Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Помощь детям

Психологическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? DJVU

Речь, Сфера, 2008. - 288 с. - Серия: Психология детства. - ISBN: 5-9268-0665-8.

В книге рассматриваются психологические проблемы детей дошкольного возраста, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции. Для педагогов и родителей предложено большое количество памяток и таблиц. Авторские программы коррекционно-развивающих занятий с описанием игр, игровых ситуаций, конспекты занятий и диагностические материалы помогут понять все сложные моменты при проведении коррекционной и профилактической работы с детьми дошкольного возраста.

Обширный практический и теоретический материал будет полезен родителям, широкому кругу специалистов и студентам психологических и педагогических специальностей вузов.

Содержание:

Ранний возраст (до 3 лет)

Агрессивное поведение

Категорическое «нет» на все предложения

Уже покусала двоих детей

Что означает пристрастие к такой игре?

Проблемы в детско-материнских отношениях

Я не понимаю, что она хочет

От ребенка неприятно пахнет

Не могу найти подход к дочери

Так получилось, что я хочу развестись с мужем

Страхи у детей раннего возраста

Тебя Бармалей тоже заберет!

Воспитательница отобрала бутылочку

Младший, средний, старший или единственный?

Мы плачем, мы не хотам ходить в детский сад!

Он ближе мне!

Не хотелось бы опоздать

Памятка для педагогов и родителей по воспитанию младшего ребенка

Сосание соски

Шла Соня в детский сад и сосала соску

Сосание пальца

Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Как отучить Ваню грызть ногти?

Онанизм (мастурбация)

Мама бьет сына по рукам

Девочка ерзает на стуле

Я не верю, что ей может присниться белиберда

Памятка для педагогов и родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Забыли забрать из детского сада

Я ее не слышала!

Ну родился и родился, чего радуетесь!

Мама, если ты меня любишь, то не поведешь в детский сад!

Проблемы адаптации

Что происходит с ребенком?

Это плохой мальчик внутри меня

Не хочу, не буду!

Причины плохой адаптации детей

Мне трудно жить!

Памятка для педагогов «Что нужно делать для решения проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»

Воспитание не соответствует полу ребенка

Девочка любит играть в машинки

Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей

Мальчик пришел в детский сад со следами побоев

«Мои родители теперь два раза развелись»

Опросник для родителей «Любимая сказка»

Причины нарушений во взаимоотношениях педагогов и детей дошкольного возраста

Ты испортила мне праздник!

Так боится воспитательницы, что весь трясется при виде ее!

Крыса!

Вопросник «Отношение детей к педагогу»

Анкета «Отношение педагога к ребенку»

О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста

Меня вчера папа обидел словами

Нахалка!

Памятка для родителей и педагогов «Словесные способы поощрения и поддержки ребенка дошкольного возраста»

Памятка для родителей и педагогов «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста»

Словарь

Литература

Программа «Психологическая компетентность детей дошкольного возраста»

Психологическая компетентность взрослых

Даже если ребенок ходил на подготовительные занятия и привык к дисциплине и регулярной учебе уже в дошкольном возрасте (7 – 11 лет), школа, как правило, кардинально изменяет его жизнь. Что уж говорить о ребенке, родители которого не уделяли особого внимания подготовке к школе. Школьная дисциплина, стандартный подход ко всем детям, необходимость выстраивать свои взаимоотношения с коллективом и т.п. оказывают сильнейшее воздействие на психику ребенка, и при этом он часто не может получить той эмоциональной поддержки, которую получал раньше.

Переход в школьный возраст означает определенный этап взросления, и дабы воспитать «сильную личность», родители строги и неуклонны во всем, что касается учебы и дисциплины. Чтобы понять своего ребенка и его проблемы в этот период, следует учесть несколько новых особенностей, появившихся в психической жизни ребенка: Родители перестают быть единственным безусловным авторитетом ребенка. В системе отношений появляется учитель - «чужой взрослый», наделенный также непререкаемой властью.

Ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом». Ребенок становиться объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам. Взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских .Преодолевается реализм и предметность мышления, что позволяет видеть закономерности, не представленные восприятием.

Ведущая деятельность ребенка в этот период – учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". В результате происходит формирование теоретического мышления, возникает рефлексия как осознание своих собственных изменений и, наконец, воспитывается способность к планированию. У ребенка этого возраста интеллект начинает играть ведущую роль – он опосредует развитие всех остальных функций. Таким образом, возникает осознание и произвольность действий и процессов. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Поэтому психодиагностика на ранних этапах развития ребёнка особенна важна.

Во-первых, память теперь подчинена совершенно определенной задаче – задаче обучения, «хранения» информационного материала. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия также происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит быстрое развитие волевых процессов.

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия прежде всего проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностическиеситуации.

Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически в полнее доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим – менее развитым – только методики, рассчитанные на детей 4-6 летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребёнком окружающей среды.

Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценивать реальный уровень психологического развития, достигнутый ребёнком.

Имеющиеся эмпирические данные, касающиеся психологической готовности детей 6- 7 летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью ещё готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ.

Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению, по уровню психологического развития находятся на уровне ребёнка – дошкольника. Если такому ребёнку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но мало интересный для него серьёзный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справиться с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития.

Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребёнку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими. Система психодиагностических методик для детей младшего школьного возраста предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, поступающих в школу, а также учащихся начальных классов, включая характеристик их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков, в том числе и интеллектуальных способностей. На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах с 1 по 4 включительно.

психологическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста

Психодиагностической оценки в рамках данного комплекса подлежат:

1. Общая ориентация детей в окружающем мире

2. Отношение ребёнка к обучению в школе

3. Внимание

4. Память

5. Мышление

6. Речь

7. Художественно-изобразительные способности

Особенности психодиагностики детей

Запросы современной психологической практики потребовали участия психологов не только в школьном образовании, но и в дошкольном детстве. Остро стала необходимость создание диагностических методик для дошкольного возраста, так как большинство существующих на сегодняшний день методик, ориентированы на школьный возраст.

Целью диагностической деятельности психолога, работающего с детьми – является выявление уровня актуального развития ребенка и специфики его развития, на основе анализа которых возможна постановка психического диагноза и определения вероятностного прогноза дальнейшего развития ребенка с выходом на адекватные для него вид, форму и режим обучения, рекомендации по развивающейся о коррекционной работе.

В целом, категория развития является одной из важнейших методологических проблем психологической науки. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины ХIX века, когда впервые был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подхода, идеи развития получали новое содержание, уточнялись и обогащались в рамках различных отраслей психологии. Работами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. В. Брушлинского эти идеи превратились в стройное учение, раскрывающее общие закономерности развития, проблемы его детерминации, источников и движущих сил, фаз и уровней.

Методологический аппарат, необходимый для психологического обследования разрабатывался А. Н. Берштейном, С. Я. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия.

Психодиагностика дошкольного детства – важное и актуальное направление психодиагностики. В дошкольном детстве, контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирование индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. В дошкольном детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большой пластичности, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

Одной из важнейших задач современной психологии является психологическая коррекция отклонений детского развития и вневрачебная помощь трудным детям.

Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.

Столкновение ребенка с миром, других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у ребенка происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим.

Причины возникновения осложнений психического развития связаны не только с самими ребенком. Во многом они определяются влиянием семьи, детского сада и социального окружения.

Современная жизнь со сложным уровнем социально-экономического развития, быстрыми изменениями социального статуса сообществ, предъявляет высокие требования к адаптивным возможностям современных детей. В связи с этим различные специалисты, занимающиеся проблемами детства отмечают, что все у большего количества детей (по некоторым данным от 24 до 50 % детского населения ) уже с раннего возраста появляются проблемы связанные с психологическим развитием. Специалисты из области дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии все, чаще обращают внимание на то, что коррекционная поддержка ребенка, имеющего те или иные проблемы развития должна начинаться как можно раньше.

Основой и методических, и методологических подходов все чаще становятся современные представления о развитии, которые находят свое отражения в теориях и концепциях, результатах современных исследований. Они позволяют конкретизировать классические подходы, ведущие свое начало с работ Ж. Плаже, Л. С. Выготского и их последователей.

Осознание необходимости включения в технологию диагностики реально-практических методологических подходов повлекло за собой и обязательность уточнения, конкретизации, пересмотра достаточно большого объема терминов и категорий, имеющих непосредственное отношение к оценке психического развития ребенка.

Одной из основных проблем, с которой приходится сталкиваться психологу, соотношение количественного и качественного подхода в диагностической деятельности и вытекающих от сюда определения нормы и нормативов развития.

Проведение психологического обследования детей дошкольного возраста с нарушением психологического развития имеет ряд особенностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушением психологического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и включаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому чрезвычайно важным моментом является установление эмоционального контакта с ребенком.

Институт Профилактики предлагает своим клиентам провести психодиагностику детей на выявления скрытых страхов, переживаний, уровня мышления, способностей и многих других факторов. Детям окажут квалифицированную психологическую помощь, а родителям предоставят необходимые рекомендации по вопросу профилактики психического здоровья ребёнка.

Домашняя школа мышления (для пятилетних детей)

Соавтор: Венгер Л.А.

Это - третья книжка серии Домашняя школа мышления. Ее адресат - родители пятилетних детей.

Пять лет - начало старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок уже способен к сознательному рассуждению, он может выделять в явлениях главное, проводя обобщение по существенным признакам (конечно, на простейшем материале). Одновременно возрастают и возможности анализа, выделения многообразных неповторимых особенностей отдельного объекта или явления.

Задача этой книжки - помочь родителям в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей пятилетних детей, в первую очередь обобщенного, но в то же время дифференцированного восприятия и понимания действительности.

На что жалуетесь?

На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков.

психологическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста

В распоряжении психолога, ведущего практическую работу с детьми и подростками (диагностическую, консультативную, психотерапевтическую), имеется множество разнообразных методик. Однако подчас бывает очень трудно решить, какая из них окажется полезной в том или ином конкретном случае. Только опыт и интуиция специалиста помогают пройти путь от обнаружения проблемы до ее устранения, от жалобы клиента до рекомендаций психолога.

Эта книга послужит путеводителем, который, конечно, не может полностью подменить собой интуицию, но, по крайней мере, подскажет полезные ориентиры.

Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии

Соавтор: Морозова Е.И.

В этой книге мы описываем наш опыт оказания психологической помощи пострадавшим.

Мы надеемся, что он окажется полезным специалистам, которые работают с детьми и подростками, пережившими различные психологические травмы - не обязательно столь тяжелые, как у бесланских заложников.

психологическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста

В книге характеризуется состояние обращавшихся к нам детей и подростков, описываются использованные психотерапевтические методики и подходы, организационные формы работы. Мы сосредоточили внимание на практических аспектах психологической помощи пострадавшим. Теоретические вопросы, относящиеся к стрессовым и постстрессовым состояниям и к их коррекции, освещаются лишь в той мере, в какой это необходимо для понимания практического материала. Этим объясняется и минимизация приводимых в книге литературных ссылок.

Психологические рисуночные тесты

Психологическое консультирование и диагностика. Часть 1

Конкретные рекомендации по проведению диагностического обследования ребенка, интерпретация результатов и консультирование родителей и педагогов. Первая часть в основном посвящена проблемам диагностики. Многочисленные иллюстрации, помогающие интерпретировать результаты обследования.

Психологическое консультирование и диагностика. Часть 2

Конкретные рекомендации по проведению диагностического обследования ребенка, интерпретации результатов и консультированию родителей и педагогов. Первая часть в основном посвящена проблемам диагностики.

Во второй части описаны наиболее распространенные виды жалоб и типичные причины, приводящие к поведенческим трудностям, школьной неуспеваемости и эмоциональным нарушениям. Предлагается направление консультирования в соответствии с жалобами клиента и психологическими особенностями ребенка.

Психологическое обследование младших школьников

Соавтор: Цукерман Г.А.

В практическом пособии по проведению психологического обследования младших школьников и анализу полученных данных особое внимание уделяется рекомендациям, которые могут быть даны педагогам и родителям на основе результатов обследования.

Книга рассчитана на школьных психологов, сотрудников психолого-педагогических консультаций, а также педагогов, работающих с младшими школьниками.

Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста

Соавтор: Цукерман Г.А.

Публикуемая схема индивидуальной психологической консультации разработана Александром Леонидовичем Венгером в ходе многолетней практической работы и изложена в его лекциях для начинающих психологов-консультантов.

Данная брошюра подготовлена в лаборатории развития личности школьника ВНИК Школа на основе магнитофонных записей лекций А.Л. Венгера и ряда его письменных материалов.

Источники:
www.twirpx.com, www.psychognosis.ru, www.psychognosis.ru, www.koob.ru

Следующие материалы:

19 марта 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения