Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » По вопросам читателей

Логопедический массаж языка для детей с дцп

МАССАЖ. МАССАЖ ДЦП. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. все виды массажа

СОВРЕМЕННОЕ ЛЕЧЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЦП

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Приемы самомассажа для расслабления речевых мышц

Общие сведения.

При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление. Расслабление мышц шеи,лица и губ производится путем поверхностного поглаживания.

Рекомендации:

* Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.

* Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.

* Массируемые мышцы должны быть расслаблены.

* Массаж делать медленно, плавно.

* Продолжительность массажа не должна превышать 2-3 минут в один прием.

* Движения осуществлять выпрямленной ладонью, большой палец отведен, остальные слегка согнуты.Прилагаемое усилие не должно вызывать смещение кожи.

* Каждое движение повторять 4-6 раз.

* Массаж не рекомендуется проводить при ОРЗ, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Расслабление мышц шеи

Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла переменно то правой, то левой рукой.

Упражнение 2. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин(одновременные движения обеих рук).

Упражнение 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку(кончики пальцев обеих рук касаются друг друга),затем руки медленно скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания.

Движения выполнять в замедленном темпе. Направление движений:

* От середины лба к вискам

логопедический массаж языка для детей с дцп

* От середины лба до ушных раковин.

* От бровей до волосистой части головы.

* От спинки носа к ушной раковине.

* От середины верхней губы до ушных раковин.

* От линии лба вниз через лицо к шее.

* От мочек уха по щекам к крыльям носа.

* От середины верхней губы на подбородок.

* Поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз(расходящимися движениями от середины лба- и снова к середине).

логопедический массаж языка для детей с дцп

* По верхней губе от углов рта к середине.

* По нижней губе от углов рта к середине.

* Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта.

* Легкое постукивание губ.

Расслабление мышц языка.

Упражнение 1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти( в течение 15 секунд).

Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибрация( в течение 15 секунд)языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Источник: И.А.Поварова. Практикум для заикающихся:учимся говорить

правильно и красиво."Союз".Санкт-Петербург 1999.

Логопедический массаж, решение проблем с речью

Некоторые родители не задумываются о своевременном развитии артикуляционного аппарата ребенка. И зря, ведь если поставлен такой диагноз, как ДЦП, развитие речи является важнейшим физиологическим достижением. Когда речевой аппарат ребенка развит хорошо, он постоянно пытается изображать новые звуки.

Если же после полугода у ребенка не появился лепет, звуки произносятся с большим трудом и неловкостью, а непослушные губки произносят нечеткие, смазанные звуки, можно и даже нужно начинать упражнения логопедического массажа, которые являются эффективным средством борьбы против слабости речевоспроизводящего аппарата. Нарушение периферического звена, языка, мягкого неба и щек, а также нарушения тонуса артикуляционных мышц являются основными показаниями к лечению.

Что такое логопедический массаж, его значимость и основная польза

Логопедический массаж лица для детей с детским церебральным параличом имеет немаловажное значение. Будучи активным методом механического воздействия, он направлен на изменение состояние мышц и тканей, нервов и кровеносных сосудов, задействованных в речевом аппарате, благодаря чему нормализуются не только произносительные звуки, но и эмоциональное состояние лиц с нарушениями артикуляции. Именно поэтому логопедический массаж активно применяется при всевозможных нарушениях тонуса мышц, таких как дизартрия, заикание и нарушения голоса. К числу положительных результатов специального массажа лица можно отнести:

улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо- и кровообращения, что влечет за собой улучшение питания и повышение метаболизма кислородную терапию тканей – увеличение газообмена между кровью и тканями облегчение продвижения крови по артериям, ускорение оттока венозной крови рефлекторное воздействие на лимфатическую систему, улучшение функций лимфатических сосудов изменение состояния мышечной системы – повышение эластичности волокон, увеличение объема и силы их сократительной функции, улучшение общей работоспособности мышц и более эффективное их восстановление после нагрузок положительное влияние на физиологию организма в целом, благоприятные изменения в мышечной и нервной системах .

Технологическая составляющая и классификация

На сегодняшний день существует несколько видов логопедического массажа:

    Классический ручной, применяемый без учета рефлекторного воздействия. Он проводится в непосредственной близости с пораженным участком тела или прямо на нем. Точечный массаж, при котором происходит локальное воздействие на биологически активные зоны, соответствующие специфике определенных заболеваний. Аппаратный, соответственно, проводится специальными приборами. Сегментарно-рефлекторный, основанный на принципах строения тела по сегментам: шея, воротниковая зона, волосистая часть головы, лицо Зондовый массаж на основе методики Новиковой для языка и щек, губ и скул, а также мягкого неба. Его основная направленность – нормализация спастического состояния мышц. Самомассаж – определение говорит само за себя. При этом ребенок может не только совершать манипуляции с лицом руками, но и воспроизводить массаж языка с помощью зубов.

Современная логопедия непрестанно находится в поиске путей совершенствования речевого развития, адаптированных под деток с особыми образовательными потребностями. Логопедический массаж включает в себя:

  • технологии коррекции звукопроизношения, в том числе постановка разных звуков
  • формирование речевого дыхание при разнообразных нарушениях произношения
  • коррекция голоса и развитие интонационной стороны
  • формирование навыков речевой саморегуляции.
  • Учитывая то, что после курса коррекции и развития речи у малышей имеются некоторые трудности с актуализацией речевого высказывания, логопедические приемы направлены и на такие цели, как обогащение и улучшение словарного запаса. Делается это с помощью дидактического синквейна, который, не нарушая систему воздействия на речевую патология, обеспечивает ее логическую завершенность, не только развивает речь, но и память, внимание, мышление.

    Логопедический массаж при ДЦП

    В связи с тем, что ребенок с ДЦП с первых дней жизни находится под влиянием патологических установок верхних и нижних конечностей, туловища и головы, положение тела для проведения процедур подбирается индивидуально. Большое значение при этом имеет выбор позы, называемой «позицией, запрещающей рефлекс». Положения могут быть следующими:

  • поза эмбриона, на спине или на боку
  • лежание на животе, с использованием валика под грудью
  • на спине с валиком под шею или по бокам головы и с согнутыми или полностью выпрямленными нижними конечностями.
  • Основная цель проведения логопедического массажа при детском церебральном параличе – расслабление мускулатуры лица и шеи, релаксация языковых мышц, ослабление гиперкинезов. Самым распространенным комплексом движений является поглаживание подушечками пальцев носа, движения от середины лба к вискам, от бровей к волосистой части головы, от верхней губы к мочкам уха. Основной принцип – многократное повторение от трех до пяти раз.

    Усиливает эффект логопедического массажа пассивные и активные гимнастические процедуры, проведение специальных дыхательных упражнений, направленных на становление ритмичности движений. Немаловажным аспектом успеха, дорогие мамочки, является формирование у деток положительного отношения к занятиям, а также активизация голосовой деятельности.

    Безусловно, логопедический массаж должен проводить специалист. А для того что бы процесс формирования речевого аппарата был беспрерывным, логопед покажет вам некоторые массажные приемы и упражнения, которые вы будете проводить самостоятельно в домашних условиях.

    Помните, что только благоприятный эмоциональный фон станет отличной мотивацией заливчатого детского лепета. Привлекайте внимание ребенка к безгранично прекрасному окружающему миру, учитесь вместе познавать окружающих людей и угадывать эмоции друг друга по мимике лица. И, конечно, не забывайте подписываться на наши обновления.

    Логопедический массаж

    Детский церебральный паралич (ДЦП) - травматическое заболевание ДНС в результате родовой травмы или перенесенного инфекционного заболевания беременной, при котором страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют логопедический массаж, лечебную гимнастику и другие средства.

    логопедический массаж языка для детей с дцп

    Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируют патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название рефлекса запрещающих позиций, их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и логопедического массажа .

    При проведении массажа ДЦП и гимнастки большое значение имеет выбор позы.

    Позы логопедического массажа:
  • поза эмбриона
  • лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах
  • лежа на спине, голова фиксируется валиками
  • на боку в позе эмбриона
  • в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.
  • При подборе позы, проводят логопедический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры, массаж при ДЦП).

    Техника логопедического массажа при массаже лица и шеи
  • поглаживание (глажение) подушечками двух-трех пальцев от середины лба к вискам
  • поглаживание от бровей к началу волосистой части головы
  • поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз)
  • поглаживание от середины подбородка к мочкам уха
  • поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.
  • Каждое движение необходимо повторить 3-5 раз. Выполнять в течение дня 3-5 раз.

    Техника массажа при ДЦП - релаксация мышц языка
  • воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке
  • воздействие на симметричные точки носогубной складки
  • воздействие на симметричные точки скуловых мышц
  • воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.
  • В комплексе с логопедическим массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания. Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения:

  • развести руки в стороны, а при возвращении - прижать их к груди
  • поднять руки вверх, а при опускании - прижать их к груди
  • отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем
  • возвращение исходное положение
  • вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу
  • исходное положение - лежа на животе приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.
  • Все упражнения повторять по 3-5 раз. Впоследствии комплекс гимнастических упражнений при ДЦП усложняют и дополняют радом упражнений.

    Цели и задачи логопедического массажа и лечебной гимнастики:

  • нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата
  • увеличение силы и длительности выдоха
  • развитие манипуляций руками
  • выработка ритмичности дыхания и движений конечностями
  • выработка зрительных дифференцированных движений
  • стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания
  • развитие эмоциональных реакций
  • развитие движений руками с предметами (игрушками).
  • Логопедический массаж при ДЦП

    ДЦП (детский церебральный паралич) – это заболевание нервной системы, от которого страдают двигательные функции ребенка и его речь. Причины этого заболевания могут быть самыми разными – от родовой травмы до инфекции, перенесенной во время беременности, но результат один: ребенок, которого нужно лечить. И, помимо медикаментозных средств, в лечебный комплекс входит специальная гимнастика и логопедический массаж для детей.

    При этом, в зависимости от тяжести заболевания и проявляемых симптомов, длительность процедур, используемые приемы и позы подбираются индивидуально – так, чтобы в процессе как можно слабее проявлялись патологические рефлексы малыша. Допустимо выполнять такой массаж с момента рождения, но некоторые приемы и движения массажа ребенку до 5 месяцев делать нежелательно.

    Вобще, для того чтобы избежать каких-либо неприятностей, стоит сходить на курсы массажа . предварительно обратиться к профессиональному массажисту. Обучение массажу происходит в условиях приближенных к "боевым" Наглядные примеры и эксклюзивные методики от специалистов восстановительной медицины, помогут и вам стать профессиональными массажистами.

    Позы для гимнастики и логопедического массажа при ДЦП

    Позы, в которые укладывают больного церебральным параличом ребенка для проведения ему массажа, называют «позиции, запрещающие рефлекс». Это могут быть: поза эмбриона, на спине или на боку на животе, с подложенным под грудь валиком или на спине, с согнутыми или выпрямленными ногами и подложенным под шею или размещенным по бокам головы валиком. Выбор позы на процесс проведения массажа не влияет, ее задача, как уже говорилось, – обеспечить наименьшее проявление патологических рефлексов при массаже жевательной и мимической мускулатуры малыша.

    Как делать логопедический массаж при ДЦП?

    Логопедический массаж для детей, больных ДЦП, направлен на расслабление мускулатуры лица и шеи и релаксацию мышц языка. Соответственно, различаются и приемы. В первом случае комплекс движений включает поглаживание от середины лба к вискам, от бровей к линии волос, обеих сторон носа, к ушным мочкам от середины подбородка и верхней губы. Как правило, выполняется подушечками двух или трех пальцев. При этом каждое движение повторяется три-пять раз. Для релаксации мышц языка воздействуют на подчелюстную ямку, на носогубные складки, на скуловые и подчелюстные мышцы.

    Гимнастика как дополнение массажа

    Для усиления эффекта логопедического массажа, ребенку старше 5 месяцев назначают комплекс специальной гимнастики, направленной на увеличение силы и объема дыхательной мускулатуры, ритмичности и глубины дыхания. Следует отметить, что входящие в гимнастику упражнения мало чем отличаются от традиционного комплекса, рекомендуемого детям этого возраста. Так, в него входит разведение рук в стороны и последующее прижатие их к груди, поднятие рук вверх с последующим прижатием к груди, одновременное отведение руки в сторону и поворот головы, вытягивание ног, сгибание их в коленном и тазобедренном суставе и приведение к животу, приподнимание головы и плеч малыша, лежащего на животе.

    Каждое упражнение повторяют от трех до пяти раз, постепенно увеличивая это количество и добавляя новые упражнения.

    Задачи массажно-гимнастического комплекса

    Зная, как делать логопедический массаж и гимнастику и регулярно их выполняя, можно постепенно нормализовать моторику и тонус артикуляционного аппарата, увеличить силу и длительность вдоха, выработать ритмичность движений конечностями и улучшить их координацию, простимулировать кинестетические ощущения, развить эмоциональные реакции.

    Источники:
    help-baby.org, dcpmama.ru, www.magichands.ru, www.invalirus.ru

    Следующие материалы:

    20 июня 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения