Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Детские болезни признаки профилактика

Логопедическое обследование детей с нарушением речи

Логопедическое обследование детей с нарушением речи

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

версия

для печати

Логопедическое обследование - диагностика периферических нарушений речи

Данный материал ориентирован в первую очередь на логопедов, но многое можно осуществить и в домашней обстановке.

Диагностика речевых нарушений, таких как дислалия, стёртая дизартрия, открытая ринолалия, должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.

Порядок работы . Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.

На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой: · Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.

· Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.

· Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.

· Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).

· Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.

· Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.

· Нижняя челюсть: в пределах нормы деформирована.В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий. 1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ надуть щеки – втянуть их.

2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как "маятником".

3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед установить, нет ли контрактуры.

4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук "а". При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему: · Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

· Объем движений: полный, неполный.

· Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

· Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

· Наличие сопутствующих движений (указать какие).

· Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

· Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции: больше (или меньше) 3 с.На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:

- при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается

- в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается

- нарушено произношение шипящих ("ш", "ж", "ч", "щ"), свистящих ("с", "з", "ц"), дрожащих ("р", "р` ", "л", "л` ") (значок "`" соответствует мягкому варианту звука).

Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи: 1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: "Покажи, где висит картина", "Подними правую руку".

2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: "Что гудит?" (машина), "Что проехало?" (трамвай), "Кто смеется?" (девочка), "Угадай, что звучит?" (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, "Дай мне кубик, а на столе возьми мяч", "Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне".

4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем:

ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за

мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза

"семь машин на шоссе", "пастушок быстро шел", "висел железный замок", "ручное зеркало упало".

5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

    а) определить, есть ли звук "с" в словах: самолет, лампа, миска, салфетка

б) определить количество звуков в слове и место звука "с" в словах: сок, оса, нос

в) составить слово из звуков: "с", "т", "о", "л" "к", "а", "р" "р", "а", "ш"

г) придумать слово на заданный звук: "с", "ш", "л", "р"

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

По материалам сайта azps.ru "А-Я психология"

Логопе­дическая страничка

Наталия Викторовна Леонтьева,

учитель-логопед

1 квалификационная категория

В МБДОУ Каргасокский детский сад № 34 Берёзка открыт логопедический пункт с целью оказания необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет с фонетическими, фонематическими и общим недоразвитием речи. Его деятельность направлена на осуществление коррекции речи дошкольников, успешную подготовку детей к обучению в школе, предупреждение нарушений речевого развития.

Основными задачами учителя-логопеда на логопедическом пункте являются:

  • формирование фонематического слуха у детей с нарушением речи
  • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения
  • своевременное предупреждение и преодоления трудностей речевого развития детей
  • привитие детям навыков коммуникативного общения
  • оказание помощи педагогам МБДОУ в проведении работы по воспитанию у детей звуковой культуры речи, формированию лексико-грамматических категорий и связной речи
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей при освоении ребенком программного материала при поступлении на обучение в школу.
  • В первой половине сентября учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей, посещающих общеобразовательные группы, для выявления детей с нарушениями речи.

    На основе проведенного обследования учитель-логопед формирует группу для детей с нарушением речи, с которыми в течение года проводится индивидуальные и подгрупповые занятия.

    Коррекционно-логопедическая работа ведется по программам:

    логопедическое обследование детей с нарушением речи
  • Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада)
  • Г.А Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни).
  • С детьми проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

    На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов, определять место звука в слове.

    На подгрупповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

    На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

  • артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика
  • постановка звука
  • автоматизация навыка произношения звука
  • дифференциация смешиваемых звуков закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
  • Просмотров этой страницы: 1030

    Логопедическое обследование

    Логопедическое обследование - это исследование состояния речевого развития ребёнка с целью выявление возможных отклонений. В процессе логопедического обследования специалист обращает внимание на все стороны речевого развития ребёнка. Логопед обследует как понимание ребёнком обращённой речи (восприятие фонем, узнавание слов, понимание значения слов, понимание отношений между словами, понимание фраз, понимание смысла обращенной речи), так и собственную речь ребёнка (словарь, грамматический строй, звукопроизношение, голос, темп и плавность речи). Во время логопедического обследования специалист обязательно исследует строение и подвижность органов артикуляции ребёнка. Логопедическое обследование носит комплексный характер, поэтому здесь учитываются возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребёнка.

    Родителям надо быть готовым к вопросам логопеда о состоянии зрения, слуха их ребёнка, особенностях протекания беременности, родов и первых лет жизни малыша. Результатом логопедического обследования является логопедическое заключение и рекомендации родителям.

    В настоящее время отмечается большое количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Родителям таких детей важно вовремя обратиться к логопеду для проведения логопедического обследования.

    Комплексное логопедическое обследование особенно необходимо детям за 1 год до поступления в школу, даже если, по мнению родителей, у ребёнка нет нарушений речи. Дело в том, что некоторые речевые нарушения родители могут не замечать, списывая это на возраст малыша, а современные требования к первокласснику достаточно высокие. После логопедического обследования ребёнка родитель может либо убедиться в отсутствии речевых нарушений у будущего школьника, либо вовремя быть проинформирован о выявленных нарушениях речи у ребёнка и возможностях их устранения.

    Необходимость логопедического обследования возникает и в случае появления школьных проблем, таких как трудностей в овладении письмом и чтением.

    Особенно логопедическое обследование рекомендуется детям с диагнозами ДЦП, аутизм, синдром Дауна, а также детям с гипервозбудимостью, дефицитом внимания, умственной отсталостью.

    Детский центр «Гармония» более двух лет успешно проводит логопедическое обследование детей с раннего возраста. Специалисты нашего центра владеют различными методиками логопедического обследования. При обследовании понимания речи используется методика, описанная в книге Жуковой Н.С. и др. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

    Для выявления уровня познавательного и речевого развития ребёнка логопеды нашего центра пользуются методиками, предложенными Стребелевой Е.А.в пособии «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».

    Для выявления нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи в распоряжении наших специалистов есть различные пособия:

    Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда»

    Громова О.Е. Соломатина Г.Н. "Стимульный материал для логопедического обследования детей 2 - 4 лет".

    Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

    логопедическое обследование детей с нарушением речи

    Бессонова Т.П. Грибова О.Е. «Дидактический материал по обследованию речи детей»

    При необходимости наши логопеды могут пользоваться тестовой методикой логопедического обследования, предложенной Косиновой Е.М. в пособии «Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту».

    В результате комплексного всестороннего логопедического обследования вашего ребёнка специалисты Детского центра «Гармония» дадут объективную оценку состояния его речевого развития и при необходимости смогут определить последовательность и систему коррекционно-логопедической работы.

    Индивидуальная образовательная траектория для вашего ребёнка составляется только совместно с родителями!

    логопедическое обследование детей с нарушением речи

    Логопедическое обследование проводят логопеды высшей квалификационной категории, имеющие стаж работы более 15 лет .

    Нарушения речи

    Нарушения речи

    Нарушения речи – различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. О нарушениях речи говорят в том случае, если имеют место отклонения функционирования психофизиологичес­ких механизмов речи несоответствие уровня речевого развития возрастной норме недостатки речи не преодолеваются само­стоятельно и могут негативно влиять на пси­хическое развитие индивида. Изучением и преодолением нарушения речи у детей и взрослых занимается педагогическая наука – логопедия, а также содружественные ей науки медицинского цикла (нейрофизиология, неврология, отоларингология, стоматология и др.).

    Современные классификации рассматривают нарушения речи с позиций этиопатогенеза (клинико-педагогическая клас­сификация) и в аспекте расстройства психофизической организации речевой деятельности (психолого-педагогическая классификация).

    Таким образом, клинико-педагогическая клас­сификация включает нарушения письменной речи (дислексию /алексию, дисграфию /аграфию) и нарушения устной речи, которые делятся на расстройства фонационного (внешнего) оформления речи (дислалию. дизартрию. ринолалию. брадилалию. тахилалию. заикание. нарушения голоса ) и расстройства структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания (алалию и афазию ).

    Психолого-педагогическая классификация выделяет нарушения языковых компонентов речи (ФФН и ОНР ), а также нарушения в применении языковых средств (заикание, мутизм). Возможны сложные комбинированные дефекты (ФФН + заикание, ОНР + заикание).

    Все многообразие причин, вызывающих нарушение развития речи, может быть поделено на биологические и социальные. Так, биологические факторы, вызывающие нарушения речи, могут воздействовать в различные периоды онтогенеза. На стадии внутриутробного развития и родов наиболее неблагоприятное воздействие на созревание и последующее функционирование мозговых структур ребенка оказывают гипоксия плода. внутриутробные инфекции. родовые травмы и пр. в первые месяцы после рождения – травмы, мозговые инфекции. Нарушения речи у лиц старшего возраста, как правило, связаны с сосудистыми поражениями головного мозга (инсультом. разрывом аневризмы сосудов головного мозга), тяжелыми травмами головы. опухолями мозга. нейрохирургическими вмешательствами.

    Социально-психологические факторы, приводящие к нарушению развития речи у детей, могут выражаться в отсутствии должного внимания к формированию детской речи со стороны взрослых неправильной речи окружающих необходимости усвоения ребенком-дошкольником одновременно двух языковых систем излишней, не соответствующей возрастным возможностям стимуляции речевого развития ребенка, стрессах и т. д.

    Предрасполагающими условиями к возникновению нарушений речи у детей служат, так называемые, критические периоды в развитии речевой функции: 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. Эти периоды являются сензитивными для развития речи: в это время происходит наиболее интенсивное формирование психофизиологической основы речи, и нервные механизмы регуляции речевой деятельности чрезвычайно ранимы. Поэтому любые, даже, казалось бы, незначительные биологические или социальные факторы, действующие в критические периоды, могут привести к возникновению нарушений речи.

    Нарушения речи носят стойкий характер и, возникнув под влиянием того или иного фактора, не исчезают самостоятельно, без специально организо­ванной логопедической помощи. Кроме этого, нарушения речи отрицательно сказываются на развитии интеллектуальной сферы, поведения и личности в целом. Вместе с тем, в большинстве случаев нарушения речи обратимы, и целенаправленная и своевременно предпринятая коррекция позволяет вернуть человеку радость общения и предупредить развитие вторичных психических наслоений.

    Логопедическая помощь лицам, страдающим нарушениями речи, оказывается в системе образования (специализированных ДОУ, логопедических группах, логопедических пунктах, школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и пр.), в системе здравоохранения (логопедических кабинетах при поликлиниках, диспансерах, стационарах, специализированных медицинских цент­рах, домах ребенка и т. д.), частных развивающих центрах. В этих учреждениях логопеды проводят консультации, всестороннее диагностическое обследование и коррекцию нарушений речи.

    Курс логопедических занятий проводится по специальной программе в соответствии со спецификой нару­шения речи. На занятиях по коррекции нарушений речи используются речевые упражнения, артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж. логоритмика. Логопедическое воздействие при нарушениях речи активно сочетается с лекарственной терапией, психотерапией, массажем. физиотерапией. лечебной физкультурой. при необходимости – хирургическим вмешательством.

    Профилактика нарушений речи начинается фактически с момента зарождения новой жизни и продолжается уже после рождения, на протяжении всей жизни. Она включает в себя заботу о благоприятном протекании беременности, нервно-психическом и физическом здоровье беременных и детей, раннее выявление факторов риска нарушений речи и их устранение. Важнейшее значение в профилактике нарушений речи у детей имеет речевая среда.

    Ознакомиться с основными видами речевой патологии и формами логопедического воздействия Вы можете в разделах «Нарушения речи» и «Логопедия» на сайте «Красота и медицина ». Вашему вниманию также предлагается каталог организаций, оказывающих логопедическую помощь, удобный сервис поиска специалиста-логопеда в Москве с возможностью онлайн-записи на консультацию и лечение.

    Источники:
    www.eti-deti.ru, berezka.sokik.ru, logo-defect.ru, www.krasotaimedicina.ru

    Следующие материалы:

    28 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения