Диагноз ммд у ребенка лечение
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ: ММД - МИФ №2
ММД у детей: факты и заблуждения детской неврологии (миф №2)
Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия). мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возрacта достигает 5-20%, а по некоторым данным она доходит до 45%. » Больше, только ВСД. Да здравствует великий и ужасный, удобный и привычный, диагноз "ММД" (минимальная мозговая дисфункция).
Итак, давайте вместе попытаемся вспомнить некоторые особые моменты жизни и поведения вашего ребенка и ответить на следующие вопросы
Если Вы с такими или похожими жалобами уже обращались к невpoлогу, то просто физически не могли уйти из кабинета врача без длинного списка таблеток и любимого диагноза – ММД. И все-таки, что же такое минимальная мозговая дисфункция?
Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании с невpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом, детские неврологи стали официально обозначать термином «минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.
Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга». Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые. нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.
Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все: от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности. С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми. Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия (ЭЭГ ) и транскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза. Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов. Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний. И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».
Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин "гиперкинетическая реакция детства". Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IY).
В конце экскурсии возникает логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»
Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД». А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.
Читайте также о других загадочных буквах города старой неврологии:
ММД-что за хрень?Прямая дорога в спецшколу или я ошибаюсь?
Келли *** 7 апреля 2010, 23:06 Здравствуйте! У меня есть крестница,вот и ее мать(моя подруга)надумала записать ребенка в школу,взяла мед.карту из сада,а там написан диагноз
невропатолога ММД-расшифровывается Минимальная Мозговая Дисфункция.Это что за безобразие?Знаю,что в сад приходил невропатолог,обследовал
детишек,и написала направлени е в районную пол-ку,не сказала причину,зачем идти,а просто сказала:Так положено,как бы на профосмотр.Но ни слова
не было о ММД.Подруга с дочерью сходила в пол-ку,там написали в карте совсем другой диагноз:Неврологической патологии не выявлено.Заметьте,что
это тот же невролог,кото рый приходил в сад и работает в той же районной п-ке,не разные врачи.А когда взяли мед.карту и мы прочитали такую хрень:ММД.
А в пятницу подруга планирует записать в школу с уклоном математическим.А вдруг в карту посмотрят ММД,скажут:Не возьмем,не подходит нам,идите
в спецшколу.Такое возможно?Времени нет идти к другому невропатологу,чтоб осмотрел и поставил правильный диагноз.Чтоб скандал устроить в саду
и в пол-ке тоже нет времени.Счет на дни идет.Или школа не имеет права отказать в записи и приеме крестницы в 1класс?Ужас,мы в глубочайшем шоке,
так мастерски наклеветать ребенка,прекрасно умеет читать-писать-считать,с детьми уживается в любом детском коллективе,не гипервозбудимая,а
спокойная,умеет грамотно говорить предложениями,различает вправо-влево,вверх-низ,стихи большие наизусть знает типа А что у вас?,Зима недаром злится и т.д.
Единственное затрудняется пересказывать из прочитанного рассказа-но с помощью матери получается персказывать.Ужас!Ужас!Ужас !Еще раз УЖАС!
Поотрывала бы руки неврологу,чтоб отсохли писать ММД,а не у самого невропатолога в голове ММД?Или я ошибаюсь и диагноз поставлен верно?
Девочка с Севера 7 апреля 2010, 23:16 1 Загадочная аббревиатура ММД в детской неврологии появилась относительно недавно. Так обозначают легкие изменения центральной нервной системы. На их фоне у малышей могут наблюдаться нарушения поведения, трудности в обучении, речевые расстройства.
И хотя речь идет о легких нарушениях, неприятностей они могут доставить много — и ребенку, и его родителям. Неусидчивых и невнимательных, шумных или наоборот слишком «тихих» — таких детей уже с детсадовской поры воспитатели записывают в неудачники. Им пророчат карьеру двоечника в школе, а подчас и вовсе «списывают со счетов», полагая, что больших успехов эти «лодыри» все равно не добьются. А между тем, детишки с ММД нисколько не уступают в интеллектуальном развитии своим сверстникам. Более того — зачастую они талантливее и восприимчивее к знания, чем остальные дети. Просто обучаться нашим героям труднее, а значит и подход к ним должен быть особенным. Им нужна помощь, а вовсе не обвинения в лени и невнимательности.
Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей
Термин «минимальная мозговая дисфункция в современной медицине» появился только в середине прошлого века. Это синдром проявляет себя нарушениями регуляции разных уровней центральной нервной системы. Такие нарушения приводят к изменениям эмоциональной и вегетативной системы. Синдром может диагностироваться и у взрослых, но, в подавляющем большинстве случаев, наблюдается у детей.
По взглядам неврологов 21 века, термина минимальная мозговая дисфункция нет и в МКБ-10 ему соответствует группа расстройств с названием «Гиперкинетические расстройства поведения» под кодом F90.
Но, скорее по привычке, врачи и пациенты продолжают оперировать старым понятием.
Что это за диагноз - синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД)
Это заболевание своими корнями всегда уходит в ранее детство. Начиная с младшего детского возраста у больных будут наблюдаться легкие нарушения обучения и поведения. Чаще всего они являются следствием родовой травмы. Если в школьном возрасте болезнь запустить, то во взрослом возрасте она даст серьезные проблемы. В числе таких проблем будут сложности в обучении и социальной адаптации, развитие психопатических расстройств.
В МКБ-10 данный синдром находится в разделе с названием «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском или подростковом возрасте». Также он встречается в подразделах «Гиперкинетическое расстройство поведения» и «Нарушение активности и внимания».
Основные симптомы
В зависимости от того, когда диагностируется заболевание, и было ли после диагностики проведено лечение, симптомы будут разными.
ММД у детей
Заметить наличие минимальной мозговой дисфункции у ребенка не столь сложно. У детей с синдромом будут проблемы в поведении и обучение уже с первого класса . Часто также такие дети страдают нарушениями речевых навыков и моторики, имеют нетипичные невротические реакции. Такие дети быстро устают от любого вида деятельности, они раздражительны и страдают от повышенной возбудимости.
При наличии любых 8 симптомом из этого списка можно диагностировать ММД:
- Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте.
- Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.
- Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.
- Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.
- На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.
- Перебивает других и докучает взрослым и детям.
- Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.
- Разговаривает без остановок.
- Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.
- Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.
- При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.
- Не может играть один в тишине.
- Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени.
- Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.
Термин «энцефалопатия» применяется в медицине, как обозначение различных невоспалительных форм патологических состояний мозга и центральной нервной системы. Родителям необходимо принимать срочные меры в случае эпилептической энцефалопатии возникшей у детей. так как чем младше ребенок, тем результативнее лечение. Какие же первые признаки этого заболевания?
Плохой сон и расстройство поведения у маленьких детей может быть спровоцировано и наличием доброкачественной внутричерепной гипертензии. Как определить болен или нет ребенок читайте тут .
Проявление у взрослых
Причины минимальной мозговой дисфункции
На рисунке схема возникновения минимальной мозговой дисфункции из-за проблем с позвоночником:
Современная наука рассматривает минимальную мозговую дисфункцию как последствие ранних локальных повреждений головного мозга младенца.
Лечение
Без лекарств при ММД не обойтись, но в процессе лечение не они будут на первом месте. При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей важно создать в семье благоприятную обстановку. Именно она в большей степени способствует выздоровлению и дисциплине:
В качестве лекарственных средств можно использовать:
Менингит – очень опасное для жизни инфекционное заболевание, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. В самом начале болезнь проявляется симптомами, схожими со многими другими - беспокойный сон, судороги, вялость. Как же распознать гнойный менингит у детей и вовремя обратиться к врачу?
О причинах возникновения отека головного мозга у детей можно узнать тут. В этой же статье узнаете как оказать первую помощь ребенку с отеком.
Прогноз
Конкретный курс лечения должен проводиться под контролем специалиста. После курса у ребенка улучшается сон и внимание, человек с ММД становится менее раздражительным, исчезают явные признаки симптома. Чтобы избежать осложнений, лечение необходимо начинать еще в детском возрасте.
Каждый родитель должен с самого детства обращать внимание на поведение своего ребенка, особенно, если в период беременности или родов случались вышеописанные проблемы. Многие симптомы ММД часто воспринимаются родителями как обычное детское поведение. Если есть какие-то сомнения, лучше всего оперативно обращаться за консультацией к врачу. Чем раньше поставят диагноз, тем быстрее и безопаснее можно будет справиться с синдромом.
На видео доктор медицинских наук рассказывает о том являются ли неуправляемые дети проблемой воспитания или жертвой проблем с работой мозга - синдрома минимальной мозговой дисфункции, синдрома дефицита внимания - лечить или терпеть, заболевание или проявление личности:
Дети с отклонениями в развитии-диагноз ММД
От автора: Если вашему ребенку поставили диагноз ммд (минимальная мозговая дисфункция), то эта статья написана для вас, уважаемые мамы и папы!
ММД (минимальная мозговая дисфункция)-термин, широко используемый за рубежом применительно к детям без выраженных интеллектуальных. но с различными лёгкими расстройствами поведения и обучения вследствие биологически обусловленной недостаточности функций нервной системы, чаще резидуально-органического генеза.
Проявления различны:
-неврологическая микросоматика,
- неуклюжесть, тики, гримасничанье,
-неравномерная интеллектуальная работоспособность,
-нарушение внимания, пространственных представлений,

- дислексия, дисграфия, дискалькулия,
-слабая память,
-взрывчатость, возбудимость, агрессивность,
-неуправляемость поведения,
-нарушения сна.
Ребёнок с ммд имеет незначительные нарушения в структуре и развитии головного мозга.
Нарушения возникают в период внутриутробного развития (в первый триместр беременности, когда формируется нервная система ребёнка). Так же это могут быть сложные роды (стремительные, удушения пуповиной, осложнения при инфекционных заболеваниях новорождённого).
Ммд проявляется в двух направлениях: гиперактивность или заторможенность.
Диагностику и лечение проводит врач-остеопат.
Если с рождения ребёнка не уделять этому внимания, то к 2-3 годам будут видны отклонения от нормы. Ребёнок становится неуправляемым быстро увлекается различными занятиями, так же быстро их бросает проявляет вспышки агрессии, плохо адаптируется к изменяющимся условиям. Это связано с работой мозга: релаксационная фаза мозга наступает каждые 5-10 минут. Ребёнок перестаёт адекватно воспринимать реальность. Может не помнить, что происходило, ведь его мозг попросту отключался. В такие моменты наблюдаются резкие перепады: либо вспышки бешенства, либо уход в свой мир.
Физически такой ребёнок может никогда не уставать, а вот умственная утомляемость частая. Ему очень сложно контролировать свои эмоции.
Могут наблюдаться задержки в развитии речи. Движения резкие, порывистые, неловкие. Такие детки часто падают, получают травмы и ушибы. Ммд-болезнь детская и проходит к подростковому возрасту.

У ребёнка с ммд слабая нервная система. С этим нужно смириться-крики, наказания, морали в воспитании не допустимы.
Нужно сформировать единый стиль воспитания. Помните о том, что в новой и незнакомой обстановке гиперактивность проявляется ярко. Ребёнок не может сосредоточиться, фиксировать внимание, постоянно отвлекается.
У детей с ммд отмечаются вегетативные нарушения-повышенная потливость, лабильный пульс,стойкий красный демографизм.
Часто наблюдаются различные неврозоподобные состояния- тики, энурез, страхи (на ровном месте и носят стойкий характер).
Период относительного благополучия сменяется обострением.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Соблюдение режима дня.
2. В рационе питания много фруктов с содержанием калия, кальция и магния (молочные продукты и сухофрукты).
3. Избегание шумных и подвижных игр перед сном.
4. В комнате ребёнка минимум мебели.
5. Старайтесь избегать жары, духоты, длительных поездок.
6. Спорт в тех видах, где исключается травма головы. Например, плавание или гимнастика.
7. Выполняйте инструкции врача.
8. Календарь на стене, где отмечаются хорошие и неудачные дни ребёнка (например, красным и синим цветом). Это нужно для снижения гиперактивности и повышения внимания. Обязательно объясняйте ребёнку своё решение (почему красный, почему синий).
9. Используйте гибкую систему поощрений и наказаний. Поощряйте ребёнка сразу .
10. Работайте с ребёнком в начале дня. Вечером уменьшите общую нагрузку на ребёнка.
11. Делите работу на более короткие промежутки, делайте паузы.
12. Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать у ребёнка чувство успеха.
13. Усаживайте на занятия рядом с собой.
14. Во время занятий при перевозбуждении используйте тактильный контакт.
15. Давайте чёткие, короткие и конкретные инструкции.
16. Договаривайтесь с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
17. Предоставьте ему право выбора.
18. Стимулом для ребёнка будут Ваши замечания по изменению поведения ребёнка в лучшую сторону.
19. Оставайтесь спокойным и родителем и взрослым .
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ:
-Никогда не выясняйте отношения при ребёнке. Ссоры до крайности истощают детскую психику.
- Просмотр телевизора, игра на компьютере может спровоцировать судорожный приступ.
- Побольше вырезайте с ребёнком, рисуйте и лепите, собирайте паззлы, читайте книги и пойте песни.
- Рекомендовано быть на домашнем режиме по причине плохой адаптации к социуму.
-весна для детей с ммд -не лучшее время года. Нервная система и так ослаблена, она испытывает двойное напряжение-отвечает за адаптацию к переменами организм перестраивается на работу в новом световом и температурном режиме.
В это время ребёнку трудно контролировать своё поведение и эмоции, он быстрее утомляется, жалуется на головную боль и на него жалуются.
-таких детишек успокаивает вода. Она увлекает их на долгое время. Приготовьте для релакса таз с тёплой водой. Игрушки ребёнок выберет сам. Пусть переливает, добавляет, брызгает. Может и просто держать руки под струей воды.
И, в конце, несколько игр на выравниваение эмоционального состояния вашео ребенка:
1. Задуй свечу.
Глубоко вдохнуть, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы задувая свечу, при этом длительно произносить звук ууууу.
2. Ленивая кошечка .
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперёд,потянуться как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук аааа.
3. Улыбка .
Представь себе, что ты видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбнись в ответ солнышку и почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Сделай это ещё раз и попробуй улыбнуться пошире. Растягиваются твои губы, напрягаются мышцы щёк. Дыши и улыбайся, твои ладошки и руки наполняются улыбающейся силой солнышка.
4. Лимон
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена рука. Затем бросить лимон и расслабить руку.
Я возьму в ладонь лимон
Чувствую, что круглый он
Я его слегка сжимаю
Сок лимонный выжимаю
Всё в порядке, сок готов
Я лимон бросаю, руки расслабляю
5. Снеговик
Солнце припекает и снеговик начинает таять. Голова, одна рука, другая, всё туловище. Снеговик превращается в лужицу.
Источники:
Следующие материалы:
30 марта 2023 года
Комментариев пока нет!