Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Лечение и профилактика

Элективный мутизм у детей это

Элективный мутизм у детей это

Мутизм

Мутизм с латинского обозначает немой, безгласный. Неврология относит это явление к невротическому нарушению речи, проявляющемуся в немоте, а также в отказе от речи. Психиатрия рассматривает мутизм как проявление бреда, тяжелой истерии, а также галлюцинации. Для этой патологии характерна сохранность речи и ее понимание.

Больной игнорирует контакты с окружающими, не отвечает на вопросы. Такое нарушение появляется после ушиба или сотрясения мозга, психической травмы, гибели близких, пожара, проявлений деменции - синдрома нарушения когнитивных функций.

Мутизм - причины

Мутизм способен проявиться вследствие истерического невроза. Заболевшие утверждают, что после волнения, а также душевного потрясения у них отключилась речь. Пребывая в таком состоянии, они речь понимали, выполняли предложенные инструкции, понятно описывали на бумаге свои переживания.

Зачастую истерический мутизм чередуется с афонией, для которой характерна сохранность шепотной речи.

Выделяют относительный, абсолютный, добровольный, а также недобровольный мутизм. Это деление зависит от длительности и глубины поражения речи, а также участия в образовании волевых процессов.

Для недобровольного мутизма характерна абулия (болезненное безволие, нерешительность), а также заторможенность всех функций. При добровольном - заболевший молчит в знак протеста.

Относительный, а также абсолютный мутизм это то же, что и элективный, а также тотальный.

Мутизм у детей

С 1927 года начинает углубленно изучаться мутизм у детей. Для детского заболевания характерен пассивный протест личности. Лечение заключается в психотерапевтических сеансах успокоения, снисхождения и развития равнодушия.

Добровольный мутизм у детей характеризуется повышенной чувствительностью, отсутствием инициативы, активности, колебаниями настроения, упрямством, капризностью, инфантилизмом. Такие дети страшатся новой ситуации, противятся новой нагрузке, пугаются перемены обстановки.

Детский психиатр Мориц Трамер впервые проанализировал избирательный мутизм у семилетнего ребенка, развившийся в ответ, как реакция на определение его в школу. Трамер назвал этот мутизм тотальным или элективным, а позднее предложил заменить на добровольный.

Причиной развития данного детского заболевания он считал ранимость, пугливость, отсутствие самостоятельности, инфантилизм, астенические черты характера. Детский элективный мутизм проходит по достижению десятилетнего возраста.

Другие авторы рассматривают детский мутизм как проявление невроза, возникающего вследствие психической травмы. В первую очередь после психических переживаний у детей страдает интеллектуальная и речевая деятельность. Хорошими примерами могут выступить стрессы, перенесенные детьми в военные годы.

Вебер в своей работе об элективном мутизме утверждал, что патология возникает вследствие неспособности личности устанавливать нужный контакт. На примере матери и ребенка, он трактует болезнь как симбиотическую привязанность и как следствие - склонность к торможению речи. Вебер выделяет простой реактивный, а также психоневротический мутизм.

Простой реактивный М. выступает ступорозной реакцией на испуг или тревогу, а в основе психоневротического мутизма заложена аномальная переработка пережитого.

Но эти два случая показывают регрессивную невротическую динамику.

Заболевание у детей сопровождается депрессивным настроением, впечатлительностью, робостью, тормозимостью.

Признаки мутизма у детей следующие: нерешительность, пугливость, тревожность, заторможенность, частые реакции протеста, нарушение аппетита и сна.

Исследователи пытались дать классификацию мутизму по различным признакам.

Они подразделяют его по интенсивности появления: ситуационный (кратковременный), элективный (постоянный) или тотальный.

По длительности характера выделяют континуальный и транзиторный.

Психиатры рассматривают мутизм как острую психогенную реакцию шокового, а также субшокового характера. Главным провоцирующим фактором патологии у детей выступает психогенное воздействие, затрагивающее функции речи. Существует большая разница между психогенным мутизмом у малышей и детей старшего возраста. У подростков клиническая картина является гораздо сложнее, а также разнообразнее.

Общие сведения психогенного мутизма у детей:

- у девочек заболеваемость встречается чаще, чем у мальчиков

- возникает в семьях, где имеется отягощенность наследственными речевыми расстройствами

- заболевшие психогенным мутизмом, имеют как задержки речевого развития, так и другие дефекты речевой функции

- в семьях дети растут среди отрицательного психологического климата

- большинство детей имеют церебральную патологию (резидуальную).

Для детского невротического мутизма характерны:

- нарушения речи после определенного периода общения с окружающими

- отсутствие нарушений моторики, поведения, мимики (взглядом, жестом ребенок выражает свои желания)

- избирательный характер заболевания, зависящий от определенной ситуации или лица

- задержка интеллектуального развития и возникновение дефектов речи.

Дети с проявлениями психотического мутизма молчаливы с раннего детства, а их поведение выделяется оторванностью и изолированностью от всего окружающего мира. Малыш производит впечатление равнодушного, однако может проявить агрессию в адрес матери или на себя. При обращении к нему, ребенок может сильно тревожиться.

Элективный мутизм у детей возникает по причине социо-культурных факторов. Дети иммигрантов при переезде в новую страну испытывают большой психический стресс, возможна депрессия. тревога, враждебность к окружающим.

Мутизм и аутизм

Ранний детский аутизм и мутизм проявляется в снижении потребности общаться с окружающими, отличается погруженностью в мир своих переживаний, отсутствием эмоциональных адекватных связей с людьми, присутствием вычурных движений, эхолалий, относительно себя употребление местоимений, а также глагольных форм второго и третьего лица.

Лечение мутизма у детей

Успех лечения зависит от различных вариантов психотерапии (главным образом от игровой) и групповых занятий. Роль медикаментов в лечении маленьких пациентов невелик. Заболевание возможно и гораздо легче предупредить. Создайте вокруг ребенка доброжелательную ласковую обстановку, не применяйте суровые наказания и жесткие требования. Уделите внимание сну ребенка, ограничьте употребление острой пищи, жидкости. Если ребенок страдает на аутизм. то диета при аутизме поможет ослабить симптомы заболевания. Придерживайтесь режима, чаще гуляйте на свежим воздухом.

Сурдомутизм в переводе с латинского обозначает глухоту, которая обусловлена врожденным генетическим дефектом. Этот термин применяется для определения глухонемоты, которая развилась без поражений слухового аппарата.

Сурдомутизм относят к расстройствам психической деятельности, который встречается часто в период военных действий. Примером может послужить очень сильный взрыв.

Сурдомутизм - это заболевание временного характера, при котором речь и слух очень быстро восстанавливаются. В этом помогает растормаживающая терапия, а в затяжных случаях рекомендуется комплексное лечение у психоневрологов, педагогов, логопедов, оториноларингологов, сурдопедагогов.

Мутизм - лечение

При психогенном мутизме эффективно массивное психотерапевтическое лечение в комплексе с приемами транквилизаторов, а также нейролептиками.

Существует множество эффективных методов, а также способов лечения мутизма и сурдомутизма. Основной упор направляется на следующие направления: психиатрическое, логопедическое, неврологическое и психологическое.

Эффективно лечение травами (пустырник, валериана), которые способствуют успокоению нервной системы. Рекомендованы также в лечении Мебриум, соли Брома, Андоксин, Аминазина, а также Резерпина.

Положительно себя зарекомендовал метод амиталкофеиновых растормаживаний при лечении мутизма и сурдомутизма. Суть метода в подкожном введении 1 мл 20% раствора кофеина и внутривенно 5% раствора амитал-натрия. Далее идут разъяснения для больного, направленные на ликвидацию болезненных нарушений.

Главное помните, что запущенное заболевание лечится гораздо сложнее. И если вовремя не начать лечение, то болезнь примет стойкий характер.

элективный мутизм у детей это

Прогноз мутизма напрямую зависит от основного заболевания. Многое зависит от личностных качеств заболевшего и насколько долго болезнь деформировала характер больного.

Еще статьи по данной теме:

Услуга подбора врача актуальна только для граждан РФ

Элективный мутизм

Элективный мутизм многие исследователи называют синдромом-болезнью. Недостаточная изученность и сложность этой аномалии развития нередко приводят к диагностическим ошибкам (например, постановке диагноза шизофрении или умственной отсталости) или оценке состояния как упрямства и симуляции и, как следствие, к избранию неадекватных лечебных, психологических и педагогических подходов. Во многих случаях нарушение речевого контакта в определённых социальных ситуациях расценивается как временное и самопроизвольно купирующееся. В случае затяжного или хронического элективного мутизма неправильное лечение или его отсутствие нередко приводят к тяжёлым формам школьной, а также социальной дезадаптации, в том числе при достижении человеком зрелого возраста. В связи с этим для назначения полноценного лечения особую важность приобретает своевременное установление психиатром точного диагноза. О клинических проявлениях этой патологии и опасностях её социального исхода должны быть осведомлены психологи детских учреждений, воспитатели и педагоги, являющиеся первой инстанцией на пути «молчаливого» ребёнка.

Синонимы

  • Селективный мутизм.
  • Избирательный мутизм.
  • Парциальный мутизм.
  • Добровольный мутизм.
  • Психогенный мутизм.
  • Ситуационно обусловленный мутизм.
  • Характерологический мутизм.
  • Речевая фобия.
  •  Немота при сохранном слухе.
  • Эпидемиология

    Элективный мутизм расценивают как сравнительно редкое явление, распространённость которого среди детей и подростков, по официальным данным, составляет 0,02-0,2%. Имеются сведения о том, что у детей, начавших обучение в школе, непродолжительный элективный мутизм возникает значительно чаще (0,72%).

    Классификация элективного мутизма

    В зависимости от этиологического фактора выделяют следующие варианты элективного мутизма.

  • Элективный мутизм сверхценного поведения, связанный с негативным отношением ребёнка к определённому значимому лицу (например, учителю, воспитателю, отчиму, мачехе, врачу) или неприятному месту (детскому саду, школе, поликлинике).
  • Социофобический элективный мутизм, обусловленный боязнью ребёнка обнаружить свою интеллектуальную и речевую несостоятельность либо связанный с конституциональной сверхчувствительностью, в том числе непереносимостью новой обстановки и непривычного окружения.
  • Истерический элективный мутизм, основанный на неосознанном стремлении ребёнка при¬влечь к себе внимание, добиться выполнения своих желаний и освобождения от чрезмерных психических нагрузок.
  • Депрессивный элективный мутизм, выраженный в снижении витального тонуса, заторможенности в идеаторной и моторной сферах.
  • Элективный мутизм со смешанными механизмами.
  • По разным признакам элективный мутизм классифицируют как ситуационный, постоянный, элективный и тотальный, а по длительности - транзиторный и континуальный.

    Заслуживает также внимания выделение следующих вариантов элективного мутизма.

  • Симбиотический элективный мутизм, в случае которого ребёнку свойственна симбиоти¬ческая связь с определённым лицом и подчинённо-манипулятивные отношения с другими участниками социального окружения.
  • Речевой фобический элективный мутизм со страхом услышать собственный голос и риту¬альным поведением.
  • Реактивный элективный мутизм с уходом в себя вследствие реактивной депрессии.
  • Пассивно-агрессивный элективный мутизм, который можно охарактеризовать как враж¬дебное использование немоты в качестве психологического оружия.
  • Клиническая картина элективного мутизма характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего в условиях воспитательно¬образовательных учреждений (в школе, детском саду, интернате). Полная немота наблюдается в стенах школы в целом либо ограничивается только классным помещением, когда ребёнок не разговаривает ни с учителями, ни с одноклассниками. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых учителей или одного учителя/воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Проверка качества знаний в этих случаях проводится письменно через домашние задания, ответы на вопросы, рефераты. Зачастую дети с элективным мутизмом, избегая вербального контакта, охотно используют для коммуникации мимику и пантомимику. В других случаях дети замирают в присутствии определённых людей или всех посторонних, не разрешают к себе прикасаться, не смотрят в глаза собеседнику, держатся напряжённо, сидят, низко опустив голову и втянув её в плечи. Имеются случаи, когда ребёнок отказывается говорить в присутствии посторонних, поскольку ему представляется собственный голос «смешным», «странным», «неприятным». Значительно реже элективный мутизм распространяется не на образовательные учреждения, а, напротив, на семью: легко общаясь между собой, а также со взрослыми на улице и в школе, дети совсем не разговаривают дома с кем-то из членов семьи (с отчимом, мачехой, отцом, дедом).

    Поведение девиантного ребёнка по сравнению с таковым нормальных сверстников настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

    Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессии преимущественно астеноадинамического типа.

    Что вызывает элективный мутизм?

    Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста. Для подобной девиации может быть характерен истерический механизм, позволяющий развиться реакции типа «мнимой смерти». Элективный мутизм способен также принять форму навязчивого страха обнаружить свою речевую или интеллектуальную недостаточность.

    Механизм развития

    Признаки избирательной немоты проявляются ещё в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении). Между тем большинство авторов отмечают в катамнезе людей, подверженных указанному синдрому, трудности социальной адаптации, связанные с неуверенностью и социальными страхами. При многолетнем элективном мутизме нередко возникают вторичные психогенные реакции на своё состояние, что приводит с годами к патологическому формированию личности, преимущественно по тормозимому и псевдошизоидному типу.

    Элективный мутизм

    Что такое Элективный мутизм -

    Характеризуется устойчивым отказом говорить в одной или более социальных ситуациях, в том числе в детских учреждениях, при способности понимать разговорную речь и разговаривать.

    Что провоцирует / Причины Элективного мутизма:

    Элективный мутизм - психологически обусловленный отказ разговаривать. Предрасполагающим фактором может быть материнская гиперопека. У некоторых детей развитие расстройства происходит после эмоциональной или физической травмы, перенесенных в раннем детстве.

    Встречается редко, менее чем у 1% больных психическими расстройствами. Одинаково часто или даже чаще встречается у девочек, чем мальчиков. У многих детей отмечаются задержка начала речи или проблемы артикуляции. У детей с элективным мутизмом чаще, чем у детей с другими расстройства речи, встречаются энурез и энкопрез. Колебания настроения, компульсивные черты, негативизм, нарушения поведения с агрессией у таких детей проявляются больше в домашних условиях. Вне дома они стеснительны и молчаливы.

    Симптомы Элективного мутизма:

    Наиболее часто дети говорят дома или с близкими друзьями, но молчат в школе или с незнакомыми. Вследствие этого может наблюдаться плохая успеваемость или они становятся мишенью нападок сверстников. Некоторые дети вне дома общаются с помощью жестов или междометий - хм, угу, ага.

    Диагностика Элективного мутизма:

    Диагностические критерии:

  • 1) нормальный или почти нормальный уровень понимания речи
  • 2) достаточный уровень в речевом выражении
  • 3) доказуемые сведения, что ребенок может говорить нормально или почти нормально в некоторых ситуациях
  • 4) продолжительность более 4 недель
  • 5) отсутствует общее расстройство развития
  • 6) расстройство не обусловлено отсутствием достаточных знаний разговорного языка, требуемых в социальной ситуации, в которой отмечается неспособность говорить.
  • Очень стеснительные дети могут не разговаривать в незнакомых ситуациях, но у них происходит спонтанное выздоровление, когда проходит смущение. Дети, попадающие в ситуацию, в которой говорят на другом языке, могут отказываться перейти на новый язык. Диагноз ставится, если дети вполне овладели новым языком, но отказываются говорить и на родном и на новом языке.

    Источники:
    vlanamed.com, m.ilive.com.ua, www.eurolab.ua

    Следующие материалы:

    23 июля 2019 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения