Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Советы из интернета

Специальное образование детей с зпр

Специальное образование детей с зпр

Специальное образование детей с трудностями в обучении (ЗПР).

Организационные формы помощи детям-дошкольникам с ЗПР. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР. Обучение дошкольников с ЗПР. Отечественная система комплексной помощи детям с ЗПР.

В настоящее время для детей с ЗПР открыты группы в детских садах комбинированного типа, комплексы д/с - школа, специальные школы и школы-интернаты 7 вида, классы в общеобразовательных школах.

При проведении коррекционной работы на 1 место ставится задача укрепления здоровья детей путем охранительного, щадящего режима, где наполняемость каждой группы не более 12 человек, действует особый распорядок дня (увеличенные по времени прогулки, более длительный сон). Работа идет в тесном контакте с семьей.

Воспитание и обучение дошкольников с ЗПР строится в соответствии с государственной программой для дошкольных учреждений. При этом используются как традиционные методы и средств, так и специальные. Особое внимание уделяется расширению представлений об окружающей действительности. В учебный план включены и занятия по развитию речи и подготовка к обучению грамоте. Математическое развитие дошкольников с 3ПP имеет также ряд особенностей.

При изучении пpoграммного материала в подготовительной группе предусмотрено опережающее обучение: дошкольников учат грамоте, письму, счету. Это необходимо всвязи с тем, что ребенок с ЗПР переживает более продолжительный период адаптации. Этот период отмечается снижением познавательной активности.

В специальные школы 7 вида обычно направляют детей с ЗПР церебрально- органического генеза. Школа дает цензовое образование. Здесь малая наполняемость классов до 12 человек, охранительный режим, коррекционная направленность обучения по всем предметам, помощь психолога, логопеда и др. В учебный план введен коррекционный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи» и уроки ритмики. Проводятся групповые и индивидуальные занятия. В школе 7 вида в рамках учебного процесса организуется предпрофессиональная подготовка, которая обеспечивает выпускникам возможность самостоятельной трудовой деятельности.

В настоящее время наряду со специальными школами действуют специальные классы при массовых школах - классы компенсирующего обучения. Занимаясь в таком классе, ребенок в любое время может быть переведен в обычный класс. В настоящее время эти классы работаю по вариативным учебным планам.

1 вариант (рассчитанный на 3 года обучения) предназначен для детей, проучившихся 1 год в общеобразовательной школе, но не усвоивший знания в объеме требований программы и переведенный во 2 класс системы коррекционного обучения.

специальное образование детей с зпр

2 вариант ориентирован на обучение детей, поступивших в массовую школу в 6-летнем возрасте и не усваивающих программу, а также 7-летних детей, ранее не учившихся, но обнаруживающих низкий уровень готовности к школьному обучению. Ученик поступает в класс коррекционно-развивающего обучения и учится там с 1 по 4 класс.

3 вариант предусмотрен для детей 6-7 лет, у которых обнаруживается неготовность к школьному обучению. Они могут год-два пребывать в коррекционном классе школы и затем при успешном освоении программы переходят к традиционной системе обучения.

4 вариант предназначен для детей, у которых ЗПР была выявлена в дошкольном возрасте, когда дети проходили подготовку. Этот вариант рассчитан па 4 года обучения.

При завершении начальных классов 50% учащихся могут продолжить обучение в обычных классах массовой школы. Для другой половины требуется более продолжительная педагогическая помощь. Они переходят в классы коррекционно- развивающего обучения в средней школе. Там они проходят полный объем массовой программы, но адаптированный с учетом их развития. После окончания школы могут получить образование в начальных и средних профессиональных заведениях.

3.3. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)

3.3. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как &ldquoдети с задержкой психического развития&rdquo. Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих младших школьников.

Понятие &ldquoзадержка психического развития&rdquo (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны:

- незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов

- медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем

- отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря)

- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой

- недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности

- неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.

Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения.

Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей этого же возраста.

Возможность положительных результатов коррекционно-педагогической работы и достижения педагогической реабилитации детей с ЗПР определила особый подход к обучению детей данной категории. При условии особой организации образовательного процесса, оказания коррекционно-педагогической помощи дети с ЗПР способны овладеть программой детского сада и основной школы и в большинстве случаев продолжить образование.

С целью оказания специальной помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное образование и сохранить здоровье.

Министерство образования РФ рекомендует для ориентировки в подходах к обучению детей со стойкими затруднениями в образовательных учреждениях общего назначения использовать два нормативных документа:

1. Об открытии классов для детей, имеющих стойкую задержку психического развития, остающуюся и к концу школьного обучения, при общеобразовательных школах на основании приказа Минобразования РФ № 103 от 3 июля 1981 г. &ldquoО введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР&rdquo.

2. О деятельности классов педагогической поддержки (компенсирующего обучения) - приказ Министерства образования РФ № 333 от 8 сентября 1992 г. &ldquoПримерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях&rdquo.

Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:

- создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы

- раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования

- совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей

- создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений

- нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР

- определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников

- создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса

- разработку моделей служб консультативной помощи семье

- подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.

Главным при определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии у детей дошкольного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. Коррекцион-ная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консуль-тативном, лечебно-оздоровительном и коррекционно-развива-ющем. Последнее ведется специалистами-дефектологами, воспитателями, учителями при участии семьи ребенка. Адаптивная программа учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает обучение по разным направлениям: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование правильного звукопроизношения, обучение игровой деятельности и ее развитие, ознакомление с художественной литературой и др. Обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения строится с учетом его актуальных возможностей, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка.

Помощь детям с ЗПР может осуществляться в следующих формах: образовательные учреждения, дошкольные учреждения, специальные группы в условиях массовых дошкольных и школьных учреждений, специальные классы с 8-, 9-, 10- и 11-летним сроком обучения, школы-предприятия, центры дошкольной и постшкольной абилитации и реабилитации. Подобные функции могут выполнять центры семьи и ребенка с коррекционными программами в помощь родителям по семейному воспитанию и разнообразными формами индивидуальной, групповой, коллективной поддержки на основе развивающих программ обучения, соответствующих школьному возрасту по своему базисному (государственному) стандарту, что не исключает расширения последнего дополнительными образовательными услугами.

Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР во многом зависит от педагогического взаимодействия с семьей важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. Для социальных педагогов в данном случае должны стать правилами: посещение семьи ребенка, наблюдение за ним в домашних условиях, общение и взаимодействие с родителями на дому.

Статья по теме:

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.

Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Повышение уровня их умственного развития
  • Нормализация учебной деятельности
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Социально-трудовая адаптация.
  • Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

    Если возникла проблема

    Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

    Следующий вопрос

    1. Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраж

    специальное образование детей с зпр

    Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

    Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).

    Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

    Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.

    Для оказания помощи открываются следующие группы:

    - младшая (от 2,5 до 3,5 лет)

    - средняя (от 3,5 до 5 лет)

    - старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).

    По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):

    - в школу (или) класс для детей с ЗПР

    - общеобразовательную школу

    - специальную школу соответствующего типа.

    2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:

    - диагностические

    специальное образование детей с зпр

    Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:

    - общее и коммуникативное взаимодействие

    - физическое воспитание

    Источники:
    murzim.ru, yourlib.net, nsportal.ru, cribs.me

    Следующие материалы:

    15 августа 2020 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения