Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Ответы на вопросы

Психологические расстройства у детей школьного и дошкольного возраста

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости:
  1. Уровень интелекта ниже, чем 70.
  2. Наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации.
  3. Указанное состояние наблюдается с детского возраста.

Каковы симптомы умственной отсталости?

Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь - с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.

Различают несколько степеней умственной отсталости:

Легкая умственная отсталость (IQ=50-70). Дети с этой степенью отсталости обычно обучаемы. В течение дошкольного периода у них могут быть достаточно развиты навыки общения, а отставание в развитии сенсорной и двигательной сферы может быть выражено в минимальной степени. Именно поэтому они не слишком отличаются от здоровых детей до наступления более поздних возрастных периодов. В течение школьного возраста они могут при надлежащих усилиях со стороны родителей и педагогов освоить программу до 5-го класса включительно. Становясь взрослыми, они могут осовить социальные и профессионально-технические навыки, достаточные для достижения минимальной независимости, но всегда будут нуждаться в руководстве и помощи в сложных социальных или экономических ситуациях.

Умеренная умственная отсталость (IQ=35-49). При этом виде умственной отсталости возможно обучение некоторым навыкам. В дошкольном возрасте они могут научиться некоторым речевым или другим коммуникативным навыкам. Более сложные социальные навыки у них почти не развиваются. В связи с этим а также из-за недостаточного развития двигательной сферы, их можно обучить низквалифицированным видам труда, причем работать они могуть только в специально приспособленных условиях. Их можно обучить также навыкам самообслуживания. В повседневной жизни они нуждаются в наблюдении и руководстве.

Тяжелая умственная отсталость. (IQ=20-34) Дети с этой степенью умственной отсталости отличаются резким недоразвитием не только интеллектуальной, но и двигательной сферы. У них практически отсутствует речь, и они неспособны к обучению и воспитанию в дошкольном возрасте. В более старшем возрастном периоде их можно обучить нескольким словам или другим несложным способам коммуникации. Им также могут оказаться доступны некоторые элементарные гигиенические привычки. Во взрослом возрасте они способны выполнять некоторые элементы самообслуживания при контроле со стороны.

Глубокая умственная отсталость (IQ менее 20). При этой степени олигофрении возможно минимальное развитие сенсорных и двигательных функций. Больные с этим уровнем умственной отсталости нуждаются в постоянном постороннем уходе в течение всей жизни. Они не обучаемы, у них отсутствует речь и узнавание объектов (например, родителей или ухаживающих лиц).

У детей с умственной отсталостью чаще, чем у здоровых встречаются разнообразные поведенческие нарушения. Вероятность их развития тем больше, чем глубже степень отсталости.

Как часто встречается умственная отсталость?

Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5 - 3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 90-х годов, в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. Несомненно, на сегодняшний день эти цифры значительно выше. При этом лишь у 13% из этого числа умственная отсталость достигает степени более выраженной, чем легкая умственная отсталость.

психологические расстройства у детей школьного и дошкольного возраста

Каковы причины умственной отсталости?

Олигофрения может быть вызвана любым фактором, который оказывает повреждающее воздействие на развитие мозга в течение внутриутробного периода, во время родов или в первые годы жизни. К настоящему времени обнаружено уже более сотни вероятных причин умственной отсталости, на несмотря на это у трети людей с этим состоянием его причина остается неясной. Большинство случаев умственной отсталости бывает вызвано тремя основными причинами, а именно: синдром Дауна, эмбриональный алкогольный синдром и хромосомная патология в виде так называемой "хрупкой икс-хромосомы". Все причины умственной отсталости можно разделить на следующие группы:
  • Генетическая и хромосомная патология
  • Патология беременности, например вследствие приема алкоголя или наркотиков беременной матерью, ее недоедания, инфицирования краснухой, ВИЧ-инфекцией, некоторыми вирусными инфекциями, а также многих других болезней матери в течение беременности.
  • Патологические роды, приведшие к повреждению головного мозга младенца.
  • Тяжелые заболевания центральной нервной системы в течение первых трех лет жизни ребенка, например мозговые инфекции - менингит и энцефалит, интоксикации нейротропными ядами, такими как ртуть, а также тяжелые травмы мозга.
  • Социально-педагогическая запущенность, которая хотя и не служит непосредственной причиной умственной отсталости, тем не менее резко усиливает влияние всех вышеописанных факторов.
  • Можно ли лечить умственную отсталость?

    Исходя из того, что олигофрения по своей сути является скорей не болезнью, а патологическим состоянием. которое клинически проявляется гораздо позже момента воздействия повреждающего фактора, основные усилия должны быть профилактическими, то есть быть направленными на борьбу с причинами раннего повреждения мозга. Другими словами, легче и целесообразней предотвратить умственную отсталость, чем впоследствии пытаться воздействовать на уже неполноценный мозг. Тем не менее ребенку с олигофренией можно помочь. Современные методы реабилитации сводятся преимущественно к обучению и воспитанию, то есть выработке, исходя из возможностей ребенка, необходимых для жизнедеятельности навыков. Лечение психофармакологическими средствами может применяться как дополнительный метод, особенно при наличии осложнений, например, поведенческих расстройств.

    Дифференциация нарушения развития у детей дошкольного возраста

    Детская популяция в настоящее время состоит из трёх больших групп: нормально развивающиеся дети одарённые дети дети с нарушениями в развитии, в том числе дети – инвалиды. Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны:

    - патология беременности и родов у матери

    - хронические заболевания у родителей

    - неблагоприятные экологические ситуации

    - профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка

    - курение матери во время беременности

    - алкоголизм родителей

    психологические расстройства у детей школьного и дошкольного возраста

    - неполная семья

    - неблагоприятный микроклимат в семье и школе [1].

    Дети с нарушениями развития – это дети, у которых вследствие врождённой недостаточности или приобретённого органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или ЦНС имеются отклонения от нормального развития психических функций. В настоящее время принято несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

    - с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие)

    психологические расстройства у детей школьного и дошкольного возраста

    - с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

    - с тяжёлыми нарушениями речи

    - с задержкой психического развития

    - умственно отсталые

    - с тяжёлыми нарушениями эмоционально-волевой сферы

    - с нарушениями поведения

    - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения [5].

    По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5 – 8% детей с наследственной патологией, 8 – 10% имеют выраженную врождённую или приобретённую патологию, 4 – 5% составляют дети – инвалиды, значительное число детей имеют стёртые нарушения развития.

    По данным МОРФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [1].

    Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребёнка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она позволяет не только выявить детей с нарушениями развития, но и определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребёнка, соответствующее его психофизическим возможностям. Именно раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременное включение ребенка в коррекционное обучение [5].

    Зачастую дифференцировать нарушение бывает достаточно сложно. Известно, что нарушения развития, имеющие разные причины, могут иметь сходные, а иногда и почти совпадающие психологические проявления. Особенно большие трудности возникают при дифференциальной диагностике тех дефектов развития, причины которых близки, а основные психологические проявления сходны. Например, дифференциальная диагностика задержки психического развития и легкой степени умственной отсталости: и в том и в другом случае причиной нарушения развития является органическая недостаточность мозга, а существенным проявлением дефекта — отставание в умственном развитии. Между тем разная степень выраженности этого отставания и качественные различия в структуре дефекта очевидны.

    Отставание в умственном развитии, прежде всего, характеризуется особенностями развития таких психических процессов, как мышление, память, восприятие, внимание. То же относится и к нарушениям речевого развития.

    Для наиболее качественного проведения дифференциальной диагностики потребовалась систематизация особенностей психологического развития умственно отсталых детей, детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (см. таблицу).

    Таблица по отграничению сходных состояний

    Умственная отсталость

    Источники:
    psychintro.narod.ru, festival.1september.ru

    Следующие материалы:

    16 октября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения