Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Помощь детям

Массаж при заикании у детей

Точечный массаж при заикании

А. И. НАЗИЕВ, врач-рефлексотерапевт,

массаж при заикании у детей

Л. Н. МЕЩЕРСКАЯ, кандидат педагогических наук

В последнее время специалисты все чаще используют рефлексотерапию для лечения заикания. Воздействуя на определенные точки акупунктуры, удается снять повышенную возбудимость речевых центров, восстановить нарушенную нервную регуляцию речи.

Родителям, чьи дети заикаются, мы предлагаем освоить навыки точечного массажа, который в отличие от иглорефлексотерапии можно делать самим в домашних условиях.

Настройтесь на длительное лечение, рассчитанное на несколько курсов. Их проводят в такой последовательности: между первым и вторым курсами— интервал 2 недели между вторым и третьим— от 3 до 6 месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение 2—3 лет через каждые полгода. Курс включает 15 процедур, причем первые 3—4 процедуры проводят ежедневно, а последующие— через день.

В зависимости от степени на-20 рушения речи, от формы заикания эффект точечного массажа может быть различным. Бывает, что уже после первого курса наступает некоторое улучшение, а иногда после второго или третьего. Но это не означает, что лечение надо прекращать: повторение процедур необходимо для закрепления достигнутого результата. Если же после второго, третьего курса точечного массажа вы не заметили улучшения, не отчаивайтесь, наберитесь терпения. Имейте в виду, что в перерыве между курсами возможно даже ухудшение — заикание усиливается. В этом случае начинайте повторный курс массажа, не дожидаясь, пока истекут шесть месяцев.

Точечный массаж при заикании не имеет возрастных ограничений: чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем выше эффект. Заметим в скобках, что взрослый человек, страдающий заиканием, тоже может справиться с этим недугом, применяя такой самомассаж.

В первый раз, для того чтобы найти правильно нужную точку, нащупайте ее сначала кончиком пальца и надавите: у ребенка должно возникнуть ощущение специфической боли или ломоты. Такое ощущение называют предусмотренным или преднамеренным. Оно сигнализирует о том, что точка акупунктуры найдена. В процессе массажа ни чувства боли, ни ломоты у ребенка возникать не должно.

Если при воздействии на ту или иную точку малыш жалуется на боль, надо массировать ее более нежно, осторожно если же возникнет головокружение, прекратите массаж.

Ребенок во время точечного массажа обязательно должен быть спокойным, расслабленным. Если он устал или возбужден, пропустите процедуру. Нельзя проводить ее натощак или сразу после еды. Не надо давать ребенку крепкий чай, кофе. Это возбуждает нервную систему и снижает эффект массажа.

Массаж при заикании — как избавиться от заикания дома?

Рефлекторный массаж при заикании

Заикание — это достаточно распространенное нарушение речи, сопровождающееся многократным повторением определенных слогов или звуков. От этой проблемы сейчас страдают тысячи людей, большую часть из которых составляют дети. В большинстве случаев, если не вылечить заикание в детстве, то оно будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни, доставляя при этом массу неудобств.

Массаж стоп сейчас рассматривается как один из самых эффективных способов лечения заикания, который очень широко применяется в терапии наряду с другими методами рефлексотерапии. Точечный массаж имеет множество преимуществ по сравнению с дорогостоящими консультациями квалифицированных докторов и терапевтическими процедурами, которые не всегда приносят желаемый результат.

Чтобы освоить технику точечного массажа, нужно уделить этому вопросу совсем немного времени. Достаточно ознакомиться с перечнем рефлекторных точек стопы, определить, на какие точки требуется оказывать воздействие, чтобы искоренить нарушение речи. Кроме финансовой экономии, массаж стоп не вызовет у ребенка или взрослого человека, страдающего от заикания, страх говорить. Ведь посещение медицинского учреждения часто провоцирует у детей комплексы, связанные с ощущением неполноценности.

Массаж стоп выполняется дома, помимо прекрасного лечебного эффекта, он является просто приятной процедурой. Такой массаж можно легко сделать самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Массаж поможет избавиться от разрывающейся речи, укрепит организм, повысит иммунитет, окажет расслабляющее и антистрессовое воздействие. Соответственно, можно говорить о высокой пользе точечного массажа, как комплексной терапии.

Учитывая тот факт, что лечебный массаж оказывает благотворное влияние и на психику человека, он поможет избавиться от комплексов, страхов, связанных с личной неполноценностью, позволит человеку чувствовать себя более свободно. Полученные знания, касаемо точечного массажа, можно применять и в дальнейшем для лечения большого числа разных заболеваний.

Кандидаты медицинских наук, занимающиеся исследованием эффективности точечного массажа, предложили вниманию читателей сотни диссертаций на эту тему. Так, можно ознакомиться с работой доктора медицинских наук Саффиулиной Г.И. http://www.dissercat.com/content/kliniko-neirofiziologicheskaya-kharakteristika-funktsionalnykh-zabolevanii-tsentralnoi-nervn. За основу этой работы были взяты исследования применения рефлексотерапии при лечении заболеваний ЦНС у детей.

Что надо делать чтобы избавиться от заикания?

Техника массажа предельно проста и на ее освоение Вам потребуется буквально 2-3 занятия. Никаких специальных знаний по медицине Вам не потребуется. Все что действительно необходимо — Ваши руки, ноги и намерение!

При заикании необходимо обработать массажными движениями в указанном порядке следующие рефлекторные зоны:дыхательной системы и головного мозга .

Массаж необходимо проводить 2 раза в день — утром и вечером.

Важно. Для наилучшего эффекта, рекомендуем разогреть стопу — принять теплую 5ти минутную ванну для ног и провести разминочный массаж голени и стоп.

Видео-урок по массажу стоп при заикании

Метод воздействия на рефлекторные зоны при заикании:

  • 1 Дыхательная система — успокаивающий
  • 2 Головной мозг — успокаивающий
  • Придерживайтесь рекомендаций и результат не заставит Вас ждать!

    Упражнения при заикании у детей

    Заикание у детей. Лечение бывает разнонаправленным. Если существуют подвижки в функционировании ЦНС, то назначают лекарственные препараты седативного характера, общеукрепляющие, иммуностимулирующие. Этому же способствует и массаж воротниковой области, конечностей (рук, ног, пальцев рук и ног). Подробнее о лечении детей при заикании мы говорили в этой статьей. В этом же обзоре рассмотрим, какие существуют упражнения при заикании у детей.

    Дыхательная гимнастика при заикании

    Дуем долго

  • Гармошки, дудочки, свистульки
  • Одуванчик, листик, который надо предварительно положить на ладошку
  • Поднимаем трубочкой в стакане бурю воды и не ругаемся, что вокруг все мокрое
  • Учимся задувать свечу
  • Смысл этих упражнений не только в том, чтобы научиться дуть, а в том именно, чтобы ребенок делал очень глубокий выдох, дул ДОЛГО.

    Пальчиковая гимнастика и массаж рук

    Шары и кольца су джок

    Аппликатор Кузнецова

    Кладем себе на колени аппликатор Кузнецова и вместе с ребенком под стихотворение прижимаем открытые ладошки поочередно тыльной и наружной стороной к аппликатору. Прижимать надо не сильно.

    Массаж пальцев

    Мама должна массировать каждый пальчик ребенка.

    массаж при заикании у детей

    Упражнения на мелкую моторику

    Высыпаем в глубокую тарелки или миску горох или гречку и перебираем вместе с ребенком, разрешаем ему самостоятельно повозиться в крупе, помять ее, показываем, как можно пересыпать горошинки, считать их, перекладывать в другую посуду и потом просим повторить.

    Пальчиковые упражнения при заикании у детей мы подробно вместе с видео разбирали в одном из предыдущих бесед (видео пальчиковая гимнастика ). А еще хотим поделиться находкой-рекомендацией - книгой Пальчиковая гимнастика Узорова и Нефёдовой .

  • Очень хорошая книга, несмотря на ее низкую стоимость.
  • Лучший помощник маме в занятиях с ребенком дома.
  • Просто необходима, если ваш сын или дочь заикаются.
  • Безусловно, будет полезна для общего развития, в том числе и речи, для тех, кто, к счастью, лишен означенных проблем.
  • Незаменима в дороге, в самолете, в поезде, в автомобиле, в различных длительных путешествиях с ребенком.
  • Преимущества этой книги:

  • малый вес
  • наглядные крупные, детальные, пошаговые рисунки. демонстрирующие, как надо держать пальцы, выполняя упражнение.
  • К каждому упражнению приведено сопровождающее его стихотворение. что очень облегчает труд педагога и мамы. Детям все нужно преподносить в форме игры и в этой книге это учтено.
  • На какой возраст рассчитана книга:

  • Книга может быть использована как пальчиковая гимнастика для малышей. Если ребенок еще не готов выполнять за вами упражнения, просто читайте ему стихи, учите их сами, это вам пригодится чуть позже, когда будете заниматься по этой книге более плотно.
  • Книга, однозначно, может быть использована как пальчиковая гимнастика для дошкольников в том числе и в старшей группе детского сада .
  • Эта книга - кладезь на многие годы. Ее актуальность рассчитана более чем на 6 лет постепенного взросления вашего ребенка.

    Упражнения, приводимые в ней, прекрасно подойдут для пятиминутных переменок, проводимых учителями начальных классов. Одним словом, рекомендуем!

    Гимнастика для языка и губ

    Для губ

  • Толстушки-Худышки
  • Варианты выполнения упражнения при заикании у детей «Толстушки и худышки»: надуваем щеки и втягиваем и/или выпячиваем губы и вытягиваем в ниточку.

  • Выдуваем уголком рта воздух
  • Трубочка-Улыбка
  • Просим ребенка сделать губы трубочкой, как хобот у слона и повыть в этот хобот, как воет волк.

    Старайтесь не перегружать ребенка. Не выполняйте все упражнения за один раз. Выполняйте чаще, но понемногу. Можно использовать как переменку между разными видами деятельности.

    Растягиваем губы и произносим протяжный долгий звук ИИИИИИИ…

    Делаем губы трубочкой и учимся свистеть

  • Трубочкой-Спрятать
  • Делаем попеременно губы трубочкой и прячем их.

    Для языка

    Учим ребенка цокать, как лошадка. Это очень хорошее упражнение. Дети, у которых короткая уздечка, этот упражнение обычно не получается сразу. Но непременно надо тренироваться. Потому что не всегда надо уздечку подрезать, ее можно растянуть.

    При выполнении данного упражнения, надо следить, чтобы ребенок не вибрировал подбородком, не поднимал его вверх и не опускал вниз. Можно слегка придерживать ребенка за подбородок при выполнении упражнения «Лошадка», либо можно проложить между зубами свой пальчик, обернутый в чистый носовой платок. Этот барьер будет мешать ребенку закрыть рот и предотвратит придвижение нижней челюсти к верхней.

    Прячем поочередно языком верхнюю и нижнюю губу, стараясь, чтобы язык как можно ближе дотянулся до носа, когда закрываем верхнюю губу, и до подбородка, когда прячем нижнюю губу.

  • Индюки балбочут
  • Рот полуоткрыт, язык слегка высунут и разрабатываем язычок, выполняя им вибрирующие движения, воспроизводя звук, похожий на гомон индюков: БАЛ-БАЛ-БАЛ…

  • Обезьянка и бульдог
  • Делаем поочередно выражение лица, похожее на обезьянку: губы сомкнуты, язык внутри рта спрятан за нижней губой

    Затем перемещаем язык за верхнюю губу (губы по-прежнему сжаты) – это бульдог.

    Язык высунут из рта, распластан на нижней губе (вышел на крылечко погреться) и из такого положения произносим: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ….

    Из такого же положения думаем на ватку: кладем ватку на нос и дуем из-под высунутого языка.

  • Чашечка (из лопатки в чашечку)
  • Смысл упражнения в том, чтобы натренировать язык сгибаться чашечкой. Исходное положение, как в упражнении Лопатка. Немного приподнимаем кончик языка вверх и округляем-сгибаем язык с боков, чтобы получилась чашечка.

  • Фокус: прячем конфетку
  • Прячем язык попеременно за правую и за левую щеку, чтобы получилось, будто у нас за щекой конфетка.

    Широко открываем рот, высовываем язык и поднимаем-опускаем язык за верхние и нижние зубы.

  • Барабанчик-Пулемёт
  • Из положения Качели язык поднимаем вверх к верхним зубам и произносим звук: ДЭ, ДЭ, ДЭ, ДЭ…, воспроизводим звук, похожий на барабанную дробь. Потом произносим тот же звук, но быстрее, чтобы получилась пулеметная очередь: Д..Д. Д..Д..Д..

    Учтите, упражнение сложное. Ребенку будет тяжело удерживать рот открытым. Поэтому обмотайте палец чистым носовым платком и просуньте между верхней и нижней челюстью, чтобы рот не закрывался.

  • Лошадка фыркает
  • Сначала делаем фыркающие звуки губами, а потом языком. Будет получаться так, словно плюемся, но надо потерпеть и закрыть глаза на этическую сторону этого процесса, потому что мы делаем это не ради баловства, а в качестве упражнения при заикании у детей.

    Все упражнения выполняйте вместе с ребенком.

    Массаж носогубной области

    Массировать надо маме область носогубного треугольника у ребенка

  • кулаками имитируем движения, как папа бреется
  • постукиваем
  • покручивание
  • пощипывание
  • растирание
  • похлопывание
  • Массаж языка

    Для массажа языка маме необходимо предварительно вымыть руки и взять чистый носовой платок.

    Носовым платком обхватываем язык ребенка и выполняем следующие упражнения:

  • Узкий-Широкий
  • Тянем язык в стороны, вширь

  • Пирожок-блинчик
  • Растягиваем язык вширь – блинчик сжимаем, сгибаем, сворачиваем с боков к центру – пирожок.

    Тянем язык к верхней губе. Ребенку может быть больно. Заранее условьтесь, чтобы ребенок подал вам сигнал, что ему стало больно.

  • В гости к подбородочку
  • Опускаем язык вниз, подложив под язык палец и огибая, словно бы накручивая язычок на палец.

  • В гости к носику
  • Язык высунуть, поднять вверх, придержать руками через платочек и открытым ртом пропеть: АААААА….

    Эти упражнения помогают растянуть уздечку.

  • Мягкий и твердый звук «Л»
  • Учимся произносить слоги:

    При этом надо выполнять такое игровое упражнение:

    Записала Надежда Болгова со слов учителя-логопеда Агентства домашнего сервиса Академия семьи

    КОМПЛЕКС МАССАЖНЫХ ДВИЖЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРИ ЗАИКАНИИ

    Общие указания к проведению расслабляющего массажа

    массаж при заикании у детей

    1. Массаж производится в медленном темпе.

    2. Расслаблению мышц способствует музыкальное сопровождение (тихая музыка с медленным, плавным ритмом) или проговаривание логопедом, проводящим-массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки.

    3. Массаж должен вызывать у заикающегося приятные ощущения тепла и покоя.

    4. Руки массажиста должны быть обязательно теплыми.

    Расслабление мышц шеи

    У заикающихся часто отмечается выраженный тонус в мышцах шеи и верхнего плечевого пояса. Расслабление мышц шеи рефлекторно снижает тонус корня языка, способствует активизации движений нижней челюсти (снятие “мышечных зажимов”).

    Рекомендуется проводить следующий комплекс массажных движений:

    1) Медленно поглаживать шею ладонями

    обеих рук сверху вниз:

    а) в области горла переменно то правой, то левой рукой (избегая надавливания на область щитовидной железы)

    б) от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечной впадины (снимает тонус с грудинно-ключично-сосцевидной мышцы). 2) Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку, руки скользят по боковой части шеи вниз до подмышечной впадины (снимают тонус с трапециевидной мьшщы).

    Дополнительно после массажа можно использовать упражнения, способствующие расслаблению шейных мышц:

    а) голову уронили вперед — “уснули”

    б) голову слегка запрокинули из этого положения движения вправо-влево и вниз.

    в) голову опустили, затем “уронили”.

    Расслабление лицевой мускулатуры

    1) Массаж начинается от середины лба по направлению к вискам (рис. 1).

    Вариант движения: от середины лба к ушным раковинам (рис. 1 а ).

    2) Вторым направлением расслабляющего массажа является движение от бровей к волосистой части головы. Движения производятся обеими руками равномерно с обеих сторон (рис. 2).

    В точках окончания движения производится незначительное нажатие пальцами.

    3. Движение от подбородка с двух сторон к височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха (рис. 3).

    4. Движение от спинки носа к ушной раковине (рис. 4).

    5. Движение от середины верхней губы до ушных раковин (рис. 5 ).

    6. Движение от средней линии лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка (рис. 6).

    7. Поглаживание от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа через переносицу к середине лба и по лбу к височным впадинам, закончить движение легким прижатием кожи (рис. 7).

    Эти движения выполняются в основном указательным, средним и безымянным пальцами. Каждое движение заканчивается легким нажатием подушечками пальцев в фиксированных местах окончания движения. Движения № 3, 4, 5 повторяются с использованием приема легкой вибрации.

    Массаж для расслабления круговой мышцы глаза

    1. Поглаживание подушечками второго и третьего пальцев обеих рук одновременно скользить от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Дойдя до внутренних углов глаз, вторым и третьим пальцами легко скользить по брови по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках (рис. 8).

    2. Поглаживание круговых мышц глаз. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить на верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко (рис. 9).

    Расслабляющий массаж мышц губ

    Проводятся легкие движения в следующих направлениях:

    1. По верхней губе от угла рта к середине (рис. 10).

    2. По нижней губе от угла рта к середине (рис. 11).

    3. От середины верхней губы на подбородок (рис. 12).

    4. Указательные и средние пальцы логопед располагает около углов рта и слегка растягивает губы, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие и плавные (рис. 13).

    5. Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта (рис. 14).

    6. Вторым и третьим пальцами легкое постукивание круговой мышцы губ по часовой стрелке(рис. 15).

    Массажные движения проводятся при различном положении рта: закрытом, и слегка приоткрытом.

    Массаж гортани

    Осторожно захватить гортань большим, а также указательным и средним пальцами и производить легкие ритмичные движения в поперечном направлении. В процессе массажа заикающийся может пропевать гласные звуки.

    Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

    1) мышцы шеи

    2) мышцы верхнего плечевого пояса

    3) мимическая мускулатура

    4) мышцы губ

    5) область гортани.

    С заикающимися проводится главным образом массаж, направленный на расслабление мышц и устранение так называемых мышечных зажимов.

    Этот вид массажа (расслабляющий) благотворно воздействует, главным образом, на заикающихся с невротической формой речевой патологии.

    При неврозоподобной форме заикания нередко отмечаются остаточные паретические

    явления в артикуляционной мускулатуре, которые могут быть выражены как спастичностью, так и вялостью артикуляционных мышц.

    В особенности часто эти явления наблюдаются в мышцах языка. В этих случаях в комплекс массажных движений включается специальный дифференцированный массаж пораженных мышц.

    Методика точечного массажа (Массаж биологически активных точек)

    Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии.

    Основной целью специального точечного массажа при заикании являются:

    — релаксация мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов

    — нормализация эмоционального состояния заикающихся.

    Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах или мышцах.

    Одним из условий эффективности точечного массажа служит правильное определение локализации биологически активной точки (БАТ).

    При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, мышцы, сухожилия, кости и пр.

    Приемы точечного массажа для детей те же, что и для взрослых, но надавливание на точки не должно быть интенсивным.

    Источники:
    www.bibliotekar.ru, xn--c1adaniecxbnp6a5l.xn--p1ai, kvjournal.ru, pedlib.ru

    Следующие материалы:

    31 мая 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения