Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Новости медицины

Тип нервной системы у ребенка определить

Дети бывают разные

В предыдущей главе мы говорили о тех основных принципах формирования полноценной нервной системы, которыми необходимо руководствоваться в воспитании любого ребенка.

Однако нет ничего сложнее и индивидуальнее человеческой психики, в том числе и психического мира ребенка. Недаром А. С. Макаренко подчеркивал, что нет и не может быть стандартных, одинаково пригодных для всех детей методов воспитательного воздействия.

И действительно, как часто родители и воспитатели в горестном изумлении разводят руками: так же воспитывали других детей, и все было хорошо, а с этим ничего не получается.

тип нервной системы у ребенка определить

Нужно всегда помнить, что самые лучшие, теоретически обоснованные и практически проверенные воспитательные и педагогические рекомендации будут действенны лишь тогда, когда они будут индивидуализированы, т. е. приспособлены к особенностям данного, конкретного ребенка. Порой очень нелегко суметь приспособить их, найти именно тот подход, те меры воздействия, которые пригодны для данного ребенка. Для этого необходимо знать, какие бывают темпераменты и характеры, уметь определить тип нервной системы ребенка .

Под темпераментом обычно понимаются основные особенности нервной системы данного человека, т. е. тип его высшей нервной деятельности. Темперамент, как указывал И. П. Павлов. есть сплав врожденных и приобретенных свойств личности, причем приобретенные особенности темперамента зависят в первую очередь от особенностей воспитания в раннем детстве.

Под характером понимаются те конкретные особенности психических проявлений, которые возникают на базе свойственного данному человеку темперамента в результате воздействия на него разнообразных жизненных условий.

И. П. Павловым была создана стройная и научно обоснованная система классификации различных типов нервной системы, построенная на анализе силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Кора головного мозга человека (независимо от возраста) состоит из 14—15 миллиардов нервных клеток. Деятельность этих клеток и определяет нервно-психическое состояние человека. Клетки коры мозга могут находиться или в состоянии возбуждения, т. е. активности, или в состоянии торможения, т. е. отдыха. В каждый данный момент какая-то часть клеток коры находится в состоянии возбуждения, а другая в состоянии торможения. Волны возбуждения и торможения то разливаются по коре, то концентрируются в какой-то точке, вызывают возникновение друг друга (так называемая индукция), сталкиваются и борются между собой. Если бы возбужденные участки коры светились, а заторможенные участки были затемнены, мы бы увидели, как непрерывно в самой причудливой конфигурации то вспыхивают, то угасают различные участки мозга.

За счет возбуждения тех или иных участков коры мозга проявляется вся наша нервно-психическая активность (мысли, переживания, ощущения, движения и т. д.).

Торможение в клетках мозга возникает непроизвольно при слишком сильном или длительном их раздражении (этот вид торможения, предохраняющий клетки от разрушения, И. П. Павлов назвал пассивным или внешним торможением), а также произвольно, когда надо подавить или ограничить излишнее, вредное в данной жизненной ситуации, возбуждение (этот вид торможения И. П. Павлов назвал активным или внутренним торможением).

Для установления типа нервной системы у человека надо определить силу обоих процессов в коре, их уравновешенность и подвижность.

Под силой нервной системы понимается способность клеток коры головного мозга без срывов переносить резкие и длительные напряжения. Сила нервной системы у человека проявляется в работоспособности, инициативе, настойчивости, смелости, умении и желании преодолевать трудности.

Люди с сильным типом нервной системы охотно выполняют работу, требующую большого напряжения сил, получают удовлетворение от преодоления препятствий.

Наоборот, люди со слабым типом пытаются избежать активности, напряжения, уйти от опасности, а если это невозможно, дают невротические срывы или иногда погружаются в длительный глубокий сон (запредельное охранительное торможение коры).

Таким образом, даже простой опрос человека о его склонностях, поведении и переживаниях при различных жизненных обстоятельствах дает возможность составить представление о силе его высшей нервной деятельности.

Словарь

при использовании материалов www.psi.webzone.ru

тип нервной системы у ребенка определить

Данный словарь создан специально для пользователей сайта psihotesti.ru чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Типы нервной системы

ТИПЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - обобщенные характеристики индивидуальных особенностей нервной системы. По взглядам ряда физиологов тип нервной системы врожденный и может передаваться по наследству. В процессе жизни и деятельности он может маскироваться или в известных пределах, хотя и медленно, В основе типа нервной системы, по И.П.Павлову, лежат свойства корковых физиологических процессов — возбуждения и торможения: сила, подвижность, уравновешенность или противоположные им свойства — слабость, малоподвижность, неуравновешенность. Все эти свойства нервных процессов, сочетаясь, образуют тип нервной системы. При сильных процессах возбуждения и торможения возбуждение нередко преобладает над торможением, и переход от одного к другому совершается быстро. Это сильно возбудимый тип нервной системы. Если оба нервных процесса слабые, торможение преобладает над возбуждением — это характерно для слабого типа нервной системы.

Список случайных тегов:

Профессиональная консультация - Профессиональная консультация - стратегия психологической помощи индивиду при выборе профессии и планировании профессиональной карьеры. Осуществляется на основе анализа физических и психологических особенностей индивида (общие и профессиональные интересы, способности, общая и специальная подготовка), а также структуры и динамики рынка труда (медицинские и психологические требования к работнику данной профессии, противопоказания, возможность трудоустройства и обучения).

Центр Брока - Центр Брока - участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П. Брока, находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями. Представляет собой кинетико-моторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация. При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока (анартрический синдром), которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. Литература. Azcoaga J.E. Neurolinguistica y fisiopatologia. Afasiologia. Buenos Aires: El Ateneo, 1985, 292 p.

Генетическая психология - ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от греч. происхождение) — отрасль психологии, изучающая происхождение и развитие психики животных и человека. Она прослеживает изменение различных психических процессов в онтогенезе и филогенезе, исследует психику различных видов животных, развитие психики ребенка, условия возникновения сознания человека. Методы генетической психологии направляются на выявление стадий и этапов в развитии психики, переходов от низших ее форм к высшим, что позволяет получать знания о психических феноменах в их динамике. До недавнего времени основное внимание исследователи уделяли детству и отрочеству. Но постепенно в сфере интересов ученых перемещаются на аспекты жизни, связанные со зрелостью, старостью и приближением смерти, что составляет примерно 3/4 жизненного пути человека. Одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980)

Типы нервной системы у детей – советы по воспитанию.

Известным физиологом И. П. Павловым доказано, что реакции на отношение к нам других людей или на какие то события, определяются особыми свойствами нервных процессов в головном мозге – возбуждением или торможением. И от того, насколько сильно или слабо происходят эти процессы, различают четыре типа высшей нервной деятельности. Чтобы стать хорошими воспитателями, родителям нужно присмотреться к особенностям нервной системы своего ребенка и взять себе на заметку некоторые советы по воспитанию.

1.Тип нервной системы сильный уравновешенный, когда процессы возбуждения и торможения выражаются одинаково мощно.

Дети с таким типом нервной системы спокойные, покладистые и уравновешенные. Они почти всегда пребывают в хорошем настроении, редко плачут, а если и плачут, то причина для расстройства должна быть очень веской, быстро успокаиваются и легко находят общий язык с другими детьми. У таких детей хороший аппетит и сон, они одинаково охотно играют и в спокойные и в шумные игры, не изводят родителей капризами. У них легко формируются новые навыки и умения, они без напряжения сосредоточиваются на каком-то одном занятии.

Советы по воспитанию. С таким ребенком мало хлопот. Однако учтите, что сильный уравновешенный тип нервной системы, полученный при рождении, вполне можно расшатать. Старайтесь не нарушать установленный режим дня, вовремя укладывайте ребенка спать, не позволяйте долгие часы проводить у телевизора. В общении с ребенком будьте ласковы и выдержаны, и вашему родительскому счастью не будет конца.

2.Тип нервной системы сильный неуравновешенный, с преобладанием процесса возбуждения.

Таких детей обычно называют легковозбудимыми. Они уже в первые месяцы после рождения с плачем просыпаются раньше, чем наступает время кормления. Измученные родители часами укачивают такого ребенка почти до трех лет, а проснуться он может от малейшего шума. Легковозбудимые дети бурно проявляют свои чувства, причем недовольство и радость быстро сменяют друг друга. Они очень подвижны, а разыгравшись, долго не могут успокоиться. Типичная ситуация: покрасневший, потный, орущий ребенок старается вырваться из рук урезонивающего его взрослого.

Советы по воспитанию. Ребенку с таким типом нервной системы нужно прививать усидчивость, вырабатывать умение концентрировать внимание. Следите, чтобы все дела ребенок обязательно доводил до конца, а не бросал на полдороге. Если не заниматься с ребенком специально, то трудности появятся уже в младших классах: он не сможет сосредоточиваться на уроках, легко будет отвлекаться, и станет неуспевающим. Поэтому, не жалейте внимания, времени и сил на 3-х летнего ребенка, чтобы потом не мучиться с 15-ти летним неучем и лентяем. Как развить у ребенка усидчивость и терпение? Терпение и усидчивость можно развить такими занятиями: нанизывать бусы, клеить картинки-аппликации, складывать несложные паззлы. Также помогут занятия гимнастикой, плаванием, танцами.

Общение с ребенком должно быть только спокойным, доброжелательным, ни в коем случае не раздражайтесь и не кричите, контролируйте себя. Помните, что выбросы отрицательных эмоций – благодатная почва для детских неврозов.

Усвойте еще один важный совет: не стоит злоупотреблять запретами, так как десятки возгласов в день «нельзя» или «что ты делаешь?!» перенапрягают нервную систему детей. Старайтесь отвлечь, переключить его внимание, и только в 20% ситуаций можно накладывать строгий запрет на действия ребенка. Это лучший способ не вырастить из ребенка с таким типом нервной системы упрямца и деспота.

3.Тип нервной системы сильный неуравновешенный, с преобладанием процессов торможения.

Дети, обладающие этим типом нервной системы, имеют спокойный нрав, хороший аппетит, быстро засыпают и спят глубоким сном. Они невозмутимы и медлительны, шум и беготня их не привлекает. Часами могут заниматься игрушками, рассматривать картинки в книгах или фотографии, играть в настольные игры. Но такие дети медленнее, чем их сверстники обучаются обычным житейским навыкам. Например, для них долгое время остается проблемой завязывать шнурки на ботинках, регулярно застилать свою кровать или что-то еще.

Советы по воспитанию. Такой ребенок доставляет мало забот, но кое в чем ему надо помочь. Во-первых, постарайтесь сделать так, чтобы он полюбил подвижные игры. Для этого купите ему мяч, скакалку и другие принадлежности, учите его получать удовольствие от бега, прыжков, плавания.

Во-вторых, воспитывайте у ребенка недостающие качества: ловкость, сноровку, быстроту реакции. Устраивайте каждый день маленькие соревнования: за 5 минут убрать игрушки на место, кто быстрее оденет куклу – мама или дочка и т. п. После этого обязательно приготовьте небольшой приз, например, переводную картинку или что-то другое, милое детскому сердцу.

Навсегда забудьте фразы типа «что ты копаешься» и ничего не делайте за ребенка сами, даже если вам кажется, что он нерасторопен, проявляйте терпение. Иначе такой ребенок вырастет неуклюжим, безынициативным и необщительным человеком.

4.Тип нервной системы слабый - возбуждение и торможение выражены неярко.

Такие дети отличаются чрезвычайной чувствительностью ко всему происходящему, они обидчивы, жалостливы, быстро утомляются. Сон у них не глубокий, требуется тишина. Аппетит неустойчивый, к новым блюдам привыкают с трудом. У таких детей обычно бывает болезненная реакция на дошкольное учреждение – они боятся незнакомых взрослых и шумного коллектива. Им больше нравится одиночество.

Советы по воспитанию. Родителям нужно проявлять спокойствие, последовательность, не кричать на ребенка и не наказывать слишком строго. Нужно помогать ребенку избавиться от чувства неуверенности в себе и боязливости, поощряйте любые попытки самостоятельности. Чтобы преодолеть боязнь коллектива, нужно помочь ему подружиться с детьми из группы детского сада. Для этого приглашайте чаще их к себе домой, устраивайте им детские праздники. И ваш ребенок, выступая в роли хозяина или хозяйки, быстрее обретет уверенность в себе. Хвалите его за храбрость и инициативу, которых возможно, он пока еще и не проявляет. Для такого ребенка одобрение является мощным стимулом к развитию, а порицание надолго выбивает его из колеи и отбивает всякую охоту к самостоятельности.

Детям со слабым типом нервной системы полезно больше двигаться, получая при этом положительные эмоции. Им подходят спортивные занятия на свежем воздухе: легкая атлетика, футбол, катание на коньках. Только следите, чтобы ребенок не переутомился, вовремя и полноценно отдыхал.

В будущем вы будете вознаграждены за свое терпение – повышенная восприимчивость, свойственная такому ребенку, позволит сформировать ему хорошие черты характера: отзывчивость, такт и деликатность.

Полезные статьи:

Воспитание детей раннего возраста - с рождения до 3 лет.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Причины неуспеваемости школьников.

Особенности воспитания детей в современной семье.

Разочарование после свадьбы – как спасти брак?

Как жить женщине после развода?

Нервная система ребенка. Часть 1

тип нервной системы у ребенка определить

Детки, как и взрослые, бывают шумными и тихими, активными и спокойными. Не спешите ругать шалуна или заставлять тихоню читать стишок на стуле. Сначала узнайте, почему ваш малыш так себя ведет

Нервная система ребенка: индивидуальный подход в воспитании

С самого рождения маленькие человечки уже имеют не только различную внешность, но и сильно отличаются повадками, желаниями и поведением. Большое влияние на формирование темперамента малыша имеют внешние факторы (воспитание, образ жизни, здоровье, пример родителей и т.д.). Но все эти факторы являются лишь корректирующими инструментами. Основой же является тип нервной системы малыша.

Как же узнать какая нервная система у вашего ребенка? Какие индивидуальные методы воспитания использовать? Где сделать поблажку, а на чем акцентировать внимание при общении с маленьким человечком?

Нервная система ребенка: немного теории

Медики различают четыре типа высшей нервной системы. Они подразделяются на слабый тип и три сильных. В свою очередь сильные делятся на уравновешенный тип и два неуравновешенных (с преобладанием торможения или возбуждения).

Малыши разных типологических групп очень отличаются друг от друга в поведении, выражении эмоций, реагировании на окружающий мир, усваивании знаний и т.д. После определения типа высшей нервной системы ребенка (методами наблюдения) и использования индивидуального подхода, общение с ребенком становится легче и приятнее, а малыш развивается быстрее, активнее и радует успехами.

Нервная система ребенка: слабый тип

Детки со слабой нервной системой требуют особого внимания и бережного подхода. Их реакции на окружающий мир очень чуткие. Они восприимчивы, глубоко переживают все события происходящие вокруг. Их настроение часто меняется, а также они очень чувствительны к настроению окружающих людей.

В случае если ребенку с таким типом нервной системы хорошо, он будет тихо играть и улыбаться. Если же его что-то беспокоит, не ждите от малыша громких криков. Скорее всего, вы будете наблюдать хныканье. Однако оно будет упорным и долгим - пока не привлечет к себе внимание родителей.

Такие детки быстро утомляются (особенно выражено у совсем маленьких), спят не особо крепко. Малейшие неудобства вызывают у них раздражение и смену настроения.

Аппетит у деток со слабой нервной системой слабый и не регулярный. Часто начинают ходить и говорить позднее сверстников. Трудно входят в детское общество и тяжело ладят с другими детьми, т.к. не всегда понимают правила игр и расстраиваются проигрывая или не получая желаемое.

Малыши особо чувствительны к ласке, похвале. Очень любят тихое общение с знакомыми людьми, которые не вызывают у них дискомфорта.

Поведение взрослых

С раннего детства стоит предупреждать такие черты характера как замкнутость, боязливость, обидчивость. Развивать чуткость, деликатность и отзывчивость. Вторыми качествами вполне можно заменить первые. Хорошим способом будет покупка подросшему ребенку домашнего питомца, заранее оговорив с хозяином все моменты по заботе и уходу.

К деткам со слабой нервной системой не стоит относится с излишней опекой - это сделает его неуверенным и робким. Наоборот, старайтесь привлекать его к помощи и участию. Однако относитесь терпеливо, ведь такие малыши учатся медленно.

Старайтесь не демонстративно обеспечить ребенку спокойный сон: изолировать от шумов, влаги, холода. Чем качественнее отдых, тем больше сил для новых приключений!

Автор: Наталия Кей

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

Источники:
www.medical-enc.ru, psihotesti.ru, zdorovejka.ru, hnb.com.ua

Следующие материалы:

01 октября 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения