Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Помощь детям

Программа обучения детей с онр 3 уровня

Пояснительная записка.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет с ІІІ уровня речевого развития, принятых в дошкольное учреждение на два года.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Основной базой рабочей программы являются:
  • образовательная программа детского сада
  • «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой
  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
  • Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

    Цель программы.

    Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

    Основные задачи коррекционного обучения.

    1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
    2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
    3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
    4. Формирование грамматического строя речи.
    5. Развитие связной речи старших дошкольников.
    6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

    Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

    Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи.

    Речь и мышление тесно связаны и с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существует. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

    Согласно теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на ранних этапах детского развития речь «подытоживает» результат, достигнутый действием затем вступает в силу сопровождающая, направляющая действие функция речи. К концу дошкольного детства речь заменяет действие как способ решения задач. Это позволяет действию «свернуться», превратиться полностью в мыслительное действие, перенестись в план внутренней речи.

    Таким образом, формирование интеллектуальной сферы ребенка напрямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов.

    Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

    В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушенному или задержанному развитию высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности (В.К.Воробьева, Р.И.Мартынова, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф.Гаркуша, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и др.).

    Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

    Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств общения является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

    Трудности в обучении и воспитании, проявляющиеся у таких детей, часто усугубляются сопутствующими невротическими проявлениями. У большинства детей отмечается осложненный вариант ОНР, при котором особенности психоречевой сферы обуславливаются задержкой созревание ЦНС или негрубым повреждением отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей с ОНР наиболее часто выделяют следующие: гипертензионно-гидроцефальный синдром, церебрастенический синдром и синдром двигательных расстройств. Клинические проявления данных расстройств существенно затрудняют обучение и воспитание ребенка.

    При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросимптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия, координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

    Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, значительным образом сказывается на процессе становления ведущей деятельности ребенка. Речь, как отмечал в своих исследованиях А.Р.Лурия, выполняет существенную функцию, являясь формой ориентировочной деятельности ребенка с ее помощью осуществляется речевой замысел, который может сворачиваться в сложный игровой сюжет. С расширением знаково-смысловой функции речи радикально меняется весь процесс игры: игра из процессуальной становится предметной, смысловой. Именно этот процесс перехода игры на новый уровень и затруднен у детей с ОНР.

    Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

    Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

    Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

    Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.2660-10.

    Формы и средства организации образовательной деятельности.

    Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.
  • Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное недоразвитие при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, при котором имеются отклонения в развитии всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя.

    ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи, возможности произносить только звукоподражания типа МУ-МУ, АВ до развёрнутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического несовершенства. При этом важным моментом будут сложности воспроизведения сложной слоговой структуры слова, несформированность фонематического восприятия, низкий уровень речевого восприятия и запоминания.

    Самый низкий уровень ОНР – первый. Самый высокий – третий.

    ОНР - педагогическое заключение, которое ставят логопеды. Медики (психоневрологи) могут поставить такие заключения как задержка речевого развития (ЗРР), алалия (1, 2 или 3 уровня).

    В настоящее время ОНР при своевременном коррекционном вмешательстве можно почти или полностью свести на нет. Это будет зависеть в первую очередь от созданных родителями условий для коррекции речевого несовершенства, от компетентности специалистов, включая медиков-психоневрологов, назначающих стимулирующие речевые функции препараты, и логопедов, проводящих коррекционные занятия.

    Если у родителей нет возможности самостоятельно освоить методики работы по преодолению ОНР, то им следует любыми путями добиться зачисления ребёнка в логопедическую группу, где проводятся систематические занятия с логопедом, психологом. В таких группах все режимные моменты подчинены коррекции речевого недоразвития.

    Разработанная система обучения рассчитана на 3 года, начиная со средней группы, или на 2 года, начиная со старшей группы. Таким образом, к моменту поступления в школу у таких детей полностью или в большей степени, если бы такого обучения не было, компенсируются речевые проблемы.

    Список литературы и методик, освещающих коррекцию ОНР

    Для занятий с детьми со 2 и 3 уровнем ОНР

    1. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова Н.С, Мастюкова Е.М. Филичева, 1999.
    Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии.
  • Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд. перераб. М. Просвещение, 1985Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Москва, 2002.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Москва, 2002.

    Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками.

    В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. 2004

    Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)

    программа обучения детей с онр 3 уровняКаждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы Детство (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)
  • Филичева Т.Б. Туманова Т.В.Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. М. Издательство ГНОМ и Д, 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)

    В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения.

  • Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР

    1. Датешидзе Т. А.Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб. Речь, 2004
    В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.
  • Дедюхина Г.В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М. Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.
  • Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд. перераб. М. Просвещение, 1985
  • При коррекции этих и других нарушений речи

    Программа курса «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей»

    Программа курса «Комплексный подход к коррекции ОНР у детей».

    1. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  • Предпосылки речи. Восприятие, мышление, предметная и игровая деятельность, эмоциональная регуляция, коммуникация и социальное взаимодействие, как необходимая основа для появления и дальнейшего развития речи. Начальное речевое развитие. Ранний период (10-18 мес.). Овладение простейшими навыками речевого общения. Инициальный период (18-30 мес.) Начальное формирование языковой системы, совершенствование навыков речевого общения.
  • Развитие связной речи. Средний период (30 мес.-6 лет). Завершение формирования языковой способности и достижение высокого уровня языковой и коммуникативно-речевой компетентности, начальное формирование метаязыковых навыков. Поздний период (6-12 лет). Совершенствование прагматики речи в широком диапазоне коммуникативных и социальных ситуаций, овладение навыками построения сложноорганизованных связных текстов, развитие контекстной монологической речи, освоение письменной речи.
  • 2. ДИЗОНТОГЕНЕЗ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

  • Искаженное развитие предпосылок речи при: сенсомоторной алалии детском церебральном параличе умственной отсталости задержке психического развития аутизме.
  • Нарушение экспрессивной (моторной) стороны речи.
  • Нарушение импрессивной (сенсорной) стороны речи.
  • Искаженное развитие речи при аутизме.
  • 3. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

  • Аффективный аспект.
  • Поведенческий аспект.
  • Двигательный аспект.
  • Артикуляционная моторика.
  • Восприятие речи.
  • Активная речь.
  • Краткий обзор современных методик диагностики.
  • 4. ВЫЗЫВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С I-II УРОВНЕМ ОНР

    ФОРМИРОВАНИЕ МОТОРНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  • Установление эмоционального контакта.
  • Подготовка двигательной базы.
  • Использование опор: опоры на цифровой жест опоры на музыкальную фразу опоры на ритм опоры на предмет опоры на картинку опоры на букву.
  • Работа над звуком: вызывание гласных звуков вызывание согласных звуков вызывание лепета.
  • Работа над словом: вызывание первых слов с опорой на жест, ритм и мелодику работа над переключением с артикулеммы на артикулемму работа по усложнению слоговой структуры слова работа над плавностью и слитностью произношения слов.
  • Работа по формированию фразовой речи: введение глаголов в активную речь растормаживание фразы на музыкальных, ритмических и зрительных опорах распространение фразы развитие вербального коммуникативного поведения.
  • Обучение чтению и печатанию в качестве базы для дальнейшего совершенствования связной речи.

    ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

  • Дифференциация поведенческих и семантических проблем.
  • Установление четкой структуры занятия как инструмента регуляции произвольного поведения ребенка.
  • Определение глубины нарушения понимания речи: нулевой уровень понимания речи ситуативный уровень понимания речи номинативный уровень понимания речи предикативный уровень понимания речи расчлененный уровень понимания речи уровень понимания фразовой речи.
  • Работа по формированию понимания речи: Формирование коммуникативной среды: - установление эмоционального контакта и личностного взаимодействия с ребенком, без использования дополнительных предметов - использование зрительных, слуховых и тактильных игр.
  • Формирование навыков элементарных предметных действий. Лепетное оречевление деятельности. Введение «пред-номинативов» и «пред-предикативов». Формирование символической функции речи. Переход от лепетных слов к номинативам. Введение предикатива как сигнала к началу значимого действия. В качестве опоры выступает функциональное назначение предмета и аналоговый жест. Уход от опоры и расширение структуры осмысленной фразы. Введение элементарного диалога. Совместная игровая деятельность с озвучиванием, посредством фразовой речи: - сюжетно-отобразительная игра - сложная сюжетно-отобразительная игра: проигрывание сказок.Работа над рассказом.

    5. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО II-III УРОВНЕМ ОНР

  • Обучение основам монологической речи. Расширение пассивного и активного словаря детей. Формирование практических навыков словообразования и словоизменения закрепление лексико-грамматических категорий. Составление и распространение простых предложений по предметным и сюжетным картинкам. Обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. Обучение детей ведению диалога. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев. Обучение детей составлению пересказа текста: - по опорным картинкам/сюжетной картине/серии сюжетных картин - с опорой на схематичный рисуночный план - с использованием различных предметов и элементами драматизации - по опорному плану из рисунков-пиктограмм - по устному плану и сюжетной многофигурной картине.
  • Обучение детей составление различных видов рассказов: - рассказов-описаний - рассказов-сравнений - повествовательных рассказов - творческих рассказов.Использование при обучении рассказыванию различных опор: - на сюжетную картинку/ серию сюжетных картин - на рисунки-пиктограммы - на рисуночный план - на устный план.Обучение анализу, планированию и построению самостоятельных речевых высказываний.
  • Тематическое и календарное планирование занятий.
  • Особенности организации фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий
  • 6. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРИКЛАДНОГО ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

    программа обучения детей с онр 3 уровня
  • Что такое прикладной анализ поведения (Applied Behavioral Analysis)
  • Базисные принципы АВА
  • Использование методов АВА для повышения эффективности работы логопеда
  • Использование альтернативной коммуникации в логопедической практике
  • 7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

    Травматическое переживание родителей по поводу «особого ребенка» и его влияние на эффективность работы с ребенком. Особенности отношений с родителями в педагогической практике в различных видах образовательных учреждений и при работе в частной практике. Построение продуктивных отношений с родителями в педагогической практике.

    Общее недоразвитие речи

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

    Одновременно, это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Чаще всего данное логопедическое заболевание выявляют в возрасте 3-х лет, когда ребенок начинает активно пользоваться речью. Общее недоразвитие речи не является симптомом какого-либо заболевания у ребенка и проявляется в большинстве случаев при недостаточном речевом внимании к ребенку со стороны родителей.

    Причины возникновения ОНР:

  • Инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология родового периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.
  • Неблагоприятные условиями воспитания и обучения, неблагоприятное социальное окружение.
  • Комплексное воздействие различных факторов, например, наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы.
  • Раннее поражение мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
  • Характеристика детей с общим недоразвитием речи

    Для детей с ОНР характерно нарушение звукопроизношения, малый словарный запас, недоразвитие фонематического слуха, то есть дети с трудом воспринимают на слух то, о чем им говорят, и допускают ошибки в выполнении задания.

    Однако, ребенок полностью сохраняет интеллект и способности к обучению, что существенно отличает общее недоразвитие речи (ОНР) от других заболеваний.

    Специалисты выделяют несколько уровней общего недоразвития речи у детей:

    I уровень речевого развития - отсутствие речи (так называемые безречевые дети). Для этого уровня характерно полное отсутствие речи. Дети только пытаются воспроизводить какие-то звуки, при этом один и тот же звук может обозначать несколько предметов.

    Для первого уровня ОНР характерна активная мимика и жестикуляция. Именно эта характеристика позволяет отличить общее недоразвитие речи от умственной отсталости. Дети на данном уровне развития речи способны употреблять в своей речи односложные предложения. Интересно, что подобный период односложных предложений наблюдается и при обычном развитии речи, но продолжительность его не превышает полугода.

    Постепенно ребенок начинает употреблять в разговорной речи предложения, содержащие 4-5 слов, но при этом отсутствует синтаксическая сторона в этих словах, то есть ребенок не может правильно подобрать падеж, число, род. Если говорить о самих словах в предложении, то дети используют 2-х-3-х сложные слова. При этом если слово более длинное, то они его самостоятельно сокращают (пирамида - амида, кроватка - аватка).

    II уровень речевого развития - использование хоть и искаженных, но часто встречающихся слов. При этом начинает появляться незначительное представление о том, что в некоторых случаях слова в предложении необходимо изменять в соответствии с родом, полом, числом. Однако эти формы слов употребляются только в том случае, если окончание в словах ударное (стол - столЫ, рука - рукИ, и др.).

    Данный процесс формирования различных форм слова носят начальный характер и могут ограничиваться только одной стороной словообразования (только число или только падеж). Если ребенка попросить построить рассказ по картинке, то он будет использовать только короткие предложения, но отличительной особенностью от предыдущего уровня является то, что они более грамматически правильные.

    Дети очень часто используют обобщающие слова для обозначения нескольких схожих по своей природе предметов (скорпион, муравей, стрекоза, муха - жук). Отставание словарного запаса выявляется при просьбе ребенка назвать составляющие части предмета (дерево - листья, ветки, ствол, корни). При глубоком исследовании у детей выявляется неспособность правильно подобрать формы числа (два пиамидка - две пирамидки), очень часто в предложении предлог опускается, при этом существительное используется в именительной форме единственного числа (карандас летит аепка - карандаш лежит в коробке).

    программа обучения детей с онр 3 уровня

    III уровень речевого развития - использование развернутой речи. Дети начинают использовать сложные предложения, но при этом достаточно трудно идут на контакт с другими детьми или взрослыми, так как для правильного и комфортного общения необходима мама, которая разъясняла бы собеседнику непонятные в произношении ребенка слова.

    При отсутствии такой поддержки со стороны родителей дети чаще всего замыкаются в себе. Для этого уровня очень характерна замена некоторых трудно произносимых для ребенка букв другими, так он заменяет мягким с такие буквы как с, ш, ц (сюба - шуба, сябля - сабля).

    Дети могут свободно излагать свои мысли, строить предложения, рассказывать о себе, близких, событиях, которые с ними произошли. При этом они способны хорошо маскировать недоразвитие речи на этом уровне путем исключения из разговора слов, которые трудны для их произношении, но если ребенка поставить в ситуацию, когда такой обманный маневр невозможен, выступают пробелы в речевом развитии ребенка.

    Дети производят замену части предмета, называя его целиком, вместо профессии называю действие, которое должен выполнять этот человек (дерево - ветка, дядя лечит - врач). При третьем уровне общего развития речи дети хорошо описывают то, что нарисовано на картинке, строят сложный повествовательный рассказ.

    IV уровень речевого развития - наличие лёгких лексико-грамматических нарушений, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения. У детей наблюдается своеобразие нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова, но не удерживает в памяти фонематический образ, в следствие чего появляются нарушения в употреблении слов в различных вариантах: упорное повторение какого-либо слога (блиблиотекарь - библиотекарь) перестановки звуков и слогов (комосновт - космонавт), замены слогов (мотокилист - мотоциклист), добавление звуков игруша - груша) и слогов воващи - овощи).

    Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

    Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется и в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

    У части детей отмечается соматическая ослабленность. Таким детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы - плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

    Все перечисленные нарушения служит серьезным препятствием для овладения ребенком программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

    Источники:
    www.logoped.ru, www.logoprog.ru, speech-area.ru, logo-tech.ru

    Следующие материалы:

    20 октября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения