Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » На приеме у педиатра

Зрение 5 6 у ребенка в 1

Зрение 5 6 у ребенка в 1

Развитие зрения у детей до года

0 комментариев

Для развития зрительной системы новорожденного требуется некоторое время. В первые недели жизни дети не видят детали, изображение нечеткое и преимущественно в серых тонах.

Зрение у младенцев полностью формируется только через несколько месяцев после рождения. Зная этапы его развития, вы можете наблюдать за своим ребенком и быть уверенным, что он видит правильно.

Дети рождаются с небольшой степенью дальнозоркости (гиперметропии). Это связано с тем, что форма глазного яблока новорожденного ребенка отличается от формы глаза здорового взрослого человека. Оно как бы сплюснуто, его диаметр меньше. Степень дальнозоркости доходит до трех диоптрий.

По мере роста глаза, развития оптической системы зрение нормализуется. К трем годам оно должно достигнуть нормы и стать 100%. Если количество диоптрий при рождении больше, дальнозоркость с возрастом не пройдет.

У некоторых детей рост глазного яблока продолжается и гиперметропия переходит в миопию (дальнозоркость). У детей до года она наблюдается примерно в 5% случаев. С возрастом количество миопов возрастает. Она встречается примерно у 15% подростков и у 25% взрослых.

зрение 5 6 у ребенка в 1

Часто дети рождаются с такой патологией как астигматизм слабой степени. Зрение в большинстве случаев нормализуется к концу первого года жизни. Если степень астигматизма превышает 1 диоптрию, это уже влияет на качество зрения и требует обязательной коррекции.

В случае обнаружения какого-либо из этих нарушений, коррекцию необходимо начинать сразу. Ждать наступления какого-либо конкретного возраста для начала лечения не стоит. Отсутствие коррекции помимо снижения зрения грозит возникновением таких сопутствующих заболеваний, как косоглазие и амблиопия.

Проверка рефракции у детей должна проводится несколько раз: на узкий зрачок и на широкий. Зрачок расширяют путем закапывания капель атропина в течение нескольких дней. Только после такого обследования возможно точно определить тип нарушения и подобрать необходимую очковую коррекцию.

Развитие зрения во внутриутробном периоде

Зрение начинает развиваться еще до рождения. На развитие тела и мозга ребенка, его глаз и зрительных центров головного мозга влияет то, как мама заботится о себе во время беременности.

Обязательно следуйте рекомендациям специалиста, наблюдающего беременность, относительно питания и необходимого отдыха. Исключите табак, алкоголь или наркотики, так как эти токсины могут вызвать многочисленные проблемы у ребенка, в том числе и проблемы со зрением.

Чрезвычайно опасно курение во время беременности, так как сигаретный дым содержит около 3000 различных химических веществ, которые могут причинить вред здоровью как будущей мамы, так и малыша.

Даже прием беременной женщиной таких распространенных лекарств как аспирин может быть опасным. Это увеличивает риск рождения ребенка с небольшим весом (негативно воздействует на рост плода) и может спровоцировать осложнения (кровотечения) во время родов.

Возникновение проблем со зрением у детей в дальнейшем связывают с небольшим весом при рождении. Поэтому необходимо консультироваться со своим гинекологом о возможности принимать те или иные лекарства и даже травяные добавки и иные лечебные средства.

зрение 5 6 у ребенка в 1

Зрение у детей при рождении

Сразу после рождения специалист осматривает глаза новорожденного, чтобы исключить признаки врожденной катаракты или иных серьезных неонатальных проблем глаз. Хотя такие проблемы встречаются редко, их необходимо обнаружить и лечить на ранних стадиях. Это минимизирует их влияние на развитие зрения ребенка.

При рождении ребенок видит только в черно-белых и серых тонах. Нервные клетки сетчатки глаза и мозга, контролирующие зрение еще. не полностью развиты. Кроме того, глаза новорожденного еще не обладают способностью к аккомодации (фокусироваться на близких объектах).

Так что не беспокойтесь, если кажется, что ваш ребенок не фокусируется на объектах, в том числе и на вашем лице. Для этого потребуется некоторое время.

Однако, не смотря на такие зрительные ограничения, исследования показывают, что через несколько дней после рождения младенец предпочитает смотреть на лицо своей матери, чем на лицо незнакомца. Полагают, что это зависит от высоты и контрастности раздражителей, таких как граница роста волос на голове матери. Таким образом, чтобы укрепить визуальный контакт с малышом, не изменяйте вашу внешность и прическу.

Вы можете заметить, что у новорожденного большие глаза, это связано с тем, что при рождении они составляют уже 65% размера глаз взрослого человека.

Зрение ребенка в первый месяц после рождения

В первый месяц глаза ребенка не очень чувствительны к свету. Количество света, необходимое ему, чтобы понимать, что свет присутствует, в 50 раз выше, чем у взрослых.

Поэтому вы можете оставить неяркий свет в детской комнате, это не помешает сну малыша.

Дети начинают видеть цвета достаточно быстро. Немного больше времени требуется для того, чтобы возникла способность видеть синий и фиолетовый цвета.

Для стимулирования детского зрения в оформлении комнаты младенца можно использовать яркие цвета, а также предметы контрастных цветов и разнообразных форм.

Зрение ребенка в 2-3 месяца

Значительные изменения в развитии зрения происходят у детей в 2-3 месяца. В этот период увеличивается острота зрения. Малыш начинает следить взглядом за движущимися объектами и тянется к предметам. Переводит взгляд с предмета на предмет, не поворачивая при этом голову. Глаза становятся более чувствительными к свету.

Для стимуляции развития зрения в этот период можно добавлять новые объекты, менять месторасположение кроватки и других предметов. Разговаривайте с ребенком, когда ходите с ним по комнате. Выкладывайте его на живот во время бодрствования, это даст ему зрительный и двигательный опыт.

В 3 месяца необходимо пройти первое обследование у офтальмолога.

Зрение у детей в 4-6 месяцев

К 6 месяцам наблюдается значительный прогресс в развитии зрительных центров головного мозга. Это позволяет ребенку видеть четче, движения глаз становятся более быстрыми, а следование взглядом за движущимися объектами более точным.

Острота зрения улучшается, он уже может видеть все цвета. Координация глаз-рука становится лучше, что позволяет быстро находить и подбирать предметы и точно направлять их в рот. 6 месяцев – это время очередного обследования глаз.

Развитие зрения в 7-12 месяцев

Это важный период. На этом этапе дети учатся координировать свое зрение с движениями тела. Они уже могут достаточно хорошо оценить расстояние до объекта и более точно хватают и бросают предметы.

Родителям следует быть очень внимательными, чтобы уберечь малыша от травм, в том числе и травм глаза, которые он может получить, активно исследуя окружающий мир. Развитию координации глаз-рука способствуют игры, в которых ребенка побуждают ползти к игрушкам.

В 12 месяцев снова необходимо посетить офтальмолога.

Регулярные обследования глаз позволят выявить такие аномалии у младенцев как астигматизм, близорукость, дальнозоркость, а также иные нарушения, влияющие на нормальное развитие глаз.

2 месяца: грудной возраст

Физиология ребенка второго месяца жизни

На втором месяце жизни ребенок начинает активно развиваться физически. К концу второго месяца он может набрать около 800 гр (что составляет около 25% от его веса в конце первого месяца), вырастет на 3-4 см, окружность его груди увеличится примерно на 20 мм.

Спит ребенок, по-прежнему, около 18 часов в сутки. На втором месяце суточный объем материнского молока, который должен получать ребенок, составляет примерно четверть его собственной массы.

Психология ребенка второго месяца жизни

Психологически ребенок развивается так же стремительно, как и физически. Уже на втором месяце его реакции становятся более осмысленными, а внимание более сосредоточенным, чем у новорожденного. Постепенно угасают рефлексы новорожденного. им на смену приходит сознательное (насколько это возможно в таком возрасте) восприятие действительности. Главным способом общения с окружающими для него, по-прежнему, остается плач, но уже появляются и другие звуки, которые малыш все охотнее издает - гуление. его интерес к окружающему миру становится все заметнее.

Зрение и слух ребенка второго месяца жизни

Взгляд ребенка становится более сфокусированным, чем в первый месяц. Он уже способен фиксировать яркие, или просто новые предметы, попадающие в поле его зрения. Малыш может водить взглядом, сопровождая движущийся предмет, если этот предмет находится на не очень большом от него расстоянии (не дальше метра). Теперь ребенок способен зрительно отличить родителей от других людей. Улыбка тоже становится осознанной, и ей малыш может отвечать вам на ваши ласковые слова и хорошее настроение.

Наряду со зрением, активно развивается и слух. На втором месяце ребенок уже умеет определять, откуда исходит шум. Если потрясти погремушкой вне поля зрения малыша, вы увидите, что сначала он на какое-то время замрет, анализируя ситуацию, а затем повернет голову в ту сторону, откуда идет звук. Помимо искусственных звуковых раздражителей, в этом возрасте ребенок начинает реагировать и на человеческие голоса, а иногда даже различать их.

Также на втором месяце ребенок учится выстраивать первые причинно-следственные связи. В этот период он начинает понимать, что, например, когда он подает голос, к нему обязательно подходят.

Навыки и умения ребенка второго месяца жизни:

- самостоятельно поднимать голову и удерживать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд

- лежа на животе, может приподнимать голову и грудь, и удерживать такое положение несколько секунд

- некоторое время удерживать в руках игрушку или другой предмет, крепко держа его ладонью

- лежать расслабленно и спокойно, вытянув ручки и ножки

- непроизвольное сокращение мышц происходит значительно реже, чем в первый месяц жизни.

Зрение у детей

Глаза — это один из факторов связи человека с внешним миром. Сегодня дети все больше страдают от болезней глаз, которые зачастую являются результатом нагрузки на орган зрения. Однако следует учесть и то, что формируется зрение не в школе, когда приходится много читать, писать, учить. Зрение формируется с самого раннего возраста и в этот период важно заметить начинающиеся проблемы. Итак, поговорим о развитии и особенностях зрения детей дошкольного и школьного возраста.

Зрение у детей до года и в 1 год

Становление зрительной системы ребенка — более сложный процесс, нежели становление других систем. Когда дитя рождается, его зрение ниже, чем у взрослого, в два раза! Развитие глаз плода в утробе матери начинается на третьей неделе его жизни.

В период до 3 месяцев жизни малыш может видеть только на расстоянии 40-50 сантиметров. Этого ему вполне достаточно чтобы увидеть мамино лицо и грудь. Многим мамам в это время видно, что глаза ребенка немного косят и блуждают. Причина этого состоит в дальнозоркости, ведь глазное яблоко ребенка в это время меньше, нежели у взрослого. Малыш сводит глаза к переносице, когда рассматривает предметы вблизи и создается впечатление, что он косит. С развитием ребенка и увеличением глазного яблока такое визуальное косоглазие пройдет само по себе без всякого вмешательства. Поэтому беспокоиться не о чем. А для того, чтобы сомнения мамы не приносили тревог, с ребенком нужно обязательно посещать плановые осмотры у педиатра. Проблемы может заметить и он, если же есть сомнения, то следует посетить офтальмолога. На осмотре доктор установит, способен ли ребенок фиксировать взгляд, осмотрит его веки и слезные пути, слизистые оболочки глаз и прозрачность роговицы. В шесть месяцев офтальмолог может диагностировать и косоглазие, и дальнозоркость, и близорукость.

Если у родителей появились подозрения, что с глазками ребенка не все в порядке, если в семье у кого-то были проблемы с глазами, то есть имеет место фактор генетической предрасположенности к проблемам зрения, то с визитом к офтальмологу оттягивать не нужно. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем легче будет ее устранить и скорректировать.

Обязательно нужно идти к окулисту, если у ребенка до года наблюдаются следующие проблемы:

    Частое покраснение глаз. Появление выделений в уголках глаз. Несколько месяцев косоглазие не пропадает. Наблюдаются частые и ритмичные колебания глаз (нистагм).

У деток до года нередко появляется дакриоцистит. Это воспаление слезного мешка, находящегося между носиком и внутренним уголком век. Причина такого явления — недоразвитость слезных путей у детей.

Уже с трех месяцев зрение у малыша существенно улучшается. Ребенок может самостоятельно фокусировать взгляд на определенном предмете и затем брать его руками.

Развивать зрение ребенка следует с первого месяца его рождения. Это совсем несложно:

    Кровать малыша нужно ставить в самой светлой комнате дома и при этом желательно присутствие комбинированного освещения — дневного и электрического. Свет способствует движению глаз. Комната, где находится ребенок, должна быть оформлена в пастельных мягких тонах. Это бежевый и персиковый, светло-зеленый и голубой, нежно-розовый и песочный цвета. Ни в коем случае не нужно раздражать глаза ребенка ядовито-яркими цветами, например, фиолетовым и красным, желтым и зеленым. Расстояние между игрушками и кроваткой должно быть не менее 30 сантиметров. Игрушки желательно вешать разного цвета и формы. Не следует с младенчества приучать дитя к телевизору. Постоянно меняющаяся картинка цвета создает сверхнагрузку на глазки ребенка.

В возрасте одного года ребенок уже не только хорошо видит, он воспринимает жесты и мимику родителей, копирует их после зрительного восприятия. Однако в годовалом возрасте зрение ребенка еще не такое, как у взрослого, оно формируется.

Зрение детей в возрасте от года до двух

В возрасте малыша от года до двух происходит дальнейшее формирование зрения, его остроты. Острота определяется способностью глаз раздельно воспринимать 2 точки, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга. Нормальная острота зрения взрослого человека равняется 1. Острота зрения у ребенка в возрасте от года до двух находится в пределах 0,3-0,5. Глаза малыша уже легко переходят с предмета на предмет, изучают их свойства. В этом возрасте у ребенка почти достигается согласованность движений рук и глаз.

Врачи акцентируют на том, что деткам до двух лет не нужно позволять смотреть телепередачи. Они просто не воспринимают смысл увиденного, а используют телевизор как звучащую и мигающую игрушку. Глазные мышцы малыша в этот период не готовы к напряжению, которое создает просмотр телевизора.

Зрение у детей 2, 3, 4 лет

В возрасте 2 лет зрительный опыт ребенка уже позволяет выражать свои желания и произносить несложные предложения. Зрительный опыт ребенка — это восприятие речи взрослых, изучение мимики и попытки воспроизводить подобное самостоятельно. Если у малыша нормальный уровень развития зрения, то воспроизведение будет прогрессировать. Когда же со зрением есть проблемы, то это не позволит воспринимать артикуляцию речи взрослого, и у малыша будут плохо формироваться навыки звукообразования и словообразования.

Три года — это как раз тот возраст малыша, когда можно проверить его остроту зрения по специальным тестам. Обычно с этой целью используют таблицу Орловой, содержащую 10 рядов картинок. Ребенка врач усаживает на расстоянии пяти метров и, начиная с верхнего ряда, показывает по одной картинке. Если малыш не может ее назвать, переходят к другой картинке той же строки. Целью исследования по таблице Орловой является возможность названия ребенком как можно большего количества картинок в одном ряду. Остроту зрения определяет строка. При таком обследовании офтальмолог может выявить близорукость. В этом случае ребенку назначают лечение и специальную гимнастику.

Следует отметить, что не всем детям трехлетнего возраста удается проверить остроту зрения таким способом. Иногда такая проверка возможна в 3.5-4 года. В 4 года нормой можно считать остроту зрения 0,7-0,8.

Нужно учесть, что в возрасте 4 года может появиться такое явление, как прищуривание глаз. Оно может стать началом развития близорукости, его симптомом. С ухудшением зрения прищуривание компенсирует невозможность видеть далеко. Но иногда прищуривание может быть не сигналом тревоги, а просто подражанием ребенка кому-то.

Зрение у детей 5-6 лет

В возрасте пяти-шести лет на органы зрения ребенка приходятся большие нагрузки. Как правило, родители начинают готовить детей к школе, водят их на кружки, секции, группы раннего развития. Да и в детском саду в этот период занятия становятся более длительными, поскольку дошкольная программа тоже готовит детей к учебной школьной нагрузке. Важно в этот период зрительные мышцы малыша не перегружать, делать перерывы в занятиях, которые требуют сосредоточения и длительной концентрации глаз на каком-то предмете. Например, речь идет о рисовании, когда глаза концентрируются на создаваемом ребенком образе или картинке. Занятия 5-6-летнего ребенка не должны превышать 30 минут с 15-минутными перерывами. Что касается длительности просмотра ребенком телепрограмм, то она не должна превышать одного часа в день. Родителям не следует позволять играть в электронные игры, если экран слишком маленький и ребенок вынужден напрягать зрительные мышцы, чтобы рассмотреть маленькие детали.

К шести годам зрение дошкольника достигает взрослого уровня, то есть единицы. Тогда глаза ребенка уже четко различают предметы на дальнем и близком расстоянии. В 6 лет орган зрения и весь детский организм готов к школе.

Чтобы хорошо подготовить глаза ребенка к началу занятий в школе, нужно в дошкольном возрасте регулярно посещать профилактические осмотры окулиста для коррекции возможных нарушений.

зрение 5 6 у ребенка в 1

Зрение у детей школьного возраста 7-9 лет

Окулисты констатируют, что пик детской близорукости приходится на 7-9 лет. Это самый распространенный диагноз зрительной патологии детей школьного возраста. Близорукость, или миопия, встречается у каждого шестого школьника. Именно поэтому дети, которые идут в школу раньше 7 лет, получают чрезмерную нагрузку на глаза. И если к возникновению проблем со зрением есть и генетическая предрасположенность, то шансы заполучить близорукость возрастают.

Главный признак близорукости — ухудшение видимости предметов, находящихся вдали. Это может быть поправимым, если вовремя выявить проблему. Родители должны контролировать гигиену зрения, следить за рациональным питанием ребенка и наличием в его меню белков, витаминов С, А, Е и селена.

Зрение у детей: норма

Существуют нормы зрения в детском возрасте. В 3 года острота зрения ребенка равна 0,6-0,9, в 4 года она возрастает до 0,7-0,9, в 5 лет составляет 0,8-1,0, в 6 — 0,9-1,0. То есть острота зрения с рождения и в дошкольном возрасте увеличивается. Даже в 5 лет она может сравниться с остротой зрения взрослого человека. Следует отметить, что по данным статистики острота зрения, равняющаяся 1, констатируется у 45-55 % детей 7-летнего возраста, 60 % 9-летних детей, 80 % 11-летних.

Специально для nashidetki.net - Диана Руденко

Развитие зрительных функций у детей

Почитать по теме Детская офтальмология

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12-14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2-3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2-З-ем месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование - от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4-6-ом месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше - на 2-3-м месяце замечает грудь матери. На 7-10-ом месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2-3-ем году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005-0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01-0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2-0,3 и только к 6-7 годам (а по разным данным и к 10-11) достигает 0,8-1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2-6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4-5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2-3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения - глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2-5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.
  • Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

    В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство . В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

    На 4-ом месяце у детей развивается хватательный рефлекс . При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

    Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства . Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

    Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2-7 лет . когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

    В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

    Источники:
    astigmatizma.ru, touch.deti.mail.ru, nashidetki.net, m.excimerclinic.ru

    Следующие материалы:

    16 октября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения