Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Советы врача

Помогите малышу заговорить елена янушко

Помогите малышу заговорить елена янушко

Янушко Е.А. Книги онлайн

перейти к книгам (2)

Елена Альбиновна Янушко - логопед, автор методик по обучению и воспитанию детей раннего возраста (развитие речи и мышления, сенсорное развитие, обучение рисованию, лепке, аппликации).

Автор о себе:

1973 год - я родилась в семье военнослужащего и врача.

1991 год - я стала студенткой Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина, отделение дошкольная коррекционная педагогика.

1996 год - я получила диплом педагога-психолога.

1996 год - я работаю с детьми. Уже на третьем курсе Университета я стала работать, пока это частные уроки. Далее были работа логопедом и психологом в детском саду. В начале 90-х заниматься с детьми было не так просто, как теперь: в продаже не было такого разнообразия развивающих игр, игрушек, книг и пособий. Чтобы повысить эффективность индивидуальных занятий, я искала оригинальные подходы, использовала разнообразные методики развития, изменяла, дополняла и развивала их в соответствии с условиями обучения конкретного ребенка. Творческий подход к профессии и индивидуальный подход к каждому ребенку навсегда стали для меня главными принципами моей работы.

1997 год - я приступаю к работе в Институте Коррекционной Педагогики Российской Академии Образования. Здесь я проработала педагогом-исследователем в экспериментальной школе в течение трех лет.

2003 год - я радуюсь выходу первой книжки Сколько МУ у коровы? (знакомство со слоговой структурой слова) издательства Карапуз. Итак, я выбрала свой путь - стать автором развивающих книг и пособий для детей. Этот путь давал большую свободу для творчества и позволял многие из секретов профессии сделать популярными, доступными не для узкого круга специалистов, а для любого даже не очень подготовленного человека - для родителей, бабушек и дедушек, нянь и воспитателей. Как показала жизнь, интересны мои книги и для специалистов - педагогов, логопедов, психологов - которые ищут более эффективные приемы развития и обучения детей. Сегодня я могу говорить о своем выборе с большой буквы - Мой Путь. С тех пор у меня вышло уже около 100 книг для детей и родителей в издательствах Карапуз, Мозаика-синтез, Теревинф, Эксмо.

2005 год - я счастлива рождением дочери Вероники. Осознанное материнство перемещает в мир удивительных открытий и постоянного движения вперед вместе со своим малышом! Для меня любимая Ника - мой постоянный супертренинг любви, терпения, милосердия и педагогического мастерства! Моя ненаглядная дочка - вдохновительница новых самых смелых и оригинальных идей!

2009 год - я участвую в работе портала для родителей Школа Семи Гномов, а также занимаюсь консультированием родителей по различным вопросам воспитания и развития детей.

помогите малышу заговорить елена янушко

2009 год - я веду проект Игротека Школы Семи Гномов в издательстве Мозаика-синтез как автор, методист, редактор.

2010 год - я продолжаю работать над созданием авторской системы развития и обучения детей Новый Ребенок.

Игры с аутичным ребенком

Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.

Книга Игры с аутичным ребенком - обобщение опыта работы с аутичными детьми, подкрепленное знанием неудовлетворительного состояния организации помощи таким детям в нашей стране.

Главная цель автора - помочь конкретными советами и рекомендациями всем, кто работает с аутичными детьми. Другая, но менее важная цель, - помочь специалистам, которые впервые столкнулись со случаем раннего детского аутизма. Надеюсь, книга позволит вовлечь в работу с аутичными детьми новых специалистов, а примеры из практики пробудят у них интерес к этой проблеме.

Помогите малышу заговорить

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет.

Книга подскажет вам, как помочь ребенку наладить общение со взрослыми, развить подражание, слуховое внимание и восприятие, дыхание, мелкую моторику.

Основной раздел книги - Развитие речи - объяснит, как разговорить сложного ребенка посредством простых логопедических приемов.

В основе очень удобного практического пособия, изложенного кратко и доступно, лежат увлекательные занятия-игры.

Видеокурс Эффективные психотехники

Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет

От автора

Предлагаемая вашему вниманию книга описывает начальный этап работы с неговорящими детьми 1,5–3 лет. Главная цель книги – описать игры и упражнения, а также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить» ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.

В книге подробно рассматривается специфика работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, так как методика занятий с малышами коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста. В настоящее время предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических занятий с дошкольниками, а вот описание практического опыта работы с малышами встречается гораздо реже.

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3–4 лет) наилучшим образом развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами, уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Книга имеет практическую направленность, все теоретические аспекты проблемы намеренно опущены. Мы описываем исключительно практический опыт работы с безречевыми детьми раннего возраста. Советуем помнить, что для адекватного восприятия предлагаемого материала необходимо понимать механизмы, закономерности и этапы развития речи как в норме, так и в случае речевых нарушений.

Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: мы выбрали для книги только самые интересные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Помимо эффективности, мы позаботились о простоте и удобстве: материал в книге строго систематизирован, игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро запоминаются.

Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его частью.

Мы искренне надеемся, что эта книга будет полезна как для специалистов, так и для родителей.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

помогите малышу заговорить елена янушко

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего возраста

В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

3 ) Развитие делового общения (Обучение ребенка выражать свои мысли любым доступным ему способом). Для этого используют методы побуждения к разговору: предлагать выбрать из нескольких вариантов, задавать наводящие вопросы, поддерживать инициативу малыша)

полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты:

на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь<o:p></o:p>

дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз)

да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз)

нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону<o:p>

там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать

вот (указание на близлежащий объект) — показать прямым указательным пальцем на предмет

сюда (подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе

хорошо (одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх поднят большой палец

молодец (одобрение, похвала) — погладить по голове<o:p></o:p>

ай-ай-ай (порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз

тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам

баю-бай (спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем

привет (здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону

пока (прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз)

большой (обозначение величины) — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны)

маленький (обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки)

один (обозначение количества) — показать указательный пальчик.

Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в нашей книге.

Помните, что при обучении малышей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей).

4) Развитие неречевого слуха (обращать внимание ребенка на звуки природы (листва, дождь), животных, предметов обихода(пылесос, масло на сковороде). Потом играть в игры «угадай что это?»

5) Развитие речевого слуха (Игры на подобие «принеси мячик» говорить тихо, с разной интонацией. Игры на подобие «говоришь одно делаешь другое»)

6) Развитие физиологического дыхания (Игры «подуй на свечу»)

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот — «набираем полную грудь воздуха»

выдох происходит плавно, а не толчками

во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки

во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух)

выдыхать следует, пока не закончится воздух

во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

7) Развитие речевого дыхания (Поем гласные, шипим как змея, подражаем звукам различных животных (Ко-ко, Га-га)

8) Развитие моторики рук (Автор советует уделять большее внимание обучению ребенка обслуживать себя — кушать, одеваться, умываться)

9) Развитие понимания речи

9.1) Создание речевой среды (Постоянный разговор с ребенком в быту)

Примеры.

Умывание

— Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

— Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны — вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

И т. д.

На прогулке

— Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал — и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т. д.

Приготовление обеда<

Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.

— Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Будем варить суп. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.<o:p></o:p>

Построим дом

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. <o:p></o:p>

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка<o:p></o:p>

9.2) Накопление пассивного словаря. (Сначала просто называем вещи (стол, кровать, ножки) потом усложняем (за чем мы кушаем? На чем мы спим? Чем Сыночек ходит?)

10) Развитие активной речи ребенка путем подражания.

Подражание речи взрослого проходит несколько этапов :

I ) Повторение отдельных звуков . несущих смысловую нагрузку, в игре.

II )Повторение аморфных слов . Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных — му, ав-ав, мяу и др. подражания звукам музыкальных игрушек — бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. подражания транспортным шумам — би-би, ту-ту и др. а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.<o:p></o:p>

III ) Повторение слов . Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!<o:p></o:p>

IV ) Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.<o:p></o:p>

11) Использование ритма в развитии речи (использование стихов)

Елена Янушко: Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет

Аннотация к книге "Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет"

Книга посвящена актуальной теме - речевому развитию ребёнка 1,5-3 лет.

Чтобы заговорить, ребёнку необходима помощь взрослого. Началь­ный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребёнка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги - "Развитие речи" - ставит своей целью "разговорить" ребёнка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребёнка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребёнка речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр.

Книга будет полезна как.

Читать полностью

Книга посвящена актуальной теме - речевому развитию ребёнка 1,5-3 лет.

Чтобы заговорить, ребёнку необходима помощь взрослого. Началь­ный этап состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают подражание, слуховое внимание и восприятие ребёнка, дыхание, мелкую моторику. Основной раздел книги - "Развитие речи" - ставит своей целью "разговорить" ребёнка и описывает логопедические занятия и специальные приемы логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребёнка (именно то, чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребёнка речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в популярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных игр.

Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

Источники:
www.koob.ru, www.litmir.co, m.baby.ru, www.labirint.ru

Следующие материалы:

16 июля 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения