Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Лечение и профилактика

Помощь трудным детям раттер

Помощь трудным детям раттер

Раттер М. Помощь трудным детям

Раттер М. Помощь трудным детям // Вольнова Л.М. Профілактика девіантної поведінки. – К. – 2009. – С. 106-108.

Завдання для самостійної роботи:

1. Проаналізуйте виділені автором критерії поведінки з відхиленнями.

2. Проведіть їх співвіднесення з поведінковими проявами підліткового віку з позицій норми та відхилення.

<…Какое поведение ребенка является отклонением от нормы? Для оценки возможного отклонения в любом поведении используется несколько различных критериев. К их числу относятся:

Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, мокрые пеленки для младенцев не особенно тревожат родителей, и многие дети продолжают мочиться в постели до четырехлетнего или пятилетнего возраста. Вместе с тем с детьми десятилетнего возраста подобное случается крайне редко, и поэтому для этого возраста подобные случаи рассматриваются как отклонение от нормы. Точно так же тревога при разлуке с близкими очень типична для начинающих ходить малышей (это настолько типично, что безразличная реакция ребенка этого возраста на разлуку с родителями – возможная причина для беспокойства). Однако у подростка болезненное переживание разлуки с близкими будет явлением весьма редким и поэтому ненормальным.

Что же касается вопросов, связанных с половыми различиями, то следует отметить, что даже в позднем детстве поведение мальчиков и девочек во многом совпадает. У большинства мальчиков оно окрашено некоторыми так называемыми «женскими чертами», а у большинства девочек – некоторыми «мужскими». Это вполне нормально. Однако достаточно редко у мальчика встречается весь набор женских особенностей поведения, и поэтому с точки зрения статистики такой случай явился бы ненормальным. Вопрос серьезности подобного отклонения может быть решен только с учетом других критериев ненормальности, а также наличия повреждения социального развития.

Длительность сохранения расстройства

Как уже отмечалось, при исследовании детей любого возраста у многих часто обнаруживается наличие страхов, припадков или других неприятных расстройств. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки. Так, например, почти каждый ребенок прошел через фазу нежелания ходить в школу. Это могло быть единственным днем в жизни ребенка или длиться несколько недель. Сохраняющееся же многие месяцы и даже годы нежелание ходить в школу, естественно, вызывает тревогу.

Жизненные обстоятельства

Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей – явление обычное и нормальное. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и свои падения, в силу чего в одно время дети могут быть очень уязвимы, а в другое – обладать достаточной сопротивляемостью и хорошими адаптационными способностями. Развитие никогда не происходит гладко, а явление временного регресса встречается довольно часто.

Колебания, о которых идет речь, в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому очень важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Многие дети, например, реагируют на появление младшего брата или сестры регрессом в поведении. Они могут в это время начать сосать палец, просить бутылочку, больше капризничать и требовать внимания взрослых. Другое событие, которое обычно вызывает переживание стресса и приводит к увеличению чувства тревожности и зависимости, – перемена школы или класса. Родителям следует знать, что у многих детей стресс усиливает эмоциональные и поведенческие трудности.

Социокультурное окружение

Дифференциация нормального и анормального поведения не может быть абсолютной. То, как ведет себя ребенок, должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Поэтому очень важно с пониманием относиться к тем многим культурным различиям, которые существуют в обществе.

Степень нарушения

Жалобы на отдельные симптомы встречаются гораздо чаще, чем на существование целого ряда симптомов одновременно. На самом же деле лишь в крайних случаях внимания заслуживают симптомы, изолированно наблюдающиеся в поведении ребенка. Более пристально следует изучать детей с множественными эмоциональными или поведенческими расстройствами, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.

Тон симптома

Значение симптома в некоторых пределах определяется также и его особенной природой. Исследования показали, что одни симптомы преимущественно бывают обусловлены неверным воспитанием ребенка, другие – психическим расстройством. Так, кусание ногтей – привычка, которая так же часто встречается у нормальных детей, как и у психически больных детей, – не является признаком психического заболевания. Из этого, однако, не следует, что для диагностики данный симптом не имеет никакого значения. Напротив, дети особенно часто кусают ногти в моменты внутренних напряжений. Однако напряжение не является синонимом расстройства психики, потому что время от времени его может испытывать каждый, а вот, например, нарушение отношений со сверстниками значительно чаще бывает связано именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

Тяжесть и частота симптомов

Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей более обычны, нежели серьезные, часто повторяющиеся расстройства. Соответственно, когда говорят, что у ребенка бывают ночные кошмары, вспышки ярости, тики или какие-то другие неблагоприятные симптомы, очень важно прежде всего выяснить частоту их проявления и ясно представить себе реальную картину нарушения. В чем же состоит припадок: в двухминутном крике или в получасовом плаче с катанием по полу? Почему родители считают, что у ребенка бывают ночные кошмары: потому ли, что он по утрам вспоминает увиденный неприятный сон, или потому, что он просыпается среди ночи весь в поту и слезах? В этих случаях также важно, повторяется ли это с ребенком каждую ночь или происходит не чаще одного раза в месяц.

Изменение поведения

Появление изменений в поведении является еще одним важным аспектом диагностики. Другими словами, анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Конечно, в течение жизни разнообразные формы поведения могут быть очень сложными, но если в поведении ребенка возникают изменения, которые трудно объяснить законами нормального созревания и развития, к этим изменениям следует всегда относиться внимательно.

Ситуационная специфичность симптома

Существует распространенное мнение, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке. Между тем степень ситуационной специфичности симптома является не самым лучшим критерием анормального поведения. Тем не менее важно обращать внимание на наличие этого признака. Его существование и изменение проливают определенный свет на динамику развития у ребенка проблем взаимодействия с другими людьми.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения от нормы, следует принимать во внимание комбинацию из всех вышеназванных критериев. Но даже в этом случае определение «ненормальности» только на основе статистических данных, т.е. данных о частоте симптома, представляется недостаточным. Необходимо также учитывать, насколько отклонение от нормы повреждает развитие.…>

Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер пер. с англ. / [общ. ред. А.С. Спиваковской предисл. О.В. Баженовой и А.Я.Варга]. – М. Прогресс 1987. – 422 с.

Поделиться в соц. сетях

Развитие личности ребенка. М. 1987. (Психология юности: 231-266.) Раттер М. Помощь трудным детям. М. (Подростковый возраст: 122-133.)

За и против. -109.)

Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия простр

У детей. М. 1964. (Развитие восприятия пространства у подростков: 143-155.)

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В.

и др.- М. 1984. (Психология подростка: 220-231. Психология старшего школьника: 2:

Гоноболин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М. 1972. (Внимание подростков и юношей: 64-77.) Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности

никое.-М. 1988. (Школьники среднего возраста: 31-35. Старший школьник: 36-41.)

Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М1 (Социально-психологические особенности ранней юности: 4-16.)

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания. Мине' (Психологические особенности старшего школьника: 57-63.) Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаев

(Специфика решения проблем шестиклассниками: 140-144.) р Маркова А. К. Психология обучения подростка. М. 1975.1 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте: Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л. 1989. 1 (Самоконтроль у подростков: 94-98. Самоконтроль у старших школьников: Особенности обучения и психического развития школьников

Лет.-М. 1988. 1 (Психологические особенности старшего подросткового возраста: 34-36.Д гические особенности старшеклассников: 69-71.) 'Ц

Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т.- т. 1. М 1987.

(Психология ребенка и подростка: 163-185.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.-М 1984.-Т. 4. (развитие мышления, образование понятий у подростков: 40-III. Развитие высших психических функций в переходном возрасте: III-199. Воображение и творчество подростка: 199-220.)

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ И ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Краткое содержание

Место детства в становлении личности. Значение детства для развития ребенка как личности. Три основные группы качеств личности, которые складываются в детстве: стилевые, инструментальные и мотивационные. Последовательность появления этих групп качеств и их связь с основными периодами личностного развития. Несовпадение познавательного и личностного развития ребенка. Школьный возраст как наиболее значимый для формирования личности. Становление устойчивой нравственной позиции, обретение самостоятельности, независимости и внутренней свободы - главные цели личностного развития ребенка в детстве. Возможные пути развития личности в современном обществе и проблемы, возникающие при' переходе от тоталитарного общества с доминированием административно-командной системы к демократическому обществу. Приоритет нравственного начала над предпринимательским, необходимость укрепления нравственности у детей наряду с развитием у них прагматического взгляда на жизнь. Опасность формирования агрессивности в детском возрасте.

Роль социальных факторов в развитии личности. Значение различных социальных факторов для личностного развития ребенка. Социальные институты, участвующие в формировании личности. Зависимость социальных влияний от возраста ребенка. Изменение с возрастом воздействия семьи на развитие личности. Особенности влияния школы на личность в разном возрасте. Внешкольные учебно-воспитатель-чые учреждения и их воздействие на формирование личности. Дифференцированное Мияние на детей средств массовой информации, печати и телевидения. Проблема итательной конкуренции между массовой и высокой культурой. Увеличение с Ртом ребенка комплексности и противоречивости воздействий различных социаль-Чх институтов на его развитие как личности.

ц Общение с людьми и его влияние на развитие личности. Взаимоотношения и ' .ичностное общение в малых группах как факторы, опосредствуюшле влияние щ институтов на развитие личности. Формирование общения и взаимоотно- * в разных видах деятельности. Зависимость динамики развития личности здц льности и общения. Четыре вида игр и связанного сними общения. Органи-тру Учебной деятельности на групповой основе и развитие личности. Общение, 1 Осньность и воспитание. Коллективные формы труда и развитие личности. 1Нд° механизм формирования и преобразования личности в общении. Внешние

Раттер М. - Помощь трудным детям [1987, PDF, RUS] скачать через торрент бесплатно

автор: Админ | 27-02-2015, 00:07 | Просмотров: 56

Год. 1987

Автор. Раттер М.

Переводчик. Оксана Баженова, едва заметно, Г. В это время ветер тихо покачивал деревья. Гаузе, словно река, Алла Спиваковская

помощь трудным детям раттер

Жанр. Коррекционная педагогика

Издательство. Прогресс

Язык. Русский

Формат. PDF

Качество. Отсканированные страницы + слой распознанного текста

Количество страниц. 424

Описание. В книге обобщен уникальный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития детей, как зеркало стальное, где работают психологи, чаще всего, врачи, как размытая картина, педагоги и как принято, которой в течение ряда лет руководил М.Раттер.

Книга знакомит читателей с феноменологией эмоциональных расстройств и как над жаровней, нарушений поведения детей, как колыбельная песня, а также с практикой их выявления, словно сон, психологического анализа и как черноморская пена, терапии.

Книга полезна не только специалистам, словно птица, работающим с детьми, привычно, но и как черноморская пена, родителям, как правило, имеющим трудности в воспитании ребенка.

Скриншоты

Чтобы скачать введите проверочный код

помощь трудным детям раттер

Источники:
psichology.com.ua, studopedia.ru, www.ttracker.org

Следующие материалы:

29 марта 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения