Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Скорая помощь

Синдром повышенной возбудимости у детей по мкб

СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности

В России, также как в Европе, принята Международная классификация болезней. В последней редакции МКБ в группе детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью выделяется две подгруппы: с наличием гиперактивности - "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" - и без неё - "синдром дефицита внимания без гиперактивности" (МКБ-10, 1992).

Диагностика синдрома у маленьких детей достаточно трудна, критерии меняются по мере развития ребенка. Внимательное изучение анамнеза показывает, что причина такого поведения - легкие пре-и перинатальные поражения головного мозга. Уже в период младенчества, у таких детей наблюдается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, проявляющийся общим беспокойством, повышенной активностью, нарушениями сна и аппетита, тремор подбородка и рук. В ряде случаев при выявлении в неврологическом статусе признаков гипертензионно-гидроцефального синдрома, изменений со стороны мышечного тонуса, рефлексов новорожденного, а также очаговых симптомов может быть поставлен диагноз "перинатальная энцефалопатия".

Первое ухудшение течения заболевания относят к началу систематического обучения. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребёнка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Критическая ситуация может возникнуть еще до начала поступления в школу - в 5-6 лет, когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада.

В связи с современной тенденцией отдавать ребёнка в школу-гимназию, поступление в которую проводится на конкурсной основе, родители стараются сначала отдать ребёнка в соответствующий детский сад - с обучением иностранному языку, развитием мыслительных способностей, ранним обучением чтению и письму. Одновременно ребёнка стараются пораньше направить в музыкальную или танцевальную школу.

Если учесть, что период 5-7 лет является критическим для созревания мозговых структур, отвечающих за становление когнитивных способностей, функций произвольной организации деятельности, внимания и мышления, - то такая нагрузка оказывается явно избыточной. Даже у обычного ребёнка она вызывает переутомление вплоть до нервного срыва. Для гиперактивного ребенка это может стать причиной еще большего отставания в развитии.

Критический период - возраст 6-7 лет. Обычно в этом возрасте ставится диагноз. В это время происходит становление не только письменной речи, но также произвольного внимания, памяти, целенаправленного поведения и других высших психических функций. В 6-7 лет дети с СДВГ не готовы к обучению в школе в связи с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых регуляторных структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезадаптационного школьного синдрома. Поэтому вопрос о готовности к школе решается строго индивидуально.

Дети с СДВГ нуждаются в наблюдении не только в первые месяцы после поступления в школу для предупреждения срывов адаптации, но и весь период обучения в начальной школе и в среднем ее звене.

Максимальный пик проявления симптомов СДВГ приходится на возраст 7-12 лет, как у мальчиков, так и у девочек. Это совпадает с периодом наиболее активного становления мозговых структур и корково-подкорковых взаимосвязей. Если у детей с синдромом в младшем школьном возрасте на первый план выступают трудности обучения, то в подростковом возрасте нарастают нарушения поведения. Возникает агрессивность, ухудшаются взаимоотношения в семье и школе, снижается успеваемость. “Всплеск” симптомов заболевания в 12-15 лет совпадает с периодом полового созревания. При неблагоприятном течении болезни развиваются патохарактерологические личностные особенности. В сочетании с признаками социальной дезадаптации это может стать причиной неудач в личной жизни и профессиональной карьере.

В связи с этим усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление и коррекцию этого заболевания. Своевременная терапия в детском возрасте позволит не только преодолеть отставание в нервно-психическом развитии ребёнка, но будет способствовать формированию нормального поведения по мере взросления ребёнка.

Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей

Магний (Mg) - эссенциальный макроэлемент, необходимый для полноценного функционирования нервной ткани. Он является регулятором множества физиологических функций в человеческом организме, но для неврологов наиболее важно то обстоятельство, что Mg отвечает за передачу и скорость прохождения нервного импульса от головного мозга к периферическим нервным окончаниям и мышцам [1, 2].

О таких психоневрологических проявлениях магниевой недостаточности, как тремор, хорееподобные движения, судороги скелетной мускулатуры, головные боли и явления тетании, ранее сообщалось в литературе [3-5]. Помимо описанных симптомов внимания заслуживает манифестация дефицита Mg в виде повышенной возбудимости и беспокойства, которым мы уделим внимание в этой статье [6-9].

В соответствии с обновленными Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веще-

ствах для различных групп населения Российской Федерации (2008) суточная потребность в магнии составляет для детей в возрасте 0-3 месяцев 55 мг, 4-6 - 60 7-12 месяцев - 70 1-3 лет - 80 мг 3-7 - 200 7-11 - 250 11-14 - 300, 14-18 лет - 400 мг (для взрослых она соответствует 300-400 мг/сут) [10].

Считается, что до 30 % населения в мире регулярно недополучают Mg с пищей, что частично сопряжено с современными технологиями и минеральными удобрениями, приводящими к дефициту этого минерального вещества в почве. Избыточной элиминации Mg из организма способствует

10) - не единственное показание к его назначению. Ранее мы и другие авторы сообщали о возможностях применения препаратов Mg в лечении различных видов психоневрологической патологии - мышечных спазмов, эпилепсии и судорог, синдрома беспокойных ног, острых нарушений мозгового кровообращения, рассеянного склероза, детского церебрального паралича, деменции, головной боли и мигрени [3-5, 12, 13]. A.W. Yuen и J.W. Sander (2012) высказывают гипотезу, что применение препаратов магния может уменьшать число приступов у пациентов с

эпилепсией [14].

Беспокойство и повышенная возбудимость у детей и подростков могут быть обусловлены различными причинами. Так, возрастзависимыми причинами (факторами) для детей первых месяцев/лет жизни могут служить младенческие колики и состояния пищевой непереносимости (лактазная недостаточность, непереносимость белка коровьего молока и др.), для детей раннего возраста - &ldquoмладенческие истерики&rdquo (коды R45.0, R45.1 и R45.4 по МКБ-10), для детей дошкольного возраста - расстройства эмоционально-поведенческой сферы и невротические состояния, а для школьников-подростков - психологические стрессы, вегетативная дисфункция и синдром дефицита внимания и

Как указывают А.С. Кадыков и С.Н. Бушенева (2006), основное значение Mg состоит в том, что он служит естественным антистрессовым фактором, тормозит процессы возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС) и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям [15]. С этим

положением полностью соотносится мнение О.А. Громовой и соавт. (2012), считающих дефицит Mg

представители направления медицины, получившего название клинической экологии, считают, что различные формы психоневрологической патологии, подпадающие под понятие &ldquoцеребральная аллергия&rdquo (синонимы: &ldquoэкологическая ментальная болезнь&rdquo, &ldquoмножественная химическая сенси-

тивность&rdquo), могут возникать под воздействием многочисленных факторов внешнего окружения [18, 19]. Одним из таких факторов, несомненно, является недостаточность Mg.

Классическими примерами состояний, сопровождающихся повышенной возбудимостью, служат рас-

Вегетативная дисфункция (ВД), относящаяся к профессиональной сфере неврологов и кардиологов, сопровождается повышенной возбудимостью и раздражительностью. Клиническое многообразие

Не являются редкостью случаи, когда беспокойство и повышенная возбудимость ребенка становятся

Для восполнения дефицита Mg могут использоваться алиментарные источники макроэлемента или примняться его препараты (различные соли и соединения). Диетический подход, несмотря на физиологичность и &ldquoнатуральность&rdquo, сопряжен с организационными трудностями и необходимостью

Из фармакологических средств в коррекции магниевого статуса детей с повышенной возбудимостью

Классификация и симптомы

Различают 4 стадии развития психоорганического синдрома:

синдром повышенной возбудимости у детей по мкб
  • Астеническую
  • Эксплозивную
  • Эйфорическую
  • Апатическую.
  • Астенический синдром характеризуется следующими признаками:

  • Физической и психической истощаемостью
  • Раздражительностью
  • Гиперестезией
  • Недержанием аффектов
  • Незначительным снижением интеллекта
  • Легкими дисмнестическими расстройствами.
  • У больных резкие изменения климатических условий вызывают ухудшение состояния. Отмечается непереносимость жары.

    В эксплозивной стадии клиническая картина психоорганического синдрома включает:

  • Сочетание эмоциональной лабильности и агрессивности с небольшими нарушениями памяти и ухудшением адаптации
  • Утрату самоконтроля, усиление влечений и ослабление волевых задержек
  • Хронический алкоголизм, который развивается в результате попыток снять алкоголем внутреннее напряжение и раздражительность, что только ухудшает общее состояние и усиливает органическую недостаточность
  • Склонность к сверхценным идеям и паранойе
  • Истерические формы реакций на невыполнение требований или препятствия в осуществлении планов.
  • При эйфорическом, или мориоидном, варианте психоорганического синдрома работоспособность сильно ограничена. Это состояние сопровождается улучшением настроения с эйфорией и благодушием, значительным снижением критики своего состояния, серьезными расстройствами памяти. Отличительным признаком является насильственный смех или плач, причина которого быстро забывается, а мимическая реакция может сохраняться долгое время уже без эмоционального содержания. У некоторых больных бывают приступы гнева, сменяющиеся беспомощностью и слезливостью.

    При апатической форме развивается апатоабулическое состояние. Круг интересов резко сужается, появляется равнодушие к себе и окружающим. Симптомы напоминают шизофрению или эпилептическую болезнь, от которых психоорганический синдром отличается дисмнестическими расстройствами, астенией и насильственным плачем и смехом. Сильно выражены признаки органического повреждения центральной нервной системы.

    Психоорганический синдром у детей

    Ряд возрастных особенностей имеет психоорганический синдром у детей. Лежащие в их основе органические поражения мозга возникают при интенсивном эволютивном развитии систем и функций мозга при той или иной степени морфофизиологической незрелости центральной нервной системы.

    До 4-5 лет снижение интеллекта выражается в незначительной задержке речевого развития и бедном лексиконе. Вербальные задания выполняются хуже невербальных. Не проявляется интерес к рассказам и сказкам, плохо запоминаются песни и стихи. Невропатические нарушения напоминают симптомы врожденной детской нервности и включают в себя:

  • Повышенную возбудимость
  • Диспепсические расстройства
  • Срыгивания и рвоту
  • Аллергию
  • Неправильное чередование бодрствования и сна
  • Плохой аппетит
  • Высокую чувствительность к внешним воздействиям
  • Впечатлительность
  • Неустойчивое настроение
  • Общую двигательную расторможенность
  • Суетливость
  • Нарушения восприятия
  • Дискоординацию.
  • С 4-5 лет психоорганический синдром у детей характеризуется преимущественно эмоционально-волевыми и двигательными расстройствами:

  • Повышенной аффективной возбудимостью
  • Раздражительностью
  • Импульсивностью
  • Недостаточным чувством дистанции
  • Назойливостью
  • Частой сменой настроения
  • Двигательной расторможенностью
  • Слабым вниманием
  • Задержкой в развитии моторики.
  • Вегетативные нарушения при этом отступают на второй план.

    У школьников и подростков психоорганический синдром проявляется более разнообразно, а интеллектуальная дисфункция, импульсивность и недостаток самокритичности выражены сильнее.

    Лечение психоорганического синдрома

    Оценку степени тяжести психоорганического синдрома, как у взрослых, так и у детей, проводят с помощью теста на метеопатическую реакцию. Так называемый синдром Пирогова заключается в том, что состояние больного изменяется при повышении или понижении барометрического давления. Более тяжелое состояние диагностируют тогда, когда человек чувствует себя хуже перед колебаниями давления, а не после них.

    Лечение психоорганического синдрома должно быть направлено на устранение его первопричины. При подтвержденных органических заболеваниях мозга применяют антибиотики, противовирусные и гормональные препараты. В качестве патогенетической терапии проводят детоксикацию и дегидратацию, а также назначают лекарства, которые нормализуют гемодинамику и метаболизм мозга. Симптомы лечат противосудорожными, рассасывающими и сосудистыми средствами. Положительного эффекта добиваются также психотропными препаратами и иммунотерапией.

    Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем — документ, используемый как ведущая основа в здравоохранении. МКБ является нормативным документом, обеспечивающим единство методических подходов и международную сопоставимость материалов.

    В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10, ICD-10).

    В России органы и учреждения здравоохранения осуществили переход статистического учёта на МКБ-10 в 1999 году.

    синдром повышенной возбудимости у детей по мкб

    ФАРМАТЕКА » Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей

    Подробности Просмотров: 9

    Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей

    Магний (Mg) – эссенциальный макроэлемент, необходимый для полноценного функционирования нервной ткани. Он является регулятором множества физиологических функций в человеческом организме, но для неврологов наиболее важно то обстоятельство, что Mg отвечает за передачу и скорость прохождения нервного импульса от головного мозга к периферическим нервным окончаниям и мышцам [1, 2].

    О таких психоневрологических проявлениях магниевой недостаточности, как тремор, хорееподобные движения, судороги скелетной мускулатуры, головные боли и явления тетании, ранее сообщалось в литературе [3–5]. Помимо описанных симптомов внимания заслуживает манифестация дефицита Mg в виде повышенной возбудимости и беспокойства, которым мы уделим внимание в этой статье [6–9].

    В соответствии с обновленными Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веще-

    ствах для различных групп населения Российской Федерации (2008) суточная потребность в магнии составляет для детей в возрасте 0–3 месяцев 55 мг, 4–6 – 60 7–12 месяцев – 70 1–3 лет – 80 мг 3–7 – 200 7–11 – 250 11–14 – 300, 14–18 лет – 400 мг (для взрослых она соответствует 300–400 мг/сут) [10].

    Считается, что до 30 % населения в мире регулярно недополучают Mg с пищей, что частично сопряжено с современными технологиями и минеральными удобрениями, приводящими к дефициту этого минерального вещества в почве. Избыточной элиминации Mg из организма способствует

    10) – не единственное показание к его назначению. Ранее мы и другие авторы сообщали о возможностях применения препаратов Mg в лечении различных видов психоневрологической патологии – мышечных спазмов, эпилепсии и судорог, синдрома беспокойных ног, острых нарушений мозгового кровообращения, рассеянного склероза, детского церебрального паралича, деменции, головной боли и мигрени [3–5, 12, 13]. A.W. Yuen и J.W. Sander (2012) высказывают гипотезу, что применение препаратов магния может уменьшать число приступов у пациентов с

    эпилепсией [14].

    Беспокойство и повышенная возбудимость у детей и подростков могут быть обусловлены различными причинами. Так, возрастзависимыми причинами (факторами) для детей первых месяцев/лет жизни могут служить младенческие колики и состояния пищевой непереносимости (лактазная недостаточность, непереносимость белка коровьего молока и др.), для детей раннего возраста – “младенческие истерики” (коды R45.0, R45.1 и R45.4 по МКБ-10), для детей дошкольного возраста – расстройства эмоционально-поведенческой сферы и невротические состояния, а для школьников-подростков – психологические стрессы, вегетативная дисфункция и синдром дефицита внимания и

    Как указывают А.С. Кадыков и С.Н. Бушенева (2006), основное значение Mg состоит в том, что он служит естественным антистрессовым фактором, тормозит процессы возбуждения в центральной нервной системе (ЦНС) и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям [15]. С этим

    положением полностью соотносится мнение О.А. Громовой и соавт. (2012), считающих дефицит Mg

    представители направления медицины, получившего название клинической экологии, считают, что различные формы психоневрологической патологии, подпадающие под понятие “церебральная аллергия” (синонимы: “экологическая ментальная болезнь”, “множественная химическая сенси-

    тивность”), могут возникать под воздействием многочисленных факторов внешнего окружения [18, 19]. Одним из таких факторов, несомненно, является недостаточность Mg.

    Классическими примерами состояний, сопровождающихся повышенной возбудимостью, служат рас-

    Вегетативная дисфункция (ВД), относящаяся к профессиональной сфере неврологов и кардиологов, сопровождается повышенной возбудимостью и раздражительностью. Клиническое многообразие

    Не являются редкостью случаи, когда беспокойство и повышенная возбудимость ребенка становятся

    Для восполнения дефицита Mg могут использоваться алиментарные источники макроэлемента или примняться его препараты (различные соли и соединения). Диетический подход, несмотря на физиологичность и “натуральность”, сопряжен с организационными трудностями и необходимостью

    Из фармакологических средств в коррекции магниевого статуса детей с повышенной возбудимостью

    Источники:
    www.edv.ru, www.pharmateca.ru, www.mkb-10.ru, getmedic.ru

    Следующие материалы:

    11 мая 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения