Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Детские болезни признаки профилактика

Рекомендации логопеда родителям детей с онр

Рекомендации логопеда родителям детей с онр

Специалисты рекомендуют:

Электронные образовательные ресурсы ГБОУ ЦППРиК

  • Проблема нарушения письма у учащихся младших классов >>>
  • Особенности нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов. Методические рекомендации для учителей начальных классов >>>
  • Рекомендации для родителей, чьи дети испытывают сложности при овладении письмом и чтением >>>
  • Основные принципы работы с родителями, чьи дети имели опыт употребления ПАВ (психоактивных веществ) >>>
  • Как помочь ребенку пережить стресс

    Методические рекомендации для педагогов и родителей >>>

  • Основы безопасного поведения ребенка на улице

    Рекомендации для родителей >>>

  • Профилактика оптической дисграфии и дислексии у учащихся начальной школы. Методические рекомендации для родителей и педагогов. >>>
  • Методические рекомендации для родителей по обогащению

    словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи >>>

  • Коррекционная работа по преодолению нарушений звукослоговой

    структуры слов у детей дошкольного возраста >>>

  • Развитие речи детей 5 – летнего возраста.

    Методические рекомендации учителя – логопеда для родителей >>>

  • Психологические рекомендации родителям по развитию самоконтроля у детей >>>
  • Рекомендации родителям для повышения внимания и развития памяти детей >>>
  • Рекомендации для родителей. Развитие навыков, необходимых для успешной учебной деятельности в 1 классе >>>
  • О чем думают подростки 14-15 лет и как их понять. Анализ материалов практической работы >>>
  • Методические рекомендации родителям детей, проявляющих

    Методическая разработка (средняя группа) на тему:

    Уважаемые родители!

    Я приветствую вас на моем мини-сайте и надеюсь, что наши встречи станут регулярными.

    Как показывает статистика, в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР отмечаются неустойчивость внимания, снижение продуктивности запоминания, нарушения в двигательной сфере, недоразвитие мелкой моторики, имеются особенности в речевом дыхании

    Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка.

    1. Развивайте мелкую моторику рук.

    2. Выполняйте артикуляционную гимнастику

    1.Развитие мелкой моторики рук:

    «Истоки способности и дарования детей – на кончиках пальцев.»

    (И.А. Сухомлинский)

    Учеными доказано, что тренировка движений пальцев рук является важным фактором развития речи ребенка и средством повышения работоспособности коры головного мозга. Речевое развитие детей рекомендуется стимулировать путем тренировки движений пальцев рук:

    Выполняйте с детьми различные графические упражнения:

    - «обведи узор»

    - «продолжи узор»

    - «дорисуй…»

    Выполняйте с детьми следующие упражнения:

    Перебираем крупы для развития мелкой моторики.

    Нужно несколько глубоких посудин и насыпать в них разных круп: "пшено, рис и овёс". Ребенок, опуская по очереди в каждую посудину руку, перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д.

    Можно дать дошкольнику разные ёмкости "стаканчики, ведёрки или формочки для песка" и дать ему пересыпать с одной ёмкости в другую. Также можно давать переливать воду во время купания в ванной.

    Шнуровки.

    Шнуровки развивают внимание, глазомер, а также укрепляют пальцы всей длины рук. Это занятие имеет большое значение при подготовке к письму. Особенно такая тренировка полезна дошкольникам.

    Застёжки.

    Хорошо иметь специальный "тренажёр". Для этого нужно к куску плотной ткани пришить всевозможные застёжки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. А потом показать малышу, как ими пользоваться.

    Нанизывание.

    Детям 4-5 лет можно дать очень интересное занятие: нанизывание бусинок, пуговичек и т.д. Дайте возможность ребенку сделать самые красивые бусы для мамы, браслет для бабушки. Такие занятия помогут развить глазомер и усидчивость, а также мелкую моторику.

    Такие способы развития мелкой моторики рук помогут и в обучении дошкольников и в общем развитии ребенка.

    2.Выполняйте артикуляционную гимнастику:

    Упражнения для губ.

    1. Улыбка.

    Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    2. Хоботок (Трубочка).

    Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    3. Заборчик.

    Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

    Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

    Упражнения для развития подвижности губ.

    1. « Покусывание» и «почесывание» сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

    2. Улыбка - Трубочка.

    Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    3. Пятачок.

    Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

    4. Рыбки разговаривают.

    Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

    5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

    6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

    7. Уточка.

    Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

    8. Недовольная лошадка.

    Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

    Если губы совсем слабые:

    - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

    - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

    - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

    Упражнения для губ и щек.

    1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

    2. Сытый хомячок.

    Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    5. Горка (Киска сердится).

    Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    3. Качели.

    рекомендации логопеда родителям детей с онр

    Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    4. Футбол (Спрячь конфетку).

    Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

    10. Оближем губки.

    Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

    Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

    1. Трусливый птенчик.

    Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

    2. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

    3. Обезьяна.

    Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

    4. Сердитый лев.

    Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

    5. Силач.

    Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

    6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

    7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

    8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

    3.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

    1. Футбол.

    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

    2. ветряная мельница.

    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

    3. снегопад.

    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

    4.листопад.

    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

    5. бабочка

    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

    6.кораблик

    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

    7.одуванчик

    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

    8.шторм в стакане

    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

    Техника выполнения упражнений:

    • воздух набирать через нос.

    «И дома играем, фонематический слух развиваем»

    Правильно слышу – хорошо говорю!

    Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?

    С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

    Фонематическое восприятие

    Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

    Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

    Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

    Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

    Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

    Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

    Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

    Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

    Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

    Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

    Второй уровень

    Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

    Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

    Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

    Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

    Третий уровень

    Различение сходных между собой по звучанию слов.

    Игра «Слушай и выбирай». Передребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

    Игра «Верно – неверно» . Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

    Четвертый уровень

    Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

    Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

    Пятый уровень

    Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

    Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

    Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

    Шестой уровень

    Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

    Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

    Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

    Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

    Держите все под контролем

    Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

    Использованные источники:

    Предметный каталог

    Мой блог.

    еженедельных методических рекомендаций логопеда

    для родителей дошкольников

    с задержкой психического развития

    В картотеке еженедельных рекомендаций учителя-логопеда для родителей дошкольников с задержкой психического развития с ОНР, представлены задания для закрепления материала, отработанного с детьми на занятиях в детском саду. Эти карточки, в папках-файлах, родители получают по четвергам и приносят после выходных, когда у родителей была возможность закрепить полученные знания с детьми.

    В детских садах компенсирующего вида даже в одновозрастных группах находятся дети с разным уровнем подготовки. Дети с ЗПР имеют также общее недоразвитие речи и дизартрию, которые проявляются в наличии полиморфного нарушения звукопроизношения, несформированности аналитико-синтетической деятельности, бедного словаря, недостаточной сформированности грамматического строя,нарушениях темпо-ритмической организации речи, снижении речевой активности, а также зачастую в отсутствии связной речи. Речевые нарушения у дошкольников с ЗПР преодолеваются значительно сложнее, и требует большего времени, чем при работе с детьми, имеющими нормальное психическое развитие. Поэтому актуальным, в логопедической работе становится процесс взаимодействия с семьей этих детей.

    Логопед может использовать, в работе с родителями, эти карточки дифференцированно, в зависимости от умений и навыков каждого ребёнка.

    1) Расскажите ребенку про овощи, об их выращивании и сборе.

    Обсудите значимость овощей для жизни и здоровья людей.

    Спросите, что можно приготовить из овощей?

    2) Один - много

    огурец - огурцы кабачок -

    помидор - редька -

    свёкла - тыква -

    репа - баклажан -

    Свёкла, лук, апельсин, кабачок.

    5) Обсудите значения выражений. Про кого так говорят и почему?

    Надоел горькой редькой.

    Молодец, как соленый огурец.

    6) Пересказать текст.

    Овощи

    рекомендации логопеда родителям детей с онр

    Давно скосили и убрали луга и поля. Поля опустели, и над ними ходят низкие облака.

    Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и желтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту - тяжелые светло-зеленые кочны.

    рекомендации логопеда родителям детей с онр

    1) Расскажите ребенку о фруктах. Поговорите об их выращивании и сборе. Обсудите значимость фруктов для здоровья людей.

    Спросите, что можно приготовить из фруктов.

    Источники:
    kolpino-center.ru, nsportal.ru, dohcolonoc.ru, www.openclass.ru

    Следующие материалы:

    18 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения