Работа психолога с гиперактивными детьми формы и методы коррекции
Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет
Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.
Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.
Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
Для реализации этой задачи используются следующие методы.
1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения
2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.
3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты
4. Работа с родителями.
5. Организация контрольных двигательных заданий.
При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:
Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью
Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий.
Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.
Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:
Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.
Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ
· строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя
· изменить режим занятий с включением физкультминуток
Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ
Статья детского и семейного психолога Ященко С.А.
Подвижные дети - гордость или проблема? В чем причина детской агрессивности? Почему ребенок плохо учится? Может это СДВГ? Когда подвижность детей - норма, а когда уже проблема? Обязательно ли гиперактивный ребенок должен быть агрессивным? Что делать родителям, если у детей гиперактивность? Почему бывает СДВГ у детей? Психологи Ростова о СДВГ у детей. Может ли быть СДВГ причиной агрессивного поведения ребенка? Гиперактивность и ее коррекция.
Причиной того, что ребенок агрессивный действительно может быть СДВГ. Иногда сама подвижность такого ребенка кажется агрессией.
Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ у детей?
В чем состоит коррекция гиперактивности? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с гиперактивностью?
О.А. Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления - воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.
Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арттерапия и т.д.) поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные и формирование социальных навыков. Коррекция поведения гиперактивного и агрессивного ребенка - работа для опытных детских психологов.
Запишитесь на консультацию к детскому и с емейному психологу Ященко С.А.
Оперантные методы работы при СДВГ у детей - это подкрепление желаемых способов поведения с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление . В качестве штрафных санкций используется тайм-аут, отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия по коррекции гиперактивности с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:
- Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также, по возможности, наглядно продемонстрированы.
- Последствия поступка ребенка должны наступать быстро - как можно ближе во времени к целевому поведению.
- Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
- Необходимо время от времени менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у детей быстро наступает эффект привыкания.
- Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.
Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями - как инструкция по реагированию на определенные способы поведения. Эти методы хороши, какой бы не был расторможенный и агрессивный ребенок. Помогает и когда ребенок плохо учится.
Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся, на внешнем контроле, направлены на развитие у гиперактивных детей навыков самоконтроля. Цель - научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод - самонаблюдение, самоинструктаж. Задача коррекции гипенактивности - изменить восприятие собственного поведения.
В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей с гиперактивностью по Мейхенбауму. Основа этого метода - самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж. То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают, - считал Мейхенбаум.
У детей гиперактивность корректируется с помощью этого метода в определенной последовательности:
- Определение проблемы (стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
- Управление вниманием и планирование (что я могу сделать? как я должен поступить?).
- Управление реакциями - формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию (я сделаю сначала так, а потом вот так).
- Исправление ошибок (я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому).
- Положительная самооценка (мне удалось сделать это хорошо).
Другим важным аспектом коррекции гиперактивности с ребенком является формирование социальных навыков в группе.
Необходимой и обязательной является работа с аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность ребенка и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становиться возможным научить ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый способ их выражения, способствовать формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).
Другие методы психолого-педагогической коррекции при СДВГ у детей направлены на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков при гиперактивности у детей. Это особенно важно если ребенок плохо учится.
Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком - это работа с его окружением. Сюда входит:
- работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания
- информирование учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ
- обучение родителей и учителей эффективным способам общения с ребенком помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов налаживание обратной связи между психологом и участниками педагогического процесса.
Запишитесь на консультацию к детскому и с емейному психологу Ященко С.А.
Работа с гиперактивными детьми
Подобные документы
Изучение сущности и функций внимания. Рассмотрение нейропсихологических причин и механизмов синдрома дефицита внимания у ребенка. Определение эффективности использования компьютерных технологий с целью развития творческой активности у гиперактивных детей.
дипломная работа
Распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью как важнейшая проблема цивилизованного мира. Психологические особенности детей с данными симптомами. Направления работы по снижению проявлений гиперактивности у детей дошкольного возраста.
реферат
Особенности и причины когнитивного проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и методы его коррекции. Рекомендаций педагогам и родителям по работе с гиперактивными детьми.
Признаки синдрома дефицита внимания, причины развития и нарушения в мозге. Особенности развития детей с СДВГ, проблема неусидчивости и болтливости, непредсказуемости поведения, невнимательности во время игр, своеволия. Диагностические критерии СВДГ.
Ознакомление с психологическими и социальными факторами, влияющими на возникновение синдрома дефицита внимания при повышенной эмоциональной возбудимости. Трудности взаимоотношений родителей и детей с СДВГ. Специфика лечения синдрома атомоксетином.
статья
Портрет гиперактивного ребёнка. Постановка диагноза и наличие симптомов. Исследование подвижности нервной системы. Программа развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Практические рекомендации родителям и учителям.
методичка
Понятие СДВГ, внешнее проявление, признаки и причины. Формы минимально-мозговой дисфункции. Дефицит активного внимания. Опасности первых лет жизни. Характерные черты умственной деятельности гиперактивных детей. Устранение проблем расстройства внимания.
реферат
Наработки для педагогов-психологов по овладению навыками проведения консультаций в образовательных учреждениях. Рекомендации для родителей по проблемам: адаптация ребенка к детскому садику, коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей.
Сущность внимания, его физиологическая основа и теории. Анализ отдельных видов патологий данного процесса: замедленности переключения, повышения отвлекаемости, рассеянности и нарушения распределения. Клинические признаки синдрома дефицита внимания.
Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Организация исследования особенностей развития внимания у дошкольников. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста.
Психическое развитие детей с отклоняющимся поведением. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с гиперкинетическим синдромом и причинами гиперактивности. Методы коррекции гиперактивного расстройства с дефицитом внимания.
Внимание как компонент познавательной деятельности человека. Психологические особенности и характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного видов внимания. Свойства внимания и средства управления им. Формы и типы невнимательности.
реферат
Характеристика внимания как познавательного процесса, его виды и свойства. Экспериментальное изучение проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Методы изучения внимания, результаты исследований. Рекомендации по развитию внимания у дошкольников.
Характеристика внимания, его свойства, функции и виды. Основные психологические теории внимания. Возрастное развитие внимания. Практическое исследование внимания у детей дошкольного возраста с нормальным развитием и детей с общим недоразвитием речи.
Понятие внимания, его сущность и особенности, роль и значение в жизни человека. Физиологические основы внимания, его структура и элементы. Классификация внимания, его разновидности, соотношение и взаимодействие. Возрастные черты развития внимания.
Понятие и виды внимания. Свойства и физиологические основы внимания. Объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания. Методы изучения внимания и основные подходы к проблеме внимания. Исследование и регуляция видов внимания.
Характеристика внимания как психического феномена. Анализ физиологических основ внимания. Характеристика свойств внимания: уровня устойчивости, степени концентрации, возможностей распределения, переключения, объема внимания. Особенности развития внимания.
реферат
Виды, свойства и функции внимания как психологического процесса. Осознание смысла окружающих и представляемых объектов, абстрактных понятий. Устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания. Физиологические основы невнимательности.
реферат
Определение понятия задержки психического развития. Описание различных форм инфантилизма согласно работам Сухаревой и Лебединской. Характеристика клинико-психологических механизмов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.
контрольная работа
Феномен гиперактивного поведения ребенка и его причины. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения. Лечение и коррекция гиперактивности. Особенности моторно-двигательного развития, внимания, интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет.
Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.
Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.
Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
Для реализации этой задачи используются следующие методы.
1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения
2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.
3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты
4. Работа с родителями.
5. Организация контрольных двигательных заданий.
При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:
Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью
Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий
Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.
Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:
Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.)
Способствовать активному материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).
Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет.
Причем признаки гиперактивности исче зают по мере взросления, а импульсив ность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когни тивное развитие ребенка.
Во-первых, следует изучить пси хологические особенности детей с СДВГ
• строить работу с гиперактивным ребен ком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя
• изменить режим занятий с включени ем физкультминуток
• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения
• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).
• ввести постоянный режим дня
• избегать завышенных или занижен ных требований
• использовать на занятиях элементы игры и соревнования
• давать задания в соответствии с воз можностями ребенка
• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое
• создавать ситуации, в которых гипер активный ребенок может показать свои сильные стороны
• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные
• строить процесс воспитания на поло жительных эмоциях
• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих, способствовать элимина ции (удаление, исчезновение) агрессии
• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения
• профессионально регулировать взаи моотношения с другими детьми.
В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положи тельные изменения наступят не так быстро что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последова тельного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не ре зультат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть постав лен: 1) специалистами 2) по достижении ребенком возраста 8 лет 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, автори тарными указаниями и убеждениями. Ги перактивный ребенок имеет нейрофизио логические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дис циплинарные меры воздействия в виде по стоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведе ния ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и пе дагогических методов, один из которых – упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.
Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольникам.
Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.
Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает тем самым для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых. Однако при этом следует помнить, что в случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как закономерный и необходимый элемент игрового сюжета. Иными словами, для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.
Работая с гиперпожвижными детьми, постоянно следует помнить. что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому задача специалиста – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.
Проводя с дошкольниками подобные игры, мы стараемся максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того мы обязательно вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.
Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений ( подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.
Источники:
Следующие материалы:
26 апреля 2024 года
Комментариев пока нет!