Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Что делать если ребенок заболел

Лекарства при гиперактивности у детей

Лекарства при гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение

РЕКЛАМА

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1-5].

Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью (attention deficit/hyperactivity disorder). СДВГ - широко распространенное состояние среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста. Тот факт, что СДВГ не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нем отсутствует необходимость в терапии.

СДВГ - это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1-5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.

По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].

По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.

Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.

лекарства при гиперактивности у детей

Постнатальные факторы формирования СДВГ: недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития (ЗВУР), искусственное вскармливание, интранатальная или постнатальная аноксия/аcфикcия/гипоксия, специфические паттерны воспитания в семье, особенности индивидуального темперамента, алиментарные дефициты (витаминов, минеральных веществ, других нутриентов), имитационное поведение детей, особенности церебрального метаболизма различного генеза (дофамина, серотонина, глюкозы и др.), морфометрические особенности ЦНС (мозжечка, базальных ганглиев, других церебральных структур), нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях (институциональных), а также лечение СДВГ (медикаментозное или немедикаментозное) [2]. Есть мнение, что СДВГ может формироваться вследствие избыточного потребления сахара, продуктов питания и напитков промышленного изготовления, содержащих в большом количестве экстрактивные вещества, консерванты и красители. Влияние на СДВГ многочасового просмотра ТВ-программ с раннего детского возраста в настоящее время более не считается значимым фактором [2].

Многие авторитеты в области изучения СДВГ признают, что при этой патологии у детей имеется ряд особенностей церебральных структур и функций (поражение префронтально-стриато-таламокортикальных структур). Весьма вероятно вовлечение при СДВГ в патологический процесс нисходящих проекций катехоламинергических и серотонинергических нейронов.

Клинические проявления СДВГ появляются и изменяются на протяжении жизни индивида. СДВГ часто является частью симптомокомплекса, который включает специфические нарушения обучения и другие нейробиологические нарушения. Хотя изначально СДВГ описывался как нарушение исключительно детского возраста, в настоящее время подтверждено, что это состояние может персистировать и по достижении совершеннолетия [1, 2, 4-6].

Американскими специалистами стандарты установления диагноза СДВГ представлены в Диагностическом и статистическом руководстве по психиатрическим нарушениям (DSM-IV), где СДВГ подразделяется на 3 типа на основании поведенческих характеристик пациента (тип с преимущественным дефицитом внимания, преимущественно гиперактивный тип, комбинированный тип). В РФ принято использовать критерии не DSM-IV, а Международной классификации болезней Х-го пересмотра (МКБ-10), которые имеют некоторые отличия (см. ниже).

Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания). Гиперактивность проявляется у детей неспособностью сидеть на месте или сосредоточиться на задании, при этом отмечается видимое присутствие двигательной активности. По достижении взрослого возраста эти пациенты характеризуются двигательным беспокойством и склонностью к одновременному выполнению без завершения сразу нескольких заданий. Импульсивность определяется трудностью выделения приоритетов и подавления немедленных ответных реакций на воздействие факторов окружения, конкурирующих в привлечении внимания с более значимыми делами и событиями. Невнимательность у детей и взрослых проявляется в неспособности подавить собственное поведенческое реагирование на менее значимые раздражители в семейных, учебных, рабочих и социальных ситуациях. По мере того, как нервная система созревает, гиперактивность и импульсивность становятся для индивида менее проблематичными, хотя невнимательность остается для многих взрослых проблемой и зачастую проявляется в виде нарушений стратегии использования времени [1-6].

Сопутствующие (коморбидные) состояния при СДВГ могут включать: нарушения эмоционального контроля (аффективные - дизритмия, депрессия, биполярные нарушения, тревожность, панические нарушения, обсессивно-компульсивные) нарушения двигательного контроля (тикозные - моторные тики, вокальные тики, синдром Жиль де ля Туретта пароксизмальные - обычно первично-генерализованные эпилепсии абсансного типа нарушения сна с периодическими движениями конечностей) нарушения комфорта (головные боли типа мигрени, энурез, синдром раздраженного кишечника и др.) нарушения, связанные с использованием интоксикантов (ингалянтов, табака, алкоголя, наркотических средств и др.) нарушения с дисруптивным (разрушительным) поведением (трех типов: оппозиционно-вызывающее, кондуктивные нарушения, антисоциальное поведение) [1-6] (табл.).

При этом предлагается обращать внимание на оценку в 3 балла, если она встречается 6 раз и более, а также на общий балл (если он равен 25 баллам и выше).

Диагностические критерии СДВГ по МКБ-10 выглядят следующим образом:

Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):

часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности

часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности

Медикаментозное лечение синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Использование медицинских препаратов – это важный компонент при лечении СДВГ. Существует много типов препаратов, которые могут использоваться для того, чтобы помочь контролировать симптомы СДВГ.

лекарства при гиперактивности у детей

Существуют разные формы медикаментов от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью – быстродействующие, со средним периодом действия и длительного действия. Скорее всего, лечащему врачу понадобится некоторое время, чтобы подобрать наиболее подходящую форму препарата, дозировку и периодичность приема для каждого пациента с СДВГ.

Стимуляторы

На протяжении многих лет для эффективного лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью используется класс препаратов, называемых психостимуляторами или просто стимуляторами. Эти медикаменты помогают человеку концентрировать внимание и более успешно игнорировать отвлекающие факторы. Их эффективность высока у 70-80% больных.

Они используются для лечения сложных форм синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и заболеваний средней степени тяжести. Эти медикаменты одобрены для лечения взрослых и детей старше 6 лет, у которых как дома, так и в школе или на работе проявляются симптомы СДВГ.

К стимулирующим препаратам для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью относятся следующие:

Гиперактивность у ребенка: нужно ли лечить непоседу?

​Слово - нашему эксперту, детскому врачу-неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову .

Норма или болезнь?

Мой четырехлетний сынишка слывет хулиганом. Воспитательница группы детского сада, в которую он ходит, считает, что у него гиперактивность, и настаивает, чтобы я показала сына невропатологу. Стоит ли мне это делать?

- Мне часто приходится сталкиваться с подобными жалобами. Как правило, на детей 3-5 лет, хотя нередко объектом жалоб становятся даже младенцы, начиная с 4-5‑месячного возраста. Родители сетуют, что их ребенок не сидит спокойно, постоянно крутится и вертится, везде лезет и не слушается, плохо реагирует на замечания взрослых. Чаще всего опасения родителей оказываются необоснованными. Ведь ребенок раннего возраста и должен быть активным. Такое поведение для них - норма.

Магний Диаспорал 300 - немецкий препарат для лечения синдрома гиперактивности у детей

Синдром гиперактивности у детей характеризуется перепадами настроений, неусидчивостью, капризностью, приступами необъяснимой агрессии. Гиперактивный ребенок показывает низкие результаты в учебе, ему трудно сосредоточиться на предмете и удержать внимание. Беспокойное поведение провоцирует многочисленные конфликты не только в школе, но и в семейном кругу. Дети не могут адекватно реагировать на происходящее, они не способны контролировать свои эмоции. Поэтому лечение синдрома гиперактивности у детей – это важнейший шаг, который в будущем позволит ребенку полноценно выполнять все социальные функции. Не стоит наказывать и воспитывать малыша, ведь в основе синдрома – сложнейшие механизмы нервной проводимости, которые успешно корректируются приемом соответствующих препаратов.

лекарства при гиперактивности у детей

О причинах синдрома гиперактивности можно говорить долго. Это и аллергия на синтетические продукты и лекарства, и генетическая предрасположенность, и недостаток важнейших минеральных веществ и витаминов, травмы головы в раннем возрасте. Однако, прежде всего, стоит уделить внимание способам восстановления нарушенной нервной системы. Английские ученые провели исследования большой группы детей с гиперактивностью и установили, что ежедневный прием магния в количестве 200 мг значительно улучшает поведение и состояние «проблемного» ребенка. Магнийсодержащие препараты творят настоящие чудеса: дети успокаиваются, становятся менее тревожными, улучшается внимание и память, и это неизменно отражается на семейном микроклимате и результатах учебы.

Лечение синдрома гиперактивности у детей Магний Диаспоралом 300 гарантированно улучшит состояние легко возбудимого ребенка. Магний - это микроэлемент, который отвечает за процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он контролирует активность нейронов, является кофактором ферментов, в компетенции которых находится обмен нейромедиаторов. Именно дефицит магния зачастую делает нервную систему ребенка возбудимой, приводит к астении, утомляемости, нарушению сна. Энцефалограмма показывает значительное восстановление активности головного мозга уже после первого месяца приема магний компенсирующего препарата.

Выбирая препарат с магнием, следует обратить на его структуру: в Магний Диаспорал 300 этот важнейший микроэлемент представлен в форме цитрата, что в разы увеличивает его биологическую доступность. К тому же, цитрат является дополнительным источником энергии, что чрезвычайно важно для детского организма, истощенного нервными всплесками.

В составе Магний Диаспорал помимо 300 мг незаменимого минерала Mg содержится 1,5 мг рибофлавина – витамина B2, который участвует в процессах метаболизма в нервных клетках, улучшает деятельность нервной системы, влияет на состояние зрительного анализатора. Антистрессовый минерал в соединении с рибофлавином расслабляет возбужденные нервные волокна, дает клеткам целительную энергию и возможность здорового деления. При помощи магния лечение синдрома гиперактивности у детей магнием протекает в обычных условиях, мягко и уверенно превращая нервозного ребенка в гармоничную сбалансированную личность.

Препарат нового поколения способен компенсировать недостаток магния даже при условии значительных физических и умственных нагрузок. К сожалению, даже усиленное питание магнийсодержащими продуктами не способно восполнить дефицит. А других источников поступления магния в организм попросту не существует. Лишая, пусть даже неосознанно, ребенка магния, родитель пожинает плоды в виде нервозности и беспокойства.

Магний Диаспорал 300 пришел на российский рынок для того, чтобы вернуть утраченный покой и здоровье семьи.

Источники:
www.lvrach.ru, www.eurolab.ua, www.aif.ru, md300.ru

Следующие материалы:

19 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения