Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Лечение и профилактика

Гиперактивный ребёнок что делать родителям советы психолога

Гиперактивный ребёнок что делать родителям советы психолога

Советы психолога родителям гиперактивного ребенка

Советы психолога родителям гиперактивного ребенка

Для многих родителей гипердинамический синдром звучит как приговор. На самом деле для того, чтобы ваш ребенок развивался абсолютно нормально, необходима лишь ежедневная поддержка вашего малыша. Однако если этой поддержки не будет, то у вашего ребенка будет мало шансов вырасти здоровым и полноценным человеком.

Что такое гиперактивность?

Основной проблемой гиперактивных детей является неспособность их регулировать свою моторную активность. Дело в том, что у детей, страдающих гипердинамическим синдромом, нервная система работает с перегрузом.

Такой ребенок не может долго сидеть на одном месте, концентрироваться на чем-то или просто перестать бегать и прыгать, но это не значит, что он непослушный.

Дело в том, что он просто не может остановиться, и совершенно в этом не виноват. Чтобы помочь ребенку справится с этим, вам придется какое-то время взять на себя это регуляторную функцию.

Что же делать родителю в таком случае? Советы психолога родителям гиперактивного ребенка в первую очередь заключаются в правильной организации режима дня. Для гиперактивного ребенка это жизненная необходимость. При этом не должно быть никаких причин, чтобы этот график нарушать.

Таким образом, вы сможете выработать у вашего ребенка условный рефлекс, что в определенное время нужно делать определенные действия. В итоге в конце дня малыш будет знать, что он выпил молоко, послушал сказку и пора засыпать. Иначе процедура укладывания гиперактивных детей может занимать минимум час.

Так же советы психолога родителям гиперактивного ребенка заключаются в том, чтобы создать устойчивое домашнее пространство. То есть, все вещи должны лежать на своих местах, кушать только на своем стуле и т.д. Для гиперактивного ребенка изменение даже таких мелочей воспринимается как катастрофа, и это может нанести непоправимый ущерб психике вашего малыша.

Дело в том, что гиперактивный малыш очень тяжело реагирует на непредсказуемую ситуацию и может впасть в состояние паники – бегать, кричать, падать на пол. Такая реакция, как правило, бывает у всех маленьких детей. С возрастом она меняется на более зрелое поведение. Однако у гиперактивных детей такая реакция может сохраняться долгие годы.

Низкая способность концентрировать внимание

Проблема с концентрацией внимания возникает у всех гиперактивных детей. Однако многие родители могут это понять только, когда их чадо начинает ходить в школу. Дело в том, что родители, которые не занимаются ранним развитием ребенка, а просто играют с ним в активные игры, сразу могут даже не распознать у своего малыша гипердинамический синдром.

С данной проблемой сталкиваются родители, которые самостоятельно занимаются развитием своего малыша с помощью развивающих и образовательных занятий. Или малыш пошел в садик и родителям сообщают, что их малыш не способен долго концентрировать внимание во время развивающих занятий.

Советы психолога родителям такого ребенка заключается в том, чтобы ребенок ни в коем случае не прекращать важные для развития занятия, но делал этот так, как ему будет удобно. Например, гиперактивные дети не могут спокойно сидеть на стуле и лепить. Вместо этого ребенок бегает, шумит и мешает заниматься остальным.

Поэтому ребенок в любом случае должен присутствовать на занятии, но может это делать в сторонке. Со временем ребенок сам захочет присоединиться к группе. Главное в этом вопросе - не проявлять излишней настойчивости и насилия личности.

Неплохим выходом из такой ситуации будут грамотные действия со стороны педагога, направленные на активную занятость ребенка. Можно давать ребенку какие-то поручения, например, полить цветы или помочь нянечке в каком-то деле. Таким образом, ребенок будет постоянно занят и будет знать, куда ему девать энергию.

гиперактивный ребёнок что делать родителям советы психолога

Если у вас гиперактивный ребенок, не стоит отдавать его в группы раннего развития, в которых дети вынуждены много времени проводить за партой. Это не относится к развивающим клубам, в которых есть активные игры и дети могу свободно перемещаться в помещении.

Если вы видите, что вашему ребенку тяжело помещать такие занятия, не настаивайте. Переведите в другую группу с более свободными правилами или вообще прекратите дополнительные занятия на какое-то время.

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка

В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя - практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, - начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение и разумную строгость.

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Физические наказания для них не вредны, но, к сожалению, бесполезны. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. См. →

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома». В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

Физические упражнения при гиперактивности

Хорошо известно, и не только врачам, что занятия физкультурой укрепляют здоровье человека, а часто даже избавляют его от разных заболеваний. Физические упражнения улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают обмен веществ, укрепляют мышцы и ткани, увеличивают кислородный обмен, выводят шлаки, снимают мышечную усталость, насыщают человека дополнительной энергией.

Но как быть с детьми, у которых имеется или предполагается (в раннем возрасте) синдром дефицита внимания с гиперактивностью? Они ведь и без того двигаются сверх всякой меры. Не станет ли для них «тяжким бременем» дополнительная физическая нагрузка? См. →

Аутогенная тренировка

Этот самостоятельный метод психотерапии пользуется известной популярностью уже не одно десятилетие. И не случайно. Не имея побочных последствий, он позволяет восстановить некоторые функции центральной и периферической нервной системы, стабилизирует резервные возможности коры головного мозга, восстанавливает проходимость сосудов, снимает мышечное и эмоциональное напряжение. Последнее особенно важно для гиперактивных детей, которые часто бывают напряжены и внутренне замкнуты. См. →

Игровая терапия

«Игра» и «терапия» - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это: развлечения, отдых терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они объединены, объединены прочно многолетней практикой применения, дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста. Впервые игровую терапию начал применять З. Фрейд. Развивая его метод, М. Клейн стала использовать для лечения детей особый материал: игрушки небольшого размера, которые ребенок мог бы отождествлять с членами семьи. Она утверждала, что «в свободной игре ребенок символически выражает свои неосознаваемые надежды, страхи, удовольствия, заботы и конфликты». См. →

Семейная психотерапия при гиперактивности

При синдроме нарушения внимания с гиперактивностью лечением только ребенка ограничиваться, пожалуй, не стоит. Ведь сколько бы ни занимался с малышом специалист, если не поменять обстановку, окружающий мир - результат все равно не будет достигнут. Вот почему современная медицина для реабилитации детей с СДВГ предусматривает обязательную семейную психотерапию, на сеансах которой родители начинают понимать, что здоровье их ребенка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему взрослых. См. →

Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функции центральной нервной системы

​К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) и, как следствие, нарушение мышечного тонуса - самая распространенная патология раннего детского возраста. Внимательное ежедневное наблюдение за ребенком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков. См. →

Подвижный, гиперактивный, несносный.

Гиперактивный ребенок. Как помочь?

Почему на осинках не родятся апельсинки? Осинка - дитя холодного cевера, апельсинки - плоды темпераментного жаркого юга. Континентальная несовместимость.

Ваш ребенок похож на неугомонный апельсин? Импульсивный, крайне подвижный, не сидит ни минуты спокойно? Одним словом, очень активный, трудный ребенок или, говоря научным языком, гиперактивный.

Мы специально начали разговор с осинок и апельсинок. В 95 гиперактивность - наследуемый признак. Но очень активный и гиперактивный ребенок - это две большие разницы.

Первый и самый важный совет: не стройте догадки и предположения, обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту. Неправильно говорить о гиперактивности как таковой. Она является компонентом психофизиологического расстройства мозговых функций, названного синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Это означает, что вкупе с повышенной активностью у ребенка наблюдаются проблемы с вниманием.

СДВГ - это многоплановое расстройство функционирования мозга, особенности поведения ребенка не имеют отношения к плохому воспитанию, аллергии и т.п.

Важно понять, что при СДВГ нужен комплексный подход во всем.

1. Учитывать комплекс нарушенных мозговых функций: проблемы с поддержанием оптимального тонуса жизнедеятельности, (быстрая утомляемость и снижение интереса), отставание функций программирования и контроля (невозможность спланировать и выполнить последовательность действий), отставание в развитии зрительно-пространственных функций.

2. Комплексный подход в диагностике и лечении. Одновременное наблюдение у невропатолога и психолога (нейропсихолога).

3. Комплекс родители-ребенок - основа социализации и нормального развития ребенка. Традиционно СДВГ диагностируется в 5-6 лет, реже в 2-3 года. В последнем случае для психологической коррекции вы можете обращаться на кафедру нейропсихологии вуза вашего города.

Что можно посоветовать родителям ребенка с СДВГ?

гиперактивный ребёнок что делать родителям советы психолога

Запаситесь терпением, спокойствием и настроем на успех. Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциональному фону и совершенно нечувствителен к наказаниям и порицаниям. Бесполезно говорить: Не делай , Нельзя , Перестань . Эффективно переключать внимание на что-то другое. (Вместо Не прыгай на диване - А сколько раз подряд ты сможешь отбить мяч ладошкой от пола?. При этом считать вместе с ребенком и обязательно похвалить несмотря на результат.)

Хвалить ребенка с СДВГ нужно при любой возможности для поддержания тонуса внимания и готовности продолжать занятие.

Игра - это основной способ освоения окружающего мира, в том числе и для детей с СДВГ. Последние часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Начните с самых простых, постепенно прибавляя и усложняя условия. Благодаря подобной технике ребенок научается подчинять свою деятельность цели, одновременному удерживанию в активной памяти и внимании нескольких целей, соответственно тематике игры получает полезный навык, стабилизируется эмоциональная сфера, развиваются навыки общения.

К таким играм относится большинство дворовых игр: прятки, да-нет не говорить, черное- белое не предлагать, морская фигура. В старшем возрасте пионербол, футбол, баскетбол и т. д.

Для совсем маленьких детей можно использовать игры с четкими правилами передвижения предмета с места на место (не принеси маме мячик, а дай маме в руки красный мячик). Добившись выполнения, правила усложняют (просят принести два мячика сразу или один мяч папе, другой маме и т. д.).

Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности, особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Об особенностях школьного обучения при СДВГ

Наблюдается парадоксальная ситуация: при высоком уровне интеллекта - низкая успеваемость. Причины те же, что и в раннем возрасте. СДВГ остается и влияет на развитие ребенка вплоть до подросткового возраста, иногда и дольше.

На помощь вам, как и прежде, придут спокойствие, уверенность, хорошее настроение и игровая организация деятельности. Но не забывайте: в случае явных и нарочитых правил ребенок начнет упрямиться, сопротивляться и быстрее обычного потеряет интерес. Чередуйте подвижные и сидячие игры, старайтесь подбирать уровень сложности так, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что он не справится.

В школьном возрасте ребенок с СДВГ все также остается нечувствителен к наказаниям и отрицательным стимулам. Не стоит говорить: Ты должен сделать домашнее задание за 1 час Лучше. Давай сегодня попытаемся сделать домашнее задание за 1 час. Или другой пример. Ребенок постоянно забывает записывать домашнее задание. Вместо очередного выговора попробуйте каждое утро говорить Сегодня для тебя самое важное - записать в дневник домашнее задание Сначала это будет в ущерб учебе, позже ребенок освоит цель и перейдет к новой.

При плохом выполнении домашних обязанностей также можно использовать игру. При мытье посуды расставляйте тарелки в особой последовательности или мойте наперегонки. При уборке пола просите его подметать левой рукой и т. д.

Обратите внимание и на пакеты развивающих компьютерных игр. Ребенок сначала проходит тестирование, затем компьютер, проанализировав результат, корректирует комплекс игр индивидуально для тренировки ослабленных функций.

Мы неоднократно упоминали о неэффективности наказаний ребенка с СДВГ, но если вы считаете наказание правомерным, оно должно следовать сразу за провинностью. Иначе из-за рассеянности внимания ребенок не поймет взаимосвязь.

Подводя итог, еще раз перечислим основные аспекты, чем и как родители могут помочь ребенку с СДВГ:

  • диагностика и комплексный подход в лечении
  • обязательное выполнение всех рекомендаций специалистов
  • основной способ взаимодействия и обучения необходимым навыкам - игры, в том числе, шумные и подвижные
  • спокойствие, терпение, уверенность и настрой на хорошее.
  • Помните, что несмотря ни на что вы любите своего ребенка. Просто ему нужно уделять чуть больше внимания, и необходим творческий подход в воспитании и обучении

    Елена Алексеева, психолог

    БИБЛИОТЕКА | СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА | ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

    Анастасия Пащенко, психолог ДРЦ Монтессори Вершина

    Оптимальное время для занятий с гиперактивным ребенком - утренние часы, примерно с 9 до11. Поэтому, если ребенок посещает детский сад, развивать его вечером после садика нет смысла, даже если он настойчиво требует отвести его в бассейн, на танцы, рисование, пение, борьбу и т.д. Его огромный запас энергии - лишь видимость. Мозг гиперактивного ребенка работает с постоянным перегрузом! Планируя домашние занятия, к примеру, на каникулах, старайтесь выбирать утреннее время.

    Как и во что играть?

    Приведу несколько простейших игр, доступных родителям в любое время и не утомляющих ни их, ни ребенка-дошкольника.

  • По пути из магазина домой, например, можно предложить посоревноваться, кто первый увидит синюю машину, девочку в белой шапке, мужчину с собачкой на поводке и т.п. Такое нехитрое развлечение поможет ребенку удерживать в голове инструкцию и тренировать внимательность. При поездке в машине можно посчитать (если малыш умеет считать) или также, кто первый увидит красные машины, едущие навстречу. (По опыту скажу, что обращать внимание нужно на что-то редкое или не часто встречающееся. Иначе интерес ребенка быстро улетучится.)
  • Старинная детская игра: Да и нет не говорите, черное с белым не берите, - также здорово тренирует внимание.
  • Что у нас нового в комнате? Положите какой-то небольшой новый предмет (игрушку, вкусняшку, новые фломастеры и т.п.) на относительно видное место, и предложите ребенку его отыскать. Только не прячьте его в труднодоступных местах, ребенок должен иметь возможность найти предмет взглядом.
  • Игры с веревочками. Если помните из собственного детства, была такая забава в младшей школе. Связав концы веревочки, двое играющих снимают друг у друга с рук затейливые веревочные переплетения. Для ребенка старше 5 лет - это прекрасный способ развить внимание и координацию движений.
  • Игры типа, проведи зайчика к морковке через лабиринт, найди 10 отличий, лото, настольные игры с правилами - хороший способ не только развивать ребенка, но и просто позитивно общаться с ним. Только лабиринт для Вашего моторчика должен быть, по началу, самый короткий, а отличия в картинках - суперочевидными.
  • Одна мама рассказывала мне свой метод воспитания у ребенка усидчивости, вычитанный ею в книге. Ежедневно она усаживала своего пятилетнего сына слушать сказку и ставила перед ним часы. Мальчик должен был просто спокойно сидеть рядом, пока она читает: Пока большая стрелочка не окажется вот на этой цифре и не зазвонит будильник. Начинали они с 3-х минут. Естественно, что поначалу сын не слушал, вертелся, переспрашивал, когда же раздастся звонок. Но мама спокойно продолжала ему читать. По завершении отмеренного времени, малыш мог отправляться на все четыре стороны. Постепенно он привык сидеть спокойно, потом начал слушать, что ему читают не перебивая, заинтересовался содержанием историй. Как только это произошло, мама стала увеличивать время: 5 минут, 7, 10, 15 и т.д. За полгода ей удалось добиться того, что ребенок, не вскакивая, сидел и слушал чтение в течение 40 минут! Надо сказать, что редкий здоровый пятилетний ребенок способен на такой подвиг. Однако именно такое время ребенку предстоит спокойно проводить в школе на уроках. Так, что этот метод, тоже, кажется мне эффективным. Главное, чтобы книга была интересной и подобные занятия ежедневными, а не от случая к случаю. (Применение этого метода не означает, что отныне книги ребенку предстоит слушать только в таком режиме.)

    Как организовать его домашнее пространство?

    Поскольку ребенок с СДВГ не способен сделать так, чтобы его ничего постороннего не отвлекало, важно грамотно организовать территорию, на которой он живет. В ее оформлении необходимо избегать ярких цветов, сложных композиций и эффекта мельтешения. Минимализм - лучший стиль дизайна интерьера для таких детей.

    гиперактивный ребёнок что делать родителям советы психолога

    Во всем доме должен поддерживаться порядок и, особенно, в комнате ребенка. Любой малыш имеет весьма смутные представления о том, как убрать комнату, не говоря уже о малыше с СДВГ. Это сложный мыслительный процесс, сочетающий планирование, принятие решений каким способом убрать, как и что сортировать и раскладывать, организацию времени и т.п. Поэтому, во-первых, Вы сами должны точно представлять, что такое убранная комната.

    Желательно, чтобы все вещи и игрушки содержались в шкафчиках с дверцами, или на полках в коробках (ящиках). Хорошо, если ящики будут одного цвета и на них будут наклейки, что в них содержится. В каждом ящике должен быть только один вид игрушек или вещей (только машинки или только конструктор только майки или только носочки, и т.п.) Придерживайтесь одного и того же расположения ящиков.

    Игрушек у гиперактивного ребенка должно быть умеренное количество. Необходимо придерживаться правила, что перед тем, как взять новую игру, прежняя должна оказаться на своем месте. Если на наведение порядка не хватает времени, можно, изредка складывать их в одно место, например в большой ящик, чтобы затем рассортировать их по своим местам.

    Раз в неделю и в отсутствии ребенка разберите все игрушки и выкиньте все поломанные, старые, неиспользуемые игрушки, непригодные фломастеры, карандаши и т.п. Делайте это в один и тот же день недели регулярно. В этот же день выносите непригодные игрушки из дома. Если Вы планируете спрятать часть неиспользуемых игрушек на время, сложите их в закрытую коробку и уберите в недоступное для малыша место.

    Уборка комнаты совместно с ребенком должна производиться в одно и то же время. Давайте ребенку краткие и четкие инструкции, что и куда убирать. Машинки убери в коробку, фломастеры в стол. Наводите порядок вместе, постоянно объясняя, пока ребенок не скажет: Хочу сам. Со временем увеличивайте число поручений, которые ребенок способен выполнить самостоятельно.

    Ограничьте время уборки, используя таймер. К примеру, 15 минут уборка, затем 10-15 минут перерыв, снова уборка. Никогда не позволяйте ребенку спать в неубранной комнате!

    Место, которое ребенок использует для занятий (рисование, лепка, конструирование и т.п.) должно быть максимально очищено ненужных и отвлекающих вещей. В идеале, это должен быть чистый стол, на который ребенок лишь приносит то, что ему необходимо в данный момент, а затем возвращает на место.

    Избавьте комнату ребенка от милых безделушек, исторических или сентиментальных вещей, которые не важны ребенку лично.

    Как организовать его питание?

    В одном американском исследовании (не могу сейчас, к сожалению, дать на него ссылку) приводится факт, что у большинства детей с СДВГ нарушен метаболизм глюкозы. То есть, поев сладкого (сахар, сладкие фрукты, фруктовые соки, сладости, особенно промышленного производства и т.п.), у гиперактивных детей происходит огромный выброс энергии (но ведь мозг ребенка и так работает на пределе, зачем ему эти вспышки?). Понаблюдайте за своим ребенком, если у него это тоже имеет место быть, сладкое должно быть весьма ограничено.

    В этом же исследовании указывают, что полный отказ от искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, глутамата натрия, кофеина и шоколада в пище, на протяжении 3-х месяцев приводило к значительному улучшению состояния и поведения детей.

    Кроме того, сласти и искусственная еда (вышеперечисленная) приводят к недостатку в организме ребенка магния, а этот минерал необходим для спокойного сна. Магнием богаты орехи, семечки, гречка, рожь, овес, бобовые, арахис, зелень.

    Важная пища для мозга - продукты, богатые холином и лецитином. Эти вещества - строители и защитники нервной системы, - содержатся в яйцах, печени, рыбе и молоке.

    Ребенку с СДВГ необходимо полноценное белковое питание, так как вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой (а с этим у гиперактивных детей имеются проблемы), сооружены из белков. Источники белка - творог, мясо, яйца, несладкий йогурт (кстати, в йогурте белка больше, чем в молоке).

    Витамины группы В значимы для нормальной работы нервной системы. (Вы можете проконсультироваться с врачом, принимать ли витаминный комплекс или ограничиться пищей, богатой этими витаминами).

    И еще один важный момент. Необходимо постоянно следить за состоянием микрофлоры кишечника у ребенка. Так как дисбактериоз некоторые врачи считают фактором способствующим гиперактивности.

    В завершении скажу, что среди огромного количества образовательных и воспитательных методик, существующих для коррекции СДВГ и просто для развития детей, система М. Монтессори представляется настоящим спасением для гиперактивных детей. Один из главных эффектов ее в том, что ребенок обучается и развивается не по требованию взрослого, а привыкает самостоятельно, за счет собственного интереса, быть усидчивым, внимательным, регулировать свое поведение, сталкиваться с последствиями своих действий (как отрицательных, так и положительных) и нести ответственность за них.

    Здоровья Вам и Вашему ребенку!

    http://vladmama.ru/index.php?newsid=12vladmama.ru/index.php 37448453

    Источники:
    catalogpsikhologiya.ru, www.psychologos.ru, www.ya-roditel.ru, www.montessorivlad.ru

    Следующие материалы:

    19 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения