Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Скорая помощь

Помощь детям с овз в системе здравоохранения

DLE Demo

Основы межведомственного взаимодействия

здравоохранение

Для обеспечения наиболее полного и своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, в здравоохранении должна быть создана единая, доступная и обязательная система скрининга физического и психического здоровья, уровня развития детей младенческого и раннего возраста, критерии и порядок направления ребенка и семьи в службы ранней помощи.

Здравоохранение - единственная система в поле зрения которой попадает каждый новорожденный ребенок.

- необходимо разработать и утвердить единую процедуру скрининга, включая пренатальный, ранний в роддомах, детских поликлиниках и пр.

- разработать и внедрить эффективные протоколы для выявления, мониторинга, оценки нарушений развития

- создать нормативную базу на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, организовать обучение специалистов, для проведения скрининга развития, разработать порядок и процедуру направления ребенка в службу ранней помощи

- обеспечить статистику и учет детей группы риска для целей дальнейшего мониторинга

Основы межведомственного взаимодействия

социальное обслуживание

В сфере социального обслуживания:

- необходимо, чтобы услуга по оказанию ранней помощи была закреплена нормативным актом, в частности планируемым постановлением Правительства Российской Федерации об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, а также нашла отражение на региональном уровне при утверждении новых региональных стандартов и порядков оказания новых видов услуг

- необходимо внесение изменений в структуры государственных и муниципальных учреждений

- необходимо изменение штатных расписаний и должностных обязанности специалистов, работающих в новых службах или оказывающих социальные услуги на основе технологии раннего вмешательства.

Основы межведомственного взаимодействия

- интеграция создающейся системы ранней помощи в имеющуюся систему регионального и муниципального образования

- привлечение к работе служб ранней помощи ППМС-центров, создание лекотек, групп кратковременного пребывания, деятельное участие ПМПК в подготовке и организации перехода ребенка в соответствующие дошкольные учреждения

- обеспечение вариативности форм психолого-педагогического сопровождения. профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, групповые и индивидуальные занятия и пр.

- оценка необходимости инновационных услуг в области ранней помощи, создание новых видов образовательных услуг, связанных с оказанием ранней помощи и др.

- подготовка кадров, обладающих широким спектром медико-психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков коррекционно-развивающей работы с детьми первых лет жизни, разработка программ повышения квалификации

- создание научно-методической базы для работы специалистов системы ранней помощи с ребенком и семьей

Служба ранней помощи

Служба ранней помощи - это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям.

Междисциплинарная команда специалистов - это группа специалистов различных специальностей: неврологов, педиатров, травматологов-ортопедов, врачей ЛФК, физиотерапевтов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе и т.д. работающих в Службе ранней помощи и оказывающих помощь конкретному ребенку и членам его семьи.

- Служба ранней помощи может создаваться как структурное подразделение учреждений системы здравоохранения, образования или социальной защиты населения.

- Служба ранней помощи может создаваться как самостоятельное учреждение в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, как муниципальное учреждение или негосударственная организация.

- Важно сохранение этапности, обеспечение преемственности между службой ранней помощи и учреждениями системы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Задачи службы ранней помощи

- Наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии

- Информационная и эмоциональная поддержка семьи, нормализация ее жизни

- Обеспечение пролонгированной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, направленной на формирование функциональных способностей у ребенка, максимальное развитие новых навыков в различных областях развития, его дальнейшую социализацию

- Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальной программы помощи ребенку

Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Центр уделяет особое вниманиедетям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим на территории Курской области.

Специалисты Центра оказывают педагогам, работающим с данной категорией детей, консультативную и методическую помощь в разработке адаптированных программ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в соответствии с их психофизическими особенностями, возможностями и состоянием здоровья.

Программы составляются в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и медико-социальной экспертизы.

В 2013-2014 уч.г. к специалистам ОБОУ ЦПМСС обратились 286 семей, воспитывающих детей-инвалидов. Зачислены в Центр и посещали коррекционно-педагогические занятия 22 ребенка-инвалида.

Одним из главных направлений деятельности по осуществлению помощи детям-инвалидам является проведение диагностической, профилактической и коррекционной работы. Родителям и учителям, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты ЦПМСС помогают в выборе формы обучения, которая наиболее полно соответствует психофизическим особенностям и медицинским показаниям.

Проводятся консультации и семинары для специалистов образовательных учреждений, оказывается помощь в разработке адаптированных образовательных программ для учащихся с ОВЗ.

Перспективным направлением работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, специалисты Центра считают налаживание тесного контакта и организацию продуктивного сотрудничества в области обмена информацией и оказания содействия в сфере психолого-педагогической реабилитации и социальных гарантий детей с ограниченными возможностями здоровья между ЦПМСС, комитетом здравоохранения Курской области, учреждениями здравоохранения и другими организациями.

Центр осуществляетмежведомственное взаимодействие с учреждениями образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральным бюро медико-социальной экспертизы, департаментом по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области, институтом непрерывного профессионального образования специалистов системы образования, Курским государственным университетом, органами местного самоуправления, общественными организациями.

Итоги конференции «Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья»

8 ноября 2012 года в Центре Ресурс состоялась конференция Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

В конференции приняли участие 107 человек, среди них главный специалист отдела охраны прав детей и комплексной безопасности в системе образования Министерства образования Свердловской области Ювкина А. П. специалисты Центра Ладо г. Полевского, Центра Дар г. Режа, МАДОУ детского сада Росинка г. Новоуральска, ДОУ 6, 85, 24, 10 г.Каменск-Уральского, ЦПМПК г.Ирбита, МБДОУ 2 г.Карпинска, Сухоложской СКОШ, Ревдинской СКОШ, ЦПМСС Речевой центр г.Екатеринбурга.

С докладами на пленарном заседании выступили директор Центра Ресурс Т.М.Журавлёва, заведующая отделением психолого-педагогического и медико-социального сопровождения Центра Ресурс Е.В.Куцина, учителя-логопеды Н.Н.Созонова, Н.Г.Хрушкова, О.С.Телицына, учитель-дефектолог детского сада 7 г.Новоуральска О. В.Ермолаева, родители детей, посещающих индивидуальные занятия в Центре Ресурс.

Целью конференции был обмен практическим опытом диагностики, развития, коррекции, прогнозирования образовательного маршрута и психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста привлечение внимания общественности, СМИ, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального развития к проблемам раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе работы конференции обсуждались доклады и сообщения участников, видеофрагменты занятий, проведён мастер-класс по изготовлению методических пособий и презентация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда.

Участники конференции позитивно оценили представленный опыт по диагностике, коррекции и прогнозированию образовательного маршрута детей с ранним детским аутизмом, Семейную мягкую школу как способ коррекции двигательной активности у детей раннего возраста, а также возможность использования сказкотерапии в развитии личности ребёнка с ДЦП.

Участники конференции согласились с тем, что в настоящее время в системе образования недостаточное внимание уделяется ранней комплексной помощи детям и их семьям и подчеркнули необходимость развития этого направления.

Участники конференции рекомендовали для улучшения качества ранней реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья:

- поставить первоочередной задачей расширение системы ранней комплексной помощи детям и их семьям в Свердловской области с целью своевременной коррекции и компенсации нарушенных функций

- разработать поэтапную межведомственную систему мер по обеспечению внедрения раннего выявления и организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей с привлечением специалистов системы здравоохранения

- совершенствовать систему подготовки современных квалифицированных педагогических кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста

помощь детям с овз в системе здравоохранения

- продолжать разрабатывать и издавать методическую литературу, отражающую содержание работы с детьми раннего возраста

- формировать адекватное отношение общества к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

- обучать родителей и будущих родителей способам взаимодействия с ребёнком младенческого и раннего возраста ( развитие и общение).

15.11.2012, 729 просмотров.

«Система ранней помощи позволяет подарить детям с ОВЗ полноценную жизнь»

16 июня в Москве завершилась двухдневная научно-практическая конференция «Система ранней помощи в региональном образовательном пространстве: опыт и стратегия развития», организованная Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Конференция проводилась в рамках проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста», одной из задач которого является создание системы ранней помощи семьям, воспитывающим таких детей.

«В нашей стране фактически только в 8 регионах организована ранняя помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), - сообщила руководитель проекта Надежда Иванова . - Например, в Самарской области и Республике Марий Эл функционирует система ранней помощи, которая позволяет подарить детям с ОВЗ полноценную жизнь. При условии оказания услуг ранней помощи в 90 % наблюдается положительная динамика. Однако, в законе «Об образовании в РФ» о системе ранней помощи вообще не упоминается. Для детей с ОВЗ не предусмотрены услуги дополнительного образования, в глоссарии закона отсутствует понятие «социализация». Может быть, поэтому наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству людей с ограниченными возможностями здоровья? Участники проекта, совместно с Агентством, разработали проект поправок для внесения в федеральный закон. Задача создания универсальной системы ранней помощи детям с ОВЗ может быть решена только на федеральном уровне», - считает Надежда Иванова.

По словам начальника отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ларисы Фальковской . в Министерстве уже создана рабочая группа по формированию необходимых нормативно-правовых актов.

Сделать предстоит немало. Формально, как отметил в своем выступлении старший научный сотрудник ФГАУ «ФИРО» Семен Славин . каждый ребенок с двухмесячного возраста автоматически получает право на бесплатное образование. Другой вопрос, насколько это право реализуется на практике. Например, раньше в детском саду хотя бы с одним ребенком с ОВЗ обязательно должен был быть специалист, который знает, как с ним работать. Сейчас это требование носит только рекомендательный характер.

Дмитрий Поликанов на примере возглавляемого им Фонда поддержки слепоглухих рассказал, что сами родители плохо информированы о своих правах, обязанностях и возможностях. Они зачастую не сразу осознают серьезность проблемы и обращаются за помощью к специалистам, когда мероприятия по коррекции и социализации требуют больших усилий и времени.

«По данным Росстата за 2013 год ежегодно из 1,9 млн новорожденных более 630 тысяч - дети с ОВЗ», - подчеркнула масштабность проблемы заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Юлия Разенкова . Согласно данным той же статистики, число таких детей растет с каждым годом. Но, по словам Юлии Разенковой, при условии раннего выявления и оказания комплексной помощи в 50-75% случаев можно предупредить развитие серьезных нарушений и снизить численность детей с ОВЗ к дошкольному возрасту на 25%.

Все участники конференции отметили первостепенную важность механизмов межведомственного взаимодействия. Министр образования и науки Республики Марий Эл Галина Швецова особо подчеркнула, что только слаженная работа представляемого ею Министерства, а также Министерства здравоохранения и Министерства социальной защиты и труда позволила повысить эффективность оказания ранней помощи в Республике и к 2014 году комплексно сопровождать уже 4,5 тысячи детей. Также она отметила важность консультационной работы с родителями, которые чаще всего не были готовы к воспитанию ребенка с ОВЗ.

Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Николай Малофеев . продолжая дискуссию, напомнил, что в 1900 г. в России был открыт первый в Европе детский сад-пансион для глухонемых детей. Вновь встать на передовые позиции по оказанию своевременной ранней помощи детям вполне возможно.

«Уровень психического и социального развития поступающего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только и не столько от его состояния здоровья, сколько от качества раннего и дошкольного воспитания, от умения взрослых удовлетворять особые образовательные потребности ребенка, - уверен Николай Малофеев . - Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития и обучения ребенка с ОВЗ - заблуждение. Ключ к успеху – ранняя помощь».

В конференции также приняли участие представители «Института коррекционной педагогики Российской академии образования», центров по оказанию ранней помощи Самарской области, Республики Марий Эл, Красноярского края, благотворительного фонда «Даунсайд Ап», НП «Синдром Дауна», фонда «Обнаженные сердца», МГГУ им. Шолохова и другие эксперты.

Источники:
right-child.ru, pmckursk.info, www.xn----itbb4apbbhbdq1a.xn--p1ai, asi.ru

Следующие материалы:

20 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения