Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Простудные и другие заболевания

Дислексия лечение у детей

Дислексия лечение у детей

Дислексия у детей: что это и как ее лечить

Начало обучения в школе всегда характеризуется выявлением множества проблем. Одной из них является дислексия у детей, когда при общей, весьма неплохой обучаемости ребёнок не может овладеть навыком чтения. При этом школьник может проявлять недюжинные способности в математике или других предметах, быть талантливым в живописи или музыке.

Зачастую родители и педагоги не считают это заболеванием и уверены в том, что со временем их чадо освоит программу. Однако этого не происходит ни через год, ни даже к концу обучения в начальной школе, а драгоценное время безвозвратно уходит. Что же это за болезнь?

Что такое дислексия?

Что такое дислексия, нужно знать родителям и педагогам для того, чтобы вовремя выявить заболевание и начать лечение. Это нарушения обучения, имеющие неврологическую природу. При этом ребёнок не способен:

дислексия лечение у детей
  • быстро и правильно узнавать слова
  • декодировать буквенную информацию (переводить её в звуки)
  • осваивать элементарные навыки правописания.
  • У школьника, несмотря на все эти отклонения, полностью сохраняются другие когнитивные способности. Однако неумение понимать тексты, дефицит словарного состава и читательского опыта мешают ребёнку обучаться не только литературному чтению и языку, но и остальным предметам. Что же лежит в основе данного заболевания?

    Причины заболевания

    Основная причина дислексии у детей — отклонения от нормы развития определённых зон мозга, изменения в структуре мозговой ткани, врожденные аномалии нервной системы. Это определяется наследственностью, генетическими патологиями. В рамках одной семьи данное заболевание чаще всего не является открытием, так как один из родителей в детстве наверняка страдал от такого же недуга. Чтобы не запустить заболевание, необходимо вовремя его выявить, а для этого нужно знать его признаки.

    Симптомы детской дислексии

    Характерные для данного расстройства симптомы помогут родителям и педагогам понять, что они столкнулись именно с дисплексией, которая потребует предпринять необходимые и своевременные действия для лечения. При таком диагнозе ребёнок:

  • пропускает при чтении отдельные слова, предложения, целые абзацы
  • постоянно трёт глаза
  • немного косит
  • жалуется на головную боль после чтения
  • подносит книгу очень близко к глазам
  • слегка прикрывает или совсем закрывает один глаз во время чтения
  • быстро устаёт
  • избегает чтения, домашних заданий
  • запоминает и воспроизводит простейшие геометрические фигуры с трудом
  • пишет слова задом наперёд
  • не укладывается в нормы техники чтения
  • плохо пишет.
  • Диагностировать дислексию у детей желательно на самом раннем этапе. Однако стоит учесть, что большинство из перечисленных симптомов может указывать ещё и на проблемы со зрением. Так что настоятельно рекомендуется изначально проконсультироваться у офтальмолога. Ни родители, ни даже педагоги не могут самостоятельно поставить диагноз: это может сделать только специалист.

    Методы лечения и коррекции

    Своевременное лечение дислексии у детей предполагает использование специальных программ коррекции. Их подбирают индивидуально. Благодаря разработанным экспертами курсам, ребёнок всё-таки овладевает навыками чтения, что позволяет ему чувствовать себя увереннее и развиваться дальше.

    Индивидуально подобранная коррекция дислексии у детей — это и устная работа, и использование различных технических средств, и применение альтернативных методов обучения. Всё это в комплексе помогает школьникам преодолеть трудности с распознаванием чисел и букв. Во многом выбор программы зависит от типа заболевания.

    1. При дисфонезии лечение направлено на распознавание слова как единого целого. Активно применяется фонетический курс. Этот вид дислексии излечим, обучение по специальной программе приносит достаточно позитивные результаты.
    2. При дисэйдезии дети не могут распознавать слово как целое. Многие специалисты высказывают мнение, что данный тип заболевания вылечить нельзя. Однако использование «обучающей» терапии всё-таки помогает в отдельных случаях. Применяется мультисенсорная методика интенсивного обучения, но данный способ лечения не всегда успешен.
    3. Диснемкинезия проявляется в написании задом наперёд цифр и букв и корявом почерке. При такой патологии главной задачей лечения является обучение отличать два понятия — «право» и «лево». Трудности с чтением такие дети испытывают только потому, что они дезориентированы в пространстве.

    Нередко детей, страдающих дислексией, просто считают ленивыми, непослушными, упрямыми. Соответственно, их определяют в классы для отстающих, несмотря на их выдающиеся способности в различных областях. Результат — потеря интереса к учёбе, прогулы, снижение самооценки, депрессивное состояние, ухудшение поведения.

    Дислексия

    Дислексия - одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

    Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

      Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития Затруднения в восприятии написанной информации Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал СДВГ - Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

    Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

    Симптомы дислексии

    Существует ряд характерных для дислексии симптомов, которые помогут родителям понять, что у их ребенка имеется данное расстройство, и предпринять необходимые действия для его лечения.

    Признаки дислексии:

      Ребенок часто трет глаза, немного косит Держит книгу близко к глазам, может прикрывать или вообще закрывать один глаз при чтении Очень быстро устает Под любым предлогом пытается избежать выполнения домашней работы и чтения Может читать книгу, повернув голову так, чтобы один глаз в чтении не участвовал Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте При чтении или после него жалуется на сильную головную боль Ребенок с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры В раннем возрасте пишет слова задом наперед Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте) Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга.

    Диагностировать дислексию нужно как можно раньше. Однако следует обратить внимание на то, что у ребенка могут быть просто проблемы со зрением, поэтому его обязательно нужно отвести на консультацию к офтальмологу. Поэтому, если вы не можете точно определить симптомы дислексии, лучше доверить это дело специалисту.

    Диагностика дислексии

    Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

    Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

    В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

    дислексия лечение у детей

    Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

    Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

    Причины дислексии

    Нарушения сочетания, распознавания, анализа и запоминания звуков вызывают проблемы с фонологическим процессом. При дислексии отмечаются нарушения вербальной речи, написания и понимания речи письменной, что в дальнейшем может привести к проблемам с памятью, поиском подходящих слов, образованием речи.

    Нередкими являются случаи семейных дислексий. Дети из таких семей часто страдают от данного нарушения. Ученые считают, что дислексия происходит из-за врожденных аномалий развития ЦНС. Существует мнение, что это связано с нарушениями в областях головного мозга левого полушария, которые отвечают за моторику речи и воспроизведение речи. Если же имеются нарушения в правом полушарии, то у человека возникают проблемы с распознаванием слов.

    К дислексии нельзя отнести аномальные движения глаз и зрительно-перцептивные проблемы, хотя они также влияют на изучение и понимание слов.

    Формы и причины дислексии

    Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?

    Краткое описание

    Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.

    Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.

    При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.

    Формы дислексии

    Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:

  • фонематическую
  • семантическую
  • аграмматическую
  • оптическую
  • мнестическую
  • тактильную
  • Фонематическая

    Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.

    Семантическая

    Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.

    Аграмматическая

    Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.

    Оптическая

    При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).

    Мнестическая

    Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.

    Тактильная

    Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.

    Причины дислексии

    Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.

    Основная причина дислексии — мозговая дисфункция . которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:

    В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга . к чему может привести:

  • анемия матери
  • порок сердца матери и плода
  • асфиксия
  • затяжные роды
  • фетоплацентарная недостаточность
  • преждевременная отслойка плаценты
  • обвитие и аномалия развития пуповины
  • Токсические поражения ЦНС . что могло дать:

  • алкогольная и медикаментозная интоксикация
  • гемолитическая болезнь плода
  • желтуха у новорождённого
  • К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.)

    Повредить мозг механическим путём можно при:

  • плодоизгоняющих манипуляциях
  • затяжных родах
  • внутричерепных кровоизлияниях.
  • Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга . что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:

    дислексия лечение у детей
  • ЧМТ
  • нейроинфекция
  • инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных
  • тяжёлые хронические заболевания
  • Дислексия может сопровождать :

    Это связано с патологиями зон мозга.

    Существуют также социальные неблагоприятные факторы . например:

  • дефицит речевого общения
  • педагогическая запущенность
  • билингвизм.
  • Симптомы

    Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.

    Изучение дислексии показало, что дислектики:

    1. имеют широкий кругозор
    2. любопытны в отношении явлений окружающего мира
    3. имеют отличное воображение
    4. обладают развитой интуицией
    5. могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.

    Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.

    Ранние признаки

    Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.

    К категории можно отнести:

  • изменение порядка букв при составлении слов
  • нежелание читать вслух и писать сочинения
  • изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания
  • затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения
  • путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.)
  • невнимательность
  • плохая память
  • затруднения с выполнением простейших указаний
  • неуклюжий захват ручки
  • затруднения в изучении правописания и принципов чтения.
  • Дислексия

    Дислексия – это затруднения при чтении и понимании слов или текстов, при этом функции зрения и слуха не нарушены.

    Симптомы дислексии

  • Медленное чтение по слогам или по буквам.
  • Угадывающее чтение, ошибки в виде замен или перестановок, пропусков букв.
  • Нарушение понимания смысла прочитанного.
  • В большинстве случаев дислексия является изолированным нарушением (то есть самостоятельным, не сопровождается нарушениями функции памяти и др.).
  • Общая способность к обучению у детей не страдает.
  • Формы

  • Фонематическая дислексия.

    Фонемой в русском языке называют минимальную единицу звукового строя. Сама фонема не имеет самостоятельного значения, но несет смыслоразличительные функции в словах, например, т ом — д ом — к ом.

    Ребенок с этой формой дислексии смешивает звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (например, ш ок — с ок).
  • Семантическая дислексия (или механическое чтение) — заключается в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста в целом. При этом технически ребенок читает абсолютно правильно, но после прочтения не может передать суть прочитанного.В основе данного явления лежит:
  • трудность звукослогового анализа (звукослоговой анализ — это операция мыслительного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов сочетаний звуков, слогов и слов)
  • нечеткость представлений о синтаксических связях внутри предложения (слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими членами предложения).
  • Аграмматическая дислексия - данный вид наблюдается у детей с системным недоразвитием речи. Характерно
  • изменение падежных окончаний и числа существительных (в домов )
  • неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных (интересный книга )
  • изменение окончаний глаголов 3-его лица в прошедшем времени (сделул ).
  • Оптическая дислексия - заключается в трудности усвоения сходных по внешнему написанию букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Ы-Ь, П-Н).
  • Мнестическая дислексия - при данной форме ребенок с трудом усваивает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
  • Причины

  • В основе дислексии лежат нейробиологические причины (недоразвитие либо нарушение функций определенных зон коры головного мозга):
  • многочисленные исследования показали, что у детей с дислексией определенные зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) функционально менее активны, чем у здоровых
  • у лиц с дислексией также отмечается пониженная плотность мозговой ткани в задней части средней височной извилины слева.
  • Наследственность: мутация гена DCDC2 6-ой хромосомы влияет на развитие нейронов в определенных зонах мозга, что ведет к развитию дислексии.
  • Недостаток навыков прослушивания прочитанного и самостоятельного чтения в дошкольном и раннем школьном возрасте, что влечет недостаточное развитие связей между нервными клетками в центре речи головного мозга.
  • Возможно развитие дислексии в результате травм головного мозга.
  • Источники:
    www.vse-pro-detey.ru, www.sulamot.ru, gidmed.com, lookmedbook.ru

    Следующие материалы:

    15 ноября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения