Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Что делать если ребенок заболел

Агрессия у детей и подростков под редакцией платоновой

Агрессия у детей и подростков под редакцией платоновой

Платонова Н.М. (ред.) Агрессия у детей и подростков PDF

СПб. Речь, 2006. - 336с.

Данное учебное пособие посвящено изучению форм и методов профилактики агрессивного поведения детей и подростков. Агрессивное поведение анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления. Особое внимание отводится анализу саморазрушительного поведения у детей и подростков, причин и факторов риска суицидального поведения.

Широко представлены технологии консультирования и техники коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков. Психокоррекция агрессивного поведения детей представлена методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы. Рассматриваются вопросы семейной терапии, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, склонными к агрессии.

Материалы направлены на повышение эффективности работы специалистов с детьми и подростками по предупреждению детской и подростковой агрессии.

Введение

Агрессивное поведение

Природа агрессии

Специфика агрессивного поведения

Агрессивное поведение как проявление психологической защиты

Особенности детской и подростковой агрессии

Возрастные особенности агрессивного поведения

Причины непатологической агрессии детей и подростков

Роль семьи в проявлении агрессивности у детей и подростков

Биологические факторы предрасположенности к агрессивному поведению

Индивидуально-типологические характеристики агрессивного поведения детей и подростков .

Агрессия и девиантное поведение

Формы и методы работы с детьми и подроствами

Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у детей и подростков

Экспресс-диагностика агрессивных состояний детей и подростков как направление

профилактической работы

Методы психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками

Технология индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками

Технологии групповой терапевтической работы с агрессивными детьми и подростками

Технология семейной терапии детей и подростков, склонных к агрессии

Профилактика патологических форм агрессивного поведения детей и подростков .

Особенности социальной профилактики различных форм отклоняющего поведения

детей и подростков

Опыт организации профилактической работы с детьми и подростками, склонными к агрессии

Профилактика саморазрушительного поведения у детей и подростков в опыте работы телефона доверия

Опыт повышения квалификации персонала детских домов, работающих с детьми и подростками, склонными к агрессивному поведению

Активные методы работы с агрессивными детьми и подростками, используемые в различных типах специализированных учреждений

Профилактика агрессии в детских учреждениях у детей и подростков с ММД

Список использованной литературы

Рецензируемый научно-практический журнал открытого доступа

А.И. Боравова, Н.С. Галкина, В.Ф. Фокин ОСОБЕННОСТИ УПП ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ (С. 39-50)

А.И. Боравова, Н.С. Галкина, В.Ф. Фокин

ОСОБЕННОСТИ УПП ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

Научный центр неврологии РАМН, Москва, Россия

Research centre of neurology RAMS, Moscow, Russia

ОСОБЕННОСТИ УПП ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

А.И. Боравова, Н.С. Галкина, В.Ф. Фокин

Изучалась взаимосвязь эмоционально-личностых особенностей учащихся 7-8 классов 12-14-летнего возраста с уровнем постоянных потенциалов областей головного мозга. Задачей исследования было выявление личностных свойств школьников, сопряженных с уровнем агрессивности. Найдена прямая зависимость уровня агрессивности и враждебности от степени выраженности экстраверсии, нейротизма и уровня постоянного потенциала правой височной области. Установлено, что риск агрессии возрастает у подростков, отличающихся высокой эмоциональной неустойчивостью и значительной выраженностью экстраверсии. Независимо от пола наибольшее правополушарное преобладание активности мозга имело место у подростков с очень высокими показателями нейротизма, сочетающегося со значительной экстраверсией.

Ключевые слова: подростковая агрессия, уровень постоянного потенциала головного мозга, межполушарная асимметрия

CHARACTERISTICS OF DC POTENTIALS IN ADOLESCENT AGGRESSION

A.I. Boravova, N.S. Galkina, V.F. Fokine

Введение. В рамках различных теоретических подходов отечественных и зарубежных исследователей природа агрессии рассматривается с различных позиций и имеет множество определений, отражающих ее понимание. Большое внимание уделяется характеристике многообразия форм агрессивного поведения, особенностям агрессивного поведения на различных возрастных этапах, диагностике предрасположенности к развитию агрессивного поведения у детей и подростков. Независимо от трактовки агрессии как доброкачественной (самооборона) или как злокачественной по Э. Фромму агрессия является эволюционно закрепленным адаптивным поведением с определенным уровнем агрессивности, сопряженной со сложной структурой психических свойств, характерных для отдельной личности. Согласно когнитивной модели готовность реагировать агрессивно связана с эмоциональными и когнитивными процессами, затрагивающими чувства и переживания индивида и влияющими на определение степени угрожающей опасности. Индивидуальная направленность агрессивного поведения предполагает наличие доминирующих мотивов, ведущих к реализации присущих личности деструктивных тенденций. Мотивационный уровень агрессивного поведения может быть проявлением сознательной цели с причинением вреда жертве или поддерживаться бессознательными агрессивными стремлениями. Формирование агрессивного поведения обусловлено различными внешними и внутренними факторами. К числу внутренних составляющих относят биологические и конституциональные предпосылки, определяющие динамические свойства психической жизни человека и индивидуальный риск агрессии.

Для изучения агрессивных проявлений наиболее известной является диагностическая методика Басса-Дарки. Вопросник выявляет различные формы агрессивных и враждебных реакций. А. Басс разделяет понятия агрессия и враждебность и определяет враждебность как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Определение уровня присущих личности деструктивных тенденций дает возможность с большей степенью вероятности прогнозировать проявления открытой мотивационной агрессии.

В среднем школьном возрасте (12-15 лет) главной ценностью является система отношений со сверстниками и взрослыми, при этом семья, школа и сверстники меняют свое значение. Немаловажно, что подростковый возраст - это пора формирования самооценки, характера, самоутверждения своей самостоятельности и индивидуальности, самосознания своего Я . В процессе учебной деятельности предполагается не только развитие интеллекта, формирование теоретического мышления, новых познавательных интересов, развитие умственных способностей учащихся, но и поступательное созревание эмоциональной сферы, связанное с возникновением внутренней рефлексии, проявлением уверенности в себе, самосовершенствованием, самоприятием себя и других.

Известно, что в регуляции процессов мотивационного возбуждения и эмоционального напряжения принимают участие медленные потенциалы (Altenmuller E. 1989 Городенский Н.Г. Шармина С.Л. 1999 Фокин, Городенский Н.Г. Шармина С.Л.,2001). Уровень постоянного потенциала (УПП), который представляет медленно меняющийся потенциал милливольтного диапазона, является одной из характеристик интенсивности энергозатратных процессов головного мозга, интегрально отражающий мембранные потенциалы нейронов, глии и гематоэнцефалического барьера. Известно, что уровень постоянного потенциала головного мозга, в основном, определяется величиной потенциалов гемато-энцефалического барьера, которая зависит от степени закисленности оттекающей от мозга крови. Кислоты являются конечными продуктами энергетического метаболизма, и их концентрация зависит от интенсивности обмена. Предполагается, что с некоторым приближением величина УПП пропорциональна интенсивности церебрального энергетического обмена.

Установлен ряд закономерностей пространственно-временного распределения потенциалов на поверхности головы (Фокин В.Ф. Пономарева Н.В. 2001, 2003). Показано, что УПП головного мозга отражает индивидуальные особенности общего и локального уровней энергозатрат, связанных с возрастными влияниями, функциональным состоянием мозга и нервной системы в целом.

Задача настоящего исследования заключалась в поиске психоэмоциональных свойств личности учащихся подросткового возраста, сопряженных с различной выраженностью агрессивности, с целью определения взаимосвязи суммарных энергозатрат головного мозга и его областей с уровнем агрессивности и соответствующих эмоционально- личностных особенностей школьников.

Методика. Обследовано 30 подростков в возрасте 12-14 лет учащихся 7-8 -х гимназических классов общеобразовательной школы г. Москвы. Средний возраст составил 13,3 + 0,7 лет. Мальчиков было12 человек, девочек - 18 человек. В совокупности с вопросником Басса – Дарки применялись такие личностные тесты психических состояний как оценка уровня тревожности по Ч. Спилбергеру, оценка эмоциональной неустойчивости подростков по Г. Айзенку, проективная методика в виде компьютерной версии цветового теста Люшера в дихотомическом режиме выбора (Н.Н. Страхов, Г.Ф. Страхова). В первой половине того же дня осуществлялась регистрация уровня постоянного потенциала головного мозга. Запись проводилась с помощью прибора «Нейроэргометр» в пяти отведениях (Fz, Cz, Oz, Td,Ts) с расположением электродов по международной схеме 10-20 в состоянии покоя с открытыми глазами. Индифферентный электрод располагался на запястье правой руки. Для регистрации УПП использованы неполяризуемые хлорсеребряные электроды и усилитель постоянного тока. С помощью интерфейсного аналого-цифрового преобразователя данные УПП вводились в компьютер для последующей обработки.

Статистическая обработка данных осуществлялась параметрическими и непараметрическими методами анализа.

Результаты. Согласно положениям методики Басса-Дарки величину индекса агрессивности определяет суммирование ответов на вопросы, отвечающие физической агрессии, вербальной агрессии и склонности к раздражению. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + 4 .В нашей выборке средняя величина индекса составила 18,4 + 6,5.

Сравнение полученных оценок агрессивных проявлений по вопроснику Басса-Дарки у мальчиков и девочек показывает, что индексы агрессивных реакций и агрессивности у мальчиков несколько выше. Статистически значимые различия установлены для полученных оценок по шкале «физическая агрессия», у мальчиков они выше, и для шкалы «угрызение совести, чувство вины», оценки которой ниже, чем у девочек (рис 1).

На индекс агрессивности изучаемой выборки в целом, как показывает регрессионный анализ зависимости переменных, существенное влияние оказывают такие переменные как «экстраверсия/интроверсия» и «нейротизм», а также показатели уровня постоянного потенциала правой височной области (Td) (Таблица 1).

Агрессия как одна из форм девиантного поведения младших школьников

В статье исследуется проблема агрессии как одной из форм девиантного поведения младших школьников. Экспериментальным путем доказывается, что агрессия является ведущей формой девиантного поведения младших школьников.

Ключевые слова : агрессия, форма, девиантное поведение, младшие школьники.

Актуальность выбранной нами проблемы, заключается в том, что в настоящее время в современной обстановке имеет популярность, такой вид отклоняющегося поведения детей, как агрессия.

Педагоги начальной школы фиксируют тенденцию к увеличению данной формы асоциального поведения. Ученики все чаще становятся оживленными, громкими, неугомонными, «быстрыми», и легче вступают в конфликты, не идущими на уступки, задиристыми, часто бывают безжалостными [3, с.169].

Сегодня под агрессией принято считать недоброжелательные действия в отношении окружающих людей, в термине «враждебность» интегрируются разнообразные по форме и результатам акты поведения — от таких, как «черной юмор» до грабежа и кровопролития. Выражения враждебности весьма многообразны. А. Басс и А. Дарки выделяют нижеуказанные формы выражения агрессивности детей:

1) физическая враждебность (напад)

2) косвенная враждебность («черный юмор», припадки гнева, бешенства выражающиеся в оре, притопывание ногами)

3) наклонность к волнению (стремление к демонстрации негативных чувств при небольшом волнении)

4) негативизм (сопротивляемая позиция действий от заторможенного сопротивления до энергичной драки)

5) обида (завидки и злоба к окружающим за их реальные или вымышленные поступки)

6) мнительность в масштабе от недоверия и осторожности до убеждения, что все остальные причинят вред или планируют его

7) словесная враждебность (демонстрация отрицательных эмоций как через форму — спор, ор, визготня, так и через сущность вербальных результатов — запугивание, руготня)

8) чувство вины [1,с.87].

У учеников начальной школы соотношения форм проявления враждебности полярно: у мальчишек главенствует телесная враждебность, в тот момент как у девчонок — словесная. Позднее у мальчиков направленность изменяется: вербальная враждебность становится ведущей кроме того, они чаще прибегают к вербальному методу выражения отрицательных эмоций. Зарубежные ученые считают, что с возрастом враждебность детей приобретает все более экспрессивную окраску. В жизни детей нередко встречаются формы насильственного поведения. Зачастую объяснением силового действия можно считать незначительный проступок. Девочка ранила другой лицо только за то, что та ее не подождала. Большинство детей не отдают себе отчета в неправильности своей реакции и в том, например, удар в живот причинит у другого боль. Нередко враждебные действия детей противоположно с их словами. По их мнениям все они против тирании — что не мешает им применять тиранию против своих сверстников [5,с.205].

Причины, вызывающие возникновение враждебности младших школьников:

- индивидуальные, означающие психобиологические условия антиобщественных действий, они препятствуют адаптации детей в обществе

- психолого-педагогические, характеризуют слабость школьного и семейного развития

- социально-психологические, означающие отрицательные стороны согласования ребёнка с референтной группой в семье, на улице, в коллективе сверстников

- личностные, означающий энергично-избирательный взгляд детей к отдающему предпочтению кругу общения, к правилам и традициям близкого круга, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общества, а также индивидуально-ценностные установки и умение к саморегулированию действий

- социальные, означающие социально-экономическими условия [4,с.95].

Факторами появления враждебности младших школьников считаются: манеры семейного воспитания (непризнание, гиперопека, жестокость, проявление взрослыми негативного отношения к окружающим), перенапряжение в общественном окружении, личностные характеристики детей (чувствительность, восприимчивость, влекущие к возникновению боязни и тревожности), фрустрация основных нужд детей (в движении, самостоятельности, коммуникативности со сверстниками), всевозможные заболевания и т. д. [4,с.95].

В данной статьи описаны результаты исследования, проведенного с целью изучения агрессии как одной из форм асоциального поведения младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы враждебности младших школьников в психолого-педагогической литературе

2. Раскрыть причины и факторы возникновения враждебности младших школьников

3. Исследовать особенности агрессии младших школьников в условиях общеобразовательной школы

4. Разработать программу для специалистов образовательных учреждений по профилактике данной проблемы.

Изучения данной проблемы мы подобрали диагностический инструментарий и провели экспериментальное исследование на базе одной из школ г.Арзамаса. В исследовании приняли участие 15 учеников начальной школы.

Наше исследование мы начали с методики «Диагностика агрессивности» Басса-Дарки. Данная методика предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Методика состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности.

Получили следующие показатели:

- уровень словесной враждебности был зафиксирован у 6 учеников начальной школы(Денис К. Сережа Б. Антон З. Максим Л, Данила П. Вика К.), что составило 50 % от всего количества детей. Дети выражают в следующей форме: (кричат, угрожают, оскорбляют других).

- уровень косвенной враждебности был зафиксирован у 4 учеников начальной школы(Витя В.,Матвей Ч. Даша К. Катя М.) что составило 33 % от всего количества детей. Выражают в форме: сплетничают, ябедничают, провоцируют сверстников.

- уровень физической враждебности был зафиксирован у 2 учеников начальной школы(Аня Л. Андрей Г),что составило 17 % от всего количества детей. Проявляются в точных физических действиях, обращенных навстречу против какого-либо лица, либо наносящих ущерб предметам: дерутся, дают подзатыльники, ломают, швыряют вещи.

Диагностическое исследование мы продолжили с проведения методики «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич. Данная методика предполагает придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует. А также назвать его несуществующим именем».

Чем выше показатели, тем сильнее человек склонен к агрессии, агрессивному поведению.

При невысоких же показателях человек, не склонен к агрессии, тем более к агрессивному поведению.

Остановимся подробнее на полученных результатах проективной методики детей.

- низкий уровень враждебности был зафиксирован у 3 учеников начальной школы(Саша Н. Света Л. Катя М.), что составило 20 % от всего количества участников. В рисунках отсутствуют агрессивные детали в изображении животного, изображен мирный образ жизни животного. Изображено доброе животное, которое не несет агрессивного характера, веселое, дружелюбное.

- средний уровень агрессивности был зафиксирован у 8 учеников начальной школы (Марина Т. Лена Г. Сережа Б. Андрей Г. Антон К. Максим Л. Данила П. Матвей Ч.), что составило 53 % от всего количества участников. В рисунках есть наличие одной агрессивной детали у животного. Образ жизни животного не несет агрессивного характера.

- высокий уровень враждебности был зафиксирован у 4 учеников начальной школы (Денис К. и Аня Л. Лена Л. Вика К.) что составило 17 % от всего количества участников. В рисунках имеется наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки, чешуи в рисунках свидетельствует о защитной агрессии на случай нападения. Большое количество острых углов при рисовании животного. Образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей).

Таким образом, проведенное нами исследование доказывает, что у большинства детей, наблюдается агрессивные проявления. Значит, для дальнейшей работы по решению данной проблемы младших школьников, нам необходимо продумать коррекционно-развивающие занятия, что и планируется нами в перспективе дальнейшей работы по данной теме исследования.

Литература:

1. Басс, А. Агрессивное поведение / А. Басс.-М. «Аст», 2008. — 190 с.

2. Гуггенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / А. Гуггенбюль Пер. с нем. Н. Скородума Послесл. В. Зеленского.– СПб. 2000.– 218 с.

3. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — 3-е издание. — М. Издательский центр Академия, 2009.-412с.

Личностные детерминанты агрессии подростков тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.01, кандидат психологических наук Ушанова, Александра Алексеевна

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Ушанова, Александра Алексеевна

Введение

Глава 1. Психологическое содержание феномена агрессии

1.1. Определения агрессии с различных профессиональных 12 точек зрения

1.2. Виды агрессии, факторы и причины, провоцирующие ее 22 проявление

1.3. Основные теоретические подходы к исследованию 3 8 природы возникновения агрессии

Глава 2. Психологические особенности агрессивного поведения 64 подростков

2.1. Специфика подросткового возраста и особенности 64 проявления агрессии в данный возрастной период

2.2. Психологическая характеристика детей с агрессивным 72 поведением

2.3. Половые особенности проявления агрессивного 80 поведения у подростков

Глава 3. Исследование личностных детерминант агрессии детей подросткового возраста

3.1. Программа эмпирического исследования агрессивного 89 поведения подростков и их личностных особенностей

3.2. Особенности проявления агрессивного поведения у 94 подростков

3.3. Анализ личностных особенностей подростков с 108 агрессивным поведением

3.4. Структура качеств личности подростков с разным 132 уровнем проявления агрессии

3.4.1. Структура качеств личности девочек-подростков с разным 147 уровнем проявления агрессии

3.4.2. Структура качеств личности мальчиков-подростков с 153 разным уровнем проявления агрессии

Источники:
www.twirpx.com, j-asymmetry.com, www.moluch.ru, www.dissercat.com

Следующие материалы:

13 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения