Коррекция агрессии у детей 4 лет

Агрессивное поведение. Рекомендации родителям агрессивных детей.
Большинство родителей, сталкиваясь с агрессивным поведением своего ребенка . не придают этому факту особенного значения, считая, что такое поведение свойственно многим маленьким детям. Они думают: «Это временно. Он перерастет это». До некоторой степени такая реакция родителей оправданна. Многие дети, проявлявшие агрессию в 3-4 года, к годам 5-6 перерастают ее.
Однако, если ребенку уже исполнилось 6 лет, а его агрессивность не уменьшилась – это причина для беспокойства. Если вы не уделите внимание агрессивным тенденциям в поведении вашего ребенка сейчас, они могут усилиться и перейти с ним в подростковый возраст. Агрессивность ребенка неминуемо вызовет проблемы в общении с другими людьми.
Существуют следующие причины агрессивного поведения у детей:
Исходя из вышесказанного, психологи дают следующие рекомендации родителям агрессивных детей .
- Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка.
- Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения.

- Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка.
- Если ребенок что- то сделал не так, критиковать нужно не ребенка вообще, а его конкретный неправильный поступок.
- Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша.
- Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях.
- Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя.
- И наконец, окружите своего ребенка заботой и любовью. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях.
Лучшие товары - детям:
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Многие родители, и воспитатели их детей, замечают изменение поведения своего ребенка. Если раньше малыш был спокойным и послушным, то резко он может стать упрямым и капризным. Некоторые родители не принимают всерьез эти изменения, считая, что через годик два все пройдет, просто у ребенка переходный возраст. И действительно в некоторых случаях может и все пройти само, но без помощи и поддержки родителей, ребенку справиться со своими эмоциями будет очень трудно. В большинстве случаев, когда все оставляют, так как есть, агрессивное поведение ребенка дошкольного возраста усиливается и переходит в подростковый период. В дальнейшем будет очень сложно справиться с агрессией ребенка, да и ему будет трудно общаться с окружающими.
Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:
- Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
- Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.
И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.
Профилактика агрессивного поведения детей
Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.
Чаще всего агрессивное поведение детей дошкольного возраста зарождается в семье. Родители своим примером и действиями могут спровоцировать агрессию ребенка. Если в семье родители между собой общаются на повышенных тонах и у них это считается нормой, то и не удивительно, что и ребенок в скором времени будет с окружающими разговаривать на таких же повышенных тонах. К такому же результату приведут и постоянные ссоры в семье, конфликты или же развод родителей.
Так же агрессия может возникнуть если ребенок не получает любви, понимания, ласки родителей, наталкивается на их равнодушие и безразличность к нему и к его просьбам, или-же к его мнению.
К агрессии может привести и просмотр фильмов и мультфильмов с пропагандой жестокости. Если же ребенок ходит в детский садик, то к вечеру у него могут проявляться вспышки агрессии . Происходит это из-за того что ребенок перегружен информацией и эмоциями, полученными за день.
Проведение коррекции агрессивного поведения ребенка
Если у ребенка появляются приступы агрессии, то необходимо знать, в чем заключается коррекция агрессивного поведения у детей, и сразу же начинать ее проводить.
- Для начала нужно работать взрослым над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.
- Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.
- Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.
- Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.
- Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.
Как проводить профилактику агрессивного поведения ребенка
Профилактика агрессивного поведения детей заключается в следующем:
Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребенка может и не коснуться.
Читайте также:
Методическая разработка по теме:
Агрессивность дошкольников.
ØХарактеристика агрессивного поведения..
Ø Причины возникновения агрессивного поведения.
ØХарактерные особенности агрессивного поведения детей.
ØМетодические средства преодоления агрессивного поведения.
ØСистема педагогической работы.
ØОсновные направления реализации системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
ØРекомендации для воспитателей и родителей по эффективному взаимодействию с детьми .
ØРабота родителей с детьми.
ØРабота педагога с детьми.
Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Авторы статьи разбирают причины, способствующие развитию детской агрессии, и предлагают способы контроля поведения ребенка.
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессия?
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:
Øфизическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта
Øвербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань)
Øпрямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта
Øкосвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньнии
ногами, битье кулаками по столу)
Øинструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели
Øвраждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
Øскандалы в семье
Øприменение физической силы во время семейных ссор (драки)
Øгрубое, жестокое обращение с ребенком
Øпривлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.
Øпросмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах
Øодобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка.
ØОтказывается от коллективной игры.
ØСлишком говорлив.
ØЧрезмерно подвижен.
ØНе понимает чувств и переживаний других детей.
ØЧасто ругается со взрослыми.
ØСоздает конфликтные ситуации.
Коррекционные методики - Коррекция агрессивного поведения у детей - Особенности проявления детской агрессивности. Формирование детской агрессивности. Варианты проявления детской агрессивности. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности. Агрессия детей дошкольного возраста. Агрессия детей младшего школьного возраста. Агрессия детей подросткового возраста. Какие дети вырастают агрессивными наиболее часто? Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.
Особенности проявления детской агрессивности
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ 3. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.
Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий (Сейчас придет Ба-бай и тебя заберет! ), до прямых оскорблений и угроз (Ты - уродина, Ну и дурак ты!, Сейчас как дам больно! ). У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии - как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча одежды сверстника, лежащей возле его постели и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком по голове или лицу, кусаются, плюются и т. п.). Такое агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников
- стремление получить желанный результат
- стремление быть главным
- защита и месть
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность . Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.
Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.
Среди психологических особенностей . провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков
- сниженный уровень саморегуляции
- неразвитость игровой деятельности
- сниженную самооценку
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев агрессивные действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
Примечание. Классификация видов агрессии.
Источники:
Следующие материалы:
02 июня 2023 года
Комментариев пока нет!