Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Советы из интернета

Заикание у детей до 2 лет

Заикание у детей до 2 лет

ЗАИКАНИЕ - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе. Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

Физиологические запинки . а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или Задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи - это запинки несудорожного характера.

Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей по данным Зеймана). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы - это следствие того что мышление опережает развитие его речевой возможностей. Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с ЗПР и ОНР.

заикание у детей до 2 лет

В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы. Чисто повторов у каждого ребенка м.б. различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются. В это время очень важно терпение и внимание к ребенку.

Как Вы можете помочь ребенку с физиологическими запинками

Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.

Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.

Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.

Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).

Удостоверьтесь, что Ваш ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

Давайте ребенку время говорить без перерыва.

Не заставляйте ребенка быть маленьким взрослым во всем, что он делает.

Если Ваш ребенок левша е переучивайте его.

Будьте спокойны и сдержаны.

Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

Обратитесь к специалисту, если Ваш малыш:

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и)

заикание у детей до 2 лет

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы

- затрудняется перед началом речи.

Заикание или запинки судорожного характера

Если заикание все же возникло и от начала его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше). - такое заикание считается первичным и для его преодоления Вам необходимо соблюсти нескорые рекомендации:

Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

Елена Виллахова 10 апреля 2009, 11:15 2 Строго ограничить просмотр телевизора, витамины группы В, что-нибудь успокаивающее (глицин, фенибут), развивающие занятия с пальчиками.

Татьяна 10 апреля 2009, 15:57 2 у нас такое было со старшим. Мы ходили к невропатологу, пили Магне В6, фенибут(мне очень не понравился результат - ребенок стал тормозить на самых простых вещах, аж жутко стало), глицин(мы вообще не увидели результат, хотя пили долго).

Помогло нам,когда мы познакомились на обследовании с мамочкой, у которой у ребенка та же проблема. Мы, по ее совету, стали принимать ванны с солью с лавандой Доктор Нона, пьем (до сих пор)Ньюсин. Нам очень помогает. Когда мой сын пошел в первый класс, никто даже не догадывался,что у него запинки, до осеннего обострения во втором классе.

Обязательно нужны занятия с грамотным логопедом, который поставит правильное дыхание.

Очень хороши занятия БОС(биологическая обратная связь), но их надо проводить курсом не меньше 15 занятий.

Когда мой сын начинает заикаться мы переходим на шепот. А если вдруг ему что-нибудь страшное приснится, я кладу ему в ушко ватку с капелькой духов Доктор Нона, это помогает нервной системе расслабиться, а ребенку успокоиться и заснуть без страхов.

Согласна с Еленой, что надо строго ограничить просмотр телевизора.

Еще есть очень хорошие упражнения для дыхания.

Заикание у детей

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет

Причины заикания.

Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”.

Часто можно видеть картину – бабушка ведёт по улице внука, который, по её мнению, чем-то виноват, и ругает его: «Ах ты, негодник, не нужны мне такие дети, вон до угла дойдём – там дядька с мешком выскочит, тебя унесёт». Малыш уже весь синий от страха, а бабушку не остановить. Видно, что система давно отлажена и часто применяется. А потом внезапный испуг – собака громко залаяла, и та же бабушка кричит «Собака моего внучка заикой сделала!».

заикание у детей до 2 лет

неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

Первые признаки заикания

- Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.)

Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

- Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)

- Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы

- Вынужденные остановки в середине слова, фразы

- Затруднения перед началом речи.

На приёме у логопеда

Как происходит обследование заикающегося ребёнка?

При обследовании оцениваются основные моменты дородового периода: возраст матери, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания) помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

- место возникновения и форму речевых судорог

- частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося

- сопутствующие нарушения речи двигательные нарушения

- отношение заикающегося к своему речевому дефекту наличие психологических особенностей.

Самый благоприятный возраст для лечения заикания - 2 - 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества).

Если ваш ребёнок заикается

Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

- Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

- Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

- Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

- Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

- Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

- Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

- Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

- Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Здравствуйте, Невролог

Сын 2,4 года начал заикаться. 2 нед. были запинания – в начале предложения (в основном когда предложение начинается на Я) повторял Я-Я-Я-Я… А в выходные дни просто резко и сильно начал заикаться.

В последние полгода много мы с ним пережили. В марте месяце мне пришлось выйти на работу. Няню, приходящую домой, тогда мы не нашли, водили его домой к няне, это длилось всего 3 дня, т.к. он там сильно плакал и вечером продолжались истерики. Потом до августа месяца возили его к родной бабушке, был с папой дома во время его отпуска, и в основном все было хорошо. С августа месяца начали ходить в дет.сад. И снова вечерние истерики по часу-полтора. И плюс начали болеть инфекционными и простудными заболеваниями, последним из которых был сильный бронхит 3 нед. назад и нам кололи антибиотики. Уколов сын боялся и плакал, но можно сказать, что успокаивался довольно быстро. Во время последнего больничного нами было принято решение, чтобы ребенок побыл дома до теплой весны, няню я вроде удачно по рекомендации нашла. С няней нашел общий язык быстро, совсем с ней не плакал. Поначалу оставляла с няней ненадолго, прошлую неделю на весь день, и день, и вечера были спокойными. Запинание началось еще перед появлением няни. А заикаться начали вообще на последних длинных выходных и я не могу понять от чего. Дома обстановка спокойная, но в последнее время увлекся чересчур мультиками. Теперь телевизор, мультики исключили.

Сегодня попали на прием к неврологу, она сказала, что скорей всего от стресса заикание, назначила пантогам 1/3 3 раза в день, сонапакс (табл. 10 мг) по табл. 1-2 раза в день утром и днем, все пить 1 мес. и электрофорез на воротниковую зону с натрием-бромом 10 раз.

У меня вызывает сомнение назначенное лечение, помогите пожалуйста.

Источники:
www.logopedspb.ru, touch.deti.mail.ru, www.iwoman.ru, forum.materinstvo.ru

Следующие материалы:

16 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения