Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Как лечить детей

Невропатия у детей фото

Невропатия у детей фото

Невропатия

Невропатия (синоним: эндогенная нервность, невропатическая конституция, врожденная нервность) — понятие, обозначающее врожденную или рано приобретенную аномалию развития нервной системы, результат повреждения церебральных функций. Клинически характеризуется функциональными соматическими расстройствами, вегетативной дистонией и нервно-психическими нарушениями, центральное место среди которых занимает синдром раздражительной слабости (сочетание повышенной возбудимости с быстрой истощаемостью).

Причины невропатии — наследственная отягощенность нервно-психическими заболеваниями, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода (патология беременности, инфекции, интоксикации и соматические болезни матери), асфиксия во время родов, частые инфекции, диспепсия и травмы головы в первые месяцы жизни ребенка.

Признаки невропатии обнаруживаются на ранних этапах развития ребенка. В грудном и ясельном возрасте дети беспокойны, крикливы, медленно прибавляют в весе, плохо засыпают, просыпаются под действием незначительных тактильных и слуховых раздражителей, вздрагивают во сне. Нередко появляются неожиданные рвоты, срыгивания. поносы или запоры.

невропатия у детей фото

В дошкольном возрасте отмечаются нарушения аппетита, двигательная расторможенность или вялость, непоседливость, чрезмерная отвлекаемость. Дети выглядят бледными, хрупкими, неумело пользуются навыками самообслуживания, равнодушно относятся к еде. Даже обычные дисциплинарные требования вызывают у них недовольство, страх или бурный протест с речевым возбуждением и слезами. Психические травмы и семейные конфликты являются причинами преходящих или стойких психогенных нарушений, которые приобретают форму наиболее типичных для этого возраста невротических реакций: ночных страхов, боязни темноты, заикания, ночного недержания мочи. В более редких случаях может развиться упорная невротическая рвота. Дети склонны к истерическим реакциям, которые выражаются в виде приступов неудержимых рыданий, всхлипываний, громкого плача, демонстративных, размашистых движений руками и ногами. Реже встречаются истерический кашель, мутизм (задержка речи), судорожное глотание, обморочные состояния.

В школьные годы на первый план выступает психический компонент невропатии. Характерна эмоциональная неустойчивость: лабильность настроения, несдержанность, повышенная раздражительность, обидчивость. Дети быстро утомляются, их работоспособность снижена, они легко увлекаются новыми идеями и занятиями, но редко доводят начатое дело до конца. В отношениях с окружающими может проявляться то упрямство и грубость, то неуместная стеснительность и тревожность. Невротические реакции разнообразны и в большинстве случаев динамичны: тик (см.), навязчивые страхи и движения, ипохондрические мысли (см. Ипохондрический синдром), снижение или даже отсутствие аппетита (анорексия), беспредметное беспокойство. Психическое утомление сопровождается чувством бессилия, физической слабости, головной болью, головокружением. В этом возрасте часто проявляются функциональные расстройства со стороны сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, которые относятся к собирательному понятию «невроза органов» (невроз сердца, желудка, дискине-зии желчевыводящих путей, спастический колит и т. д.).

Наиболее ответственным с точки зрения дальнейшего формирования личности является пубертатный период (см. Возраст). В большинстве случаев под влиянием гормональных и метаболических изменений (см. Обмен веществ и энергии) в организме ребенка, характерных для этого периода, а также воспитательных мер происходит сглаживание признаков невропатии. Одновременно подвергаются обратному развитию невротические симптомы и психопатические формы поведения. В более редких случаях патогенные факторы наследственного и врожденного происхождения в сочетании с психическими травмами и дефектами воспитания приводят к нарастанию тяжести невротических расстройств или формированию психопатической личности (невротическое и психопатическое развитие личности).

Лечение невропатии носит комплексный медико-педагогический характер. В грудном возрасте не рекомендуется прибегать к лекарственным средствам. На несколько дней можно назначать бромид натрия 1% — 200,0 и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке 3 раза в день. В дошкольном возрасте назначают поливитамины, клизмы с сульфатом магния (десертная или столовая ложка 25% раствора на Ч3 стакана воды температуры тела с добавлением 5—10 мл вазелинового масла). Подросткам и более старшим детям под непосредственным наблюдением врача проводится лечение «малыми» транквилизаторами. либриум (элениум) 10—30 мг в сутки, седуксен 5—20 мг в сутки. При состояниях эмоционального напряжения, страхах и двигательной расторможенности — аминазин 25—100 мг в сутки.

Профилактика невропатии состоит в обеспечении нормальных условий беременности, поскольку невропатия обычно связана с неблагоприятными условиями развития плода (см. Антенатальная охрана плода). После рождения ребенка профилактикой невропатии являются меры воспитательного и гигиенического характера. Необходима рациональная организация занятий и отдыха ребенка, большую роль играет и рациональное питание.

Невропатия

Невропатия — это врожденная детская нервность. Дети-невропаты, как правило, изящны, худы, очень подвижны, ловки и музыкальны. Часто они опережают своих сверстников в психическом развитии (быстрее начинают говорить, читать, считать). Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и рыданий к безудержному смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает сложно. Все эмоции чересчур. В связи с этим они часто конфликтуют со сверстниками, среди взрослых слывут непослушными. У детей часты нарушения желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота, неустойчивый стул), повышенная потливость, кожные высыпания. Повышенная активность детей-невропатов приводит к тому, что они настолько устают за день, что не имеют сил на то, чтобы угомониться и заснуть. Уложить их спать — целая проблема. Часами родители сидят у кроватки, похлопывая, поглаживая ребенка, а то и укачивая его на руках. Кажется, что малыш уже заснул, но стоит родителю с облегчением вздохнуть и попробовать уйти, как он снова слышит требовательный оклик или плач. Сон невропатов очень чуток!

Важно иметь в виду, что у этих детей часто отмечаются парадоксальные реакции на прием лекарств: успокаивающие препараты могут их возбуждать, и наоборот. Многие считают, что при трудностях засыпания может помочь широко применяемый и распространенный димедрол. Невропаты от него, как правило, возбуждаются. Совсем плохо, если в подобной ситуации родители решают, что доза была недостаточна, и дают ребенку еще таблеточку. Возбуждение у ребенка при этом усиливается, у него могут появиться галлюцинации.

Дети-невропаты трудно лечатся, но с возрастом при правильном воспитании, учитывающем их особенности, они выравниваются. При общении с любыми детьми, а с невропатами особенно, важно помнить, что они очень чувствительны к эмоциям окружающих. Родителям необходимо научиться «заражать» детей своей уравновешенностью, спокойствием. Это нелегко. К сожалению, как правило, бывает наоборот — дети «заражают» родителей своим возбуждением, и мать кричит на ребенка: «Да заснешь ты, наконец, когда-нибудь! Спи сейчас же!» Разумеется, под такую «колыбельную» заснуть непросто.

Формы детской нервности. Дифференциация детской невропатии

По особенностям психической деятельности выделяют два клинических варианта детской нервности. При первом — у детей преобладают повышенная возбудимость и раздражительность. Дети двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, к колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание, внимание их крайне неустойчиво. Повышенная раздражительность и суетливость мешают их контакту со сверстниками. В их аффективных вспышках по существу отсутствуют настоящая злоба, аффект их нестоек, после проявления грубости раскаиваются, просят прощения. Они крайне истощены, двигательное беспокойство усиливается при общем утомлении, склонны к примитивным реакциям истероидного типа, в случае неудовлетворения их желаний бросаются на пол, болтают ногами и могут кричать несколько часов подряд, добиваясь желаемого. Течение этого клинического варианта детской нервности часто длительное.

При втором варианте преобладают явления повышенной истощаемости . Дети пугливы, легко тормозятся в новой обстановке, малоактивны, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению окружающей обстановки. Они отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью, поэтому стараются оберегать себя от столкновений с действительностью, в связи с чем часто находятся в стороне от детского коллектива. Дети не уверены в себе, очень тревожны. Боязнь оказаться несостоятельными часто бывает причиной плохого настроения. Достаточно незначительного повода, чтобы вызвать у них чувство страха. Течение этой формы невропатии обычно благоприятное. При проведении лечебно-педагогических мероприятий дети постепенно становятся увереннее, жизнерадостнее и работоспособнее.

Психические особенности детей с ранней детской нервностью характеризуются особой динамикой, что объясняется в первую очередь повышенной чувствительностью этих детей к различным раздражителям, главным образом отрицательного характера. Поэтому на фоне невропатии легко возникают различные симптомы реактивного, невротического характера с преобладанием вегетативно-соматических или двигательных расстройств, которые имеют несколько различную структуру в зависимости от возрастной фазы развития и выделенных двух вариантов психических особенностей.

У детей ясельного возраста наиболее часто возникают описанные выше невротические желудочно-кишечные расстройства, нервная анорексия, энурез, энкопрез, нарушение сна, страхи, двигательное беспокойство со склонностью к реакциям истероидного типа, иногда заторможенностью. Кроме того, у детей первых 3 лет жизни легко возникает заикание часто под влиянием незначительных факторов.

В период первого возрастного криза (к 3 годам) у детей с невропатией могут отмечаться патологически усиленные проявления общего или частичного негативизма.

Дифференциация детской невропатии

Диагноз врожденной нервности обычно не представляет трудностей. Основными признаками являются симптомы вегетативно-сосудистой недостаточности, которые в последующие возрастные периоды усложняются характерными психическими особенностями.

Дифференциальный диагноз врожденной нервности доводится с различными формами приобретенных астенических состояний (соматического, инфекционного, травматического или психогенного генеза), а также с психопатией и неврозами. Нередко, плохой сон связанный с неудобным матрасом может приводить к подобным состояниям у детей. Особенно тяжело поддаются аккумулятивные формы, когда ребенок длительное время спит на не удобном матрасе. На сегодняшний день купить матрас дешево можно в практически любом магазине. Во многих городах представлены центры по продаже анатомических матрасов, поэтому изначально необходимо задуматься о том, на чем спит ваш ребенок.

При отграничении врожденной нервности от других форм приобретенных астенических состояний прежде всего необходимо обратить внимание на время появления патологических симптомов. При врожденной детской нервности они нередко проявляются с рождения без видимой причины, несколько видоизменяясь на различных возрастных этапах. Приобретенные астенические состояния возникают после каких-либо определенных экзогенных вредностей (болезней, травм и т. д.). Кроме того, приобретенные астенические состояния отличаются определенными особенностями в зависимости от характера экзогенного воздействия. Астенические состояния после тяжелых инфекций и травм характеризуются сенсорными нарушениями (расстройством восприятия величины и формы предметов и их пространственных отношений), более выраженными нарушениями памяти и расстройствами настроения. Для постгриппозной астении характерны выраженные нарушения сна и настроения, которые приобретают депрессивный оттенок. При посттравматической астении особенно выражены раздражительность, склонность к аффективным взрывам, нарушения памяти.

В отличие от приобретенных астенических состояний при невропатии отмечаются большая живость и дифференцированность эмоциональных реакций и большая сохранность памяти, нарушения работоспособности более обратимые.

Наибольшие затруднения в диагнозе возникают при отграничении врожденной нервности от приобретенных астенических состояний психогенной природы и от неврозов. Для дифференциального диагноза важно установить связь между клиническими проявлениями и содержанием психической травмы, а также учесть время появления синдрома.

Трудности диагноза усугубляются тем, что психогенные и соматогенные расстройства наиболее часто возникают на фоне врожденной нервности: характерная для нее недостаточность регуляции функций вегетативной нервной системы предрасполагает к их возникновению. На основе тщательного анализа клинической картины заболевания важно решить, что является главным на данном этапе — невропатия или психическая травма.

При разграничении врожденной нервности и психопатии важно учитывать тот факт, что плохая приспособляемость к условиям окружающей среды при невропатии связана главным образом с сомато-вегетативной дисфункцией, а не с патологией поведения, как при психопатии. Воспитание детей с невропатией обычно не представляет значительных трудностей. В отличие от детей с психопатией они характеризуются целенаправленным поведением, стремлением к контакту со сверстниками, нормальными эмоциональными реакциями. Основные проявления психопатии — неумение регулировать свое поведение и правильно строить социальные взаимоотношения в результате патологии характера и влечений — у детей с невропатией отсутствуют.

- Вернуться в оглавление раздела " Неврология. "

Оглавление темы "Отравления в неврологии":

невропатия у детей фото

Проявления детской нервности. Признаки детской невропатии

Для детей с невропатией характерна плохая приспособляемость к изменяющимся метеорологическим условиям. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров у них усиливаются описанные выше сомато-вегетативные нарушения, могут появляться головные боли.

У некоторых детей отмечается повышенная склонность к аффективным респираторным приступам . которые развиваются под влиянием различных психогенных факторов — раздражения, страха, радости, возбуждения. Нередко приступы возникают после плача или крика. Ребенок задерживает дыхание на вдохе, синеет. Иногда после длительной задержки дыхания появляются генерализованные судороги.

У детей с невропатией могут быть приступы, напоминающие бронхиальную астму. Они развиваются после перенесенного коклюша, а иногда и после обычных бронхитов, фарингитов, ларингитов и продолжаются в течение многих месяцев. После ложного крупа у ребенка также может длительное время оставаться сильный лающий кашель.

Характерна реакция ребенка с невропатией на инфекцию. Она проявляется резко выраженными явлениями возбуждения в виде беспокойства, крика, иногда судорогами и бредом. В некоторых случаях, напротив, отмечаются вялость, апатичность, сонливость, заторможенность. Все соматовегетативные расстройства в период любого инфекционного заболевания резко усиливаются, часто возникают явления токсикоза с нарушением сердечной Деятельности и коллапсом.

Отмечена повышенная склонность детей с невропатией к проявлениям позднего рахита.

Важным признаком детской нервности в грудном и ясельном возрасте является нарушение сна в виде затруднения при засыпании, беспокойного сна, иногда очень раннего пробуждения. Ребенок долго не может уснуть, становится капризным, двигательно беспокойным. Расстройства сна иногда перерастают в бессонницу: ребенок не спит всю ночь, беспрерывно кричит. Если вначале крик вызван каким-либо неприятным раздражением, то уже позднее ребенок кричит без всякой причины (фиксированный крик). У некоторых детей как бы вырабатывается отрицательный условный рефлекс на ночной сон. Вначале бессонница возникает как реакция на неудобное положение в кроватке, шум или тишину, свет или темноту, чувство голода, боли в животе, перегрев или охлаждение тела и т. д. Один разпрерванный сои фиксируется в психике ребенка длительное время.

Иногда затрудненное засыпание зависит от эмоционального перевозбуждения ребенка перед сном. Это бывает в тех случаях, когда взрослые оказывают ему чрезмерное внимание вечером, ласкают, обнимают, целуют. В результате ребенок не только перевозбуждается, но и, стремясь получить больше внимания и продлить удовольствие от общения с близкими, долго не засыпает. Ребенок с невропатией особенно чувствителен к ласке, но ласку и внимание ему надо оказывать не в часы засыпания, а в течение дня и бодрствования.

В силу пониженного порога возбуждения нервной системы дети с невропатией спят беспокойно, вздрагивают и просыпаются от малейшего шума, в более старшем возрасте (со 2-го полугодия жизни) иногда кричат во сне. Нарушения сна обычно усиливаются после любого заболевания, во время которого ребенку оказывается усиленное внимание в ночное время. Дети с невропатией в момент засыпания и сна нередко ритмично покачиваются, сосут пальцы, грызут ногти, чешутся, у некоторых из них наблюдается постоянное качание головой в сторону. Во сне могут быть вздрагивания под влиянием различных резких раздражителей, особенно звуковых.

На 2-м году жизни у детей с невропатией отмечаются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождений. При ночном испуге у ребенка возникает своеобразное состояние, переходное между сном и бодрствованием. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, иногда пытается куда-то бежать. Широко раскрытые глаза выражают состояние страха, по выражению лица и по отдельным высказываниям ребенка можно подумать о том, что он видит кошмар. Нередко они не признают родственников, плохо ориентируется в окружающей обстановке. На следующий день ребенок обычно не помнит о ночном эпизоде или у него сохраняются только отдельные отрывочные воспоминания. Ночной испуг возникает под влиянием ничтожных психогенных факторов, которые приобретают более выраженное патогенное значение в тех случаях, если они действуют перед засыпанием или в ночное время. Раз возникнув, ночные страхи по типу упрочившейся условной связи сохраняются обычно в течение длительного времени.

Для многих детей характерен фобический синдром (синдром страха). Страхи обычно возникают под влиянием различных экзогенных факторов — физических или психических. Так, у детей, переживших какую-либо болезненную манипуляцию, надолго остается страх перед всем, что с ней связано. После инъекций лекарственных веществ ребенок может длительно бояться белых халатов. Ребенок с невропатией, обучающийся ходить, после падения долго испытывает страх перед процессом ходьбы и длительное время не возобновляет ее снова.

невропатия у детей фото

Наряду со страхами для детей с невропатией характерна повышенная склонность к онанизму.

Моторное и речевое развитие у детей с невропатией нормальное, иногда даже ускоренное по сравнению со здоровыми сверстниками. Они рано начинают поднимать голову, сидеть, ходить, говорить. У некоторых детей обращают на себя внимание грациозность движений, недетски серьезное выражение лица. Часто отмечаются акроцианоз, похолодание конечностей, повышенная потливость, склонность к аллергическому насморку и проявлениям кожного диатеза.

В неврологическом статусе этих детей наблюдаются лабильность и чрезмерная живость сухожильных и кожных рефлексов наряду с ослаблением или исчезновением глоточного и корнеального рефлексов. Характерна также лабильность мышечного тонуса. Перед началом обследования из-за повышенной возбудимости ребенка мышечный тонус повышается и может создаться ложное впечатление о спастичности мышц. Кроме того, дети с невропатией иногда имеют склонность ходить на пальчиках, особенно в период общего возбуждения. Однако в отличие от детей с церебральными параличами все эти нарушения тонуса и моторики преходящи и зависят от общего возбужденного состояния ребенка.

При невропатии может быть понижен порог болевой и тактильной чувствительности. При обследовании зрачковых реакций нередко выявляют расширение зрачков (мидриаз), неравномерность их реакции на свет, беспокойство зрачков (прыгающий мидриаз).

При исследовании вегетативной нервной системы обнаруживается вегетативная дистония: значительные колебания пульса при изменении положения тела, неустойчивость артериального давления, дыхательная аритмия, резкий дермографизм (чаще красный, иногда белый). Интеллектуальное развитие при невропатии обычно нормальное.

Психические особенности проявляются раздражительной слабостью, легкой возбудимостью и быстрой истощаемостью в сочетании с повышенной впечатлительностью. Дети отличаются любознательностью, с интересом и желанием принимаются за различную деятельность, но в силу повышенной психической истощаемости не доводят начатое дело до конца.

Оглавление темы "Отравления в неврологии":

Источники:
www.medical-enc.ru, rebenok.com.ua, meduniver.com, meduniver.com

Следующие материалы:

14 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения