Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Новости медицины

Психология детей с нарушениями зрения особенности их обучения и воспитания

Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье

Подобные документы

Характер детско-родительских отношений в семье и степень их воздействия на ребенка. Стили семейного воспитания. Изучение особенностей личности родителей, сложившиеся в детстве или более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными родителями.

Сравнительный анализ детско-родительских отношений в полной (неполной) семье. Значение роли раннего эмоционального опыта ребенка. Психологическая обстановка в полной семье. Отношения в неполной, проблемной семье. Причины возникновения конфликтов.

Теоретические основы изучения вопроса детско-родительских отношений, как фактора развития ребенка. Классификация стилей воспитания в психологии. Личностные особенности родителей в воспитании. Экспериментальное исследование изучения личности родителя.

Причины деструкции детско-родительских отношений, тенденции и ресурсы их гармонизации. Внутрисемейные традиции межпоколенного общения. Классификация семей по характеру взаимоотношений с родителями. Задача гармонизации детско-родительских отношений.

реферат

Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

Характеристика социально-неблагополучной семьи. Формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей. Проведение диагностики детско-родительских отношений в неблагополучных семьях и разработка программы по их гуманизации.

Формирование личности ребенка в процессе коррекционного воздействия. Коррекция отклонений в развитии. Особенности процесса обучения. Обучение письму детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-воспитательная работа со школьниками, имеющими нарушения речи.

Анализ психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы родителей, имеющих ребенка-инвалида. Изучение моделей и стилей семейного воспитания и общения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

дипломная работа

Семья и моральное развитие как психолого-педагогическая проблема. Особенности нравственного развития детей младшего школьного возраста. Взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и уровнем нравственности ребенка младшего школьного возраста.

дипломная работа

Системы обучения и воспитания детей с нарушением слуха: личностно-деятельная, интегрированная, билингвистическая, верботональная и Штайнеровская педагогика. Инклюзивное обучение детей и кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушением слуха.

Психологические особенности подросткового возраста. Стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних. Различия в детско-родительских отношениях в семьях подростков с девиантным и нормальным поведением.

Роль зрения в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. Анализ эффективности использования игровой компьютерной программы Кодинг для развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения.

доклад

Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

реферат

Определение понятия "зрение". Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.

презентация

Понятие о морали, нравственности и воспитании нравственности. Вопрос о нравственном воспитании в контексте возрастной психологии и педагогики. Формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.

дипломная работа

Клинико-психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями зрения. Восприятие сюжетной картины детьми с нормальным зрительным восприятием. Классификация детей с нарушением зрения. Причины нарушений восприятия сюжетной картины дошкольниками.

Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей. Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения. Основная организационная форма обучения навыкам пространственной ориентировки, роль речи, общения и коммуникации в их формировании.

контрольная работа

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Психолого-педагогические особенности и специфика коммуникативного развития детей с умственной отсталостью. Диагностика уровня сформированности навыков общения у данной категории детей. Методика логопедической работы со школьниками с нарушением интеллекта.

Теоретические основы проблемы развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Обучение ориентировке, дидактические игры и упражнения. Экспериментальная работа, проблемы и трудности. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

· Под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Развитие, как процесс биологический, находится под воздействием самых разнообразных факторов внешней среды.

· Процесс развития нервной системы очень сложен. Неравномерность созревания различных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Длительность периода послеродового развития человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для обучения не только в детстве, но и всю жизнь.

· Мозг человека имеет сложное структурно-функциональное значение. Кора больших полушарий головного мозга и все его отделы обеспечивают психическую деятельность человека развитие высших психических функций осуществляется под воздействием генетической программы и жизненного опыта, обучения и воспитания.

· Обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь – продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание.

· Развитие аномального ребенка подчиняется общим закономерностям и имеет специфические особенности. Правильное понимание общих и специфических закономерностей развития ребенка при конкретной форме нарушений в развитии зависит от знания характера первичного дефекта и закономерного влияния на образование вторичных отклонений в формировании психики ребенка, которые в совокупности влияют на весь ход психического развития.

· Профиль психического развития аномального ребенка состоит из сохранных, поврежденных и задержанных в своем развитии функций.

· Выделение параметров дизонтогенеза на основе систематизации основных характеристик нарушений дифференцирует 7 вариантов дизонтогенеза и соответствующие им отдельные виды патологии развития.

· Знание закономерностей развития аномальных детей, вариантов дизонтогенеза позволяет осуществлять дифференциальную диагностику нарушений в развитии и на этой основе строить специфическую в каждом конкретном случае коррекционно-реабилитационную работу.

· Компенсаторные возможности аномального ребенка обеспечивают успех в коррекционно-развивающем обучении и реабилитации детей с нарушениями в развитии.

Библиотека

Денискина В.З. - Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения

Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения [Текст] / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 6. – С. 17-24.

В предлагаемой статье на основе анализа имеющихся в коррекционной педагогике исследований специфических образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также особенностей социальной адаптации, общего и профессионального обучения детей и молодежи с зрительной депривацией сформулированы тифлопедагогические требования к условиям образования и (ре)абилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей.

Коробейников, И. А. Терминологические аспекты модернизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. (на примере современной тифлопедагогики)

Коробейников, И. А. Терминологические аспекты модернизации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. (на примере современной тифлопедагогики) / И. А. Коробейников, А. А. Любимов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 2. — С. 3–8.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с оценкой предпосылок, условий и факторов, влияющих на динамику и характер изменений терминологического аппарата коррекционной педагогики. Рассматриваются конкретные примеры функции термина, факторы целесообразности и потребности в изменениях такого рода эволюции терминологии, в современной тифлопедагогике.

Любимов А.А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению

Любимов, А.А. Анализ современного состояния обучения ориентировке в пространстве инвалидов по зрению [Текст] / А.А. Любимов // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 84-89.

В статье рассматриваются результаты анализа действующей модели обучения пространственной ориентировке в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III–IV видов. Анализируются применяемые педагогами программы обучения слепых и слабовидящих школьников в рамках курса «Ориентировка в пространстве», обсуждаются формы обучения пространственной ориентировке.

Любимов А.А. Любимова М.П. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения

Любимов, А.А. Любимова, М.П. Обучение предметно-практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2013. - №8. – С 36-44.

В статье описывается алгоритм формирования навыка предметно-практических действий у слепых и слабовидящих детей, позволяющий педагогам, воспитателям и родителям максимально полно формировать различные навыки у детей с нарушением зрения, обеспечивая высокий уровень безопасности и контроля. Описанный алгоритм был опробован как в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах III-IVвида, так и в процессе индивидуальной работы авторов со слепыми и слабовидящими детьми.

Солнцева Л.И. - Брайлевская грамотность слепых в современном обществе

Солнцева, Л.И. Брайлевская грамотность слепых в современном обществе [текст] / Г.Х. Махортова, Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 52-55.

В статье авторами затронута проблема снижения брайлевской грамотности слепых в России, предпринята попытка описания причин, лежащих в основе данной тенденции, и определения перспектив освоения письма и чтения по системе Брайля.

Жохов В.П. Засулин А.Л. Литвак А.Г. Солнцева Л.И. - К вопросу организации психологической службы в специальных школах для детей с нарушенным зрением

Жохов, В.П. Засулин, А.Л. Литвак, А.Г. Солнцева, Л.И. К вопросу организации психологической службы в специальных школах для детей с нарушенным зрением [текст] / В.П. Жохов, А.Л. Засулин, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1989. - № 3. - С. 11-14.

В данном сообщении авторами рассматриваются конкретные организационные формы проведения психологической службы в специальных школах для детей с нарушенным зрением.

Солнцева Л.И. - Некоторые аспекты трудового воспитания слепых детей младшего школьного возраста

Солнцева, Л.И. Некоторые аспекты трудового воспитания слепых детей младшего школьного возраста [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1973. - № 1. - С. 15-22.

В статье автор раскрывает значимость трудового воспитания слепых младших школьников, приводит результаты изучения представлений учащихся о труде, о качествах личности, необходимых для успешной трудовой деятельности, а также дает ряд рекомендаций по трудовому воспитанию в урочное и внеурочное время.

Солнцева Л.И. - Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях

Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 9-15.

В статье рассматриваются особенности психического статуса школьника с нарушениями зрения, обучающегося в условиях школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. Анализируются причины снижения умственной работоспособности детей со зрительной патологией в связи с особенностями исторической и социальной ситуации в стране, а также отечественной системой их воспитания и реабилитации. Даны рекомендации по повышению результативности обучения детей с нарушениями зрения.

Солнцева Л.И. - Интересная книга о развитии остаточного зрения у слепых

Солнцева, Л.И. Интересная книга о развитии остаточного зрения у слепых [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1980. - № 4. - С. 87-91.

В статье представлен обзор книги Натали Баррага «Улучшение зрительного поведения у детей с пониженным зрением», написанной на основании докторской диссертации, защищенной Н. Баррага в 1963 г.

Использование зрительного восприятия в процессе обучения слепых детей с остаточным зрением

Солнцева, Л.И. Использование зрительного восприятия в процессе обучения слепых детей с остаточным зрением [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1990. - № 5. - С. 3-8.

В статье автор обосновывает необходимость введения в школах занятий по развитию зрительного восприятия слепых детей с остаточным зрением, а также подчеркивает ключевую значимость коренного изменения статуса школ для детей с нарушением зрения: перепрофилирование их в лечебно-педагогические учреждения.

Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения

Солнцева, Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1983. - № 4. - С. 54-59.

Автор в своей статье подробно рассматривает стадии формирования компенсаторных психологических систем, характеризующихся активным включением речи, памяти, мышления раскрывает основные направления педагогической коррекции.

Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения

Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения [текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 9-15.

В статье приведены рекомендации по организации диагностического обследования психического развития дошкольников с нарушением зрения, даны требования к качеству выполнения детьми диагностических методик, а также описаны в качестве примера 10 тестов из нестандартизированных методик при работе с детьми данной категории.

Цели и задачи воспитания детей с нарушением зрения

Читайте также:

Определение целей и задач воспитания аномальных детей, также как и нормально развивающихся, во многом обусловлено социально-экономическими отношениями. Поэтому взгляды общества на формирование личности лиц с глубокими нарушениями зрения менялись вслед за сменой экономических формаций и развитием различных отраслей наук: философии, педагогики, медицины, психологии и др. На протяжении веков роль общества и педагогики сводилась лишь к вопросам призрения слепых и приспособления их к существующим условиям жизни. По мере развития гуманистических взглядов на человека, на его место в обществе возникает мысль о долге общества перед слепыми, выражающаяся не только в их призрении, но и в обучении и воспитании (Дидро, Коменский, Песталоцци, Локк и др.)

Тифлопедагогика и тифлопсихология на всех этапах своего существования стремилась реализовать идею о разностороннем развитии слепого, считая целью такого развития его самостоятельную трудовую жизнь в обществе. Однако содержание «разностороннего развития личности слепого» определялось его социальным положением в обществе.

В советский период развития нашей страны люди, страдающие нарушением зрения, стали равноправными членами общества, а вопросам их обучения и воспитания было придано общегосударственное значение. Так, в решениях II съезда СПОН (Социально-правовая охрана несовершеннолетних), который состоялся в 1924 г. было записано: «Наша система — система социального воспитания и в отношении слепых детей. Мы должны в работе со слепыми стремиться к тому, чтобы сделать их общественно полезными работниками, строителями новой жизни, наравне со всеми трудящимися республики».

Выступая на этом съезде, Л.С. Выготский сказал: «Воспитание слепого должно ориентироваться на зрячего. Вот постоянный Nord нашего педагогического компаса. До сих пор мы обычно поступали как раз наоборот: мы ориентировались на слепоту, забывая, что только зрячий может ввести слепого в жизнь и что если слепой поведет слепого, то не оба ли они упадут в яму»[6].

Утверждения Л.С. Выготского о том, что «Сама по себе слепота не есть дефективность. Она есть знак разницы между его поведением и поведением других»[7], и о том, что, когда «социальное воспитание победит дефективность. », тогда «о слепом ребенке скажут слепой», но не дефективный, были доказаны в последующие годы теорией и практикой тифлопедагогики и тифлопсихологии. Подтверждением тому служат примеры успешной адаптации инвалидов по зрению в обществе зрячих, их достижения в различных областях науки, культуры, промышленности и сельского хозяйства.

Отечественная дефектология показала, что при научно организованном процессе воспитания даже при полном отсутствии зрения и слуха можно вывести ребенка из изоляции, открыть ему доступ к сокровищам духовной культуры, раскрыть имеющиеся возможности социально адаптироваться и трудиться в среде зрячих.

Цели и задачи воспитания слепых на каждом этапе развития отечественной науки изменялись. Долгое время приоритет отдавался умственному и идейно-политическому воспитанию. В результате возник значительный разрыв между интеллектуальным развитием личности, ее самостоятельной деятельностью и социальной компетентностью. Для действительно самостоятельной взрослой жизни многих лиц с нарушением зрения недостаточно провозгласить равенство и вооружить суммой знаний, необходимо повысить эффективность специального воспитания и его практической направленности.

Именно поэтому в 80-е годы в воспитании детей с нарушением зрения, так же как и в образовании в целом, была усилена психологическая и коррекционная работа по преодолению в развитии детей вторичных отклонений, затрудняющих их активную самостоятельную жизнь, и работа по формированию компенсаторных знаний, практических умений и навыков, облегчающих лицам с дефектами зрения их социальную адаптацию.

Определяя цели и задачи воспитания лиц с нарушением зрения, мы, с одной стороны, непременно должны исходить из целей и задач воспитания нормально видящих детей, а с другой стороны, дополнять и наполнять их той спецификой, которая вытекает из особенностей их социализации.

В глобальном выражении цель воспитания — идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности.

Задача — данная в определенных условиях цель деятельности[8]. Цели и задачи воспитания детерминируются социально-экономическим положением государства, его политической системой, а также превалирующими в нем ценностями.

На современном этапе развития общества главной целью воспитания детей с нарушением зрения является подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, которая заключается не столько в передаче детям опыта родительского поколения, сколько в формировании личности, умеющей самостоятельно строить свою собственную жизнь, нести за нее ответственность, принимать решения и действовать в быстро изменяющемся мире. Эта стратегическая цель воспитания детей с нарушением зрения по своей сути совпадает с целью воспитания нормально видящих детей.

Различия кроются в конкретных задачах, в содержании, методиках, приемах, средствах воспитательного процесса.

Главную цель воспитания детей с нарушением зрения можно разложить на составляющие ее более частные цели:

• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, нравственность, моральную чистоту и физическое совершенство, способную решать возникающие проблемы и преодолевать трудности

• формирование отношения к самому себе и к окружающим, т.е. такое воспитание, при котором человек осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, четко представляет характер своих отношений с отдельными людьми, окружающим обществом и миром

• воспитание компетентной личности, не только правильно понимающей и адекватно оценивающей свои связи и строящей социально приемлемые отношения и взаимодействия как с людьми, страдающими нарушением зрения, так и с нормально видящими умеющей быть бесконфликтной и предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе

• приобщение человека к культуре — приобщение к культурным и духовным ценностям

• воспитание гражданственности, то есть формирование высоких патриотических чувств к своей стране, борца с социальной несправедливостью и неравенством

• развитие самосознания, создание условий для формирования самоопределения, самореализации и самоутверждения, которые предполагают осознание ребенком настоятельной необходимости в непрерывном позитивном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств, а также умения найти формы и способы дальнейшего саморазвития.

Цели воспитания достигаются через постановку и решение конкретных задач.

Основными задачами, на решение которых должны быть сконцентрированы усилия всех институтов воспитания детей с нарушением зрения (детский сад, школа-интернат, школа дневного пребывания, семья), являются:

• выявление и развитие природных задатков и возможностей ребенка в разнообразной социально полезной и личностно значимой деятельности

• формирование и совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях

• формирование самосознания и чувства собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни, правильного отношения к своему дефекту, потребности и умения планировать и реализовывать жизненные цели, способности к самопознанию, саморегуляции и объективной самооценке

• формирование в процессе деятельности культуры поведения, соответствующего гуманистическим нравственным нормам общества

• воспитание гражданских чувств и качеств, гражданского поведения

• философско-мировоззренческая подготовка инвалидов, оказание помощи им в определении смысла жизни в условиях зрительного дефекта и радикальных политических, экономических и социо-культурных преобразований, происходящих в стране и в мире

• приобщение к системе общечеловеческих и национальных культурных ценностей и традиций

• формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в самовоспитании и самообразовании

• формирование основ семейно-бытовой культуры

• развитие потребности в здоровом образежизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом

• формирование положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности.

Тифлопсихология ставит и особые задачи, без решения которых не могут быть достигнуты общие цели воспитания. Остановимся на главных из них:

• предупреждение формирования отрицательных личностных качеств, манер поведения, которые могут возникать как следствие нарушения зрения

• коррекция недостатков развития личности, обусловленных неправильным семейным воспитанием

• выработка компенсаторных знаний, умений и навыков, повышающих эффективность реабилитации и последующей интеграции.

Важно, чтобы в каждом конкретном акте воспитательного взаимодействия возникли и могли актуализироваться и реализовываться задачи, обусловленные реальной социально-педагогической ситуацией.

Источники:
allbest.ru, abc.vvsu.ru, lyubimov.su, studopedia.org

Следующие материалы:

14 ноября 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения