Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Новости медицины

Иппотерапия для детей с аутизмом

Иппотерапия при аутизме

Специалисты разных стран приходят к выводу, что иппотерапия является наиболее эффективным методом реабилитации детей, больных аутизмом. Животное представляет собой передатчик между больным ребенком и окружающей действительностью. Во время сеанса ребенка не вырывают из его закрытого мирка, однако ему приходится реагировать на внешние факторы.

Несмотря на то, что по данным биологов лошади не самые умные животные, многие люди полагают, что лошади очень умны. Секрет в том, что лошадь и человек очень хорошо понимают друг друга и выполняют различные задачи, сотрудничая между собой. Такое взаимопонимание и натолкнуло психиатров на мысль о полезности использования лошадей для адаптации детей с нарушением психики. Езда верхом заставляет сосредотачиваться, а также «замечать» некоторые происходящие вокруг явления.

Конечно же, во время управления животным ребенку приходится взаимодействовать с реальностью. Он дает животному указания, следит за их выполнением. То есть контакт с животным во время занятия – это обычное нормальное общение, которое так нехарактерно для аутистов.

Безусловно, существуют и иные методы помощи аутистам, однако у иппотерапии есть некоторые преимущества перед ними.

Так, для аутистов характерно «ритуальное поведение» - это склонность к повторению каких-либо манипуляций, имеющих цель, а также «стереотипия» - манипуляции без какой-то определенной цели. Нельзя сказать, что езда на лошади полностью отучает ребенка от данных особенностей, но они становятся более осмысленными и привязанными к внешним факторам.

Ребенку-аутисту легче общаться с животным, так как оно воспринимает команды в виде жестов, а аутисты чаще всего тяжело разговаривают и «разговор» жестами для них наиболее удобен. В такой ситуации ребенок не ощущает себя одиноким, он взаимодействует с животным на доступном для обоих уровне.

Езда на лошади, контакт с ней, такой крупной, сильной и красивой, очень нравится малышам. Детки-аутисты, занимающиеся иппотерапией, просто влюбляются в своих четвероногих друзей, рисуют их, воспринимают, как своих друзей.

У многих деток, страдающих аутизмом, вялая мускулатура, плохая координация. Нет метода лучше, чтобы скоординировать движения и укрепить мускулы, чем езда верхом.

Родителям не следует бояться травм. так как ребенок занимается под руководством и при постоянном наблюдении опытных инструкторов. К тому же, существуют особые требования к лошадям, используемым для занятий. Это очень смирные, спокойные и добродушные животные, часто довольно старые, которые уже физически не в состоянии взбрыкнуть и понести. На занятии также присутствует и психолог. который поможет справиться со страхом малыша.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Автор: Пашков М.К. Координатор проекта по контенту.

Записаться к врачу в Москве. Контактный телефон: +7 (495) 121-94-67

Мы поможем Вам выбрать нужного специалиста в хорошей клинике.

Иппотерапия и аутизм

Иппотерапия и аутизм

Иппотерапия во всем мире считается одним из лучших способов социализации детей, страдающих аутизмом . Лошадь становится связующим звеном между внутренним миром ребенка аутиста и окружающей реальностью. При занятиях иппотерапией ребенок аутист остается внутри своего, безопасного и привычного мира, но в тоже время вынужден взаимодействовать с окружением.

Почему иппотерапия показана при детском аутизме?

Лошадь . хоть по объективным показателям развития интеллекта и не относится к гениям животного мира, но большинство людей считает ее одним из наиболее умных животных. Причина – в высокой восприимчивости лошадей и способности этого животного конструктивно взаимодействовать с человеком. Поэтому общение с лошадью было избрано психотерапевтами, как одно из средств коррекции психики. Занятия иппотерапией требуют концентрации внимания, что повышает способность ребенка аутиста адекватно реагировать на внешние раздражители.

Естественно, что управление лошадью во время занятий иппотерапией требует интенсивного обмена информацией с окружающим миром. Всадник должен отдавать лошади команды, анализировать ее ответные реакции на команды, корректировать свое поведение в зависимости от реакции лошади.

Одним словом – общение ребенка аутиста с лошадью - полноценная коммуникативная цепочка с обратной связью между ребенком аутистом и окружающим миром, которая позволяет цельно воспринять реальность. А это очень существенно для социальной адаптации детей аутистов.

Иппотерапия и особенности психики детей аутистов.

Понятно, что иппотерапия не является единственным средством психотерапии, способным помочь в социальной адаптации детей аутистов.

Тем не менее, иппотерапии присущ ряд достоинств, которых лишены прочие методики.

К примеру, одна из основных проблем детей аутистов – это так называемое ритуальное поведение - навязчивая потребность регулярно совершать четкие, повторяющиеся действия (например, складывать игрушки в определенном порядке) и стереотипия — необходимость совершать регулярные бесцельные движения, наподобие взмахов руками, и раскачивания туловища.

При иппотерапии подобный образ поведения сохраняется, но навязчивые движения становятся логичными – они приобретают явную цель, двигаться в такт с движением лошади. Это позволяет развить контроль над моторикой.

Немаловажно и то, что дети аутисты плохо владеют связной речью и предпочитают общаться жестами. Для общения с лошадью язык жестов просто идеален – поэтому, при регулярных занятиях иппотерапией у ребенка аутиста уменьшается чувство социальной изоляции.

иппотерапия для детей с аутизмом

Иппотерапия и эмоциональный статус детей аутистов

Общение с мощным и грациозным животным вызывает у ребенка аутиста бурю позитивных эмоций. Многие психотерапевты, которые практикуют занятие иппотерапией для своих пациентов из числа детей аутистов отмечали, что основной сюжет рисунков детей аутистов, с которыми занимаются иппотерапией - это лошадь.

Животное становится надежным другом для ребенка – а именно дружбы и привязанности больше всего не хватает в жизни детям аутистам!

Иппотерапия и неврологические заболевания, сопровождающие детский аутизм

Некоторые исследователи отмечают связь между аутизмом детей и проблемами с ослабленным тонусом мышц и координацией движений.

Понятно, что иппотерапия – это один из лучших способов научится управлять своим телом и развить мышцы.

Как происходят занятия иппотерапией с детьми, страдающими аутизмом?

Многие родители детей аутистов боятся практиковать иппотерапию, считая, что травмы, частые при занятиях верховой ездой, могут привести к травмированию психики ребенка.

Прежде всего, стоит понять, что хотя движения ребенка аутиста при иппотерапии формально можно отнести к вольтажировке (гимнастическим упражнениям верхом на лошади), но, по сути, между спортивной верховой ездой и иппотерапией общего не больше, чем между ездой на трехколесном велосипеде и велогонкой.

Для иппотерапии отбирают самых смирных животных, которые ни при каких обстоятельствах не встанут на дыбы и не понесут. Чаще всего для занятий иппотерапией с детьми аутистами используют списанных на мясо лошадей – животных преклонного возраста или больных, которые физически неспособны на резкие движения. Обычно таких лошадей содержат защитники животных и используют их для занятий иппотерапией, чтобы хоть в некоторой мере компенсировать расходы на кормление и лечение животных.

Кроме того, лошадью, по сути, управляет не ребенок, а опытный конюх, который держит животное под уздцы. Специалист способен прочувствовать и пресечь малейшую непокорность со стороны животного.

Так что, с точки зрения травм занятия иппотерапией совершенно безопасны. Кроме того, при занятиях иппотерапией, поблизости от ребенка аутиста всегда находится психотерапевт, который поможет справиться с возможным испугом ребенка.

Впрочем, не стоит забывать, что хоть иппотерапия считается одним из лучших способов психотерапии при детском аутизме, занятия иппотерапией будут полезны и вполне здоровым малышам. Так иппотерапия - это один из прекрасных вариантов гимнастических упражнений для детей 4-5 лет .

Особенно полезны занятия иппотерапией в качестве упражнений для осанки

Чем полезна иппотерапия для детей с болезнью аутизм

Это заболевание характеризуется отгороженностью ребенка от внешнего мира, его замкнутостью и неадекватным стереотипным поведением. Могут наблюдаться выраженные признаки умственной отсталости, проблемы в отношениях с окружающими людьми, нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Задержка речевого и психического развития также является отличительной чертой аутизма.

Чтобы справиться с такими серьезными расстройствами, необходимо много усилий и терпения. Помочь ребенку развить в себе способности, научиться управлять своими движениями, освоить речь и новые навыки, способна уникальная методика — иппотерапия для детей с аутизмом.

Нестандартная терапия

Иппотерапия — это лечение при помощи общения с лошадьми. Эти парнокопытные считаются самыми благородными и умными животными. Контакт ребенка аутиста с лошадью помогает ему найти взаимосвязь с окружающим миром. Дети с аутическими отклонениями подобны улиткам, они все время прячутся в свою «раковину», замкнуты в себе и плохо контактируют с обществом. Общение с животным способствует их адаптации и раскрытию.

Эффективность методики

Лошади отличаются высокой восприимчивостью и способны конструктивно взаимодействовать с людьми. Именно поэтому психотерапевты склоняются к выводам, что иппотерапия способствует коррекции нарушений со психикой. Верховая езда требует сосредоточенности и концентрирования внимания, благодаря чему повышается способность ребенка с отклонениями адекватно реагировать на внешние факторы.

В процессе управления животным, происходит активный обмен информацией с окружающей средой. Сидящий в седле человек, должен отдавать команды лошади, наблюдать за ее реакцией и менять свое поведение в зависимости от поведения парнокопытного. Такие действия обеспечивают детям с аутизмом полноценную связь с внешним миром и связующим звеном является как раз лошадь.

Во время занятий иппотерапией ребенок учится цельно воспринимать существующую реальность и это большой шаг в его развитии на пути к выздоровлению.

Преимущества лечения

  1. Коррекция моторики. Многим детям аутистам свойственны неадекватные повторяющиеся движения руками и ногами. Они могут просто размахивать конечностями, сидеть на одном месте и раскачиваться, складывать предметы в одном и том же порядке. Когда такие дети занимаются иппотерапией, им приходится следить за равновесием, координацией и синхронизацией своих движений, подключать к действию все мышцы тела. При этом конечности двигаются независимо друг от друга, то есть функционируют оба полушария мозга.
  2. Развитие мелкой моторики. Верховая езда способствует выполнению точных движений и развивает моторику пальцев.
  3. Питание головного мозга. В процессе езды на лошади на всадника передаются более 100 колебательных импульсов, которые подобны массажу. Тело человека разогревается, улучшается кровообращение и соответственно питание клеток головного мозга.
  4. Активизация психических процессов. Осуществляется за счет того, что появляется необходимость мыслить, планировать, запоминать. Процесс верховой езды увлекает и в тоже время многому учит.
  5. Практика социального взаимодействия. Через контакт с животным происходит контакт с внешним миром. Ребенок, сам того не зная, начинает взаимодействовать с природой, открывая в себе новые, доселе незнакомые, качества.
  6. Насыщение положительными эмоциями и энергией. Лошади имеют сильное биополе и обладают способностью заряжать человека позитивом. Многие отмечают, что даже просто поглаживая животное, ощущают прилив бодрости и сил. У них появляется чувство спокойствия и умиротворения.
  7. Применение языка жестов. Иппотерапия для детей с аутизмом является отличной возможностью общаться при помощи жестов. Это способствует тому, что ребенок с отклонениями перестает ощущать себя социально изолированным.
  8. Концентрация внимания.
  9. Улучшение памяти.
  10. Самоорганизация.

Общаясь с лошадью, дети аутисты получают много положительных эмоций. Они видят в этом крупном и грациозном животном друга и товарища. А ведь именно дружбы и привязанности таким детям недостает больше всего.

Иппотерапия способствует устранению проблем с ослабленным тонусом мышц, благодаря чему повышается физическая активность и улучшается координация движений.

Есть ли опасность в применении методики

Большинство родителей, чьи дети страдают аутизмом. ограждают их от всего, что может им навредить. Верховую езду многие также считают опасной и когда врач рекомендует занятия иппотерапией, то родители на отрез отказываются, видя в этом угрозу для физического и психического здоровья своего ребенка. Такое мнение крайне ошибочно, так как катание на лошади не подразумевает скачки. Животным управляет квалифицированный коновод и маленькие всадники ни на минуту не остаются без присмотра.

иппотерапия для детей с аутизмом

Для занятий иппотерапией отбирают только послушных и смирных лошадей, у которых никогда не наблюдались признаки агрессивного поведения. К тому же, тренер находится всегда рядом и любое проявление непокорности пресекает на корню. Поэтому, можно быть спокойными за своего ребенка и не переживать за возникновение случайных травм и повреждений.

На первых порах, дети аутисты могут не воспринимать новое занятие или относиться к лошади настороженно. Но это не указывает на то, что от верховой езды следует отказаться. Просто для аутистов свойственно чувство страха, которое проявляется как реакция на все незнакомое. Специалисты установили, что в 90% из 100% уже на третьей-четвертой тренировке на их лицах появляется заинтересованность.

Дети поначалу заняты исключительно собой, не обращают внимания на окружающую обстановку. Но вскоре у них возникает привязанность к лошади и к тренеру, который проводит занятия. Со временем иппотерапия для детей с аутизмом становится любимым увлечением, которое не только доставляет им удовольствие, но и помогает раскрыть в себе новые способности, сформировать интеллект, адаптироваться в обществе.

Дельфинотерапия для аутичных детей (аутистов)

Благотворное влияние общения детей с симпатичными морскими животными было установлено еще в 1978 году учеными Великобритании, а широко стало применяться в начале 90х. Лечение детей-инвалидов с помощью дельфинов началось в Нюрнберге (Германия). В настоящее время лидером по масштабам применения в медицинской практике дельфинотерапии являются США. В России дельфинотерапия насчитывает 5-6 лет.

По сути своей дельфинотерапия – это комплексное воздействие на организм. Оно складывается из ультразвуковых волн, излучаемых дельфином, двигательной активности, пребывания в морской воде, обладающей определенными целебными свойствами. И мощного психологического эффекта. Дельфин, будучи исключительно коммуникабельным, побуждает человека, находящегося с ним в бассейне, к совместному плаванию, играть, невербальному обмену информацией. Но это должен быть специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В дельфинотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие «хорошим характером».

Дельфинотерапия - лечение ультразвуком.

Как известно у дельфинов есть дополнительный (основной) орган чувств - эхолокация (сканирование с помощью ультразвуковых волн), необходимый им для обнаружения и распознания объектов под водой.

Сам по себе ультразвук давно применяется в медицине (сонофорез или фонофорез), воздействуя не на отдельные органы или ткани, а на клетки, из которых состоит наш организм, производя массаж на клеточном уровне, способствует лучшему прониканию в клетки активных веществ. Соответственно, улучшается межклеточный обмен веществ и циркуляция жидкости в организме. Ультразвук разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствуя более эффективному и быстрому ее передвижению в тканях тела. А еще ультразвуковые сигналы дельфина способны действовать как анальгетик, снимая боль.

В дельфинотерапии можно выделить два направления:

1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении пациент сам выбирает способы взаимодействия выстраивая свои отношения с дельфином. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности пациентов и дельфинов. (элементы данного направления как правило используются на начальном этапе дельфинотерапии)

2. Специально организованное, то есть общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для пациента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические -- это зависит от запроса пациента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.

Общение с дельфином позволяет:

- вытащить ребенка из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений

- стимулировать процесс развития личности

- восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям, переживающим одиночество или состояние дезадаптации

- через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального от реагирования

- создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.

А также выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом, и способствует речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей .

иппотерапия для детей с аутизмом

Примерный курс дельфинотерапии (выделим 3 этапа):

Подготовительный. Знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.

Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбираются таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии (как правило). Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.

Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших пациентов, до и после дельфинотерапии.

Курс дельфинотерапии обычно составляет 10 сеансов, продолжительностью по 20-30 минут, один раз в день. Провести подобный курс можно в дельфинарии "Морская звезда ". Повторяемость курса 4-6 месяцев.

Хотелось бы предупредить, что аутичные дети тяжело адаптируются к обществу дельфина, порой к окончанию курса.

Иппотерапия для аутичных детей (аутистов)

(от греч. hippo - лошадь) - лечение с помощью лошади

Этот метод известен ещё с древних времён, хотя в России иппотерапией начали заниматься только в начала 90х годов прошлого века.

О природе иппотерапии. Дело в том, что при верховой езде лошадь переносит на всадника за минуту более ста колебательных импульсов: вертикальных (вверх и вниз), горизонтальных (из стороны в сторону), диагональные (по оси движения) и других более сложных, что оказывает массирующее и в следствии того, что температура тела лошади на 1,5 - 2 градуса выше температуры тела человека, разогревающее действие на тело наездника усиливая кровообращение, тем самым улучшая питание клеток головного мозга.

При передвижении верхом на лошади всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения, тем самым включать в работу все мышцы тела, даже те, которые обычно находятся в бездействии, причем мышцы ног и рук обеспечивают самостоятельные не зависящие друг от друга движения, заставляя работать оба полушария головного мозга. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения.

Иппотерапия помогает развитию мышления, памяти, внимания. Необходимость, при верховой езде, постоянной сосредоточенности, концентрации внимания, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность планировать и запоминать последовательность действий активизирует психические процессы. Также иппотерапия предоставляет возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используется для адаптации, социализации аутичных детей.

Лошади обладают очень сильным биополем и способны заряжать человека позитивной энергией, причем это происходит не только во время верховой езды, но даже при нахождении рядом с лошадью, поглаживании ее.

Все-таки иппотерапия не так эффективна для лечения психических заболеваний (шизофрения, аутизм др.), как для лечения заболеваний связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражения центральной нервной системы (ДЦП), полиомиелита, в результате травм, а также сколиозах, кифозах. Однако для некоторых детей аутичного спектра, именно иппотерапия позволяет добиться хороших результатов.

Источники:
www.tiensmed.ru, zdravoe.com, stress-faq.ru, autist-ru.narod.ru

Следующие материалы:

13 декабря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения