Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Ответы на вопросы

Работа с детьми с онр в портфолио учителя

Моё портфолио

Концепция деятельности учителя - логопеда

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли и желания, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь учителя –логопеда.

Цель логопедической работы - воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.

Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников, посещающих группу для детей с нарушением речи

Формировать родительскую компетенцию в вопросах преодоления речевого нарушения детей

Консультировать педагогических работников образовательного учреждения по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии

Пополнять различными пособиями речевые уголки групп для детей с нарушением речи и в кабинете учителя-логопеда

Образовательная и коррекционная работа в группах с нарушением речи проводится по программам:

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для ОНР (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В. 2006г.

Программа «Подготовка к школе детей с общим недостатками речи» Каше Г.А. 1985г.

Направления деятельности.

Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Коррекционно-развивающее – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Профилактическое – создание условий для повышения компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития.

Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Система работы учителя-логопеда

1. Диагностический блок

1.1. Раннее выявление детей с проблемами в развитии (в ДОУ)

1.2. Первичное обследование речи детей дошкольного возраста

1.3. Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии

1.4. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы

1.5. Диагностика результативности коррекционно-педагогического процесса

2. Организационный блок

2.1. Подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом

3. Блок анализа и планирования

3.1. Анализ результатов диагностики

3.2. Статистический учет

3.3. Выработка стратегии коррекционно-педагогического процесса в ДОУ – планирование работы на год

3.4. Выбор способа организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ: комплектование подгрупп по нарушениям, уровням речевого развития, планирование индивидуальной работы с детьми

3.5. Ведение документации

4. Коррекционно – развивающая работа

4.1. Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

4.2. Совместная деятельность с воспитателями.

4.3. Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

5. Блок профилактической и консультативной работы

5.1. Ознакомление и принятие к сведению результатов углубленных медицинских осмотров.

5.2. Оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.

5.3. Профилактика нарушений устной речи у детей старшего возраста

5.4. Организация консультативных занятий с детьми старшего возраста, имеющими возрастные нарушения в формировании речи.

5.5. Профилактика нарушений письменной речи.

6. Методическое обеспечение

6.2. Изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи.

6.3. Создание библиотеки коррекционно-педагогической литературы в ДОУ.

7. Оптимизация коррекционно-педагогического (логопедического) процесса

7.1. Оборудование логопедического кабинета

Портфолио учителя-логопеда Лопатиной Веры Георгиевны

Декабрь 01

Формирование мотивации к обучению при ОНР.

Региональные педагогические чтения, проводимые ГАУ ДПО Институт развития образования и социальных технологий.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ МАССОВОЙ ШКОЛЫ.

Особые затруднения при обучении испытывают школьники с ОНР, а также с недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР и НВОНР.

Для эффективной работы должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

Формированию мотивации способствуют занимательность изложения (занимательные примеры, факты), необычная форма преподнесения материала эмоциональность речи логопеда познавательные игры. Ситуации спора и дискуссии анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни умелое применение педагогом поощрения и порицания.

Следует использовать ситуации выбора для укрепления и осознания мотивов. Ситуации выбора весьма благоприятны, потому, что они упрочивают умение школьника принять решение, умение взвесить все за и против, сопоставить и соподчинить разные мотивы. Ребёнок учится доказывать свой выбор.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Так, компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный детям. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть. Поэтому, использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время является эффективным. Необходимо гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования его речевого развития.

Таким образом, программа формирования мотивации включает работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьника, проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляции новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Основные направления работы при ОНР:

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.

-Из слова убрать одну букву, чтобы получилось новое слово . с к лон&hellip, э кран&hellip .

-К слову добавить одну букву, чтобы получилось новое слово: шар-&hellip, клад-&hellip .

-Буквы в словах перепутались: варта (трава), сутк (стук).

работа с детьми с онр в портфолио учителя

-Замените одну согласную, чтобы получилось новое слово: лапка (папка).

-Вставьте слово из трёх букв, чтобы оно было концом первого и началом второго слова: карна (&hellip) ьс (-вал-), под (&hellip) ок (-нос-).

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования уточнение значения используемых синтаксических конструкций дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

-Расставьте правильно знаки препинания:

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе

поёт синица в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры .

3. Формирование связной речи: развитие навыков построения связного высказывания программирование смысла и смысловой культуры высказывания установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания наблюдательности (особенно к языковым явлениям) способности к запоминанию способности к переключению навыков и приемов самоконтроля познавательной активности произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи активное осмысление материала выделение главного, существенного в учебном материале определение путей и средств достижения учебной цели) контроль за ходом своей деятельности работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.) применение знаний в новых ситуациях анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда подчинять свои действия его инструкциям, умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: Скажите, пожалуйста, Спасибо, Будьте любезны и т.п.) составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития детей с ОНР.

Первый этап. Вопросно-ответная форма речи.

Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умения лексико-синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры. Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

Распространение предложений. По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

Снежный ком. Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

Второй этап. Обобщение. Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления. Увидел - показал - назвал. Назвал - увидел - показал .

С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет. магнитофон прыгает. утюг поёт? и т д.). Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель &ldquoподлежащее-сказуемое&rdquo. В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию - действие. Затем вводится модель &ldquoподлежащее-сказуемое-дополнение&rdquo, (я чищу картошку, мама готовит салат) одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.

На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Таким образом, в школьном логопункте возможно сформировать у обучающихся должную мотивацию к обучению и организовать достаточно эффективную работу по преодолению общего недоразвития речи.

Рекомендуемые публикации

prezentaciyu-portfolio-uchitelya-logopeda.zip (14.8 МБ)

1. ФИО, год рождения, фото, занимаемая должность __________ стр. 3

2. Профессиональный путь________________________________ стр. 4

3. Последние курсы______________________________________ стр. 4

4. Аттестация___________________________________________ стр. 4

5. Наличие грамот_______________________________________ стр.5

-Логоритмика

Индивидуальные занятия:

-Массаж

-Артикуляционная гимнастика

-Постановка звуков, автоматизация звуков, введение звуков в речь

Консультативно-просветительская работа:

- просветительская работа с родителями (консультации, собрания, открытые занятия, стендовый материал)

-просветительская работа с педагогами ( сообщения, консультации, доклады)

- взаимодействие логопеда с администрацией и педагогами МДОУ

Приоритетным направлением в своей работе, Гусева О. В. считает: «Развитие лексико-грамматической и фонематической стороны речи у детей с ФФН и ОНР с использованием дидактических и лексико-грамматических игр и тем»

Основные логопедические задачи:

1. Формирование звукопроизношения

2. Развитие фонематического анализа, синтеза, слуха.

3. Развитие познавательных процессов

4. Расширение словарного запаса

5. Развитие мелкой моторики рук

6. Формирование связной речи

7. Расширение поля зрения

9. Развитие графических способностей

Во всех возрастных группах регулярно проводится наблюдение и диагностика речи детей, с целью определения речевых и психоречевых особенностей детей в детских коллективах.

Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР как необходимое условие успешного обучения

Среди разнообразных нарушений в дошкольном возрасте наибольшую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Мною разработан альбом по работе над слоговой структурой слова, в основу которого положены 13 классов слов, предложенных А.К. Марковой. Работа по альбому позволила внести разнообразие в работу над слоговой структурой.

Предложенная мной система коррекционной работы структурирована следующим образом:

- на Первом подготовительном этапе работа проводится на невербальном и вербальном материале цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Я провожу игры:

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания:Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).

2. Работа над ритмом: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальный инструментов - барабана, бубна, металлофона.

Предлагаю следующие виды заданий:

- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике, карточке

- Сосчтитать, сколько хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагать простой, а затем сложный)

- Сравнение ритмов. -!!. -!!-!

- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами

работа с детьми с онр в портфолио учителя

- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку

Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка. .

- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами

- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка-символ «-») и коротких (барабан, бубен- символ «+»). Ритмический рисунок может быть следующим: --++ ++-+-- и т.д.

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба. (Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике).

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак-ребро, кулак-ребро-ладонь.

5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки-ребро правой руки и т.д.).

6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0… +=+=…

Провожу игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом использую игровые ситуации с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый-последний, начало-середина-конец, между-за-перед-после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

-2 Коррекционный этап На данном этапе я широко использую альбом по коррекции слоговой структуры слова.

Альбом содержит богатый картинный материал, который позволяет заинтересовать детей, а логопеду не тратить время на поиск подходящих картин.

Применение в работе альбома по работе над коррекцией слоговой структуры слова помогает в преодолении трудностей в развитии не только слоговой структуры слова, но и фонематического слуха, звукопроизношения.

В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения:

1 Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).

2 Придумывание чистоговорок на заданный слог: са-са-са - …

3 Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.

4 Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.

5 Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении). аналогично – с использованием ударения.

работа с детьми с онр в портфолио учителя

6 Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным картинкам.

7 Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры.

8 Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (перина, подушка, рубашка).

9 Самостоятельно придумать рифму:

Где весною было пусто,

Летом выросла … (капуста).

10 Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

Работа в школе-интернате позволила отследить результат коррекционной работы. Учитель отмечает, что дети логопедической группы лучше владеют звуковым и слоговым анализом слов, чем дети, не посещающие логопедические занятия. Они меньше допускают ошибок на письме и при чтении. Все дети усваивают школьную программу.

Предложенные в альбоме коррекционно – педагогические приемы и другие игры и упражнения могут быть использованы в практической работе с дошкольниками логопедических групп. Игры, загадки, предложенные в альбоме позволят заинтересовать детей и разнообразить работу логопеда.

Источники:
logoped28.umi.ru, kjgfnbyf.rusedu.net, izumiblu3.admkhmao.ru, www.uchportal.ru

Следующие материалы:

20 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения