Лечим ребенка с lechitnasmork.ru
Главная » Что рекомендуют доктора

Норма зрения у детей 4 лет

Норма зрения у детей 4 лет

Острота зрения у детей. Как улучшить?

У малышей с рождения и до школьного возраста острота зрения значительно изменяется.

  • в возрасте семи дней она составляет 0,004 - 0,02 единицы
  • в возрасте четырех недель – 0,008 - 0,03 единицы
  • в возрасте двенадцати недель – 0,05 - 0,1 единицы
  • в возрасте шести месяцев 0,1 - 0,3 единицы
  • в годик от 0,3 до 0,6 единиц
  • в два года от 0,4 до 0,7 единиц
  • в три года от 0,6 до 1,0 единицы
  • в четыре года от 0,7 до 1,0 единицы
  • в пять лет от 0,8 до 1,0 единицы
  • в семь лет от 0,9 до 1,0 единицы.
  • Можно помочь становлению зрения ребенка, делая с ним очень простые упражнения. Этот комплекс был создан специалистами по спортивной медицине. Комплекс очень прост и ребенок с трех лет вполне может с ним справиться под контролем мамы или папы. Повторять упражнения следует от трех до пяти раз в сутки. Делать нужно перед возможными сильными напряжениями глаз, а также после них.

    Первое упражнение активизирует кровоток мускулатуры век, релаксирует мускулатуру глаз. Следует сильно зажмурить глаза на пять секунд, после чего открыть их. Сделать так шесть - восемь раз.

    Второе упражнение активизирует кровоток в мускулатуре глаз. Нужно на протяжении пятнадцати секунд интенсивно моргать глазами, после чего расслабить веки. Делать три - четыре раза.

    Третье упражнение поможет также активизировать кровообращение и снять напряжение с глазных мышц. Веки опустить, пальцами прикоснуться к ним и мягко массировать по кругу на протяжении 60 секунд.

    В случае каких-либо сомнений в зрении ребенка, его следует обязательно повести на консультацию офтальмолога .

    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Автор: Пашков М.К. Координатор проекта по контенту.

    Записаться к врачу в Москве. Контактный телефон: +7 (495) 121-94-67

    Мы поможем Вам выбрать нужного специалиста в хорошей клинике.

    норма зрения у детей 4 лет

    Исследование остроты центрального зрения у детей старше 3-4 лет и у взрослых людей

    Острота зрения - показатель, величина которого определяется способностью глаза к раздельному восприятию двух светящихся точек под наименьшим углом зрения. Последний образуется двумя лучами, исходящими от крайних точек фиксируемого объекта и пересекающимися в его узловой точке. Для удобства в работе, остроту зрения выражают все-таки не в угловых, а в относительных величинах с помощью специальных таблиц, впервые предложенных Снелленом (Snellen G, 1862). В них в качестве физиологического принят угол зрения, равный 1'. Эта норма осталась общепринятой, и поэтому все последующие визометрические таблицы построены таким образом, что каждый их тестовый знак виден со строго определенного расстояния под углом зрения в 5', а его различительные детали - в 1'. В соответствии с предложением того же Снеллена величина остроты зрения во многих странах мира выражается показателем в виде дроби: в числителе указывается расстояние, с которого производилось исследование - d (в стандарте Снеллена это 20 футов, т.е. 6 метров) а в знаменателе - расстояние, с которого знаки прочитанного ряда таблицы видны в норме при заданном угле зрения - D. Результаты исследования фиксируют следующим образом:

    Vis OD (OS) = 20/20 или 20/50 и т.д.

    У нас в стране используются метрические таблицы типа Монуайе, рассчитанные на показ с 5 метров. Они позволяют определять остроту зрения уже по так называемой десятичной системе - от 0,1 до 2,0. Для соответствующих вычислений используется уже упоминавшаяся выше формула Снеллена:

    норма зрения у детей 4 лет

    Vis = d/D

    Визометрия производится, как правило, в 2 вариантах - для дали (5 м) и для близи (33 см). Определяется раздельно острота зрения правого и левого глаза. В принципе, полезно знать и величину бинокулярной остроты зрения. Нередко она оказывается выше монокулярной (

    на 0,1-0,2).

    Исследование остроты зрения для дали производится по таблицам Сивцева (буквенным и с кольцами Ландольта) или Орловой (с детскими картинками), помещенными в аппарат Рота, с расстояния 5 м. Их следует освещать лампой накаливания в 40 Вт. Нижний край таблиц должен находиться на уровне глаз сидящего на стуле пациента. Норма, установленная для взрослых людей, равна 120 см. Для детей она не декларирована, но вполне очевидно, что в этом случае аппарат Рота с таблицами должен висеть ниже (

    на 30-40 см). Учитывая большой возрастной диапазон детей, у которых возможна визометрия, желательно в глазном кабинете иметь два аппарата Рота и устанавливать их на различных уровнях (например, с отстоянием их нижнего края от уровня пола на 80 и 100 см).

    Порядок визометрического исследования состоит в следующем. Сначала определяют остроту' зрения правого глаза, затем - левого. Неисследуемый глаз надо прикрывать непрозрачной заслонкой. Нельзя его зажмуривать или плотно закрывать рукой. Учитывается только полная острота зрения. Первые шесть строк таблицы (Vis = 0,1-0,6) считаются прочитанными, если в них узнаны все знаки. В 7-10-й строчках (Vis = 0,7-1.0) допустима ошибка в один знак.

    При остроте зрения ниже 0.1 исследуемого нужно приближать к таблице до момента, когда он увидит первую ее строчку. Последующий визометрический расчет производится по формуле Снеллена (см. выше). Процесс исследования может быть упрощен, если врач станет показывать пациент) с различных расстояний пальцы своей руки (угловая их величина примерно соответствует величине деталей тестов из первого ряда таблицы Сивцева). При таком способе измерения 1 метр дистанции эквивалентен остроте зрения в 0,02. Отсюда, например, следует, что при правильном счете пальцев на 1.5 м острота зрения равна 0,03, на 2 м - 0,04. на 2,5 м - 0,05, на 3,5 м - 0,07 и т.д.

    Определение остроты зрения для близи производится с помощью уже другой (маленькой) таблицы Сивцева. Она рассчитана на показ с 33 см и укреплена в специальной рамке с ручкой. Исследуемый должен взять ее в руку и. удерживая на заданном расстоянии, найти и прочитать раздельно каждым глазом тот текст, который он еще свободно различает. Значения остроты зрения в таблице этого типа указаны в начале каждого текстового блока. За рубежом сейчас уже широко распространены малоформатные многоцелевые таблицы, которые помимо визометрии (с расстояния в 40 см) позволяют определять у пациента положение ближайшей точки ясного видения каждого глаза и размеры их зрачков.

    E. Coмoв

    Исследование остроты зрения

    Способность зрительно различать форму предметов в пространстве, связанная с функцией центральной ямки желтого пятна, называется центральным зрением. Состояние центрального зрения определяется по его остроте. Острота зрения зависит от состояния преломляющих сред глаза, от размера и плотности колбочковых элементов в центральной ямке желтого пятна, от состояния проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров, их ассоциативных связей с другими анализаторами, от психоэмоционального состояния и общего здоровья пациента, от уровня и качества освещенности и, наконец, от функционирования глазодвигательной системы (скачки, тремор, дрейф), а также от вида и величины клинической рефракции.

    Острота зрения претерпевает определенную возрастную эволюцию и достигает максимума в среднем к 6-7 годам жизни.

    Зрение ребенка первых месяцев жизни считается примитивным, равным светоощущению. У новорожденных зрительные восприятия проявляются кратковременным слежением. Со 2-й недели жизни можно отметить кратковременную фиксацию, но движения глаз при этом могут оставаться некоординированными. К 2-4 мес жизни формируется устойчивое синхронное слежение, развивается бинокулярная фиксация взора, что свидетельствует о возникновении и совершенствовании предметного зрения. К 6-8 мес жизни ребенок начинает различать простые геометрические фигуры, к 1-2 годам - рисунки.

    В 3-летнем возрасте острота зрения может колебаться от 0,6 до 1,0 к 7 годам жизни она нередко равна 0,9-1,0 и даже больше (1,5-2,0). В 8-15 лет острота зрения, как правило, равна 1,0-1,5-2,0.

    В детской практике для проверки остроты зрения пользуются буквенными таблицами Головина и Сивцева, таблицей Ландольта, а также детской таблицей (картинки) Орловой.

    Исследование зрения у новорожденных затруднено, потому что у них есть только светоощущение. Зрительную функцию выявляют по прямой и содружественной реакции зрачка на свет, общей двигательной реакции на освещение глаз, смыканию век при освещении глаза, кратковременной реакции слежения без фиксации.

    К 2-3 мес жизни в связи с функциональным совершенствованием черепных нервов, подкорки и коры головного мозга для установления остроты зрения ребенку показывают светящиеся предметы различной величины и с различного расстояния. Знание угловых размеров предметов позволяет приблизительно рассчитать остроту зрения по формуле Снеллена: Vis = d/D. где d - расстояние, с которого проводятся

    исследования D - расстояние, с которого нормальный глаз различает знаки данной строки таблицы.

    К полугодию жизни о зрительной функции судят по устойчивой бинокулярной фиксации предметов различной величины на разном удалении от глаз. К году жизни ребенок может выполнить определенное задание, например взять или найти знакомые предметы разной величины, расположенные на различном расстоянии от него.

    К 2 годам после определенной тренировки удается проверить остроту зрения по специальным детским таблицам. Для этого ребенка помещают спиной к свету на расстоянии 5 м от таблицы. Детей до 7 лет сначала подводят к таблице и проверяют знание показываемых рисунков. При исследовании зрения одного глаза другой прикрывается полупрозрачной (матовой) заслонкой, причем под заслонкой глаз должен оставаться открытым.

    Ребенок читает знаки таблицы, переходя от крупных к мелким. Если он читает с 5 м знаки самого крупного ряда, то острота зрения менее 0,1. В этом случае остроту зрения можно определить двумя способами. Ребенку разрешают подойти к таблице на такое расстояние, с которого он видит первую строчку, и затем вычисляют остроту зрения по формуле Снеллена. Можно показывать оптотипы с различного расстояния, указанного на отдельных знаках. Если нет таблицы с рисунками и оптотипами или ребенок не может их различить, то ему показывают пальцы (белый карандаш, ручку) на темном фоне. Если и их он не видит, то ребенка просят определить направление движения руки (ручки) перед глазом.

    Если движение руки или пальцев не воспринимается, то определяют наличие светоощущения и характер светопроекций (правильная, неправильная, отсутствует), направляя в глаз пучок света с разных сторон.

    Так как уже в 7-8-летнем возрасте у ребенка острота зрения может быть выше 1,0, с этого возраста следует обязательно (!) показывать 11-ю и 12-ю строки таблиц с буквами или оптотипами.

    Исследование остроты зрения у детей имеет очень важное значение, так как ее нарушение может быть при ряде тяжелых заболеваний, связанных с нарушением свойств роговицы, хрусталика, стекловидного тела, сетчатки, зрительного нерва и зрительных центров. Как правило, острота зрения у здоровых детей проверяется в течение 15 лет более 10 раз:

  • сразу после рождения (микропедиатр, акушер) - при выписке из родильного дома (микропедиатр)
  • регулярно во время патронажа (участковый педиатр)
  • к 2 мес (офтальмолог)
  • к 6-12 мес (офтальмолог)
  • в 3-4 года (офтальмолог)
  • в детских дошкольных учреждениях (медицинская сестра)
  • в 6-7 лет (офтальмолог)
  • ежегодно в школе (медицинская сестра, учителя)
  • обязательно в 3-4-х классах школы (офтальмолог, медицинская сестра)
  • непременно в 7-8-х классах школы (офтальмолог, медицинская сестра).
  • Если определяется отклонение остроты зрения без явных причин, то уже с 10-12 мес (а при отягощенной по аметропии наследственности и ранее 6 мес жизни) необходимо исследовать клиническую рефракцию и назначать соответствующую очковую коррекцию для повышения зрения, профилактики рефракционной амблиопии, а также аккомодационного содружественного косоглазия.

    Если при ориентировочном исследовании острота зрения вдаль оказывается пониженной, а рефракцию проверить не удается, то следует проверить остроту зрения вблизи. Если она окажется более высокой (т. е. превысит показания вдаль), то скорее всего у ребенка близорукость, если ниже, то дальнозоркость, если не изменится, то это или вариант нормы, или есть патология какого-то отдела глаза. Врач никогда не должен теряться перед пациентом любого возраста при проверке остроты зрения и обязан использовать все доступные средства (показать картину или ее деталь на стене, нарисовать простой предмет или букву и соотносить их величину и расстояние до них с соответствующими данными по таблицам).

    E. Koвaлeвcкий

    Развитие центрального зрения у детей, центральная острота зрения

    Центральное форменное, предметное зрение начинает развиваться после установления устойчивой центральной фиксации. Оно нарастает постепенно. Обычно ребенок начинает узнавать обслуживающих его лиц по их виду на 4-6-м месяцах жизни, иногда позже. Узнавание жизненно важных объектов, например груди матери, может происходить в более ранние сроки - от 2 до 3-х месяцев, о чем можно судить по рефлекторным сосательным движениям ребенка. Геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар) дифференцируются ребенком позже - на 7-10-м месяцах жизни, а нарисованные изображения предметов - еще позже, на 2-3-м году жизни.

    В большинстве случаев наличие элементарного центрального форменного зрения у детей возможно обнаружить при помощи методики условных рефлексов лишь к концу 1-го полугодия жизни. У детей моложе 4 месяцев трудно вообще получить сколько-нибудь уверенные данные об уровне их центральной остроты зрения. В 4-месячном возрасте острота зрения составляет несколько меньше 0,01, в возрасте 6 месяцев она колеблется около 0,015-0,02, достигая к концу 1-го года жизни величин от 0,1 до 0,14.

    По данным одних авторов, острота зрения у детей достигает нормы (1,0) в возрасте 5 лет, по данным других, она составляет в этом возрасте лишь немногим более 0,5, достигая 1,0 лишь в возрасте около 13-15 лет.

    К моменту поступления в школу, в возрасте 7 лет, лишь около половины детей имеет полную (1,0) остроту зрения, а в возрасте 14--15 лет - от 84 до 95%.

    Острота зрения у детей оказывается выше в случае ее измерения при помощи изолированных букв или оптотипов и ниже при исследовании таблицами, в строках которых знаки стоят скученно (так называемые трудности разделения, трудности раздельного видения, или феномен скученности). Феномен скученности наблюдается при амблиопиях любого происхождения, в том числе при возрастной "физиологической амблиопии". Причины феномена точно не установлены.

    Разными авторами устанавливаются различные сроки развития у детей цветоразличения при помощи самых разнообразных методов исследования. Пользовавшиеся порочной "методикой наименования" цветов устанавливали слишком поздние сроки наступления цветоразличения у детей - в возрасте 2-3, 6 лет и даже более поздно.

    Ввиду анатомической функциональной незрелости зрительного анализатора, в частности колбочкового аппарата сетчатки, трудно допустить наличие сколько-нибудь развитого цветоразличения у новорожденных и детей самого раннего возраста.

    норма зрения у детей 4 лет

    Восприятие цвета является в конечном счете функцией коры головного мозга. Между тем, новорожденный ребенок представляет по преимуществу "существо подкорковое".

    Подавляющее большинство авторов отрицают наличие цветоразличения у новорожденных детей.

    И.М. Сеченов в своих "Рефлексах головного мозга" писал, что глазу необходимо "выучиться ощущать любой из семи ньютоновских цветов".

    Многочисленные исследования, проведенные при помощи метода условных рефлексов отечественными авторами, показали, что выраженного цветоразличения у детей моложе первых 3 месяцев жизни обнаружить нельзя. Оно появляется лишь приблизительно к концу первого полугодия жизни.

    При помощи тщательной физиологической методики условных рефлексов А.В. Зоновой удалось в доказать, что цветоразличение у детей появляется впервые не ранее 2-месячного возраста.

    При помощи же ориентировочной реакции на новизну ей удалось среди 180 новорожденных в возрасте от нескольких часов до 17 дней обнаружить у 1/3 из них положительную реакцию на новизну сменяемых цветов, т. е. примитивное цветоразличение, или "наличие элементов колбочкового цветового зрения".

    В общем, из наблюдений, основанных на применении условнорефлекторной методики, можно сделать лишь вывод, что сколько-нибудь уверенное цветоразличение появляется у детей в процессе постнатального онтогенетического развития не ранее 2-месячного возраста.

    Исследованиями И.Э. Барбеля при помощи изо- и полихроматических таблиц устанавливается, что цветоощущение у детей обнаруживает функциональную зрелость в возрасте от 2 до 4 лет, когда применение таблиц становится у них возможным. Аномалии цветового зрения у них встречаются с такой же приблизительно частотой и в таких же количественных соотношениях, что и у взрослых.

    Большинство авторов отмечают, что различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, распознавание же цветов коротковолновой половины спектра (зеленого, синего) развивается значительно позже. Этот несомненный факт не получил еще пока достаточного объяснения. Можно допустить более раннее созревание приемников красного цвета по сравнению с приемниками других основных цветов.

    Некоторые авторы указывают на особый характер биологического действия красных излучений через глаз на весь организм. Красный свет способен усиливать мышечные сокращения и влиять на кровообращение, изменяя характер плетизмограмм. В эксперименте при помощи красного света можно вызвать у птиц "оптикогенную каталепсию" (Д.А. Бирюков).

    На белый свет также можно вызвать выраженное изменение мышечного тонуса у доношенных и особенно у недоношенных детей, что выражается в упомянутом оптическом рефлексе Пейпера "с глаза на шею".

    Конвергенция, аккомодация и связанное с ними сужение зрачков у взрослых неразрывно связаны, хотя и не абсолютно (относительная аккомодация и относительная конвергенция). У детей же раннего возраста они вначале разъединены. Каждая из этих функций развивается и достигает функциональной зрелости в разные сроки. Лишь впоследствии между ними устанавливается условнорефлекторная связь, которая постепенно укрепляется и становится неотличимой от безусловного рефлекса.

    Конвергенция, в противоположность сопряженным одноименным движениям обоих глаз, у новорожденных отсутствует.

    У новорожденного ребенка "нет вначале уменья смотреть, т.е. сводить зрительные оси глаз на одну точку" (И.М.Сеченов).

    По данным большинства авторов, начальные проявления конвергентных движений отмечаются не ранее чем в возрасте от 2 до 4 месяцев. Отчетливая, устойчивая конвергенция развивается у детей старше 6 месяцев.

    Дивергенция глаз у детей раннего возраста наблюдается во сне, наркозе, коме и при других условиях. Является ли этот процесс активным и существуют ли соответствующие нервные центры, точно неизвестно.

    Аккомодация. Ее исследование у маленьких детей представляет очень большие трудности. По современным данным, в первом полугодии жизни она, если и имеется, то носит еще непостоянный и эфемерный характер. Между ней и конвергенцией в это время еще отмечается выраженная диссоциация. Более совершенной она становится лишь на 2-м году жизни.

    Сужение зрачков при переводе взора на близкий предмет. Сроки начальных проявлений миоза при конвергенции и аккомодации у маленьких детей мало изучены. По данным некоторых авторов (Peiper, Esentie), первые слабые его проявления можно отметить на 3-4-месяце жизни.

    Л.А. Дымшиц

    Развитие центрального зрения у детей, центральная острота зрения статья из раздела Детская офтальмология

    Дополнительная информация:

    Источники:
    www.tiensmed.ru, www.glazmed.ru, www.glazmed.ru, www.myglaz.ru

    Следующие материалы:

    18 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения