Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Отвечаем на письма

Развитие цнс у детей

ЛЕКЦИЯ № 4. Особенности нервной системы у детей

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

развитие цнс у детей

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна—Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Нервная система ребенка. Развитие нервной системы ребенка.

Развитие нервной системы ребенка — сложный процесс, предопределяемый генетической программой развития и многообразными влияниями среды на плод и ребенка первых лет жизни.

Внутриутробное и постнатальное развитие нервной системы ребенка обусловлено постепенным, поэтапным включением отделов головного мозга и их физиологическим объединением в функциональные системы, предназначенные для обеспечения жизненно важных функций.

Поэтапность созревания заключается в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным уровням, от спинально-стволового и подкоркового уровня к кортикальному. По мере этого происходит усложнение нервной системы, ее функций, возрастает степень морфо-функциональной дифференциации нервных клеток.

развитие цнс у детей

Системогенез в общем физиологическом смысле означает поэтапное развитие функциональных систем, обеспечивающее выживание и адекватное приспособление к условиям окружающей среды. По принципу функциональных систем осуществляется вся деятельность нервной системы.

Координация функций основана на сообщении в управляющие центры о том, что делается на периферии. Эта «обратная афферентация» обеспечивает постоянное сличение действия с первоначально заданной программой. Постоянная сигнализация о результатах действия в функциональной системе происходит в первую очередь при участии кинестезии. Кинестезии — своеобразная обратная связь, по которой корковые центры управления осведомляются о выполнении тех приказов, которые посланы на периферию.

Без этой обратной связи стало бы невозможным накопление опыта . необходимого для координации функций.

Теория системогенеза дает возможность с новых методологических позиций на основе системного подхода изучить закономерности развития функций здорового и поврежденного мозга.

В историческом аспекте условием возникновения и совершенствования специфической для человека формы деятельности и общения явилось развитие дифференцированных двигательных реакций, в первую очередь развитие руки как органа труда, а также речи, которая явилась одним из условий формирования человеческой психики.

При этом элементы функциональной системы созревают одновременно, независимо от того, к каким «горизонтальным» уровням они принадлежат.

Различие темпов формирования отдельных функциональных систем приводит к неравномерности созревания их элементов — гетерохронии роста и развития. Подобная гетерохрония наблюдается в пределах каждого «горизонтального» уровня и даже в пределах одного нервного центра. Наряду со сформированными скоплениями клеток и проводящих путей обнаруживаются морфологически и функционально незрелые структуры. У новорожденных в пределах ядра и волокон лицевого нерва в первую очередь формируются участки ядра и волокна, которые иннервируют мышцы, обеспечивающие акт сосания.

Мотонейроны VIII шейного сегмента спинного мозга гораздо раньше обеспечиваются связями со стволом головного мозга, чем соседние спинальные сегменты. Это объясняется участием двигательных клеток VIII сегмента в обеспечении рефлекса схватывания, который срабатывает уже к моменту рождения.

Концепция системогенеза существенно дополнила представления о внутриутробном и постнатальном развитии нервной системы, позволила раскрыть сущность многообразных неврологических расстройств у детей раннего возраста. Подверглось пересмотру положение о том, что новорожденный представляет собой незрелое существо, «онтогенетический нуль». В соответствии с особенностями экологии человека новорожденный ребенок «вооружен» достаточным набором функциональных систем, обеспечивающих жизненно важные физиологические акты: дыхание, сердечную деятельность, сосание и т. д. При этом отмечается отчетливая координированность этих актов. Многие функциональные системы мозга оказываются сформированными задолго до рождения и тем самым обеспечивают жизнеспособность в случае преждевременных родов.

К моменту рождения . как правило, достигается минимальное обеспечение функции, усложняющееся в процессе взаимодействия со средой. Исследование безусловных рефлексов показало, что сосательный рефлекс у новорожденного вызывается лишь при непосредственном раздражении ротовой области. В дальнейшем рецепторная зона этого рефлекса расширяется. Положение ребенка под грудью, вид бутылочки с молоком и другие условные раздражители вызывают сосательные движения, открывание рта.

Гетерохрония развития функций мозга позволяет раскрыть сущность парциальных задержек развития. В клинической практике нередко наблюдаются изолированные задержки формирования тех или иных функций. Наиболее наглядным примером являются различные варианты отставания в двигательном или речевом развитии. Могут наблюдаться моторные алалии и дислалии, дисграфии и дислексии — изолированные задержки формирования центров письма или чтения, обусловленные недоразвитием корковых центров. Встречаются кроме того случаи так называемой моторной дебильности, при которой ребенок, обладая нормальным интеллектом, не в состоянии освоить обиходные двигательные акты: застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. д. Выявление парциальных задержек развития позволяет более целенаправленно проводить коррекционные, лечебные и педагогические мероприятия.

Оглавление темы "Нервная система детей.":

Особенности развития нервной системы у детей первого года жизни

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ.

НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ!

Уважаемые родители, в Вашей жизни произошло чудо - родился самый лучший, самый долгожданный, самый замечательный малыш. Конечно, Вы окружили его своим теплом, заботой, любовью, ведь Ваш ребёнок ещё очень мал, и ещё очень многого не умеет сам - не умеет держать голову, переворачиваться, сидеть, ходить, разговаривать. Все эти навыки сформируются в своё время, постепенно, и Ваш годовалый малыш уже будет сидеть, ходить, пить из чашки, знать своё имя, говорить 6-10 слов.

Большую роль в формировании навыков играет нервная система ребёнка, её правильное и своевременное созревание. Очень важно именно на первом году жизни направить все усилия для создания всех условий для её правильного развития. Нервная система ребёнка незрелая, процессы дифференциации в ней продолжаются до 7-10 лет, а во время беременности, родов, после рождения она очень чувствительна к воздействию различных неблагоприятных факторов. Причины, приводящие к поражению нервной системы малыша:

внутриутробные инфекции

анемия матери

курение матери в период беременности

сильные проявления токсикоза (особенно позднего)

слабость родовой деятельности

длительный безводный период

тугое обвитие пуповиной вокруг шеи

слишком большой вес ребёнка

стремительные роды

кесарево сечение

недоношенность

роды в ягодичном предлежании

родовые травмы (применение акушерских щипцов, вакуум-экстракция),

Врач-невролог, осматривая вашего ребёнка в первый месяц жизни, оценивает состояние его нервной системы, степень её зрелости, был ли факт воздействия неблагоприятных факторов, и зачастую выставляет диагноз перинатальное поражение ЦНС или гипоксически-ишемическое поражение ЦНС. Но это не повод для того, чтобы огорчаться. Это повод для того, чтобы начать выполнять все рекомендации врача-невролога для восстановления нервной системы ребёнка, для того, чтобы он рос и развивался правильно.

Есть несколько синдромов, которые неврологи выставляют в диагнозе:

Если Вы заметили, что ребёнок часто и обильно срыгивает, иногда фонтаном, беспокоится, часто плачет, плохо спит при смене погоды, кожа у него с мраморным рисунком, мало прибавляет в весе, то это - синдром вегето-висцеральных дисфункций.

Если ребёнок слабо держит голову в 1 месяц, определяется наклон головы в одну сторону, короткая шея, могут быть срыгивания через нос, попёрхивания, нарушения дыхания, снижение силы и мышечного тонуса в ручках, повышение мышечного тонуса в ножках, опора на цыпочки, то это - синдром вертебро-базилярной недостаточности.

Если ребёнок часто срыгивает, долго плачет, запрокидывает голову, часто просыпается ночью, мало спит днём, выявляется пульсация большого родничка в спокойном состоянии, частый симптом Грефе (появляется белая полоска склеры между верхним веком и радужкой глаза), ускорен прирост окружности головы, постепенное изменение обычной формы черепа на гидроцефальную, может быть снижен мышечный тонус в конечностях, отставание в психо-моторном развитии, то это - гипертензионно-гидроцефальный синдром .

Для подтверждения диагноза используются дополнительные методы исследований, например, ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок - нейросонография. Это исследование безвредно, может проводиться повторно, как у доношенных детей, так и у недоношенных детей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Как правило, на фоне медикаментозной терапии, необходимо в течение 1 года несколько раз проводить повторную нейросонографию для оценки эффективности проводимого лечения.

Если у ребёнка мало активных движений в ручках и/или ножках, слабость, снижение силы, плохая опора на ноги, выраженное повышение или снижение мышечного тонуса, перекрест ног при опоре, отставание в психо-моторном развитии, ребенок начинает позже держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, то это - синдром двигательных нарушений .

Если ребёнок возбудимый с рождения, мало спит днём и ночью, часто вздрагивает, плачет, трудно засыпает, может часто закатываться в плаче, изменения мышечного тонуса могут быть минимальны, психо-моторное развитие не страдает, то это - синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости .

Деткам с подобными проявлениями необходимо наблюдение невролога с проведением курсов медикаментозной терапии и реабилитационных мероприятий (физиотерапия, теплолечение, массаж, ЛФК).

Итак, ребенок первого года жизни должен несколько раз показываться врачу-неврологу. Ведь чем раньше начато лечение, тем больше вероятность полного восстановления нарушенных функций.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребёнка. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа (от 10 до 20 раз на курс) с интервалом в 1- 2 месяца. Методики массажа и гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС. Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребёнка, ускоряют развитие двигательных навыков (приподнимание, удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных мячах. Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряжённых и укреплению расслабленных мышц.

В нашем центре массаж проводят специалисты с большим опытом работы при заболеваниях центральной и периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата у детей разных возрастов. Врач ЛФК обучает родителей элементам индивидуальной для каждого ребенка лечебной гимнастики, для того, чтобы родители могли в привычной, домашней обстановке заниматься со своими детьми.

В педиатрическом отделении Вы также можете получить комплекс различных физиотерапевтических процедур, необходимых для полного выздоровления вашего ребёнка (озокерито - парафиновые аппликации, электрофорез с лекарственными препаратами, амплипульс, СМТ-форез, магнито- и лазеротерапия, КВЧ- терапия, электросон, и др.). Озокерит (горный воск) - тёмная плотная масса, плавится при температуре 52-60 градусов. Содержит некоторые химические, биологически активные вещества (холиноподобные вещества), которые могут проникать в организм через нагретую кожу. Детям проводятся аппликации при температуре 45-48 градусов, от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста, на курс 10-15 процедур. Сочетание массажа, гимнастики, озокеритолечения и физиопроцедур оказывает выраженный благоприятный эффект и способствует скорейшему выздоровлению ребёнка.

Очень важно своевременно дать правильную оценку состояния здоровья ребёнка на первом году жизни и провести весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. В 85% случаев изменения со стороны нервной системы ребёнка носят функциональный характер и при соответствующем адекватном лечении проходят к 9 - 12 месяцам.

развитие цнс у детей

Помните - здоровье малыша в ваших руках!

Более подробную информаию можно получить, записавшись на прием к детскому неврологу Черемных Оксане Викторовне .

Этапы развития центральной нервной системы ребенка

К моменту рождения центральная нервная система оказывается еще далеко не развитой, хотя общее количество нервных клеток остается неизменным от первых дней жизни и до ее конца.

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е. чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему. Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.

Образование условных рефлексов играет огромную роль в жизни человека. И. М. Сеченов еще в 1863 г. высказал мысль, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы. Это материалистическое положение было развито И. П. Павловым в его учении о нервной деятельности. Им установлено, что при помощи условных рефлексов создается взаимодействие между внутренними органами, различными частями тела, обусловливающее деятельность человека, поведение в окружающей среде. Кроме того, при помощи рефлексов происходит приспособление организма к изменяющимся факторам внешней среды.

Условные рефлексы вырабатываются в течение индивидуальной жизни человека. Они легко возникают и легко исчезают, зависят от условий обитания, трудовой деятельности. Примером условнорефлекторной реакции на время является распорядок дня и ритмика трудовой деятельности: любая работа, которая выполняется ритмично, протекает легче. Постоянный режим дня с его строгой последовательностью труда и отдыха, приема пищи упорядочивает деятельность нервной системы, обеспечивает максимальную работоспособность в часы занятий, успешное протекание пищеварительных процессов, своевременный переход ко сну, пробуждение и т. д. Все это сохраняет здоровье и трудоспособность.

С другой стороны, беспорядочный образ жизни, неумение следовать определенному режиму дня резко понижают трудоспособность, ухудшают аппетит, сон, ведут к развитию заболевания нервной системы, органов пищеварения и т. д. Вот почему, говоря о здоровом образе жизни, мы столь настойчиво рекомендуем упорядоченный режим дня.

Помимо условных рефлексов, приобретенных в процессе жизни, существуют и безусловные рефлексы – врожденные. Биологическая роль безусловных рефлексов заключается в том, что они приспосабливают организм к соответствующей форме поведения в ответ на воздействие привычных для него факторов. В качестве примера можно привести кашель при попадании посторонних тел в дыхательное горло. К безусловным рефлексам следует отнести также и такие сложные, обыкновенно называемыми инстинктами, как пищевой, половой, оборонительный и т. д.

Нервная ткань имеет свойства возбуждения и торможения – две противоположные фазы единого нервного процесса.

Если в какой-либо области коры головного мозга возникает возбуждение, в другой развивается торможение (отрицательная индукция). В то же время каждый из этих процессов имеет тенденцию иррадиировать, т. е. распространяться на близлежащие участки. Затем они концентрируются в исходном пункте. Если очаг возбуждения временно господствует в центральной нервной системе, говорят о доминанте. Он оказывает тормозящее влияние на другие ее участки (например, при мочеиспускании резко затормаживаются другие рефлексы).

Описанные процессы свойственны и животным, и человеку. Однако коре головного мозга человека присуща деятельность, дающая ему возможность богаче и шире воспринимать внешний мир. Так, у животных многие раздражители внешней среды имеют отражение в коре головного мозга только в непосредственных проекциях. Это первая сигнальная система, куда поступают сигналы из органов зрения, слуха.

У человека благодаря второй сигнальной системе кора головного мозга способна воспринимать не только названные раздражители, но и анализировать символы раздражителей, т. е. слова, видимые или слышимые. Поэтому мы говорим о том, что слово является чрезвычайно сильным раздражителем, положительно или отрицательно воздействующим на индивида.

На понимании этого физического процесса основываются методы и результативность воспитания, привития навыков гигиены и др.

Коснемся некоторых особенностей функционирования центральной нервной системы у детей и подростков.

У малышей преобладает первая сигнальная система – носительница конкретного, эмоционального отображения действительности. Одновременно с развитием речи и мышления все большее значение приобретает вторая сигнальная система, «отвечающая» за письмо, чтение, счет.

Детям младшего возраста свойственна повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения. Этим объясняется малая устойчивость их внимания.

К 9 – 12 годам деятельность центральной нервной системы приобретает более совершенный характер: улучшается внимание, появляются характерные черты мышления взрослого человека, уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.

Таким образом, кора головного мозга осуществляет связь с внешней средой и согласованную работу всех органов и систем. Ее характеризует высокая реактивность, следовательно, большая истощаемость нервных клеток, которая в свою очередь вызывает утомление. Такое состояние особенно свойственно детям и подросткам, не умеющим рационально распределять время труда и отдыха, нарушающим режим дня.

Утомление – это защитная реакция организма, охраняющая его от чрезмерного истощения. Если не упорядочить режим дня, не устранить какие-то неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды, то наступит переутомление. И ребенок станет жаловаться на бессонницу, раздражительность, головные боли, снижение памяти, внимания, потерю аппетита и др.

Источники:
www.telenir.net, meduniver.com, www.alfamed-nsk.ru, www.maxihealth.ru

Следующие материалы:

28 марта 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения