Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Скорая помощь

Нарушение нервной системы у детей

Движение ТИГЕЛЬ

Сайт Факультетa Психолого-Педагогического Менеджмента

Главная Статьи Клиническая психология и психотерапия Расстройства нервной системы. Синдром гиперактивности. Причины возникновения и лечение.

Расстройства нервной системы. Синдром гиперактивности. Причины возникновения и лечение.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

Недавние исследования американских специалистов показали, что 90% заключенных США страдают синдромом гиперактивности . Мозг этих людей испускает энергетические всплески, с которыми они справиться не в состоянии. Без помощи грамотных врачей.

Конечно, нам нет никакого дела до американских заключенных. Однако в России с психоневрологическими патологиями рождается 11% детей. Они плохо учатся в школе, не ладят со сверстниками, непослушны, агрессивны, возбудимы. Конечно, многое можно списать на влияние среды, но даже «практически здоровые родители» из хорошей семьи могут произвести на свет ребенка с функциональными расстройствами нервной системы.

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Причины у этого явления могут быть самыми разными. Говорит главный врач клиники «Невромед-2000» Евгений Григорьев:

«С третьей по двенадцатую неделю беременности у плода формируется центральная нервная система. Если в этот период будущая мама чем-либо болела или перенесла токсикоз, в дальнейшем нужно обязательно показать ребенка неврологам или невропатологам. В первый триместр беременности, когда плацентарная защита еще не сформирована, женщине необходимо тщательно беречься от гриппа, нейровирусных инфекций и с особенной осторожностью принимать лекарства. Нарушение центральной нервной системы (ЦНС) у ребенка может быть спровоцировано также кислородным голоданием. Гипоксия возникает из-за угрозы прерывания беременности или во время родов. Младенцу опасен долгий безводный период в материнской утробе. И основное количество случаев, с которыми мы работаем, те, когда дети находились без околоплодных вод 13-16 часов и более».

Ультратонкие повреждения центральной нервной системы вызывают повышение внутричерепного давления и функциональные нарушения мозга, которые чаще всего сопровождаются синдромом гиперактивности . В обыденной жизни это сопровождается нарушением обучаемости, непоседливостью. Сбивается ритм сна и бодрствования, ребенок говорит и ходит во сне, у него с полутора-двух лет отсутствует дневной сон. Родителей должно насторожить, если грудной малыш часто срыгивает, беспокоится без видимых причин, если ребенок поздно начал говорить, капризен, не понимает слова «нельзя» и даже если он просто-напросто переставляет слоги в словах.

ПРАВИЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

Любые проявления, которые выходят за рамки обычного баловства, могут оказаться не следствием плохого характера или недостатка воспитания, а функциональными нарушениями головного мозга .

Правильный диагноз можно получить только с помощью компьютерного обследования. Необходимо провести эхо-энцефалограмму, которая определит наличие или отсутствие повышенного внутричерепного давления и его степень. А электроэнцефалограмма поможет выявить очаги нарушений и узнать, куда они проецируются. Ведь энергетические вспышки, которые испускают поврежденные отделы мозга, имеют вектор направленности. Если вектор идет в лобный отдел (а лоб - это эмоции), то ребенок становится излишне активным, агрессивным.

Когда вектор направлен в затылочную зону коры, у ребенка с раннего детства начинаются проблемы со зрением. Если же вспышка направлена вниз, в зону продолговатого мозга, могут сформироваться тики или нарушится терморегуляция тела. В ряде случаев вспышки могут перерастать в эпилепсию.

Подтвердить поставленный диагноз лучше у нескольких специалистов, чтобы избежать ошибки, ведь лекарственные средства, применяемые в невропатологии и психиатрии, имеют массу побочных эффектов.

РАССЧИТАТЬ СИЛУ

Иван Арефьев, психиатр 6-й детской психиатрической больницы г. Москвы, признает, что сейчас идет много споров вокруг психотропных препаратов.

«Для того чтобы ребенок стал более спокойным, не обязательно назначать нейролептики, как это часто делается. Эти препараты оказывают угнетающее воздействие на мозг: малыш становится внешне более спокойным, но причина заболевания не ликвидируется. К тому же ребенок должен аккумулировать в себе впечатления, жизненный опыт, должен чему-то учиться. Естественно, что при общем тормозящем воздействии на мозг эти процессы страдают. Легкие нейролептики до сих пор применяются в детской практике. Не все врачи знают об альтернативе, хотя успокоительные средства на травах или микстуры с растительными компонентами куда безопаснее. Конечно, в ряде случаев назначение психотропных средств оправдано и необходимо. Вопрос стоит об адекватности лечения. Можно стрелять из пушки по воробьям, а можно назначить щадящую терапию. Самое главное правильно оценить состояние ребенка и получить более полное представление о том, что с ним происходит, принимая во внимание данные обследований. Учесть семейную ситуацию, особенности воспитания, всю историю его развития начиная с внутриутробного периода».

ПОДОБНОЕ ПОДОБНЫМ

Психотропные средства применяются в психиатрии 50 лет. А вот методика лечения психических заболеваний гомеопатией отработана еще в XVIII веке немецким врачом Самуилом Ганеманом. Он установил, что ничтожно малые дозы опасных для здоровья веществ, способны излечивать больного. Поэтому гомеопатия (от Homoios – подобный и Pathos – страдание, болезнь) использует метод лечения, основанный на принципе подобия между токсическим и терапевтическим действием одного и того же вещества.

Гомеопатия устанавливает резонанс с болезнью и, вступая во взаимодействие с организмом, гасит очаг заболевания. Не умея объяснить действие гомеопатических лекарственных средств, отечественные врачи до последнего времени гомеопатию не признавали. И хотя материального подтверждения механизма действия гомеопатических препаратов до сих пор нет, с 95-го года гомеопатия признана Минздравом.

Евгений Григорьев, главный врач клиники «Невромед-2000»:

«Гомеопатические средства – это ультра-слабые растворы экстрактов растений и минералов. В таком растворе нет ни одной молекулы химического вещества, там вообще химического состава нет. По сути, это биоинформационное воздействие. Гомеопатия способна прицельно воздействовать именно на тот участок мозга, который нуждается в коррекции. А если гомеопатическое лекарство неправильно подобрано, оно уходит из организма, не причинив никакого вреда, просто, как вода».

СЕНСОМОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ

Отечественные нейропсихологи разработали метод сенсомоторной коррекции . В сочетании с гомеопатией он дает эффективный результат лечения детей с различными нарушениями в развитии. Метод включает в себя дыхательные упражнения, массаж, растяжку мышц, тренировку мышления, речи.

Анна Шахова, нейропсихолог, Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации ЦАО г. Москвы:

«Мы как бы раскачиваем застывшие участки мозга и заставляем их работать. У грудных младенцев функционирует так называемый первый блок мозга – подкорка. К пяти годам у ребенка запускается второй блок, затем – третий, срединный. Однако на каком-либо из этих этапов может произойти сбой. К примеру, стремительные роды могут помешать подкорке включиться, и тогда у малыша начинает формироваться мозговая недостаточность. Энцефалограмма позволяет точно определить место поражения, с которым мы начинаем прицельно работать. Сначала двигательная коррекция – мы идем, так сказать через тело. Метод, который мы используем, требует проведения комплекса специальных занятий в течение 9 месяцев – столько, сколько ребенка вынашивает мать. Мы как бы возвращаемся к самому началу. Допустим, малыш поздно научился сидеть или мало ползал в младенчестве и получил недостаточно тактильных ощущений. Короткий этап ползанья обычно бывает у детей, родившихся в результате кесарева сечения. И это отражается на психомоторном развитии: в дальнейшем у ребенка может сформироваться плохой почерк, он допускает много ошибок при письме. Мы помогаем ребенку пройти все этапы развития заново. К примеру, имитируем процесс его рождения. Есть такое упражнение: мы закутываем ребенка, а он должен из этого кокона выбраться. При этом всегда видно, как ребенок шел при родах: головой или ягодицами."

Итак, путей лечения функциональных расстройств нервной системы сегодня существует множество. И есть все возможности для выбора врача, которому вы сможете доверять.

Алла Волохина

Журнал "Счастливые родители", сентябрь 2002

По проблеме гиперактивности:

Заболевания нервной системы у детей

Заболевания нервной системы у детей вызывают особую тревогу родителей. Зачастую эти болезни представляют пограничные состояния, и выявить их бывает порой непросто. С другой стороны, нервная система настолько уязвима, что даже незначительная ее патология провоцирует серьезные болезни. Детская неврология изучает закономерности развития нервной системы, и ее методы основываются на достижении таких современных наук, как нейрофизиология, психология, психиатрия.

Причины, лежащие в основе болезней нервной системы

    Наследственность. В семье есть случаи больных с заболеваниями нервной системы, алкогольная и наркотическая зависимость, психиатрические заболевания. Инфекционные заболевания. Воздействие ядов и токсинов (барбитураты, яды растительного происхождения, отравления тяжелыми металлами) Стрессы, переутомления, недосыпание Психотип ребенка. Чаще болезни нервной системы встречаются у детей легковозбудимых, эмоциональных Травмы, вызывающие сотрясения и ушибы головного мозга, разрывы периферических нервов. Опухоли злокачественные и доброкачественные. Сосудистая патология. Причины недостаточного питания (особенно витаминов группы В витамина Е).

Клиника и основные симптомы заболеваний нервной системы.

В каждом возрастном периоде врачи выделяют определенные критерии, которые определяют границы между патологией и нормой.

Главные симптомы болезней нервной системы:

Двигательные расстройства (параличи, парезы), изменение позы, тремор, медленные непроизвольные движения Головные боли (простая мигрень, хроническая головная боль, пучковая мигрень) Нарушения координации движений (головокружения, шаткость походки, тошнота) Нарушение тактильной чувствительности отдельных участков тела, нарушения обоняния Боли в нижних отделах спины и конечностях, в шее.

Диагностика болезней нервной системы.

В диагностике болезней нервной системы большую роль играет анамнез и осмотр ребенка. Обращают внимание на ориентацию во времени и пространстве, на функционирование глазодвигательных мышц, на походку, на движения в суставах, на рефлексы, речь ребенка и позы, применяемые им.

Если необходимо проводят некоторые инструментальные исследования – компьютерную томографию, ангиографию, магнитно-резонансную и позитронно- эмиссионную томографию. ультразвуковое исследование. В некоторых случаях приходится прибегать к люмбальной пункции. При исследовании пациентов с эпилептическим синдромом обязательно назначается электроэнцефалография.

Лечение болезней нервной системы у детей.

В современном мире детская неврология развивается быстрыми темпами и для лечения использует самые эффективные методы. В комплексное лечение входит медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, бальнеотерапия, консультации психологов и других специалистов.

В разделе, посвященном болезням нервной системы у детей, мы рассмотрим следующие заболевания.

Ювенильный паркинсонизм Ханта Внутричерепная гипертензия (повышенное внутричерепное давление ) Детский церебральный паралич и другие церебральные симптомы. Воспалительные болезни нервной системы Миастения и миопатии Пороки развития головного мозга Мигрень и другие виды головной боли. Миелиты Судороги у детей и эпилепсия у детей Дистонии, гипо и гипертонус и другие нарушения мышечного тонуса у детей. Невралгия и невриты Нейропатия и полинейропатия (неврит, невропатия) Неврозы, истерия. неврастения Абсцесс мозга Опухоли (головного мозга, позвоночника) Полиомиелит Нарушения мозгового кровообращения Экстрапирамидные и другие двигательные нарушения. Энцефалит Энцефалопатия Лунатизм

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение центральной нервной системы -

Нервная система объединяет деятельность всех органов и систем нашего организма. Она состоит из центральной нервной системы, куда входят головной и спиной мозг и периферической нервной системы, куда входят отходящие от головного и спинного мозга нервы. Нервные окончания подходят к каждому участку нашего тела, обеспечивая его двигательную активность и чувствительность. Выделяют также отдел, иннервирующий внутренние органы и сердечно-сосудистую систему, это вегетативная (автономная) нервная система.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга и их защитных оболочек, а также спинномозговой жидкости. Мозговые оболочки и спинномозговая жидкость играют роль амортизаторов, смягчающих всевозможные удары и толчки, которые испытывает тело и которые могли бы привести к повреждению нервной системы.

Результат деятельности нервной системы - та или иная активность, в основе которой лежит сокращение или расслабление мышц либо секреция или прекращение секреции желез. Именно с работой мышц и желез связан любой способ нашего самовыражения.

Нарушение различных уровней и отделов нервной системы, в том числе нарушение центральной нервной системы вызываются многими причинами: сосудистыми нарушениями, инфекциями, воздействием ядов, травмами, опухолями охлаждением и т.д. В последние годы возрастает роль сосудистых заболеваний и травм. К основным группам болезней ЦНС относятся сосудистые, инфекционные, наследственные заболевания, хронически прогрессирующие болезни нервной системы, опухоли головного и спинного мозга, травмы, функциональные заболевания ЦНС.

При каких заболеваниях возникает нарушение центральной нервной системы:

Сосудистые заболевания центральной нервной системы

нарушение нервной системы у детей

Эти заболевания приобретают все большее социальное значение, так как часто являются причиной смертности и инвалидизации населения. К ним относятся острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты) и хроническая сосудисто-мозговая недостаточность, ведущая к выраженным изменениям со стороны мозга. Возникают эти заболевания на фоне атеросклероза, гипертонической болезни и т.д.

Основными признаками острых нарушений мозгового кровообращения являются быстрое, часто внезапное развитие, головная боль, тошнота, рвота, нарушения чувствительности и двигательной активности.

Инфекционные заболевания центральной нервной системы

Инфекционные заболевания нервной системы могут вызываться вирусами, бактериями, грибками, паразитами. Чаще всего при этом поражается головной мозг, реже - спинной и периферическая нервная система. Наиболее распространены первичные вирусные энцефалиты (например, клещевой). Развитием энцефалита может осложниться ряд таких заболеваний, как сифилис, грипп, малярия, корь и т.д.

Для всех нейроинфекций характерно появление на фоне высокой температуры общемозговых (головная боль, тошнота, рвота, нарушения чувствительности и двигательной активности) и очаговых (местных) поражений нервной системы.

Хронически прогрессирующие болезни центральной нервной системы

Хронически прогрессирующие болезни нервной системы - это рассеянный склероз, миастения и некоторые другие заболевания. Причина их возникновения полностью не изучена, вероятно, это наследственная особенность строения нервной системы в сочетании с различными воздействиями (инфекции, обменные нарушения, интоксикации и т.д.). Эти причины приводят к пониженной жизнеспособности той или иной системы организма.

Общими признаками этих заболеваний являются постепенное начало (чаще в среднем или пожилом

возрасте), системность поражения (например, всего нервно-мышечного аппарата) и длительное течение с постепенным нарастанием признаков заболевания.

Наследственные заболевания центральной нервной системы

Их принято на хромосомные (изменения в хромосомах, то есть на клеточном уровне) и геномные (изменения в генах - носителях наследственности). Наиболее часто встречающееся хромосомное заболевание - болезнь Дауна. Геномные заболевания делятся на формы с преимущественным поражением нервно-мышечной и нервной систем. Для лиц, страдающими хромосомными болезнями, характерны проявления слабоумия, инфантильности, различные эндокринные расстройства, для страдающих геномными болезнями - двигательные нарушения.

Травматические повреждения центральной нервной системы

нарушение нервной системы у детей

Травматические повреждения нервной системы - это сотрясение мозга, ушиб и сдавление мозга, последствия травм головного и спинного мозга - в виде энцефалопатии и т.д. Сотрясение мозга проявляется расстройством сознания, головной болью, тошнотой, рвотой, расстройствами памяти. Если это ушиб мозга, то к описанным признакам присоединяются местные нарушения чувствительности и двигательной активности.

Нарушение центральной нервной системы - это всегда серьезно, лечить их нужно длительно, соблюдая все назначения врача.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение центральной нервной системы:

Функциональные нарушения нервной системы у детей.

В настоящее время по комплексу медицинских и педагогических критериев 45-50% детей 6 ти летнего возраста не готовы к обучению в школе. Число учащихся начальной школы, не справляющихся со стандартной школьной программой, составляет 30%. Попытки решить эту проблему педагогами, психологами в школе являются малоэффективными. Причиной такой ситуации во многом являются функциональные нарушения в психоневрологической сфере (их имеют до 70% новорождённых детей).

Причины возникающих мозговых нарушений, - заболевания матери, стрессовые воздействия, профессиональные и бытовые вредности во время беременности, токсикозы беременных, курение, осложнённое течение родов, спинальные родовые травмы, особенно недиагностированные после рождения.

Родителям следует обращать внимание на такие симптомы, как частое беспокойство ребёнка с рождения, беспокойный поверхностный непродолжительный сон, долгое трудное засыпание, срыгивания, периодически отказ от кормления, чередование запоров и поносов, снижение, или, наоборот, повышение тонуса мышц. Если родители не обращаются к врачу, то симптомы могут нарастать и дети становятся гипереактивными, чрезмерно подвижными и возбудимыми, постоянно требуют к себе внимания. При этом они не могут сосредоточиться на одном занятии, легко отвлекаются, настроение меняется от приподнятого до депрессии, появляются приступы агрессии. Дети становятся социально незрелыми, предпочитают играть с детьми более младшего возраста, задерживается формирование навыков опрятности (пользование горшком и т.д.).

Очень часто родители не обращают внимания на перечисленные симптомы, считая что их ребёнок просто очень активный, подвижный, и большой неожиданностью для них являются жалобы воспитателей в детском саду, особенно учителей в школе на неуправляемость, невнимательность ребёнка, неспособность справляться с заданиями.

К 8-12 годам нарастают трудности усвоения школьной программы, нежелание читать, склонность к телевидению. В 11-12 лет на первый план выходят нарушения поведения, ухудшаются взаимоотношения в семье, школе. Нарастает агрессивность ребёнка, могут появляться элементы ассоциального поведения, попытки употребления алкоголя. Трудный ребёнок вырастает в трудного подростка.

К сожалению, на сегодняшний день, функциональные нарушения нервной системы предоставлено исправлять самой природе и ожидание родителями выздоровления самого по себе, распространенное мнение с возрастом всё пройдёт может для ребёнка иметь неблагоприятные последствия. Очень важно вовремя обратиться к врачу.

В медицинском центре А.Н.Соколова работают высококвалифицированные педиатры, неврологи, врачи других специальностей проводится разностороннее лабороторное, аппаратное обследование. Это поможет правильно оценить состояние Вашего ребёнка, при необходимости провести комплексное лечение, включающее лекарственные средства, массаж, физиолечение, мануальную терапию. Всё это поможет обеспечить Вашему ребёнку полноценную качественную жизнь в дальнейшем.

нарушение нервной системы у детей

Источники:
centercep.ru, www.wp-german-pediatria.ru, www.eurolab.ua, happychild.ru

Следующие материалы:

26 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения