки диагноза и проведения восстановительного лечения. Специалисты отмечают, что симптомы СДВГ могут сохраняться и во взрослой жизни. Среди подростков с СДВГ наркомания, алкоголизм и правонарушения распространены в большей степени, чем среди здоровых сверстников. Лишь 15% детей с СДВГ (против 50% в контрольной группе) заканчивает школу [258]. Дефицит внимания, импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки сохраняются в течение всей жизни. Так симптомы детского расстройства становятся причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере [9].

    Своевременная профилактика может обеспечить нормальную и полноценную жизнь детям с СДВГ, что будет способствовать снижению преступности, алкоголизма и наркомании.

    Исследования последних лет выявили множество факторов, которые могут привести к развитию СДВГ, поэтому в настоящее время общепринята полиэтиологичная теория. Биологические факторы, особенно перенесенные перинатальные гипоксические поражения ЦНС, имеют решающее значение в первые два года жизни ребёнка. В последующем в развитии болезни играют роль и психосоциальные факторы: внутрисемейная ситуация, особенности воспитания, оказывают влияние условия проживания и материальная обеспеченность [3].

    Среди патогенетических концепций СДВГ выделяют нейрофизиологическую, биохимическую, нейропсихологическую и генетическую.

    Согласно нейрофизиологической теории, нарушения формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга и различными областями коры, выявляемые у детей с СДВГ вследствие перенесенной гипоксии, играют роль в развитии этого заболевания [18]. Явление диффузной церебральной дизрегуляции затрагивает различные мозговые структуры, что объясняет разнообразие клинической картины заболевания. На основе инструментальных исследований выделено несколько клинических вариантов расстройства: со стволовой, корковой и корково-стволовой дизрегуляцией. Предположительно это деление соответствует классификации подтипов СДВГ - с гиперактивностью-импульсивностью, с нарушениями внимания, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивностью.

    Биохимическая теория патогенеза СДВГ и, в частности, участия катехоламинового обмена стала формироваться в 1970-х годах. Катехоламиновая иннервация «затрагивает» основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти, которые участвуют в формировании стресс-реакции. Но патохимические механизмы развития СДВГ нельзя объяснить нарушениями только одной нейромедиаторной системы. A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в 1987 году представили неспецифическую катехоламиновую гипотезу, подразумевающую вовлечённость всех катехоламинергических систем в патогенетические механизмы СДВГ [22]. Эта концепция в наибольшей степени соответствует результатам экспериментальных исследований, тем более что СДВГ уже более полувека успешно лечат психостимуляторами ЦНС, являющимися катехоламиновыми агонистами. Предполагают, что эти препараты увеличивают доступность катехоламинов на уровне синапсов путём стимуляции их синтеза и торможения обратного захвата в пресинаптических нервных окончаниях.

    Согласно генетической теории, исследования, проведённые в США и Чехословакии, выявили у 10-15% детей с СДВГ наследственную предрасположенность к данному заболеванию [14]. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, ассоциированные с симптомами СДВГ, в частности гена дофаминного рецептора D4 (DRD4 ), гена, отвечающего за транспорт дофамина (DAT1 ) и др. Однако поиски определённого гена, вызывающего СДВГ, не увенчались успехом и четких экспериментальных доказательств для объяснения патогенеза СДВГ только с позиций молекулярной генетики недостаточно.

    Согласно нейропсихологической теории, у детей с СДВГ отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Поэтому R.A. Barkley в своей унифицированной теории считает, что нарушение этих функций, отвечающих за целенаправленную организацию деятельности («executive functions») играет роль в развитии СДВГ [11].

    В диагностике СДВГ используют стандартные диагностические критерии (табл.1).

    Таблица 1

    Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV

    Источники:
    lib.mgppu.ru, www.childpsy.ru, www.mentallab.ru, www.mednet.ru

    Следующие материалы:

    26 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения