Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Простудные и другие заболевания

Игры для зрения для детей играть

Игры для зрения для детей играть

Игра и коррекция зрения у ребенка

Зрительные образы играют важнейшую роль в развитии познавательной деятельности в процессе обучения детей. Они не имеют значения только при тотальной слепоте. У частично зрячих и слабовидящих детей процессы познавательной деятельности протекают при совместной работе зрения и осязания.

Необходимость сочетания зрения с осязательным восприятием диктуется особенностями зрительного восприятия детей с нарушением зрения . Дети при наличии дефекта зрения не могут правильно и быстро зрительно воспринять предмет и его признаки.

Для того, чтобы ребенок хорошо усвоил нужный материал, необходимо целенаправленное формирование познавательных умений и навыков.

Во-первых, нужно научить его осознанно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать, надавливать, дуть), чтобы получить разнообразную сенсорную информацию.

Во-вторых, научить использовать эти сенсорные эталоны, оценивать степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет и форму, пространственное расположение и т. д.).

В-третьих, необходимо научить анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.

В дошкольном учреждении для развития познавательного интереса используются самые разные виды детской деятельности: игры, труд, коррекционные занятия, бытовая деятельность. Особое место учителя-дефектологи и воспитатели должны уделять расширению представлений детей о предметах и явлениях окружающей действительности .

Дидактическая игра — это способ познания окружающего мира.

Для наших ребят дидактические игры, их организация представляют определенные трудности, потому что ведущая роль принадлежит зрительному анализатору (восприятию). Детей в игре всегда привлекает действие, оно заинтересовывает, увлекает, стимулирует их любознательность и активность.

Чтобы дети лучше научились познавать и понимать окружающий мир, развиваем не только зрительный анализатор. Начиная с младшего возраста, формируем зрительные образы тех объектов внешнего мира, с которыми они сталкиваются каждый день.

Дети знакомятся с формами, учатся выделять цвет, величину, знакомятся с качественными и количественными отношениями: один — много, справа — слева, толще — тоньше, позади — впереди, далеко — близко и т. д. Большое внимание уделяется формированию зрительных образов и познавательного интереса по определенным темам о растительном и животном мире, о жизни и деятельности людей.

Эти темы отражены в различных дидактических играх. Ставится посильная для детей дидактическая задача, которая соответствует программным требованиям и индивидуальным особенностям ребенка, а также обязательно учитывает дефект зрения.

Продуманные игровые действия, создание эмоционального настроения для восприятия материала — это залог формирования познавательного интереса. Дидактические игры и упражнения эффективны на коррекционных занятиях для развития познавательного интереса у детей с особенностями зрения. На занятиях используются дидактические игры, изготовленные тифлопедагогом и фабричного изготовления (приспособленные для использования на коррекционных занятиях).

Разработаны игры по разным направлениям проводимой коррекционной работы.

Много внимания уделяется работе по развитию познавательного интереса средствами дидактических игр, которые способствуют лучшему пониманию содержания картин, так как особенности зрения усложняют восприятие сюжетной картины. Дети учатся видеть, прослеживать, говорить связно, описывать — все это помогает делать дидактическая игра.

игры для зрения для детей играть

Научив слабовидящего ребенка правильно и полно рассматривать предметы, анализировать, мы даем ему возможность самостоятельно действовать и на занятиях, и в повседневной деятельности. Все знания и умения, полученные ребенком на коррекционных занятиях, помогут ему успешно общаться со сверстниками и учиться в школе.

Дидактическая игра как средство развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент его личности». Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.

Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент для дальнейшего развития физического и умственного.

Часто можно слышать мнение, что у ребенка с нарушением зрения уровень слуха, осязания, обоняния выше, чем у ребенка зрячего, что все эти чувства развиваются автоматически, как бы сами по себе. К сожалению это не так. Наоборот, без соответствующих игр и упражнений, организованных взрослыми, малыши со зрительными проблемами могут иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств. Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения.

В. И. Сухомлинский писал, что «игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления об окружающем мире, формируются психические функции ребенка, осуществляется его всестороннее развитие.

Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение с точки зрения задач коррекционно-восстановительной работы. В дидактической игре создаются тоже условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт. При этом происходит развитие всех его сохранных анализаторов, то есть создаются условия для осуществления сенсорного воспитания.

У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, у детей недостаточно развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий, Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий.

Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире.

В нашей группе 15 воспитанников, поступивших с диагнозом косоглазие и амблиопия. Многие дети из – за плохого зрения отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием, в работе быстро утомляются. У детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность. А также нарушение координации пальцев кисти рук.

Поэтому в своей группе мы организовали коррекционную работу по развитию осязания и мелкой моторики с помощью дидактических игр, сделанных руками педагогов.

Почему такое большое значение уделяется развитию этих навыков? Опыт работы убеждает, что именно осязание является мощным средством компенсации нарушенного зрения и позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие предметы. Кроме того, развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь, а формирование речи способствует развитию мышления. Также каждому дошкольнику предстоит овладеть навыком письма. Для успешного овладения графикой письма очень важно развитие пальцев кисти рук.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие осязания и мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми, как в детском саду, так и дома.

« Теремок»

Цель. развитие мелкой моторики, познавательного интереса, активизация речи детей.

Материал. домик с окошечками (изображения можно менять), на которых разные замочки.

Ход игры. предложить детям узнать: «Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет» открыв замочки. Можно использовать потешки и загадки.

«Разноцветные прищепки»

Цель. развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал. плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и другие), прищепки.

Ход игры. Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово. Рисунок 2

Солнышко утром рано встает,

Лучики тянет – тепло нам дает.

Ежик, Ежик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам ежик,

Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности

К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу.

Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу при возможности очковой коррекции.

Дети с косоглазием и амблиопией.

У детей с нарушением зрения возможно проведение коррекционных мероприятий в различных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом важно учитывать ведущий вид деятельности в рамках которого осуществляется наиболее адекватное развитие детей дошкольного возраста.

Младенческий возраст - непосредственное эмоциональное общение.

Ранний возраст - это предметно-манипулятивная деятельность

Дошкольный возраст - игровая деят-ть.

Учитывая, что при обучении и воспитании детей с нарушениями зрения необходим комплексный подход, важно говорить о всех видах деятельности данной категории детей - это трудовая деят. изобразительная, художественно - эстетическая деят. познавательная, физическая деят.

Игра - в игре дети с нарушениями зрения приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников и взрослых людей, практическое овладение нормами и правилами поведения и приобщаются к жизни окружающих взрослых. (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические и театральные)

Программой дошкольных учреждений предусмотрено проведение специальных пропедевтических (предупреждающие) индивид. И групповых занятий по обучению игре. Основной задачей является формирование действий с предметами и игрушками. Специальные наблюдения за деятельностью взрослых, занятия по принятию роли, проигрывание отдельных ролевых ситуаций и объединению их в единый сюжет. В игре дети учатся отображать жизнь взрослых, что помогает им утвердиться среди сверстников. Трудовая деятельность - играет большую роль в формировании у детей навыков самообслуживания. Поэтому в дошкольных учреждениях важно проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности(развитие навыков самообслуживания: одевание, раздевание, культурно-гигиенические навыки) для успешной социализации детей используется ручной труд, труд в природе и хозяйственно-бытовой труд. Учитывая тяжесть зрительной патологии рекомендуется постоянное проговаривать все действия и отрабатывать их на практике. Познавательная деятельность. В процессе познавательной деятельности формируется представление о предметах окружающей действительности, навыки зрительной пространственной ориентации, проводится работа по развитию речи детей. Познавательная деятельность организуется не только на специальных занятиях (разв. речи, ознакомл. с окр. миром, формирование элементарных математическими представлениями), но и в повседневной деятельности, что способствует социальной адаптации детей. Художественно-эстетическая деятельность. (ИЗО, лепка, аппликация, рисование) которые способствуют формированию у детей реальных образов окружающего мира. Музыкальная деятельность - формируется слуховое восприятие у детей, развивается музыкальная восприимчивость - всё это способствует преодолению отрицательных восприятий обусловленных нарушением зрения, при этом используется игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические упражнения и слушание музыки. Физическая деятельность, здесь проводится работа по охране и укреплению здоровья детей, преодолении недостатков физического развития. Физические виды деятельности позволяют решить ряд специальных коррекционных задач:

Достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений и физических качеств, а также ориентирование в пространстве и координации движения.

игры для зрения для детей играть

Это коррекция здоровья и физического развития, которые способствуют повышению функциональных возможностей организма, укреплению опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, развивает и восстанавливает зрение и зрительно-двигательную ориентировку.

Происходит проявление недостаточности(скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства) которые возникают на фоне зрительной патологии при овладении движением.

Вывод: при осуществлении различных видов деятельности необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, состояние их зрения и психофизического состояния.

Как предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

Печальная статистика гласит, что зрение детей с каждым годом становится все хуже и хуже. Плохая наследственность, неправильный образ жизни, слабое освещение, чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие спорта, злоупотребление компьютером и телевизором.

С возрастом ребенка все эти проблемы только усугубляются. Родители гонятся за тем, чтобы ребенок много учился в учреждениях с повышенной нагрузкой, радуются, когда ребенок засиживается за книжками, вместо спортивных игр и активного отдыха. Иногда сами родители настолько загружены работой, что им и дела нет до зрения ребенка.

Когда бить тревогу?

Заметить ухудшение зрения у ребенка можно без особого труда. Так, например, малыш с плохим зрением часто щурится, особенно когда хочет что-то разглядеть, трет глаза, моргает так, будто в глаз что-то попало. Все это симптомы того, что пора ребенка показать офтальмологу. А лучше даже нескольким, так как посещение одного доктора не может дать полной и достоверной картины.

Чем помочь малышу?

Какой бы диагноз не поставил доктор вашему ребенку, помните, что его зрение - все еще в ваших силах и руках. Как правило, врачи выписывают ребенку очки, назначают комплекс упражнений, иногда прописывают капли для глаз. Это стандартный набор, которым, впрочем, все равно стоит пользоваться осторожно. Особенно хорошо подумайте насчет очков. Ведь, надев очки на ребенка, вы тем самым, обрекаете его на ухудшение зрения. Попробуйте сначала обойтись без этого, сделав акцент на зарядке и упражнениях.

Помимо назначенных доктором упражнений, найдите свои, более интересные и доступные для малыша. Прежде всего, стоит установить причину ухудшения зрения, полностью ее ликвидировать. Например, следите за тем, чтобы ребенок при чтении и письме не наклонял слишком низко голову, держал спину прямо, у него было хорошее освещение, он не засиживался подолгу за одним и тем же занятием. Через каждые полчаса необходимо делать физкульт зарядку для глаз, рук, спины. Ограничьте просмотр телевизора и работу на компьютере. Не забывайте регулярно раз в месяц посещать офтальмолога, проверять зрение, фиксировать все улучшения.

Упражнения для улучшения зрения для детей младшего возраста.

Если ребенок долго смотрел телевизор, у него устали, покраснели глаза, сделайте с ним зарядку для глаз. Для этого нужно:

- Быстро поморгать глазами, закрыть веки, тихо посидеть 5-10 секунд.

- Сильно зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, поглядеть вдаль, задержать взгляд на 5 сек.

- Правую руку вытянуть перед собой. Медленно водить указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следить за движением пальца взглядом.

- Медленно вращать глазами влево, вправо. Сделать глазами несколько круговых движений. Сесть на стул, ладонями упереться в пояс. Повернуть, не склоняясь, голову вправо, посмотреть на левый локоть, затем то же проделать наоборот.

- Указательными пальцами осторожно нажимать на закрытые веки, легко массируя их. Такая детская зарядка для глаз должна проводиться каждый день, желательно вечером. Каждое упражнения нужно повторять по 5-6 раз.

Этот комплекс упражнений подходит для маленьких детей, начиная с 2-х летнего возраста.

Упражнения для улучшения зрения ребенка школьного возраста.

Для ребятишек постарше также существуют разнообразные упражнения для глаз. В школьном возрасте нагрузка на детские глаза значительно возрастает, дети много времени проводят за компьютером, читают много литературы. Глаза устают, зрение может ухудшиться. Чтобы этого не произошло, покажите ребенку комплекс простых, но эффективных упражнений для глаз:

- Прежде всего, следует снять напряжение с глаз. Для этого, надо сесть на стул, накрыть глаза ладонями: правой ладошкой закрыть правой глаз, левой ладошкой - левый. На глаза давить нельзя. Далее нужно расслабиться и смотреть мысленным взглядом перед собой. В это время представить какое-либо радостное событие, что-то приятное. Такое упражнение нужно выполнять каждый день, по 10-15 минут.

- Если ребенок долго сидит над книгой или перед монитором, нужно сделать перерыв. Встать со стула, походить по комнате, делая круговые движения головой. 10 раз по часовой стрелке, столько же против часовой стрелки. Нужно завести поочередно то правую руку, то левую за противоположное плечо. После чего остановиться, привстать на носочки, потянуться вверх, к потолку. Это простое упражнение поможет снять напряжение с позвоночника, усилит кровообращение в области головы, шеи, расслабит глазные мышцы.

- При усталости глаз, для улучшения зрения нужно быстро моргать глазами в течение 1-2 минут. Потом глаза закрыть, помассировать веки легкими движениями указательных пальцев. Такое упражнение тренирует глазные мышцы, улучшает кровообращение.

- Сделайте с ребенком такую зарядку для глаз для детей. Вытяните перед собой правую руку, сконцентрируйте взгляд на указательном пальце. Переведите взгляд на какой-то большой предмет, стоящий дальше 3 метров. Затем взгляд опять нужно перевести на палец. Это упражнение делайте несколько раз с каждой рукой. Такая зарядка тренирует зрение, ребенок учиться видеть одинаково хорошо и в дали, и на близком расстоянии.

- Наклейте на оконное стекло бумажный кружок черного или красного цвета размером 5 мм. Посадите ребенка напротив. Нужно смотреть на кружок в течение 2 мин. затем следует посмотреть на какой-либо дальний предмет за окошком, внимательно его рассмотреть во всех деталях. Упражнение нужно делать каждый день по 10 минут.

игры для зрения для детей играть

- Следующее упражнение делайте стоя: Вытянуть руку прямо перед собой, смотреть на кончик указательного пальца 5 сек. Затем медленно приблизить палец к лицу, продолжая смотреть, пока не станет двоиться в глазах, Потом также медленно отвести руку обратно. Повторить упражнение 6 раз.

Также, чтобы предотвратить снижение, ухудшение зрения заставляйте ребенка больше двигаться, играть в подвижные игры, заниматься спортом. Следите за его осанкой. Когда ребенок искривляет спину, сидя в скрюченной позе, нарушается кровоснабжение головного мозга. Это состояние провоцирует ухудшение зрения. Не разрешайте детям длительное время находиться перед телевизором, за монитором компьютера, особенно в темной комнате. Для тренировки зрения у малыша, купите ему яркие подвижные игрушки, которые вертятся, катаются, прыгают. И, конечно, регулярно делайте с детьми зарядку для глаз. Пусть она станет ежедневной, полезной привычкой.

Информация по материалам Baby.ru

Источники:
vscolu.ru, festival.1september.ru, www.pedagog-social.ru, www.ya-roditel.ru

Следующие материалы:

20 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения